Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«…все думы мои о родимой земле?!» Внеклассное чтение (по творчеству Т. Т. Манданова)

Автор:
Семенова Альбина Антоновна

Аннотация:

В далеком сибирском краю затерялся красивый улус под названием Хандагай, что в переводе с бурятского языка означает «сохатый». В таком живописном краю родился наш земляк, выпускник нашей школы, член союза писателей России Т.Т. Манданов. В 2009 году, после выхода  книги  Т. Т. Манданова «Обретения и потери», в 10 классе  был дан урок внеклассного чтения.

Статья:

Животворное тянется к свету.

Да и я на своем корабле

Облетаю другие планеты,

Так как крепко стою на Земле.

Т.Т. Манданов.

 

Аннотация: В далеком сибирском краю затерялся красивый улус под названием Хандагай, что в переводе с бурятского языка означает «сохатый». В таком живописном краю родился наш земляк, выпускник нашей школы, член союза писателей России Т.Т. Манданов. В 2009 году, после выхода  книги  Т. Т. Манданова «Обретения и потери», в 10 классе  был дан урок внеклассного чтения.

Тема урока:  «…все думы мои о родимой земле?!»

Внеклассное чтение (по творчеству Т. Т. Манданова)

Цели:   дать представление о личности и литературном творчестве Т. Т. Манданова; показать яркую индивидуальность поэта; воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование: портрет поэта,   музыкальное сопровождение, ТСО.

Методические приемы: Словесный,  частично-поисковый, исследовательский.

 

«…все думы мои о родимой земле?!»

Внеклассное чтение (по творчеству Т. Т. Манданова)

 

(Звучит медленная музыка)

 

Чтец 1.                                            Дорожные перипетии

 

С качугской маршрутки вышли двое.

Вправо от дороги – отворот,

Где луга некошеные воют,

Где весна уж за душу берет.

 

Где недавно строгий беспорядок

Тюбитеек – юрт конфузил взор,

Там уж скот бесхозный без преграды

Вкруг стогов разводит свой узор.

 

Факт скорей всего не самый важный.

Были, есть и будут поважней,

Посолидней, даже авантажней

Юрты той…

И памяти о ней…

 

Без нужды солидной, без запроса,

В недоступной временно тиши

Часто и лежат, как папиросы

В пачке,

Нашей качества души.

 

«Дайте чемодан Ваш…Дайте!-Алов

Резко чиркнул спичкой, прикурил.-

Чую, что придется пешедралом,

Про родных мотивов попурри…

 

«Красота! Вот альфа и омега,

Сокровенный смысл бытия».

«В будничном – скрипучая телега».

«А на ней – возможностей бадья…

 

Помнится по этой вот дороге

Плотненьким, уверенным гуськом

Родственникам, ближним на подмогу

Мы спешили к тракту босиком.

 

Красоте ведь возраст – не помеха.

Вся влюбленность зиждется на ней.

Тяга к ней – и старости утеха,

И узоров юных мулине.

 

Я ведь вот таким еще мальчишкой,

Многие распробовав пути,

Рад был получать от Даши шишки,

Лишь бы с нею рядышком пройти.

 

До сих пор мне боль пронзает душу.

Боль от нереальности причин

Веских, чтобы вновь вернуться в ту же…

Те же к ней вымучивать ключи…

 

(Пауза. Музыка громче.)    

Половина пройдена дороги.

Чувствуя, ее искристый взгляд,

Алов обратился даже к Богу,

Что бы тот продлил весь этот год.

 

Лишь свернув с приземистых пригорков

В сторону крутых лесистых гор,

Вспомнил как в отцовских он опорках

Брал впервые гору на измор.

 

«Древа родословного критерий,

Благодати сущий атрибут.

Ведь не зря народные поверья

Гору и священною зовут.

 

Уроженец, пришлый покоритель,

Да и все живущие окрест,

Как и тот далекий прародитель,

Чтили, чтут обычай этих мест.

 

(Музыка стихает)

 

Ведущий:

            Эти строки принадлежат нашему земляку Манданову Тарасу Тангановичу. Тарас Танганович является членом Союза писателей России. Родился он 2 мая 1950-го года в улусе Хандагай (Приложение 1,2).

 

 Чтец 2.                                      

Ну и что из того, что есть зори яснее,

Что на свете есть лучше, богаче края.

Вечно в сердце моем будет жить, не тускнея,

Хандагай мой, любовь моя, песня моя.

Ведущий:

                   На хандагайской земле Тарас Танганович сделал свои первые шаги, увидел, как тоскуют тающие поля, услышыл, как журчат весенние ручьи, и написал свои первые стихи. В канун 8 марта «вымучил» (как говорит сам поэт) свое первое «творение».

                                           

Песнь о матери.

Много слов, прозрачных, как росинка,

Светлых, словно детская слеза,

Суетливо – хрупких, как снежинки,

Грустных, как в нелегкий час глаза.

Много слов о Матери, о маме.

…Если б передать они смогли

Чувство, что так властвует над нами

И роднит всех жителей Земли!

