Автор:
Бавкум Людмила Александровна
Программа разработана на краеведческом материале.
Цель: знакомство с географическим положением, природой, хозяйством и историей становления города, который отмечает в 2011 году 350 лет со дня основания.
Задачи: обучающиеся получат знания:
· о населении, минерально-сырьевых и других ресурсах, определяющих основные направления экономического и социального развития города;
· навыки составления собственных авторских описаний памятников природы и культуры г. Иркутска, очерков об известных и знаменитых земляках.
Статья:Пояснительная записка.
Программа позволяет учащимся ответить на вопросы: «Хочу ли я это знать?», «Интересно ли мне это?». По степени новизны для учащихся: программа включает новые знания, не содержащиеся в базовых программах, в ней содержится материал познавательного характера, существенно расширяющий кругозор, эрудицию ученика, демонстрирующий возможность его собственного вклада.
Данная программа знакомит с географическим положением и историей хозяйственного становления города. В процессе изучения курса учащиеся получат сведения о населении, основных отраслях экономики, рельефе, климате, минерально-сырьевых и других ресурсах, определяющих основные направления социально-экономического развития города. Прав был М. И. Калинин, сказавший в своё время: «Воспитание патриотизма начинается с углублённого познания своей Родины». Краеведение – для учителя путь к научной исследовательской работе; в процессе краеведческой работы происходит самостоятельное усвоение детьми учебного материала, приобретаются навыки, необходимые в жизни, идёт подготовка к практической деятельности, расширяются общеобразовательные знания.
Акцент на таких уроках ставится на развитие качеств личности гражданина мира:
- толерантности (терпимости к другой точке зрения, другому взгляду на проблему и способы её решения);
- коммуникативной культуры (способности к диалоговому взаимодействию, основанному на бесконфликтности);
- способности к проектированию при выборе решений и способов действий.
Учащиеся на занятиях создают информационный проект – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов. Презентация и её разработка – её составная часть. Ценностная ориентация – природа как материальная научная и эстетическая ценность, охрана природы – условие нормальной жизнедеятельности.
Программа носит характер межпредметный и актуализирует знания в области географии, истории, МХК и экологии. Курс рассчитан на 34 часа для обучающихся в 8-9 классах.
Особенности курса.
1. На каком содержательном материале, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? Как я смогу помочь ребёнку сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха? 2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? 3.Каким образом будет выстроена логика подачи материала в программе? Почему нужна именно такая логика? 4.Каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам?
5. Сколько времени потребуется для изучения материала с учётом контроля, возможных затруднений и необходимости его повторения с учащимися? 6. Каким учебным и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, диагностические материалы)? 7.Какие виды деятельности (профильные и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием 8. Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении? 9. Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чём он может проявить инициативу? 10. Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса? 11.Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю? 12. Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчётности? |
Рассказать о необыкновенных уголках г. Иркутска, разбудить в душе учащихся чувство преклонения перед бесконечным разнообразием и несравненной красотой природы. Расширить кругозор учащихся.
Оно вообще не представлено в базовых курсах. Подача материала построена в форме путешествия.
Вводная часть, разделы: рельеф, климат, история, административно-территориальное деление, ископаемые ресурсы, экономика, транспорт, социальная сфера, религия, международные отношения, перспективы.
34 часа
Интернет, фонд библиотеки.
Работа в малых группах, работа с источниками информации, презентация.
Структурализация, систематизация, публичное выступление
Подбор материала, определение форм отчётности по своей части, его оформление, создание презентации. Технология «Мини-сочинение»
Технология «Острова»
Презентация |
Цели:
- показать интеграцию географии с предметами гуманитарного цикла и естественнонаучного цикла: МХК, истории и экологии;
- привить навыки самостоятельной работы;
- сформировать навыки научно-исследовательской деятельности (структурализация, систематизация);
- формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;
- использовать информационные технологии;
- дать целостное представление о городе Иркутске;
- воздействовать на эмоционально-чувственную сферу;
- способность к самопрезентации через позиционирование и аргументацию;
- развивать критическое и творческое мышление;
- способствовать развитию диалого-лингвистических способностей;
- готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс;
Учащиеся должны иметь представление:
- об интересных уголках г. Иркутска, рельефе, ископаемых ресурсах, климате, населении, религии, административно-территориальном делении, экономике, транспорте, сфере услуг, международных отношениях;
- природа как материальная, научная и эстетическая ценность
Знать:
- как создавались творения природы и человека;
- что они значили, для своих современников, и что от них осталось.
Уметь:
- восторгаться и восхищаться художественному совершенству природы, творению человека;
- работать в малых группах;
- оперировать новыми терминами и понятиями, полученными на уроках курса
- работать в группе по решению познавательных задач
Иметь опыт работы:
- с разными источниками информации;
- взаимодействия, основанного на бесконфликтности.
