Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Формы и методы работы со словом на уроках русского языка и литературы

Автор:
Волкова Ольга Степановна

Аннотация:

Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу современных уроков русского языка и литературы– формированию языковой личности посредством анализа художественного текста. Представлены фрагменты четырех уроков разных типов с комментариями. Это опыт работы со словом в тексте и методы выделения ключевого словесного ряда. Приемы работы со словом активизируют мыслительную деятельность обучающихся, обуславливают медленное, вдумчивое чтение.

Статья:

Формы и методы работы со словом на уроках русского языка и литературы

 

                                                                                 Плохой учитель преподносит истину,

                                                                                 хороший – учит ее находить.
                                                                                                                           А. Дистерверг

 

Слово, как горизонт, на котором строится семантика текста. Слово, как алмаз, который в тексте превращается в бриллиант, живет и блистает во всем своем своеобразии и богатстве, часто неожиданном.

Я предлагаю вместе посмотреть на возможные формы и методы работы со словом и надеюсь, что то, о чем я скажу, найдет в ваших сердцах и умах, уважаемые коллеги и читатели, отклик.

Предлагаю вашему вниманию фрагменты  уроков разных типов, представляющих систему работы с текстом как основу обучения и средство формирования языковой личности.

Первый фрагмент - урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание мягкого знака в глаголах на – тся и –ться».

Предлагаю ученикам прочитать выразительно текст и провести наблюдения при помощи следующих вопросов:

 

Как жадно к югу рвутся птицы

Сквозь снегопад, сквозь холода,

Чтоб солнца досыта напиться

И на чужбине убедиться,

Что Родина не повторится

Ни в чем,

Нигде и

Никогда.

                                                                     В. Молодяков

 

- Какие слова рифмуются с ключевым словом птицы?

- Почему автор так настойчиво рифмует 4 глагола подряд со словом птицы?

Данный фрагмент урока убеждает учеников в том, что благодаря поэтическому слову, невозможно не услышать пронзительный клик улетающей стаи: «Иц-иц-иц!»

Такая работа, организованная на этапе закрепления грамматического материала (а возможно, и в начале урока как проблемный вопрос), не только обращает внимание ученика на необходимость применения правила при написании глаголов на –тся, но и позволяет увидеть выразительные средства языка.

Следующий фрагмент  - один из этапов урока «Доступная тайна ключевого слова» в 9 классе.

Читаем выразительно стихотворение:

        Эх, загулял, загулял

         Мальчонка да парень молодой,

         В красной рубашоночке,

         Хорошенький такой.

 

         - Эх, товарищи, держите вы меня!

         Я от радости займусь, как от огня,

         Не осиной в сыром бору,

         А соломою да на ветру.

 

- Какие слова отражают настроение?

- Какое это настроение?

При поверхностном взгляде на текст ребята легко выделяют этот ключевой, по их мнению, словесный ряд:

загулял

парень молодой

красный

радость  -

и делают вывод, что в стихотворении передано настроение радости и праздника.

 А теперь предлагаю приглядеться к словам внимательно, поработав со следующим слайдом подготовленной учителем презентации:

 

Внимание!

Загулялобразовано от   гулять

- Как приставка меняет лексическое значение слова гулять?          (загуляет тот, кому плохо, тревожно, у кого серьезные проблемы)

Мальчонка, парень молодой (контекстуальные синонимы усиливают образ)

- Какова роль суффикса в словах собачонка, лошаденка?

(«Ауканье» этого суффикса в словах рубашоночка, хорошенький отбрасывают семантику пренебрежения и усиливают значение ласки и жалости.)

- Как меняется значение красного цвета рядом с этими словами?

Займусь от радости (метафоричный оксюморон)

Градация эмоционального состояния

Образы огня, осины

 

Работе со слайдом помогает следующая группа вопросов учителя:

- Как меняет приставка лексическое значение слова гулять?

- Почему во второй строчке использованы контекстуальные синонимы? Какой образ они усиливают?

- Какова роль суффикса в слове мальчонка? Ведь он ассоциируется не с «одежонка» и «книжонка» (это неодушевленные существительные), а с «собачонка» и «лошаденка»? Пренебрежительное значение суффикса исчезает, остается сострадание. Это суффикс «аукается» в словах «рубашонка» и «хорошенький».

- Как меняется значение красного цвета рядом с этими словами?

- В каком сочетании употреблено слово радость?

- Почему осина, а не другое дерево? (листья осины дрожат и трепещут даже в самую тихую погоду – дрожит, как осиновый лист)

Вот как теперь выглядит ключевой словесный ряд:

 

загулял мальчонка

в красной рубашоночке

от радости займусь

как от огня

осиной

соломой на ветру

 

Вместо настроения радости и праздника обучающиеся проникаются ощущением боли и надрыва.

- Как бы вы теперь прочли стихотворение – песню?

«Напрашивается» повторное выразительное чтение.

Что же дал нам этот фрагмент? Благодаря разглядыванию слова с разных позиций, правильной организации работы над ключевым словесным рядом, мы учимся понимать авторскую мысль.

Фрагмент урока по повести Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе призван подготовить учеников к сочинению «Сравнительная характеристика литературных героев».

Работа организуется группами, перед которыми поставлена задача выбрать из текста ключевой словесный ряд, характеризующий   поведение Остапа и Андрия в сходных ситуациях.

I группа.  Начало повести.