Припев:     Есть одно единственное слово,

Ясное в любой словесной мгле,

Ставшее опорой и основой

Живших и живущих на Земле.

 

Мама! Это – твердою, как воля,

Вставшая пред Родиною Мать:

Как трудна, как непомерна доля –

Сыновей своих переживать!

Но живешь.

И радуешься свету

Предрассудкам жизни вопреки.

И живет, и светится планета

От твоей морщинистой руки.

Припев:   тот же

                             

Ведущий:

            Дед Тараса Тангановича, Танган Манданович, со своей женой Мухардан Шобогоровной, лишившиеся в свое время  четырех своих сыновей детского возраста, не только не пали духом, но и вырастили и воспитали еще четырех дочерей,

одна из которых – Нина Тангановна, мама Тараса.

 

 

Чтец 3.

Колыбельные воспоминания.

1.Милая, нежная, чуткая мать

Часто брала с колыбельки в кровать.

Думы заветные в сердце храня,

К теплой груди прижимала меня.

 

Припев: Спи, мой родимый, мой неделимый,

Незаменимый, неповторимый,

Непризнаваемый, неприручаемый,

Неуправляемый

Светик мой чаемый.

 

2. Умная, добрая, славная мать,

Дай мне, ну, дай мне чуток подремать!

…Утренний сладостный сон мой храня,

В полдень воскресный сидишь у огня.

 

3. Светлая, умная, гордая мать

Взрослого сына не в силах понять.

Гладит, в сердцах и кошмары браня:

Скомкана жизнь его, как простыня…

 

Ведущий:

           «Я всегда помню, кому обязан своим появлением на свет, - говорит поэт, - ибо меня, как и многих моих братьев и сестер, их детей, внуков попросту могло бы и не быть. Дед видел во мне наследника, продолжателя семейных, родовых традиций, поэтому основная тема моего творчества, тема семьи и родственности. Именно в семье, как в капле воды, закладываются и развиваются в дальнейшем начала почти всех человеческих отношений».

 

Чтец 1.

 

«Памяти отца»

 

Ушел из жизни человек.

И ничего ему не надо.

Ни память горестная тех,

Кто бескорыстно были рядом.

 

Ушел. И строй обычных дел,

И чувств, и мыслей «Илиаду»,

И может то, что не хотел,

Унес в могильную прохладу.

 

И ни к речей надгробных читке,

И ни к отчаянья рукам,

Ни к скрипу свежему

 Калитки

Не привыкаем мы. Пока

 

Не надо слез, сухих и разных.

Он прожил век свой до конца.

Чтоб правнуки не только в праздник

Сходились утром у крыльца.

 

Чтоб внуки не теряли лица.

Чтоб оставалось все…собой.

Чтоб с дедовской судьбой

Судьбы страницы

Сверяли, будто с совестью самой.

 

Ведущий: 

          Наступил 1966 год. Тарас Танганович – выпускник Хоготовской средней школы.

Перед деревенским пареньком открывается богатый и разнообразный мир. Пылкое воображение рисовало картины, меняющиеся с калейдоскопической пестротой. Перед ним стоит цель: найти в этом мире свое исконное место.

          После окончания школы поступил в ИГУ на филологический факультет, отделение журналистики.

          Учился. Работал. Учился. Работал. Постоянным было чтение книг. Любимым местом стали библиотеки. В конце 60 –х отправил несколько стихотворений в журнал «Байкал», но их вернули, посоветовав обратиться в свое Иркутское отделение. Союз  Иркутских писателей рукопись вернули с отрицательной критикой. Но Тарас Танганович не сломался.

          В 1975 г. На очередной конференции состоялась знаменательная встреча с Анатолием Горбуновым, которая вселила уверенность в правильности выбранного пути. С этого момента Тарас Танганович  постоянно стал посещать литературные мероприятия Иркутской писательской организации.

          Первое стихотворение было опубликовано в газете «Советская молодежь» в 1978 году.

 

Чтец 2.

 

Весна.

 

Покидая родимые гнезда,

В снеговой искупавшись воде,

Вновь ко мне приближаются звезды,

В прошлогодней ожив борозде.

 

Но предвидя холодные брызги,

Не спеша любопытство унять,

Я уже не склоняюсь к ним близко,

Я пытаюсь лишь сердцем понять.

 

Как же мило вот этих чумазых,

Озорных мальчуганов пройти,

Тех, которым когда-то, не сразу,

Суждено все же звезды найти?

 

Ведущий:

          Наступил 1987 год. – год XIобластной конференции «Молодежь. Творчество. Современность», где Тарас Танганович стал лауреатом за цикл стихотворений о нашем современнике.

Чтец 3.

 

Раздумья.

 

Я ль виноват, что поздно я родился?

Что дед – не я – ровесник Октября

Что без меня над нашей степью взвился

Желанный день, ликуя и горя?!

Что мы за этот день не умирали,

Не воскресали в памяти живых…

Что только беззаботно продолжаем

Дела и судьбы жизненные их.

 

Ведущий: 

         У Тараса Тангановича есть не только стихи, но и поэма «Женщина», где красной линией показана основная тема его творчества.

