Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Программа элективного курса для обучающихся в 8 – 9 классах

Автор:
Бавкум Людмила Александровна

Аннотация:

Программа разработана на краеведческом материале.

Цель: знакомство с географическим положением, природой, хозяйством и историей становления города, который отмечает в 2011 году 350 лет со дня основания.

Задачи: обучающиеся получат знания:

·         о населении, минерально-сырьевых и других ресурсах, определяющих основные направления экономического и социального развития города;

·         навыки составления собственных авторских описаний памятников природы и культуры г. Иркутска, очерков об известных и знаменитых земляках.

Статья:

Пояснительная записка.

Программа позволяет учащимся ответить на вопросы: «Хочу ли я это знать?», «Интересно ли мне это?». По степени новизны для учащихся: программа включает новые знания, не содержащиеся в базовых программах, в ней содержится материал познавательного характера, существенно расширяющий кругозор, эрудицию ученика, демонстрирующий возможность его собственного вклада.

Данная программа знакомит с географическим положением и историей хозяйственного становления города. В процессе изучения курса учащиеся получат сведения о населении, основных отраслях экономики,  рельефе,  климате, минерально-сырьевых и других ресурсах, определяющих основные направления социально-экономического развития города. Прав был М. И. Калинин, сказавший в своё время: «Воспитание патриотизма начинается с углублённого познания своей Родины». Краеведение – для учителя путь к научной исследовательской работе; в процессе краеведческой работы происходит самостоятельное усвоение детьми учебного материала, приобретаются навыки, необходимые в жизни, идёт подготовка к практической деятельности, расширяются общеобразовательные знания.

Акцент на таких уроках ставится на развитие качеств личности гражданина мира:

  • толерантности  (терпимости к другой   точке зрения, другому взгляду на проблему и способы её решения);
  • коммуникативной культуры (способности к диалоговому взаимодействию, основанному на бесконфликтности);
  • способности к проектированию при выборе решений и способов действий.

Учащиеся на занятиях создают информационный проект – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов. Презентация и её разработка – её составная часть. Ценностная ориентация – природа как материальная научная и эстетическая ценность, охрана природы – условие нормальной жизнедеятельности.

Программа  носит характер межпредметный и актуализирует знания в области географии, истории, МХК и экологии. Курс рассчитан на 34 часа для обучающихся в 8-9 классах.

 

Особенности курса.

1. На каком содержательном материале, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? Как я смогу помочь ребёнку сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха?

2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса?

3.Каким образом будет выстроена логика подачи материала в программе? Почему нужна именно такая логика?

4.Каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам?

 

 

 

 

 

 

 

5. Сколько времени потребуется для изучения материала с учётом контроля, возможных затруднений и необходимости его повторения с учащимися?

6. Каким учебным и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, диагностические материалы)?

7.Какие виды деятельности (профильные и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием

8. Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении?

9. Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чём он может проявить инициативу?

10. Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса?

11.Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю?

12. Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчётности?

Рассказать о необыкновенных уголках г. Иркутска, разбудить в душе учащихся    чувство преклонения перед бесконечным разнообразием и несравненной красотой природы. Расширить кругозор учащихся.

 

 

 

 

Оно вообще не представлено в базовых курсах.

Подача материала построена в форме путешествия.

 

Вводная часть, разделы: рельеф, климат, история, административно-территориальное деление, ископаемые ресурсы, экономика, транспорт, социальная сфера, религия, международные отношения, перспективы.                     

 

 

 

34 часа

 

 

 

Интернет,  фонд библиотеки.

 

 

 

Работа в малых группах, работа с источниками информации, презентация.

 

Структурализация, систематизация, публичное выступление

 

Подбор материала, определение форм отчётности по своей части, его оформление, создание презентации.

Технология «Мини-сочинение»

 

 

Технология «Острова»

 

 

Презентация

 

Цели:

  • показать интеграцию географии с предметами гуманитарного цикла и естественнонаучного цикла: МХК, истории и экологии;
  • привить навыки самостоятельной работы;
  • сформировать навыки научно-исследовательской деятельности (структурализация, систематизация);
  • формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;
  • использовать информационные технологии;
  • дать целостное представление о городе Иркутске;
  • воздействовать на эмоционально-чувственную сферу;
  • способность к самопрезентации через позиционирование и аргументацию;
  • развивать критическое и творческое мышление;
  • способствовать развитию диалого-лингвистических способностей;
  • готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс;

Учащиеся должны иметь представление:

  • об интересных уголках г. Иркутска, рельефе, ископаемых ресурсах, климате, населении, религии, административно-территориальном делении, экономике, транспорте, сфере услуг, международных отношениях;
  • природа как материальная, научная и эстетическая ценность

Знать:

  • как создавались творения природы и человека;
  • что они значили, для своих современников, и что   от них осталось.