II группа.  В бурсе

III группа.  Дорога в Сечь

IV группа.  В бою

V группа.  Гибель

Полученные наблюдения ребята с помощью учителя выписывают на доску, выстраивая опорную схему:

                 Остап                                                                   Андрий   

                                         1. В начале повести

                                         дюжие молодцы

                                             крепкие, здоровые

                                             добрые вояки

                                               2.В бурсе

старание                                                                 без напряжения учился

прямодушный                                                        умел увертываться от наказания

не думал просить прощения

                                              3.Дорога в Сечь  

думал о матери                                                      думал о прекрасной полячке

                                              4.В бою

не растерялся                                                         упоение

хладнокровный                                                      бешеная нега

уверенность, непреклонность                              как пьяный  

вождя                                                                      не думая

                                              5.Гибель

добрый полковник                                                 проклятье, позор, пропал   

лев                                                                           как хлебный колос 

исполин                                                                  как барашек, борзый пес

                                                                                 как школьник, как ребенок

Выстроенный таким образом словесный материал создает условия для успешного написания этого трудного жанра сочинения.

Последняя группа слов и сочетаний  об Андрии ярко выражает возможность дискутировать, спорить и вырабатывать свою точку зрения на сложный характер героя.

Работа со словом помогает и на наиболее сложном для учеников этапе анализа эпизода прозаического произведения, когда необходимо установить связь этого отрывка с предыдущими и последующими главами художественного текста.

Обратимся к фрагменту урока «Анализ эпизода  встречи Степана и Григория» (т. I, ч. II, гл. XIX романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»).

- Посмотрите на первое предложение главы:

Степан подошел к Григорию и , ухватившись за стремя, плотно прижался к потному боку жеребца.

- При помощи какого ключевого слова реализуется в этой фразе сюжетная линия Степан-Григорий? (Стремя.)

Степан – Григорий - стремя

 Чтобы понять, почему именно слово стремя выбрано автором, нам необходимо заглянуть в словари. В этимологическом словаре читаем, что это слово общеславянское, исконное, первоначально обозначало ремень, то, что натягивается. Толковый словарь дает два лексических значений этого слова: 1) стремнина ( быстрое течение); 2) одна из парных железных дужек, подвешенных на ремне к седлу для упора ног всадника.

- Какой вывод можно сделать, прочитав этимологическую справку?

- Какой вывод можно сделать, прочитав статью толкового словаря?

- Как в содержании главы реализуется значение стремени как связующего звена?

- Посмотрите на предложение из этой же главы, идущее чуть ниже:

Все так же держась рукой за стремя, Степан  пошел рядом с жеребцом…

 - Глядя на эти фразы текста, мы не можем не вспомнить эпизод из последующих глав. Какой? (эпизод спасения Григорием Степана).

Когда последняя сотня, едва не растоптав Степана, промчалась мимо, подскакал к нему, крикнул:

- Хватайся за стремя!

Степан сжал ремень стремени в руке, с полверсты бежал рядом с конем Григория…

Подчиняясь сердцу, Григорий крутнул коня и подскакал к кусту, на ходу спрыгнув:

- Садись!

Не забыть Григорию короткого взмаха Степановых глаз. Помог Степану сесть в седло, сам бежал, держась за стремя, рядом с облитым потом конем.

- Какой вывод напрашивается при исследовании этого эпизода?

Степан и Григорий прочно связаны не только реалиями  жизни, но и жизни вообще (стремя - исконное слово, их всего 10: стремя, темя, семя, племя, вымя, знамя, пламя, время, имя, бремя).

И еще одна загадка. В портрете Степана проскальзывает деталь, на первый взгляд ничего не значащая:

…на подбородке Степена висел лакированный, во многих местах потрескавшийся ремешок фуражки…

- Почему Шолохову, мастеру психологической детали, рядом с черными руками, оскаленными зубами (яркие и открытые детали) понадобилось сказать о черном лакированном ремешке?

Трудно ответить. Обратимся к иллюстрации О.Верейского. Обратите внимание на обычное положение ремешка: он закреплен на козырьке фуражки.

 

- Когда казак застегивает ремешок фуражки под подбородком?

Когда готовится к бою. И деталь ожила. Степан готов был убить: «рано аль поздно убью». Но теперь ремешок «висит», он еще и  «потрескавшийся».

Таким образом, продемонстрированы возможные формы и методы работы со словом при организации  познавательной и мыслительной деятельности учащихся, которые приводят к устойчивому эффекту. Чем богаче палитра методов обучения, тем удачнее его результативность. Секрет успеха заключается в уровне соответствия методов обучения и форм организации познавательной деятельности, чем выше уровень соответствия, тем выше качество обучения.

И последнее, не забывайте слова Дистерверга: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Антонова Е.С. «Тайны текста и секреты методики». «Русский язык в школе», №2-2002, стр.3. «Где искать ресурсы для обновления школьной методики?». «Русский язык в школе», № 6-2007, стр. 10.
  2. Волкова О.С. «Такими мы быть не должны». «Литература в школе», № 11-2004, стр. 38.
  3. Пахнова Т.М. «От предложения  - к тексту, от текста – к предложению». «Русский язык в школе», № 2-2006, 3-2006, стр. 27.
  4. Сычев Б.П. «Сочинение – анализ эпизода». «Литература в школе», № 9-2003, стр. 33.

5.      Хаврук Г.И. «Раскрытие характеров Аксиньи и Натальи в «Тихом Доне» Михаила Шолохова». «Литература в школе», № 6-2003, стр. 27.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010