Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Историческая память о Великой Отечественной войне в художественной литературе»

Автор:
Колупаева Ирина Дмитриевна

Аннотация:

На сегодняшний день школа сталкивается с ситуацией потери мотивации к чтению у обучающихся, снижением эффективности освоения базового курса по литературе. Методы и приёмы, направленные на решение этой проблемы, не могут быть успешно реализованы только во время основных занятий по литературе, таким образом возникает необходимость в факультативных, внеурочных занятиях по литературе, с целью преодоления возникающих проблем и трудностей.

 

2014-12-26

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Гуманитарное , Модуль: Литература в школе

Статья:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Московское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель начальника

по учебной работе МсСВУ

Еремина И.А.

«_______»________________2013г.

 

 

 

Тематическое планирование элективного курса по литературе

 «Историческая память о Великой Отечественной войне

в художественной литературе»

для суворовцев МсСВУ (5 класс)

на 2013-2014 учебный год.

Преподаватель Колупаева И.Д.

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение суворовца  с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями  другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем  национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала  России.

Проблема чтения, формирования читателя, его духовного мира продолжает быть актуальной научной проблемой, поэтому в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя, следовательно, основой базового компонента литературного образования являются чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

На сегодняшний день школа сталкивается с ситуацией потери мотивации к чтению у обучающихся, снижением эффективности освоения базового курса по литературе. Методы и приёмы, направленные на решение этой проблемы, не могут быть успешно реализованы только во время основных занятий по литературе, таким образом возникает необходимость в факультативных, внеурочных занятиях по литературе, с целью преодоления возникающих проблем и трудностей.

Психолог А.А. Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением с социально-психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей.

Внеклассное чтение, по утверждению Богдановой А.Ю., является одним из важных направлений в работе учителя-словесника. Она заявляет, что в методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.

Внеклассное чтение, по словам Маранцмана В.Г., создает необходимые предпосылки для изучения литературы на уроках. Это  основа литературного развития. Заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта, поэтому часто уроки внеклассного чтения в программе опережают уроки литературы.

Отношение к художественному произведению в 5  классе становится личностным и субъективным. Сосредоточенность подростка на себе часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется его собственными личностными проблемами, где на первом плане оказываются нравственные категории. Стремительный рост творческого воображения в этом возрасте ведет к отдалению  от текста, произвольному его истолкованию.

Теория литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства выдвигаются на первый план. Необходимым становится системное сопоставление литературы с другими видами искусства - живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино. 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.

Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель.    С.Я. Маршак   

На сегодняшний день очень часто приходится сталкиваться с проблемой прочтения художественного произведения школьниками, с проблемой их приобщения к миру литературных произведений, с достаточно низким уровнем читательского развития и интереса.

 Необходим   факультативный  курс, направленный  на расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к чтению, формирование читательской культуры, а также организации самостоятельного чтения.

Темы факультативного курса занятий подобраны в соответствии с  программой по литературе для 5 класса и с учётом возрастных особенностей суворовцев  и являются дополнением к основному курсу литературы.

Особенностями читательского восприятия учащихся 5  класса являются:

активность сопереживания героям;

развитое, богатое воображение;

стремление в разных формах проявить себя.

Особенности содержания факультативного курса   «Историческая память о Великой Отечественной войне в художественной литературе»  по литературе заключаются в его избирательном характере,

Работа данного курса,  проведённая в тесной связи с уроками литературы, должна существенно помочь суворовцам  наилучшим образом воспринимать предлагаемые тексты, а впоследствии правильно подойти к оценке самостоятельно прочитанного, развивая свои читательские способности. А также внеклассная деятельность факультатива способствует расширению лингвистического кругозора суворовцев, развивает их творческие возможности, повышает общую языковую культуру.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСА

Программа адресована суворовцам  5  класса.

 

Работа факультативных занятий рассчитана на годичный курс с одним уроком по 45 минут в неделю (34  урока  в год).

 

Основная направленность программы – нравственно-эстетическая и военно-патриотическая направленность.

 

Основными типами уроков предполагаются: традиционный урок, урок-лекция, урок-беседа, урок-викторина, урок-игра, уроки развития речи.

 

Основные виды работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ КУРСА

3.1 Задачи программы

Обучающие:

 

формирование  читательского интереса у суворовцев  и навыков восприятия печатного текста;

ознакомление с некоторыми литературоведческими терминами.

 

Развивающие:

 

развитие усидчивости, дисциплинированности;

развитие внимания;

развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

развитие умения находить эмоциональный лейтмотив и основную проблематику сюжета;

развитие умения следить за развитием сюжета в произведении;

развитие умения сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и различие авторских позиций;

развитие умения обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

развитие умения сопоставлять жизненный материал и сюжет литературного произведения.

