Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Организация художественной деятельности на уроках литературы как средство развития личности, формирования ее творческого потенциала.

Автор:
Симонова Нина Петровна

Аннотация:

В статье рассматривается организация художественной деятельности учащихся  как одно из средств создания условий  гармоничного развития личности и её самореализации. Обращается внимание  на особенности организации художественной деятельности через фазы художественного восприятия и систему творческих заданий на примере изучения творчества Ф.М. Достоевского.

Статья:

Организация художественной деятельности на уроках литературы как средство развития личности, формирования ее творческого потенциала.

 

Симонова Н.П., учитель МОУ «СОШ № 9 с углубленным изучением предметов физико-математического профиля», г. Краснотурьинск, Свердловская область

(код автора SC-4643)

Ключевые слова: художественная деятельность, художественное восприятие деятельностный подход, продуктивное обучение, условия для гармоничного развития личности, эстетическое воспитание, ученик-читатель, взволновать словом, самостоятельно читать, думать, рассуждать, система ИОЗ, творческих заданий при изучении творчества Ф.М. Достоевского.

     Федеральные государственные образовательные стандарты образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий) и предметных результатов. Предмет «литература» является ведущей школьной дисциплиной, обеспечивающей развитие личности и формирование коммуникативной грамотности учащихся. Поэтому важной задачей учителя литературы является создание на уроке условий для продуктивного обучения. Прочны лишь те знания, которые ученик добывает собственным трудом. Значит, нужно учащихся поставить в условия активной деятельности. Характер деятельности учащихся на уроке  зависит от учебного предмета. В литературе как в учебном предмете совмещаются и должны гармонично существовать две формы познания: образная (художественная) и логичная (научная), то есть  в основе деятельностного подхода в обучении на уроках литературы должна лежать организация художественной деятельности учащихся. Для того чтобы эстетическое восприятие и  постижение художественного произведения состоялось, необходимо, чтобы ученики-читатели поняли язык писателя-художника, а для этого они должны обладать в какой-то степени сходными с ним умениями. «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта», - писал Гёте.

Организовать художественную деятельность учащихся на уроке литературы без учёта природы и структуры художественного восприятия невозможно.  Исследователи различают три фазы процесса художественного восприятия:

·                     Первая фаза – предкоммуникативная (подготовка к предстоящей встречи с изучаемым произведением, т.е. создание художественно-психологиеской установки на изучение творчества писателя);

·                     Вторая фаза – коммуникативная (непосредственный контакт с художественным произведением: «завязываются» собственные раздумья читателя, формируются умения и  навыки анализа художественного произведения);

·                     Третья фаза - посткоммукативная (завершение формирования готовых читательских идей, оценок, установок, осмысление того, что было воспринято, передумано в результате прямого контакта с произведением).

Если на какой-то из фаз исключить  момент творчества, то разрушится их взаимосвязь, что неминуемо повлечёт за собой разрушение целостного восприятия авторской модели мира, изображённой в художественном произведении, которую ученик-читатель строит на основе личностного опыта. Поэтому обучение художественному восприятию должно строиться на принципах вовлечения личности ученика в учебный процесс, а это наиболее продуктивно на основе его творческой деятельности.

Покажем возможности использования фаз художественного восприятия при организации художественной деятельности учащихся при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

      Первый урок - это урок-пролог к Достоевскому (предкоммуникативное восприятие). Эпиграф: «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память обо всех муках людских. Этот человек – Достоевский» (М.Горький). Первый урок труден, но важен, так как цель урока – вызвать интерес учащихся, увлечь их, чтобы чтение художественного произведения состоялось  не под нажимом учителя, а  по собственной воле, чтобы возникла потребность пополнять свои знания, появилось желание самосовершенствования и саморазвития.

       В основе такого урока лежит музыкальная литературно-драматическая композиция. Первичное анкетирование: «Что знаете о Ф.М.Достоевском?», «Ваше отношение к творческому наследию писателя?», «Что прочитали из Достоевского?», «Что бы хотели узнать о судьбе и творчестве писателя?» - помогает определить творческую группу учащихся, которые становятся соавторами будущего урока. Идёт поиск и отбор материала к уроку (факты биографии писателя, его письма, воспоминания современников, фрагменты произведений), распределение ролей. Сценаристы составляют текст композиции. Артисты учат наизусть отрывки из произведений писателя, воспоминания о нем. Художники и компьютерщики оформляют класс, доску, готовят презентацию к сценарию урока: слайды-портреты Ф.М.Достоевского, его современников,  слайды-иллюстрации к произведениям писателя, музыкальные «нарезки» к сайдам.