Уметь:

  • восторгаться и восхищаться художественному совершенству природы, творению человека;
  • работать в малых группах;
  • оперировать новыми терминами и понятиями, полученными на уроках курса
  • работать в группе по решению познавательных задач

Иметь опыт работы:

  • с разными источниками информации;
  • взаимодействия, основанного на бесконфликтности.

 

 

<Рисунок 1>

 

Учебно-тематический план.

Кол-во ч.

Тема урока

Цели урока

Форма урока

Деятельность учащихся

 

4ч.

 

Вводная часть:

 

1.      Воздействовать на эмоционально-чувственную сферу;

2.      Готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс; 

 

 

1

1

1. Что такое город?

1.        Воздействовать на эмоционально-чувственную сферу;

2.        Готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс; 

Игра-экспромт

Работа в группах.

2

1

2. Как возникают города?

Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;

 

Лекция

Выбор темы проекта

 

3

1

3. 3. Градообразующая основа

1. Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;

2. Готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс

 

Практическое занятие

Работа в группах  по отдельным направлениям

4

1

4. Концепция развития города 

1. Воздействовать на эмоционально-чувственную сферу;

2.. развивать критическое и творческое мышление;

3. Готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс;

Практическое занятие

Рефлексивная мишень

 

26ч.

Почему Иркутск является административным, экономическим, культурным и научно-образовательным центром Иркутской области и всей Восточной Сибири?

 

 

 

5-7

3

1-3. История

Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;

 

Комбинированный

Заполнение таблицы

8

1

4. Административно-территориальное деление

Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;

 

Комбинированный

Заполнение таблицы

9

1

5. Рельеф

Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;

 

Комбинированный

Работа с картой-схемой

10

1

6.  Ископаемые ресурсы

Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;

 

Комбинированный

Работа с картой-схемой

11

1

7. Климат

 Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;

 

Комбинированный

Вычерчивание графиков температур, диаграмм выпадения осадков

12

1

8. Население

Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;

 

Комбинированный

Анализ динамики численности населения Иркутска с 1730 по 2010 годы.

13

1

9. Религия

Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности

Комбинированный

Анализ карты-схемы

14

1

10. Экономика

Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности

Комбинированный

Заполнение таблицы

15

1

11. Энергетика

Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности

Комбинированный

Заполнение таблицы

16

1

12. Транспорт

Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности

Комбинированный

Анализ карты-схемы

17

1

13. Социальная сфера

Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности

Комбинированный

Анализ карты-схемы

18-19

2

14-15. Перспективы

Формировать теоретические и практические умения учебной деятельности

Комбинированный

Проект  «Ваше представление о будущем города».

20

1

16.  Определение целей проекта, проведение организационной работы

 

1. формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;

2. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс;

 

 

Практическое занятие

1. Сформулирована проблема;

2.Определение поиска информации;

3. Организованы группы детей, мотивированные к поиску информации;

4.избраны лидеры групп, определены роли каждого члена группы.

21-22

2

17- 18. Определение способов и методов исследования, организация групп

 

1. привить навыки самостоятельной работы;

2. сформировать навыки научно-исследовательской деятельности (структурализация, систематизация);

3. формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;

4. использовать информационные технологии;

5. воздействовать на эмоционально-чувственную сферу;

6. развивать критическое и творческое мышление;

7.      готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс;

Практическое занятие

1.Определены предварительно в группах, а затем в результате общей дискуссии методы исследования;

2. Работа в группах экспертов по отдельным направлениям

3. Обмен информацией в базовых группах

 

23-24

2

19-20. Обмен информацией, работа по группам, определение методов работы, форм отчёта

 

1. привить навыки самостоятельной работы;

2. сформировать навыки научно-исследовательской деятельности (структурализация, систематизация);

3. формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;

4. использовать информационные технологии;

5. воздействовать на эмоционально-чувственную сферу;

6. развивать критическое и творческое мышление;

7. способствовать развитию диалого-лингвистических способностей;

8. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс.

Практическое занятие

1.Продолжение работы в базовых группах, обмен информацией, совместный её анализ;

2. Определение форм отчётности по своей части проекта (направлению), его оформления;

3. Определение наиболее удачных материалов;

4. Определение дальнейшей работы.

25-26

2

21-22. Анализ собранной группой информации

 

1. привить навыки самостоятельной работы;

2. сформировать навыки научно-исследовательской деятельности (структурализация, систематизация);

3. формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;

4. использовать информационные технологии;

5. воздействовать на эмоционально-чувственную сферу;

6. развивать критическое и творческое мышление;

7. способствовать развитию диалого-лингвистических способностей;

8. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс.

Практическое занятие

1.Завершение сбора информации и её обсуждение по группам;

2. Выводы;

3. Распределение ролей для защиты

 

27-28

2

23-24.   Работа в малых группах по составлению сценария защиты проекта.