Воспитательные:

приобщение суворовцев  к общечеловеческим ценностям;

воспитание интереса и уважения к культуре своего и других народов;

воспитание патриотизма и чувства гордости за свой народ, Отчизну;

стимуляция роста личности суворовцев.

 

3.2 Цели программы

 

Развитие и поддержка интереса к чтению.

Формирование духовно развитой личности, обладающей  национальным самосознанием.

Формирование читательской культуры.

Использование чтения как инструмента познания мира и самопознания.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей суворовцев, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

Постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историей.

Развитие любви к чтению.

Повышение уровня чтения.

 

ГЛАВА 4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Результаты:

- овладение новой литературоведческой терминологией;

- умение проанализировать текст художественного произведения;

- умение проследить за развитием сюжета и проанализировать образы  героев литературного произведения;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

 понимание ключевых проблем изученных произведений;

 повышение мотивации к чтению;

 развитие читательской культуры суворовцев.

Проверка результатов работы обучающихся проводится в течение занятия, в ходе выполнения ими творческих заданий, в процессе участия в литературных конкурсах, играх, викторинах.

 

 

 

ГЛАВА 5. ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

На  занятиях  предполагается   использовать различные виды творческих работ, учитывая особенности изучаемых произведений и возможности суворовцев  5  классов.  Занятия  предполагают высокий уровень творческой самостоятельности ребят.

5.1 Выразительное чтение и анализ произведения

Чтение является одним из самых полезных видов работы на данном этапе обучения. Вдумчивое чтение (при изучении драматического произведения можно ввести чтение по лицам), передающее настроение героя и его чувства, владение интонацией текста помогают обучающимся должным образом понять внутренний мир героев, соотнести их поступки со своим мироощущением.

Разнообразные формы чтения (выразительное чтение, чтение про себя, чтение наизусть, по ролям, инсценированное чтение) помогают обучающимся глубже понять прочитанное, одновременно совершенствуя навыки чтения, обогащают устную речь суворовцев.

5.2 Литературное творчество

– это создание словесных, устных и письменных художественных произведений. При этом формируются речевые, читательские умения, активизируется речевая деятельность суворовцев, стимулируется развитие речевых умений. Основой для литературного творчества является изучаемое произведение.  Целью является активизация литературно-творческой деятельности учащихся при работе с литературным произведением, достижение более точного понимания замысла автора, смысла отдельных образов и произведения в целом.

Метод реализуется при помощи таких приёмов, как сочинение-отзыв о прочитанном произведении, сочинение на тему изученного произведения, сочинение в заданном жанре. Для выполнения этих видов работ предусмотрены уроки развития речи. 

 

5.3 Словесное рисование

 

Учащиеся перечитывают отдельные фрагменты художественного произведения, нумеруя события, объединяют более мелкие действия в более крупные. Затем описывают образы или картины, которые возникают в сознании при чтении литературного произведения.

Этот приём направлен на развитие способностей к конкретизации словесных образов и воображения.

 

5.4 Изучение биографии писателя

Знакомство с жизнью и творчеством писателя проводится с целью оживить облик писателя, вызвать интерес к его личности, к его взглядам, сомнениям, идеалам. Учитель обращает внимание суворовцев  на то, что личность писателя неотделима от его исторической эпохи, от тех исторических событий, участником которых он был.

5.5 Просмотр экранизаций произведений

На уроке для просмотра используются наиболее яркие эпизоды, помогающие лучше понять изучаемое литературное произведение, ребята сопоставляют фрагменты экранизации и оригинальный текст. При этом сопоставлении проводится коллективное обсуждение изучаемого материала. Этот вид работы призван научить учащихся оценивать экранизацию с эстетической позиции, сравнивать трактовки режиссёров с авторским замыслом, осмысливать  роль планов, музыки, цвета.

5.6 Работа с аудио материалом

Работа с аудиокассетой позволяет сформировать культуру чтения художественных произведений. Учащиеся должны услышать и прочувствовать те языковые особенности, которые отличают данный художественный текст. Исполнение актёров помогает услышать особенности языка, которым автор написал своё произведение.

Также будет полезным привлечение музыки на факультативные занятия, что является одним из важнейших аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения суворовцев,  росту их эстетического развития.  

5.7 Работа с наглядными пособиями (иллюстрациями)

Из всех видов изобразительного искусства наиболее близка литературе графика, которая изображает действительность средствами рисунка. Условность средств живописи позволяет выразить впечатление от предметов при минимальной предметности самого изображения, что особенно ярко проявляется в художественной иллюстрации. Иллюстрация призвана освещать литературный текст, комментировать, истолковывать, пояснять его в зрительных образах. Именно эта особенность художественной иллюстрации представляет особую ценность на уроках изучения литературного произведения.

Художник-иллюстратор является помощником читателя: он переводит словесные образы писателя в образы рисунка, которые помогают объяснить литературный текст, подчёркивают какие-то стороны композиции и сюжета произведения, обращают внимание читающего на протекающее действие и на облик персонажей произведения.