Общая задача – создание определённой эмоционально-эстетической атмосферы урока  средствами разных видов искусства (музыкальное сопровождение, иллюстрации к произведениям писателя, его портреты, художественное чтение отрывков из романов), «погружение» в атмосферу мира Достоевского, которая должна вызвать глубокое сопереживание. Получается как бы маленький спектакль, и как всякий спектакль он требует единого настроения как артистов, так и  зрителей-одноклассников. И «трудный», «загадочный» Достоевский становится ближе, в какой-то степени понятным. Учащиеся начинают сердцем приоткрывать «тайны» писателя Достоевского и его героев. Такая  организация художественной деятельности учащихся на первом этапе знакомства с творчеством писателя создаёт условия, где совокупность действий учеников обеспечивает включение их в самостоятельное усвоение новых знаний и умений, выполняется сверхзадача – настрой школьников на самостоятельное чтение романа.

    Второй и третий этапы (коммуникативная и посткоммуникативная фазы восприятия) изучения  творчества писателя – погружение в текст романа Достоевского «Преступление и наказание». Организация художественной деятельности учащихся на уроках-диалогах, уроках-поисках, уроках-исследованиях обеспечивает создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации. Уроки: «Преступление и наказание»: герои романа и время романа», «Трагедия Раскольникова», «Р.Раскольников и Соня Мармеладова», «Воскресение Раскольникова», «Роман «Преступление и наказание» - роман-предупреждение» и т.п. – это  чтение ключевых страниц романа. Погружение  в текст центральных эпизодов произведения (комментарий к тексту эпизода или анализ эпизода) позволяет учащимся уловить трагическую, детективно-загадочную напряжённость романа, его стремительно развивающийся сюжет и его замедление в картинах сновидений, почувствовать надвигающуюся трагедию через «графическую зримость подробностей эпизодов» [3, стр. 114] и их сценичность. А через диалог персонажей и многоголосие уличных сцен услышать боль и страдание не только героев  романа, но и самого автора и понять: раскрытие «тайны» человека есть смысл творчества писателя Ф.М.Достоевского.

     На этих уроках отсутствует внешняя дидактика: учащиеся учатся, а не поучаются. Главная задача уроков – взволновав словом писателя, заставить самостоятельно читать и думать, рассуждать и делать оценочные выводы, отстаивать свою точку зрения не огульно,  а осознанно, используя в качестве доводов текст романа. Как же создаётся драматургия такого урока? Работа начинается с выразительного чтения ключевого эпизода, затем – постановка проблемы и разрешение её через систему ИОЗ, творческих заданий разного характера и направленности. (См. ИОЗ в приложении: урок-исследование «Постигая тайны Достоевского-писателя»)

     Урок, где художественная деятельность учащихся организована по законам драматургии (на уроке есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка)  и педагогики сотрудничества – это уроки погружения в мир писателя, мир художественного произведения и осознание своего читательского мира, осознание своей личности. Так рождаются уроки-размышления, уроки-откровения, уроки-открытия. (См. приложение:  краткий конспект урока-исследования «Постигая тайны Достоевского-писателя»)

      Построение учебного занятия на основе художественной деятельности с учётом фаз художественного восприятия позволяет связать в практической работе на уроке литературы эвристическую и эстетическую функции обучения в одно целое, то есть создать эффективные условия для развития личности, условия для формирования ключевых компетенций, УУД и творческого потенциала учащихся. Художественно-деятельнотный подход к изучению творчества писателя способствует развитию таких образовательных приоритетов, как креативность, способность е аналитической деятельности, коммуникативная грамотность, способность к саморазвитию.

 

 Список литературы.

1.Столович Л.Н. «Жизнь – творчество – человек. Функции художественной деятельности», М., 1985.

2.Предтеченская Л.М., Пешикова Л.В. «Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры», М., 2000.

3.Аркин А.А. «Уроки литературы в 10 классе», М., 20002.

4.Кирпотин В.Я.  «Разочарование и крушение Родиона Раскольникова», М., 1974;

«Мир Достоевского: этюды и исследования», М., 1980.

5.Белов С.В. «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий», М., 1979, 1984.

6. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание», М., 2000.