<Рисунок 1>
Учебно-тематический план.
№ |
Кол-во ч. |
Тема урока |
Цели урока |
Форма урока |
Деятельность учащихся |
|
4ч.
|
Вводная часть:
|
1. Воздействовать на эмоционально-чувственную сферу; 2. Готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс; |
|
|
1 |
1 |
1. Что такое город? |
1. Воздействовать на эмоционально-чувственную сферу; 2. Готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс; |
Игра-экспромт |
Работа в группах. |
2 |
1 |
2. Как возникают города? |
Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;
|
Лекция |
Выбор темы проекта
|
3 |
1 |
3. 3. Градообразующая основа |
1. Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности; 2. Готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс
|
Практическое занятие |
Работа в группах по отдельным направлениям |
4 |
1 |
4. Концепция развития города |
1. Воздействовать на эмоционально-чувственную сферу; 2.. развивать критическое и творческое мышление; 3. Готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс; |
Практическое занятие |
Рефлексивная мишень |
|
26ч. |
Почему Иркутск является административным, экономическим, культурным и научно-образовательным центром Иркутской области и всей Восточной Сибири? |
|
|
|
5-7 |
3 |
1-3. История |
Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;
|
Комбинированный |
Заполнение таблицы |
8 |
1 |
4. Административно-территориальное деление |
Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;
|
Комбинированный |
Заполнение таблицы |
9 |
1 |
5. Рельеф |
Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;
|
Комбинированный |
Работа с картой-схемой |
10 |
1 |
6. Ископаемые ресурсы |
Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;
|
Комбинированный |
Работа с картой-схемой |
11 |
1 |
7. Климат |
Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;
|
Комбинированный |
Вычерчивание графиков температур, диаграмм выпадения осадков |
12 |
1 |
8. Население |
Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;
|
Комбинированный |
Анализ динамики численности населения Иркутска с 1730 по 2010 годы. |
13 |
1 |
9. Религия |
Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности |
Комбинированный |
Анализ карты-схемы |
14 |
1 |
10. Экономика |
Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности |
Комбинированный |
Заполнение таблицы |
15 |
1 |
11. Энергетика |
Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности |
Комбинированный |
Заполнение таблицы |
16 |
1 |
12. Транспорт |
Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности |
Комбинированный |
Анализ карты-схемы |
17 |
1 |
13. Социальная сфера |
Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности |
Комбинированный |
Анализ карты-схемы |
18-19 |
2 |
14-15. Перспективы |
Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности |
Комбинированный |
Проект «Ваше представление о будущем города». |
20 |
1 |
16. Определение целей проекта, проведение организационной работы
|
1. формировать теоретические и практические умения учебной деятельности; 2. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс;
|
Практическое занятие |
1. Сформулирована проблема; 2.Определение поиска информации; 3. Организованы группы детей, мотивированные к поиску информации; 4.избраны лидеры групп, определены роли каждого члена группы. |
21-22 |
2 |
17- 18. Определение способов и методов исследования, организация групп
|
1. привить навыки самостоятельной работы; 2. сформировать навыки научно-исследовательской деятельности (структурализация, систематизация); 3. формировать теоретические и практические умения учебной деятельности; 4. использовать информационные технологии; 5. воздействовать на эмоционально-чувственную сферу; 6. развивать критическое и творческое мышление; 7. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс; |
Практическое занятие |
1.Определены предварительно в группах, а затем в результате общей дискуссии методы исследования; 2. Работа в группах экспертов по отдельным направлениям 3. Обмен информацией в базовых группах
|
23-24 |
2 |
19-20. Обмен информацией, работа по группам, определение методов работы, форм отчёта
|
1. привить навыки самостоятельной работы; 2. сформировать навыки научно-исследовательской деятельности (структурализация, систематизация); 3. формировать теоретические и практические умения учебной деятельности; 4. использовать информационные технологии; 5. воздействовать на эмоционально-чувственную сферу; 6. развивать критическое и творческое мышление; 7. способствовать развитию диалого-лингвистических способностей; 8. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс. |
Практическое занятие |
1.Продолжение работы в базовых группах, обмен информацией, совместный её анализ; 2. Определение форм отчётности по своей части проекта (направлению), его оформления; 3. Определение наиболее удачных материалов; 4. Определение дальнейшей работы. |
25-26 |
2 |
21-22. Анализ собранной группой информации
|
1. привить навыки самостоятельной работы; 2. сформировать навыки научно-исследовательской деятельности (структурализация, систематизация); 3. формировать теоретические и практические умения учебной деятельности; 4. использовать информационные технологии; 5. воздействовать на эмоционально-чувственную сферу; 6. развивать критическое и творческое мышление; 7. способствовать развитию диалого-лингвистических способностей; 8. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс. |
Практическое занятие |
1.Завершение сбора информации и её обсуждение по группам; 2. Выводы; 3. Распределение ролей для защиты
|
27-28 |
2 |
23-24. Работа в малых группах по составлению сценария защиты проекта.