Сопоставление литературного произведения с иллюстрацией к нему является толчком для создания проблемной ситуации на занятии и подталкивает суворовцев  к анализу художественного текста для прояснения собственных впечатлений и представлений. Взаимодействие читательской деятельности со зрительской деятельностью в процессе сопоставительного анализа становится средством повышения качества восприятия художественного текста. Этот приём направлен на активизацию внимания учащихся и способствует развитию читательского воображения и формирования умений анализировать композицию эпизода и образы персонажей, видеть приёмы выражения авторского отношения к героям и понимать его, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения художника, понимать специфику языков разных видов искусства и уметь общаться с произведениями искусства.  

        5.8 Беседа

Беседа требует для своего проведения достаточно большое количество учебного времени, а при довольно небольшом составе группы занимающихся открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства учащихся, создаётся обстановка гораздо большей, в сравнении с уроками, непосредственности общения преподавателя с учениками. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер. Она фрагментарно может быть включена в лекцию, может стать разновидностью практических занятий. В процессе беседы применяется эвристический метод, проблемные задания, что повышает познавательную активность учащихся и эффективность процесса обучения. Также подобная форма работы является наиболее плодотворной для развития диалогической речи суворовцев.

        5.9 Лекция

Лекция преподавателя содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал. В лекции освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания, готовности и умения  слушать.

5.10 Литературные игры, викторины, конкурсы

Наличие в программе элективного курса  игровых моментов призвано способствовать развитию у ребят   эстетического вкуса и творческого воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока, дата

Тема урока

Количество часов

Виды работы.

Межпредметные связи. Использование наглядных пособий и ТСО.

1-2

Лев Кассиль «Рассказ об отсутствующем»

2

Исследовательское чтение, анализ, интерпретация. Создание собственной иллюстрации

Просмотр фрагментов кинофильма. Интерактивная доска.

3-4

Радий Погодин

«Послевоенный суп»

2

Исследовательское чтение, анализ, интерпретация. Отзыв. Работа с иллюстрациями

История, кинематограф.

 

Интерактивная доска.

5-6

Радий Погодин

«Кони»

2

Изучающее чтение. Работа с иллюстрациями

Интерактивная доска.

Иллюстрации

7

Анатолий Митяев «Мешок овсянки»

1

Чтение, пересказ, анализ и интерпретация. Работа с иллюстрациями

История

Интерактивная доска. Иллюстрации

8

Анатолий Митяев «Отпуск на четыре часа»

1

Работа с иллюстрациями

Интерактивная доска. Иллюстрации

9-10

Валентина Осеева «Кочерыжка»

2

Исследовательское чтение, анализ, интерпретация.

Просмотр фрагментов кинофильма.

Интерактивная  доска. Иллюстрации

11-13

Константин Симонов

«Малышка»

«Свеча»

3

Выборочное чтение, пересказ, работа с текстом. Создание собственной иллюстрации

Просмотр фрагментов кинофильма. Интерактивная  доска. Иллюстрации.

14-15

Алексей Толстой

«Русский характер»

2

Словесное рисование, чтение, анализ, интерпретация

Живопись, кинематограф.

16-17

Ольга Берггольц  «Ленинградская поэма».

 

Исследовательское чтение, анализ, интерпретация. Отзыв

Просмотр документального фильма  «Блокадный Ленинград»

Интерактивная  доска.  Иллюстрации.

18-19

Стихотворения Юлии Друниной

2

Выразительное чтение, анализ, работа над художественно-выразительными средствами. Конкурс на лучшее прочтение стихотворения.

История

Интерактивная доска. Иллюстрации

20 -21

Константин Симонов «Жди меня»

2

Выразительное чтение, анализ, работа над художественно-выразительными средствами. Конкурс на лучшее прочтение стихотворения.

История, МХК, музыка, кинематограф, Просмотр фрагментов кинофильма «Жди меня»

22

А. Платонов «Маленький солдат»

1

Словесное рисование, чтение, анализ, интерпретация

История, музыка

Интерактивная доска. Иллюстрации

23-25

Знакомство с романом и выборочное чтение. В. Каверин «Два капитана»

3

Выборочное чтение, анализ эпизодов, пересказ

Просмотр фрагментов кинофильма. Интерактивная доска. Иллюстрации

26-27

Михаил Шолохов

«Судьба человека»

2

Словесное рисование, чтение, анализ, интерпретация

Просмотр фрагментов кинофильма.

Интерактивная  доска. Иллюстрации

28-30

Владимир Богомолов

«Иван»

3

Исследовательское чтение, анализ,  интерпретация. Отзыв

Просмотр фрагментов кинофильма.

Интерактивная  доска. Иллюстрации

31-32

«Опалённые войной». Война глазами художников.

2

Создание творческих работ (Эссе, иллюстраций)

МХК, музыка

33-34

Защита проектов. Подведение итогов

 2

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010