Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Концепция преподавания географии как условие перехода на стандарты нового поколения

Автор:
Семенова Галина Федоровна

Аннотация:

В современных условиях развития общества ключевой характеристикой качественного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к обучению в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь со школьной скамьи. Определяющим является внедрение нового государственного стандарта для основной школы, который заставляет по-новому посмотреть на географическую подготовку учащихся в школе. Основным критерием качественного географического образования становятся его социальные результаты: готовность и способность выпускника творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу.

Статья:

География – это школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей. Данный предмет можно отнести к числу тех классических школьных предметов, на которые ложится особая ответственность за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

География – одна из древнейших наук.

История географической науки насчитывает несколько тысячелетий. На протяжении многих веков главным содержанием географии было открытие и описание новых земель. Первые географические сведения содержатся в древнейших письменных источниках, оставленных народами Востока – жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Знания народов Востока были преумножены великими мыслителями Древней Греции. Древнегреческие учёные:

- Геродот – высказал предположение о зависимости природных условий от географической широты;

- Аристотель путём длительных наблюдений за затмениями Луны и Солнца пришёл к выводу, что Земля имеет форму шара;

- Эратосфен на рубеже IIIII века до н.э. довольно точно определил длину окружности земного шара. Книга, написанная им, называлась «Географика», что по-древнегречески означало «Землеописание». Так появилось название науки «география». Этот этап развития географии учёные называют познавательно – описательным.

Ведущая роль в географических открытиях перешла арабам, которые изобрели компас, навигационные приборы, морские карты. Значительно расширились знания европейцев о земном пространстве в XIII веке в результате путешествий в азиатские земли венецианских купцов Поло и тверского купца Афанасия Никитина.

Расцвет культуры и науки в эпоху Возрождения оказал сильное влияние на развитие географии. В эпоху Великих географических открытий бурно развивается торговля и мореплавание, наступает расцвет морской картографии. Люди узнают об истинных размерах своей планеты. Однако география выполняет только описательную функцию, отвечая на вопросы: «Что? Где?». Х.Колумб, Васко да Гама, Ф.Магеллан, И.Москвитин, С.Дежнёв, Е.Хабаров – благодаря этим путешественникам люди многое узнали о Земле. В этот период география стала одной из наиболее важнейших для человечества наук.

Географически открытия XVII- XVIII века обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху появились первые страноведческие описания территорий, в которых давались подробные комплексные характеристики, составленные на своих наблюдениях. Например «Описание земли Камчатки» С.П.Крашенинникова. Были открыты и исследованы полярные области нашей планеты. Так география от накопления традиционно – справочного материала перешла к созданию комплексных описаний стран и отдельных территорий. Возникли первые теории о строении атмосферы, движении воздушных масс, учение о происхождении рельефа и его развитии под влиянием внутренних и внешних сил.

В XIX расширяются колониальные владения европейских государств, продолжается раздел мира. Все больше экспедиций проникает вглубь континентов. Во многих странах создаются географические общества. Возникает идея единства и целостности всей природы Земли.

Новейшие открытия XX века внесли большой вклад в развитие знаний о нашей планете. В 60-е года 67 стран приняли участие в исследованиях планеты по программе Международного геофизического года. Собранные материалы позволили учёным выдвигать гипотезы о природе того или иного явления. Учёные создали теоретические основы географической науки, выявили причинно- следственные связи, зависимости между компонентами природы, установили закономерности, присущие развитию природы всей Земли. Главным в географии стало учение о природных комплексах и о самом большом комплексе – географической оболочке Земли, в которой живёт и трудится человек.

Особенно большие изменения произошли в географической науке в последние десятилетия, когда из преимущественно описательной и справочно-энциклопедической она стала превращаться в конструктивную науку. Ныне основная задача географии заключается в нахождении путей решения противоречий, возникающих в системе "человек - природа - хозяйство - окружающая среда", причем на разных территориальных уровнях.

Предмет современных географических исследований включает всю географическую оболочку Земли и слагающие ее геосистемы, территориальную структуру хозяйства и общества.

Главными объектами исследования в физической географии являются: материки, ландшафт, климат, воды, почвы, флора и фауна; а в социально-экономической - население, хозяйство, ресурсы.