 

Приложение

 

Сценарий урока-исследования «Постигая тайны Достоевского-писателя…»

(некоторые особенности поэтики романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Цели и задачи:

·                      ввести учащихся в художественный мир писателя Достоевского, вовлечь их в творческую исследовательскую работу;

·                      сформулировать важнейшие особенности поэтики романа «Преступление и наказание»;

·                      развивать коммуникативную грамотность учащихся, их творческие способности;

·                      формировать личностное отношение к роману и его героям;

·                      формировать эстетический вкус и воспитывать  на этой основе эстетически-нравственную личность.

Оборудование урока:

1.                  Презентация к уроку со слайдами портретов Достоевского, его современников, иллюстрации И.С.Глазунова, Д.А.Шмаринова к роману «Преступление и наказание».

2.                  Карточки с тренировочными заданиями № 1, 2, сигнальные карточки.

Эпиграфы урока:

«При полном реализме найти в человеке человека… Меня зовут психологом: не правда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой»

                                        Ф.М. Достоевский

«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»

            Ф.М. Достоевский

Ход урока.

1. Организационно-психологический момент.

Учитель:

             - Сегодня на уроке вы работаете и индивидуально, и в группе. Получив задание,   каждый из вас работает индивидуально, затем – группой. В группе есть командир (он консультирует, координирует выполнение заданий) и секретарь (он ведет лист-вопросник: записывает вопросы, которые возникают во время работы группы и всего класса).

2.Мотивация учебной деятельности учащихся:

 

А) Вступительное слово учителя о стиле писателя (Например: язык, стиль писателя нельзя рассматривать вне связи с его мировоззрением, мироощущением. Каждый мыслит по-своему, у каждого своя реакция на окружающую  действительность. В человеческой природе нет шаблонов. Нет их и в языке… )

Б) Мини-игра «Ассоциации»:

 - Написать ассоциативное слово к словосочетанию «писатель Ф.М.Достоевский».

В) Целеполагание. Учащиеся пишут на сигнальных карточках ассоциативные слова и затем показывают учителю и одноклассникам. Среди ответов учащихся есть слова «загадка», «тайна». Учитель объявляет тему урока, и вместе с учениками определяются цели и задачи урока.

3. Организация художественной деятельности учащихся. Актуализация изученного материала.

Первая ситуация:

Учитель:

- Читать Достоевского совсем не лёгкая работа. В этом вы убедились сами. Вот, что горят ваши анкеты-отзывы о прочитанном романе (учитель зачитывает отзывы учащихся):

- Роман читался трудно и показался мрачным…;

- Читал роман с трудом, много непонятного…и т.п.

- Меня радуют ваши откровения. Не надо огорчаться, что роман «Преступление и наказание» читается трудно. Чтение - процесс творческий, многогранный. По-настоящему прочесть произведение – это значит понять, в чём его значение, его ценность именно для  вас. Лишь внимательное, вдумчивое, оценочное чтение позволит вам стать подлинным читателями и интересными людьми в жизни.

Вторая  ситуация:

- Давайте проверим, внимательно ли вы читали роман «Преступление и наказание».  Творческая группа № 1 предлагает вам викторину по роману Ф.М.Достоевского  «Преступление и наказание». За каждый правильный ответ  вы получаете один балл. Время для обдумывания вопроса – 30 сек. (учащиеся пишут ответы на контрольном листе)

Вопросы викторины составляют члены творческой группы. Их цель – проверить знания  одноклассников по теме: «Устаревшие слова в романе «Преступление и наказание», например: «Письмо было большое в два лота». Сколько это два лота?».

После ответов викторины (самопроверка, взаимопроверка) учащиеся делают вывод, какую роль выполняют устаревшие слова в тексте романа.

 

Третья ситуация:  

Выполнение тренировочного задания – карточка № 1:

Восстановите портреты героев романа «Преступление и наказание», назовите их имена.

 

1) «_______, он был замечательно хорош собою, с ____________________, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

                                                                                                      (Кто?____________)

2) Из-под «смешной соломенной круглой шляпки с ярким огненного цвета пером выглядывало худое, бледное, испуганное лицо». Девушка «была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с ________________».

 

                                                                                                      (Кто?_______________)

3) Она «была замечательно хороша собой – высокая, удивительно стройная… Волосы у неё были тёмно-русые…. Глаза почти чёрные _________ и в то же время иногда, минутами _____________________».