|
1. привить навыки самостоятельной работы; 2. сформировать навыки научно-исследовательской деятельности (структурализация, систематизация); 3. формировать теоретические и практические умения учебной деятельности; 4. использовать информационные технологии; 5. воздействовать на эмоционально-чувственную сферу; 6. развивать критическое и творческое мышление; 7. способствовать развитию диалого-лингвистических способностей; 8. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс. |
Практическое занятие |
Подготовка сценария защиты |
29-30 |
2 |
25-26. Оформление материала в группах
|
1. сформировать навыки научно-исследовательской деятельности (структурализация, систематизация); 2. формировать теоретические и практические умения учебной деятельности; 3. использовать информационные технологии; 4. воздействовать на эмоционально-чувственную сферу; 5. способность к самопрезентации через позиционирование и аргументацию; 6. развивать критическое и творческое мышление; 7. способствовать развитию диалого-лингвистических способностей; 8. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс. |
Практическое занятие |
Оформление материала
|
|
3 ч. |
Презентация, альтернативная оценка |
|
|
|
31-32 |
2 |
1-2. Презентация |
1. показать интеграцию географии с предметами гуманитарного цикла и естественнонаучного цикла: МХК, литературы и экологии; 2. дать целостное представление о мире; 1. воздействовать на эмоционально-чувственную сферу; 2. способность к самопрезентации через позиционирование и аргументацию; 3. развивать критическое и творческое мышление; 4. способствовать развитию диалого-лингвистических способностей; 7. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс. |
Практическое занятие |
Презентация, альтернативная оценка
|
33 |
1 |
2. Викторина |
1. показать интеграцию географии с предметами гуманитарного цикла и естественнонаучного цикла: МХК, литературы и экологии; 2.дать целостное представление об Иркутске; 3. воздействовать на эмоционально-чувственную сферу; 4. развивать критическое и творческое мышление; 5. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс. |
Практическое занятие |
Ответы на вопросы викторины |
34 |
1 |
Рефлексия |
1. развивать критическое и творческое мышление; 2. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс. |
Практическое занятие |
Групповая форма работы «Очерк на основе интервью» |
Ожидаемые результаты.
Результатом самостоятельной работы учащихся с разными источниками информации является проект.
Учащиеся имеют представление:
· об интересных уголках г. Иркутска, о выдающихся достижениях природы; населении, хозяйстве;
· природа как материальная, научная и эстетическая ценность
Знают:
· как создавались эти творения;
· что они значили, для своих современников, и что от них осталось.
Умеют:
· работать в малых группах;
· оперировать новыми терминами и понятиями, полученными на уроках курса
· работать в группе по решению познавательных задач
Имеют опыт работы:
· с разными источниками информации;
· взаимодействия, основанного на бесконфликтности.
Литература для учителя
1.Винокуров М. А., Суходолов А. П. Города Иркутской области. Иркутск: Изд-во
БГУЭП, 2010. – 344с.
2. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. Минск: Высшая школа, 2002
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под редакцией Е. С. Полат. М.: АСАДЕМА, 2003
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
5.Социально-педагогические технологии, используемые в практике педагогов специальных образовательных учреждений. Сост. Дичина Н. Ю., Малых Т. А., Переломова Н. А., Пешня И. С. Иркутск: ИПКРО, 2008. – с.64
6. Сценарии классных часов (часть 2-я), под редакцией А. А. Рождественской. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002
6. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся)/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. – СПб.: КАРО, 2002
DVD
Ø DVD – «Иркутские горизонты» - «На улицах Иркутска»
Ø DVD «Небо на земле»
Ø DVD «Иркутская история»
Ø DVD «Город у Байкала» - «Иркутск. История. Легенды с древнейших времён до начала XIX века»
Ø DVD «Золотой глобус» № 83 – «Транссибирская магистраль»
Литература для учащихся
1.Винокуров М. А., Суходолов А. П. Города Иркутской области. Иркутск: Изд-во
БГУЭП, 2010. – 344с.
2. Гольдфарб С. И. Весь Иркутск. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992.
3. Иркутская летопись 1661-1940 гг. /Составитель, автор предисловия и примечаний
Ю. П. Колмаков. – Иркутск: «Оттиск», 2003. - 848 с.
4. Иркутска гордость и слава. – Иркутск: Издание ОГУП «Иркутская областная типография № 1», 2001.
5. Козлов И. И. Путеводитель по Иркутску. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство,1982,- 192 с.
6. Медведев С.И. Иркутск на почтовых открытках 1899-1917.- М: Издательство «Галарт», 1996.
7.Сибирский календарь. /Составитель Лариса Фомина. Иркутск: издательство «Восточно-Сибирская правда», 1992.
8. Харкеевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987.-280 с.