Главной задачей географии уже давно стало не землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами, географических последствий человеческой деятельности. К решению этой задачи география подготовлена как всем ходом своего исторического развития, так и своим особым положением в современной системе наук, где она играет роль своего рода "мостика" между естественными и общественными науками. Географические знания нынче необходимы для решения многих проблем социально-экономического и экологического характера, возникающих на разных уровнях от локального до глобального.

Ценность географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель географического образования, которая заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.

В связи с этим цель географического образования школьников реализуется через:

- проведение наблюдений, исследований, экспедиций;

- анализ и синтез картографических и статистических данных;

- ознакомление с текстами учебника, Интернет и др. источниками информации.

В соответствии с основной целью преподавание географии базируется на двух главных положениях.

Во-первых, оно исходит из необходимости сохранения ориентации учащихся на приобретение фундаментальных знаний и умений, составляющих основу миропонимания, на всемерное развитие их географического мышления;

во-вторых, - исходит из того, что школьная география представляет собой не только определенную совокупность естественно-гуманитарных знаний, но и является одной из основ практической повседневной жизни.

Обучение географии опирается на ряд принципов:

- принцип научности, т.е. ориентация учащихся на приобретение фундаментальных знаний и умений;

- принцип субъективности, т.е. в качестве главного субъекта учебно-воспитательного процесса рассматривается учащийся с его индивидуальными особенностями;

- принцип креативности, т.е. развитие творческих способностей учащихся, неординарного взгляда на привычные вещи, поиска необычных решений и т.д.;

- принцип системности, т.е. содержание и структура предмета на протяжении всего времени обучения должны представлять собой законченную систему географических знаний;

- принцип интегративности, т.е. содержания предмета с науками естественного

( биология, физика, химия, астрономия, геология, почвоведение) и общественного (история, социология, этнография,экономика) цикла.

Преподавание географии, как и других школьных предметов, должно быть направлено на сообщение им достаточного объёма общеобразовательных знаний и вооружение их практическими навыками по географии, на всестороннее развитие учащихся, на формирование лучших черт их характера.

Таким образом, географическое образование предполагает:

1. Формирование у школьников географической картины мира, понимания ими главных особенностей взаимодействия природы и общества, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни России и мира;

2. Развитие у учащихся на географическом материале образное мышление, критическое мышление, исследовательские способности, необходимые им для самостоятельного добывания знаний и умений, выявления причинно-следственных связей природы и общества;

3. Формирование умения: - самостоятельно работать с различными источниками географической информации, получать, передавать и анализировать такую информацию, использовать ее для постановки географических вопросов и заданий и ответов на них; - применять приобретенные географические знания в производственной и повседневной бытовой деятельности;

4. Формирование картографической грамотности и начальные навыки моделирования и прогнозирования.

Для решения поставленных задач необходимо использовать комплекс взаимодополняющих методов:

1.Теоретические:

- анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотезы;

- моделирование проектов решения географических проблем.

2.Эмпирические методы:

- наблюдение прямое, косвенное;

- экспериментирование: формирование проблемы, гипотезы и исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов, интерпретация данных;

- владение методами количественного учета;

- инвентаризация природных объектов: разработка цели, формы документа, метода учета, способов обобщения результатов;

- мониторинг (слежение) за состоянием окружающей среды: взятие проб воды, воздуха, почвы, учет биологического разнообразия, использование рядов данных, формулирование выводов;

- владение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков.

3. Социологические методы: анкетирование, опросы, беседы, дискуссии.

4. Комплексность самого предмета географии требует комплексного метода его изучения. При характеристике поверхности Земли в целом и её частях географ соединяет в единый комплекс географическое положение данного места, рельеф, гидрографию, климат, животный и растительный мир, население, его быт и деятельность — и всё это берёт в единстве, в синтезе. Комплексность и локальность предмета географии обусловливают исключительно большое значение картографирования в изучении географии. Глобус, карта и план являются весьма совершенными способами показа размещения на поверхности Земли географических комплексов и взаимоотношения их элементов.