                                                                                                      (Кто? _______________)

4) «Это был человек лет уже 50, среднего роста и плотного сложения, с проседью… с отёкшим от постоянного пьянства желтым лицом и с припухшими веками, из-под которых сияли _______________________________________________».

                                                                                                      (Кто?________________)

5) «Это был человек лет 50, росту выше среднего… Широкое, скулистое лицо его было довольно приятное…Волосы его, очень ещё густые, были белокурые и чуть-чуть с проседью. _____________ были ______________ и смотрели ____________________________»

                                                                                                      (Кто? ______________)

6) «Это была небольшая сухая старуха, лет 60, с вострыми и _____________________, с маленьким вострым носом и простоволосая».

                                                                                                  (Кто? ______________)

***Подсказки:

«обнажённая красная рука»; «замечательные голубые глаза;

«необыкновенно добрые глаза»;  «сверкающие, гордые глаза»;

«красивая рука с длинными розовыми ногтями»; «личико»;

«крошечные, как щелочки, но одушевлённые красноватые глазки»;

«крошечная старушонка»; «прекрасные темные глаза»; «кстати»;

«голубые глаза»; « нежные ручки»;

«крепко стиснул»; «руки не подал и …положил её обратно в карман»;

«холодно, пристально и вдумчиво».

Учитель:

- Ваша задача: восстановить портрет героев и назвать их имена (учащиеся сначала работают индивидуально, каждый из них может воспользоваться подсказкой, которая дана в задании под звёздочкой).

Четвёртая ситуация:

Обсуждение выполненного тренировочного задания № 1. 

- Индивидуальная работа закончена, теперь этап самопроверки: сверьте свои ответы с ответами одноклассников в группе – и назовите имена героев, чьи портреты вы восстановили. (Учащиеся называют имена героев, оппоненты по группам уточняют ответы, если в этом есть необходимость).

- Достоевский был тонким и глубоким мастером  литературного портрета. Как у всякого художника, деталь у писателя Достоевского чрезвычайно важна. Назовите значимые детали в портретах героев романа «Преступление и наказание»? (Учащиеся называют глаза, взгляд).

В тренировочном задании № 1 были даны подсказки-детали портрета: «красивая рука с длинными розовыми ногтями»,  «обнажённая красная рука», «нежные ручки». Почему вы не воспользовались этими подсказками?

- Да, для Достоевского в литературном портрете значимыми деталями являются глаза, взгляд, а для И.С.Тургенева – руки, жест. Почему?

- С какого слова начинается портрет Раскольникова?/ «кстати»/. Почему?

Пятая  ситуация:

Выступление творческих групп № 2, 3, 4 с ИОЗ по теме «Портрет литературного героя в романе «Преступление и наказание»:

- В мире идей героев Достоевского литературный портрет не играет значительной роли, но он никогда не бывает случайным. Сейчас мы послушаем открытия творческих групп.

Группа № 2 – ИОЗ «Как вы понимаете высказывание А.Блока: ««Всем памятны у Достоевского встречи глаз, в которых обозначается тайна».

/Например: У Достоевского в литературном портрете глаза, взгляд – средство оценки внутреннего мира героя, его идеи («тайны) и т. п./.

Группа № 3 – ИОЗ «Почему Достоевский при создании портретов героев прибегает, по словам литературоведа Кирпотина В.Я,  к «методу двукратного портретирования»?».

/Например: Герои Достоевского переживают идейную и нравственную катастрофы. В их жизни есть два момента, когда они наиболее похожи на себя, то есть герои предстают перед читателями такими, какие они есть на самом деле. Можно проверить. (Учащиеся сопоставляют портреты одного и того же героя и делают вывод)/.

Группа № 4 – ИОЗ «Сопоставьте словесные портреты героев романа «Преступление и наказание» с иллюстрациями художников И.С.Глазунова, Д.А.Шмаринова. Кто из художников ближе к Достоевскому?»

Шестая  ситуация:

Выполнение тренировочного задания – карточка № 2:

Восстановите описания жилищ персонажей романа «Преступление и наказание». По какому принципу писатель отбирает детали, составляющие интерьер? Впишите эти детали.

 

1) «Молодой человек вышел из своей каморки…  Каморка его находилась под самою кровлей пятиэтажного дома и походила более на ____________ , чем на квартиру».

 

2) «Проснулся он … и с ненавистью посмотрел на свою каморку…

Это была ________ клетушка, шагов ___________ длиной, имевшая самый жалкий вид своими _________ обоями и до того _____________, что чуть-чуть высокому человеку становилось жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок».