 

1. привить навыки самостоятельной работы;

2. сформировать навыки научно-исследовательской деятельности (структурализация, систематизация);

3. формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;

4. использовать информационные технологии;

5. воздействовать на эмоционально-чувственную сферу;

6. развивать критическое и творческое мышление;

7. способствовать развитию диалого-лингвистических способностей;

8. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс. 

Практическое занятие

Подготовка

сценария защиты

29-30

2

25-26.   Оформление материала в группах

 

1. сформировать навыки научно-исследовательской деятельности (структурализация, систематизация);

2. формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;

3. использовать информационные технологии;

4. воздействовать на эмоционально-чувственную сферу;

5. способность к самопрезентации через позиционирование и аргументацию;

6. развивать критическое и творческое мышление;

7. способствовать развитию диалого-лингвистических способностей;

8. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс. 

Практическое занятие

Оформление материала

 

 

3 ч.

Презентация, альтернативная оценка 

 

 

 

31-32

2

1-2. Презентация

1. показать интеграцию географии с предметами гуманитарного цикла и естественнонаучного цикла: МХК, литературы и экологии;

2. дать целостное представление о мире;

1.      воздействовать на эмоционально-чувственную сферу;

2.      способность к самопрезентации через позиционирование и аргументацию;

3.      развивать критическое и творческое мышление;

4.      способствовать развитию диалого-лингвистических способностей;

7. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс.

Практическое занятие

Презентация, альтернативная оценка

 

33

1

2. Викторина

1. показать интеграцию географии с предметами гуманитарного цикла и естественнонаучного цикла: МХК, литературы и экологии;

2.дать целостное представление об Иркутске;

3. воздействовать на эмоционально-чувственную сферу;

4. развивать критическое и творческое мышление;

5. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс.

Практическое занятие

Ответы на вопросы викторины

34

1

Рефлексия

1. развивать критическое и творческое мышление;

2. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс.

Практическое занятие

Групповая форма работы «Очерк на основе интервью»

 

 

Ожидаемые результаты.

Результатом самостоятельной работы учащихся с разными источниками информации является проект.

Учащиеся имеют представление:

·         об интересных уголках г. Иркутска, о выдающихся достижениях природы; населении, хозяйстве;

·         природа как материальная, научная и эстетическая ценность

Знают:

·         как создавались эти творения;

·         что они значили, для своих современников, и что   от них осталось.

Умеют:

·         работать в малых группах;

·         оперировать новыми терминами и понятиями, полученными на уроках курса

·         работать в группе по решению познавательных задач

Имеют опыт работы:

·         с разными источниками информации;

·         взаимодействия, основанного на бесконфликтности.

 

Литература для учителя

1.Винокуров М. А., Суходолов А. П. Города Иркутской области. Иркутск: Изд-во

 БГУЭП, 2010. – 344с.

2. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. Минск: Высшая школа, 2002

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под редакцией Е. С. Полат. М.: АСАДЕМА, 2003

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

5.Социально-педагогические технологии, используемые в практике педагогов специальных образовательных учреждений. Сост. Дичина Н. Ю., Малых Т. А., Переломова Н. А., Пешня И. С. Иркутск: ИПКРО, 2008. – с.64

6. Сценарии классных часов (часть 2-я), под редакцией А. А. Рождественской. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002

6. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся)/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. – СПб.: КАРО, 2002

 

 

 

DVD

Ø DVD – «Иркутские горизонты» - «На улицах Иркутска»

Ø  DVD «Небо на земле»

Ø  DVD  «Иркутская история»

Ø  DVD «Город у Байкала» - «Иркутск. История. Легенды с древнейших времён до начала XIX века»

Ø DVD «Золотой глобус» № 83 – «Транссибирская магистраль»

 

 

Литература для учащихся

1.Винокуров М. А., Суходолов А. П. Города Иркутской области. Иркутск: Изд-во

 БГУЭП, 2010. – 344с.

2. Гольдфарб С. И. Весь Иркутск. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992.

3. Иркутская летопись 1661-1940 гг. /Составитель, автор предисловия и примечаний

 Ю. П. Колмаков. – Иркутск: «Оттиск», 2003. - 848 с.

4. Иркутска гордость и слава. – Иркутск: Издание ОГУП «Иркутская областная типография № 1», 2001.

5.  Козлов И. И. Путеводитель по Иркутску. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство,1982,- 192 с.

6. Медведев С.И. Иркутск на почтовых открытках 1899-1917.- М: Издательство «Галарт», 1996.

7.Сибирский календарь. /Составитель Лариса Фомина. Иркутск: издательство  «Восточно-Сибирская правда», 1992.

8. Харкеевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987.-280 с.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010