Основными методами исследования в физической географии являются:

- картографический (карта – результат географического изучения и одновременно средство получения нового географического знания);

- графический (профили, графики, схемы и т.д.);

- метод непосредственного восприятия реальных объектов и явлений (наблюдение и

фотографирование);

- описательный.

В социально – экономической географии методами исследования являются:

- картографический (социально-экономические карты);

-статистический (статистический материал, графики, таблицы);

В результате этих методов исследования выявляются закономерности взаимодействия компонентов в комплексах, которые объясняют особенности их строения, размещения и пространственных связей между ними, а также позволяют прогнозировать процессы изменения, развития объектов, явлений, территорий.

Таким образом, география- это комплекс естественных и общественных наук, изучающих структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки, взаимодействие и распределение в пространстве её отдельных частей – природных и природно – общественных геосистем и компонентов и выявление проблем природопользования и пути охраны окружающей среды в географическом пространстве на локальном, региональном и планетарном уровнях.

Миссия.

Предназначение учебного предмета географии – развивать способности для сочетания локальных, региональных, глобальных подходов описания и анализа природных, социально – экономических, геоэкологических процессов и явлений в многообразном и динамично изменяющемся мире; формировать экологическую культуру у учащихся.

Географические знания должны быть, хотя и по-разному, представлены на всех трех ступенях школьного образования.

Структура географического образования соответствует структуре школы, основным ее ступеням. Она состоит из двух звеньев – пропедевтического, общего (базового). Пропедевтическая подготовка учащихся осуществляется в начальной школе. Элементы географических знаний на этом этапе обучения включены в содержание предмета «Окружающий мир». На второй ступени обучения география представлена систематическими курсами, при этом научно-методическая логика построения предмета следующая: землеведение – страноведение – комплексная география России.

Логика построения предмета представляется следующей: общий взгляд на мир - землеведение - география земли: материки и океаны; страны и народы - география России.

В соответствии с этим начинается изучение предмета с вводного курса «Землеведение. Начальный курс географии». Основные задачи курса:

1. Формирование у учащихся знаний о Земле как планете солнечной системы, ее форме, размерах, движениях, внешней и внутренней энергии,

2. О влиянии природы Земли на жизнь и деятельность человека, его зависимости от состояния окружающей среды,

3. Проследить историю освоения Земли, обратив особое внимание на деятельность русских мореплавателей и землепроходцев.

4. Начать формирование знаний о карте как особом языке географии.

5. Начать формирование необходимых практических навыков:

а) ориентирования и проведения простейшей глазомерной съемки,

б) вычисление расстояний с помощью масштаба,

в) определения географических координат,

г) наблюдения за природными, производственными и социальными объектами и явлениями и их влиянием на природную среду.

Согласно концепции далее изучается курс « Страноведение». Основные задачи курса:

1. Расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях.

2.Создать образные представления о природе, природных богатствах, хозяйстве и этнокультурном своеобразии населения материков и отдельных стран.

3.Раскрыть изменения политической карты мира, динамику нарастания экологических проблем в пределах материков, отдельных стран и океанов.

4.Продолжить развитие картографической грамотности школьников.

5.Развивать практические умения извлекать и обобщать географически значимую информацию из разнообразных источников.

На заключительном этапе второй ступени обучения преподается курс «География России», который задуман как центральный в системе географического образования. Основная цель курса- создать у школьников целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны. Основные задачи курса -формирование у учащихся:

1 .Гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории России, своего края, и населяющих ее народов,

2. Представление о России как субъекте мирового географического пространства,

3.Понимание географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России,

4. Практические умения и навыки самостоятельной работы,

5. Образ своей «малой Родины».

Здесь предполагается преподавание специального курса «География Пермского края».

На третьей ступени изучение курса географии заканчивается в 11 классе. Курс сочетает экономико-географическое страноведение с общей экономической географией. Основная задача - продолжить и для большинства учащихся завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, которые происходят как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах и странах.

Содержание и структура географии рассматривается как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей учащихся. В процессе преподавания обеспечивается единство содержательной и процессуальной сторон обучения, которое подразумевает обучение учащихся способам учебной деятельности по самостоятельному добыванию знаний и умений с применением новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса.