 

3) «___________ комната с _____________ обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах. Мебель, вся очень старая и из ______ дерева, состояла из дивана…круглого стола… да двух-трёх грошовых картин в ______ рамках».

 

4) «________ закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату  шагов ________ длиной; всю её было видно из сеней».

 

5) «Это была большая комната, но чрезвычайно ______________... Комната походила как будто на ______________, имела вид _________четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое. ___________  обои почернели по всем углам».

6) Кабинет его была комната ни большая, ни маленькая: стояли в ней: большой письменный стол перед диваном… шкаф в углу и несколько стульев – всё  казенной мебели из __________ отполированного дерева».

 

Седьмая  ситуация:

Обсуждение выполненного тренировочного задания № 2. 

Учитель:

- Вы вписали недостающие, пропущенные, детали описания жилищ персонажей романа.

 По какому принципу Достоевский отбирает художественные детали, составляющие интерьер.

- Почему Достоевский так упорно повторяет одни и те же детали?

/Мир, окружающий героев романа, даётся как часть его души («низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят»). Повторы, используемые писателем, вызывают у читателя ощущение надвигающейся катастрофы/.

Учитель:

 - Интерьер жилища персонажей не имеет самостоятельного существования в романе, но он выполняет функцию раскрытия сознания героя. У Достоевского едина манера описания жилища героев:

             - интерьер выписан подробно;

             - устойчивые эмоциональные детали интерьера;

             -устойчивая цветовая гамма интерьера.

- Как вы думаете, почему преобладает в описании жилищ героев романа жёлтый цвет?

/Жёлтый цвет у Достоевского – это цвет тоски и удручающей бедности, цвет стыда, болезни и отчаяния, цвет скупой старости (по словам критика С.В.Белова).

Слово «жёлтый» соседствует со словом «жёлчный»: 1.Раздражённый, злой – переносное значение. 2. Жёлто-зелёная горькая жидкость, выделяемая печенью.

Перед нами явное взаимодействие внутреннего и внешнего мира героя./

Седьмая  ситуация:

Выступление творческих групп № 5, 6  с ИОЗ по теме «Роль цвета и символа романе «Преступление и наказание»:

Группа № 5 – ИОЗ «Достоевский  мастер цветовой детали».

/Цвет в романе играет символическую роль, он носитель настроения, служит предсказанием, предупреждением, например…./

Группа № 6 – ИОЗ «Символ как  характерный художественный приём Достоевского».

/На страницах романа многие слова обретают символическое значение, например: кровь… Наполеон…. засечённая насмерть лошадь…. И т. п. /.

*Творческие группы делают свои открытия в позиции «критика», используя в работе материалы книги  С.В.Белова  «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий».

Восьмая  ситуация:

Учитель:

- Человек в мире Достоевского сложен и глубок, «человек есть тайна» (читается эпиграф урока). Писатель тщательно и подробно анализирует состояние героев. По словам критиков, Достоевский «материализует страдание», хотя писатель не считал себя психологом (читается второй эпиграф урока). Попробуем это доказать. Послушайте отрывок из эпизода «Дуня и Пульхерия Александровна у Раскольникова» (3 ч. гл. 3) /ученик читает наизусть отрывок «Он внимательно и с напряжением посмотрел на сестру…»/.

- Назовите слова, которые наиболее выразительно передают психологическое состояние Раскольникова. Можно ли эти слова назвать ключевыми?

- Назовите авторские ремарки. Для чего они нужны в этом эпизоде? /учитель называет тему следующего урока «Развитие речи. Анализ эпизода»/

 Вывод по уроку:

 - С помощью каких художественных средств и приёмов создаются образы героев романа и раскрывается их внутренний мир?

- Закончите предложение: « Постигая тайны Достоевского-писателя, …..».

Подведение итогов урока, рефлексия.

  Домашнее задание (одно, на выбор учащихся):

1.Ответ-рассуждение на вопрос: «Преступление и наказание», как и другие романы зрелого Достоевского, отличает своеобразный художественный метод, который критики называют «фантастическим реализмом», хотя писатель считал себя «реалистом в высшем смысле». Согласны ли вы с этим утверждением?

2. Составить опорную схему-конспект (ОСК) «Способы, приёмы раскрытия Достоевским внутреннего мира героев романа «Преступление и наказание».

*** Выбрать эпизод из романа для анализа.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010