Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Почвенные ресурсы России. Охрана почв России

Автор:
Хвастова Надежда Николаевна

Аннотация:

Задачи урока:
Учебные: - обобщить, систематизировать и закрепить знания о почвах России
- познакомить учащихся с хозяйственным использованием почв
- изучить условия плодородия почв
- познакомить с экологическими проблемами почв
Развивающие: - развитие познавательного интереса к предмету
- развитие информационной и коммуникативной компетенции
- развитие умения выделять наиболее значимый материал
- развивать ораторские способности и отстаивать свою точку зрения Воспитательные: - воспитывать чувство бережного отношения к природе
Форма организации учащихся: в процессе подготовки- индивидуальная, на уроке- групповая и коллективная
Тип урока: урок обобщения, систематизации и закрепления с элементами получения новых знаний
Методической особенностью урока, обеспечивающей его эффективность, является традиционная форма его проведения с использованием презентации и опережающего задания по новой теме, что позволяет учащимся изучить и отобрать необходимую литературу по теме, развивает творческие способности.
Подготовка к уроку ведется заранее. Подготавливается и распределяется необходимый материал. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, то есть словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.

Статья:

Цели урока:

1) помочь учащимся осознать социальную значимость         изучаемого материала;

2) создать условия для применения ранее полученных знаний и умений

    в оценивании плодородия почв  в сочетании с новыми сведениями о

    почвах;

3) изучить условия поддерживания плодородия почв, а так же хозяйственное

    использование почвенных ресурсов;

4) развивать умение работать в коллективе и доказывать свою точку зрения.

 

Оборудование: карта России, атласы, схема «Земельный фонд России»,

                          компьютер, таблица «Мое отношение к состоянию почв

                          в нашей стране», презентация «Почвенные ресурсы России».

 

 

                                                              Ход урока.

 

1.     Организационный момент.

 

2.     Повторение. Проверка домашнего задания.

 

Географический диктант (кратко ответить на вопросы).

  - Что называют почвой? ( слайд № 1)

  - Почему почву считают сложным органоминеральным комплексом?

    Факторы почвообразования.

  - Органическое вещество почвы.

  - Назовите почвы с мощным горизонтом гумуса. 

  - Перечислите основные типы почв России.

  - Назовите почвы Орловской области.

    (краткое сообщение о почвах Орловской области)

 

3.     Объявление темы урока и постановка целей.

 

                              Вступительное слово учителя.

 

Сегодня у нас завершающий урок по теме « Почвы и почвенные ресурсы России ».

Откройте тетради, подпишите число и тему урока.

Мы с вами познакомились с основными типами почв России

узнали их строение и механический состав, структуру, а так же 

 закономерности их распространения.

На этом уроке мы с вами изучим условия поддержания плодородия почв, а так же хозяйственное использование почвенных ресурсов в нашей стране.

Познакомимся с земельным фондом России.

 Разработаем комплекс мер направленных на повышение плодородия почв.

 

4.     Рефлексия.

 

Учитель: У вас на партах лежат таблицы « Мое отношение к состоянию почв в нашей стране», отметьте, пожалуйста, свое отношение к состоянию почв в нашей стране в колонке в начале урока: «Я спокойно отношусь к

состоянию почв в нашей стране», или «Я тревожусь за состояние почв в нашей стране».

 

5.     Изучение нового материала.

 

 А) Объяснение учителя.

 Почва покрывает поверхность суши почти сплошным тонким покрывалом. Мы с вами знаем, что главное свойство почвы - плодородие (слайд № 2).  

Этот верхний плодородный слой земли очень часто в обыденной жизни мы называем просто землей. Слова «земля» и «почва» здесь употребляются как синонимы. Нередко также отождествляют земельные и почвенные ресурсы, но это не всегда одно и то же. Земельные ресурсы –

это та твердая опора, та физическая поверхность Земли, которая может использоваться для размещения отдельных объектов и различных отраслей хозяйства. И для большинства отраслей не имеет значения,

какие почвы развиты на этих землях.

Лишь для двух отраслей народного хозяйства - сельского и лесного хозяйства важно качество земель и их плодородие.

Обратите внимание, на доске мы видим земельный фонд России: и всего лишь 13% земель приходится на сельхозугодья и 45%  занято лесами.

 

 

Земельный фонд России.

13%- сельхозугодья.

45%- леса.

6%- болота.

4%-поверхностные воды.

19%- оленьи пастбища.

0,2%- города, поселки, дороги.

0,9%- горные отвалы, свалки.

11,9%-прочие земли.

                                                                                                              

  В процессе своей хозяйственной деятельности человек оказывает влияние на все компоненты природы. В настоящее время в стране не

осталось неосвоенных земель, пригодных для земледелия. Обрабатываемые почвы заметно снизили свое плодородие, и его необходимо поддерживать, чтобы получать необходимые результаты.          

 В настоящее время остро стоит вопрос разумного использования уже               имеющихся почвенных ресурсов и повышения плодородия почв.

С помощью механической обработки мы можем повысить плодородие почв.

(Слайд № 3.)

Распашка, боронование, внесение удобрений, севообороты – это лишь некоторые мероприятия по улучшению почвы.

Важная роль в повышении плодородия почв принадлежит мелиорации.

Мелиорация сельскохозяйственных земель – это совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия.

 

 

Б) Работа с учебником.

Сейчас на основе текста учебника « Роль мелиорации в повышении плодородия почв» стр. 144 и анализа рис.59 стр. 132 «Мелиорация земель»

Попытаемся назвать виды мелиоративных работ, для различных видов почв России.

 

                                    Средства охраны почв.

 

Работа в группах: 1группа « водные мелиоративные работы»

                                                 снегозадержание, снегонакопление

                                                  осушение, орошение, обводнение.

 

                                     2 группа «химические мелиоративные работы»

                                                     внесение удобрений, известкование,

                                                     применение гербицидов и пестицидов.

 

                                     3 группа «земельные мелиоративные работы»

                                                     борьба сводной и ветровой эрозией,

                                                     рекультивация, рациональная обработка

                                                     почв, очистка от валунов и несанкцио-

                                                     нированных свалок.

     (слайд № 4.)

В) Еще в древности люди начали заботиться о состоянии почвы. До наших дней дошли древние природоохранные мероприятия.

 А сейчас я предлагаю вам прослушать информацию, которую готовили

вы дома.

( Опережающее задание. Сообщение на тему «Рекультивация земель» ) 

( слайд № 5.). Висячие сады Семирамиды.

 

6.Итог урока.

 

Вопросы учащимся: Что нового мы узнали сегодня на уроке?

                                    Могут ли эти знания пригодиться вам в жизни?

Сейчас давайте сделаем выводы по изученному материалу и кратко запишем их в тетради.

(слайд № 6)

 

7. Рефлексия.

 

Изменилось ли ваше отношение к проблеме состояния почв в нашей стране после изучения темы « Почвенные ресурсы России. Влияние деятельности человека на почвенный покров»?

Обозначьте в колонке « В конце урока»: «Я спокойно отношусь к состоянию почв в нашей стране», или «Я тревожусь за состояние почв в нашей стране».

Изменилось ли ваше отношение к состоянию почв? (если ДА, то мы с вами не зря сегодня поработали).

 

8. Домашнее задание.

Повторить параграфы 22-24.

 

9. Оценки за урок.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010