Главные педагогические функции преподавания географии формулируются следующим образом:

1. Познавательно - развивающая функция, которая способствует расширению и углублению универсальных научных знаний, способствует саморазвитию личности.

2. Познавательно - обучающая функция, предусматривающая формирование навыков исследований географических процессов и явлений с помощью наблюдений, систематизации, анализа, обобщения, сравнения географической информации.

3. Воспитательная функция, обеспечивающая взаимосвязь обучения и воспитания, формирование личностных качеств учащегося, его гуманистических отношений к окружающему миру.

4. Социально-адаптационная функция, способствующая развитию умений принимать самостоятельные решения, действовать в ситуации выбора.

Преподавание географии осуществляется с использованием различных образовательных технологий: модульная технология; проектная технология; ИКТ; исследователькие методы работы; интерактивное обучение, личностно ориентированные технологии, проблемно-поисковые технологии; групповые и игровые формы работы:

1.Школьный географический проект. Это форма организации работы школьников в рамках географического образования, при которой дети самостоятельно проводят собственные исследования для последующего составления плана действий по решению проблем.

2.Интерактивное обучение. Это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Именно взаимодействие является условием развития творческих способностей учащихся, их саморазвития.

3.Личностно ориентированные технологии. Главной отличительной чертой личностно ориентированного подхода в географическом образовании является обеспечение гармоничного соответствия педагогического и психологического процессов формирования географической культуры личности на основе психолого-педагогических инноваций. Личностно ориентированный подход является ведущим в процессе обновления образования и применяется исходя из необходимости охвата действительности и формирования целостной картины мира

4.Метод творческого самовыражения заключается в том, чтобы привести каждого подростка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности.

5.Проблемно-поисковые технологии (один из вариантов личностно ориентированных технологий). Это создание разноплановых проблемных ситуаций и поиск наиболее оптимальных вариантов выхода из них. Они позволяют не только показать себя в сложных ситуациях, но и сделать правильный выбор, проявить свои творческие способности, находчивость, профессионализм и другие ценные личные качества.

Как видно, перечисленные методики и технологии направлены либо на развитие географического мышления, либо на организацию поисковой деятельности, чаще коллективной, хотя они связаны между собой. Если развитие мышления – это цель педагогического процесса, то поисковая деятельность – средство ее достижения.

Применение современных педагогических технологий позволяет формировать ключевые компетентности:

- предметные компетенции- это умение описывать и анализировать природные, социально- экономические и геоэкологические процессы и явления окружающего мира;. имитационное моделирование природных явлений.

- информационную, которая включает в себя информационную культуру, умение ориентироваться в потоке информации, критически её оценивать, систематизировать, обобщать;

- интеллектуальную, которая включает в себя интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, видение закономерностей), умение ставить гипотезу, проводить эксперимент и т.д., рефлексивные качества личности;

- коммуникативную - умение принимать решения и нести за них ответственность, умение работать в команде, умение свободно, доступно, логично, доказательно излагать свои мысли, терпимость к чужой точке зрения, умение слушать и слышать

- межкультурную компетентность, толерантность - умение жить в многокультурном обществе, уважать людей других национальностей, вероисповеданий, языков.

- самоорганизационную - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;

- самообразовательную - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

Главным средством реализации основных положений концепции является учебно – методический комплект по географии:

1.Учебные пособия:

- Землеведение (6кл) под редакцией О.А.Климановой.;

- Страноведение (7кл) под редакцией О.А.Климановой.;

- География России (8-9кл) под редакцией. А.И.Алексеева;

- Экономическая и социальная география мира (10кл) под редакцией. Максаковского В.П.

2) Учебные электронные издания: (6-10кл) (мультимедиа);

3) Мультимедийное издание «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 6-7 классы.

4) Атласы и контурные карты 6-10класс. Издательство «Дрофа»

5) Наглядные настенные тематические карты

6) Слайд – альбомы серии «Географическая картина мира» (6-10 классы)

7) Коллекции полезных ископаемых

8) Учебные коллекции по агропромышленному комплексу

9) Демонстрационные модели для изучения курса географии пр. 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010