 

 

 

 

 

Чтец 1.                                        Отрывок из поэмы «Женщина»

 

…Падение земного божества –

Рождение живого существа.

Нет ничего ужаснее картины.

Нет ничего прекраснее картины.

 

Жена и мать…На вид – одна и та же.

Жена – предупредительна, нежна.

А мать строга.

А мать всегда на страже:

Она по – настоящему нужна.

 

Во всех мирах, на всех материках

Хочу я это знать наверняка!

К груди любимой тянется рука.

Склоненная к ребенку чрез века.

 

Родная мать…

Мгновенья – боже! – эти

В пределах звуков, красок и наречий

Обязаны хранить и быть в ответе

Любви земной родительские дети.

 

Когда чего- то нет, того лишь нет.

Но стоит детям, внукам появиться…

…На этот шум и гам, на этот свет

И нам когда – то стоило родиться!

 

Ведущий:  Но поэт не обошел стороной и тему любви. Ведь первая любовь остается в памяти на всю жизнь.

 

 

Чтец 2.

 

 

Встреча.

«Здравствуйте, Илья!» - «Вы извините…-

Алов вспоминал. – Вот это да!

Вы…Наташа очень изменились».

«Правда?» - «…И откуда же? Куда?»

Исстари припертые рутиной,

Снова оказавшись не в у дел,

Кто-то рыщет козней паутину,

Кто-то отдается меледе.

«Я домой. А вы... А вы куда же?»

«Боже мой! А годы то летят…

Как же это…выросли, Наташа!»

«Выросла? Нисколечко». – «Я рад».

«Рады? Но чему Вы рады?

Рады, что не выросла?»

-«Не надо…

Мне вначале показалось даже,

Что в бреду каком то вижу Дашу…

Я почти что спал. А вы так схожи!

Внешностью, да…» - «Нравом – никогда!»

«Что же в ней так…видимо, тревожит?

Что Вас так расстрои…» - «Ерунда!»

«Просто Вам не нравится, как видно,

Быть всего лишь Дашиной сестрой.

Это так зазорно?» - «Нет, обидно».

«Быть сестрой иль братом?» - «Быть мурой!»

Алов и не мог, не согласиться.

Этот неожиданный отпор

Обнажил так явственно границы

«Может, и надуманных» отпор.

«Почему так не хотелось ехать

А ведь Валя ежилась не зря:

Первая любовь…любовь…»

 

 

 

Ведущий:

          О чем бы не писал Тарас Танганович – все о родине, о ее прошлом, настоящем и будущем. (Приложение 3)

Мы, земляки, гордимся им.

 

(Звучит спокойная музыка)

Чтец 3.

 

Письмо из деревни.

 

Ну и что из того, что живу не в Иркутске,

                                             Что и прадед, и дед проживали в селе,

                                             Что читать и писать я учился на русском,

                                              Что все думы мои о родимой земле?!...

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Приложение 1

 

\"Хaндагай.jpg\"

 

 

 

 

\"PHTO0020.JPG\"

 

 

 

                                                                                 Приложение 2

 

\"C:\\Documents

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

fePn#0,P� � 200,,18005,42899,21600l21299,21600nsxe\">
 

ПРИМЕР: земля – земли;

                    мосты – мост;

                    снежок - снег

 

Iи II СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

1.    Прочитай глагол

2.    Поставь глагол в неопределенную форму

                          Что делать?                    Что сделать?

3.    Посмотри, на что оканчивается глагол

                                             Если

           на – ить                              на – ать, уть, оть, ыть, еть

         то II спряжение                    I спряжение

(-ишь; - ит; - ите;                         (-ешь; -ем; -ет; -ете; -ут (ют)

- им; - ат(-ят))

 + 11 глаголов исключений:               + 2  глагола исключения:

Видишь, смотришь,                              брить (бреет)

    дышишь, слышишь,                              стелить (стелет)

держишь, гонишь,

ненавидишь, обидишь,

терпишь, смотришь и др.    

                                     

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

 

                 количественные                           порядковые

                   (сколько?)                                     (какой?)

              (по количеству)                               (по порядку)

Правописание числительных

1.    От 5 до 20: пять

                         шесть

                         семь                                     Ь

                         …

                         двадцать

                         тридцать

 

2.    от 50 до 80:  пят       

                           шест

                           сем                  Ьдесят

                           восем

 

3.    от 500 до 900: пят

                              шест

                              сем                      Ьсот

                              восем

                              девят

 

ЗАПОМНИ!

 

Девяносто, двести, триста, четыреста, сто

Программа коррекционной школы подразумевает практически ежегодное повторение правил правописания, поэтому у каждого ребенка заведена папка «Правила русского языка в таблицах и схемах». Папки пополняются правилами с 5 по 9 класс, их удобно использовать на уроках при повторении тех или иных правил. Кроме того,  правила, «зарисованные» в виде схем, таблиц, алгоритмов требуют от учащихся логического мышления, умения в схеме «увидеть» правило, вспомнить механизм его действия, проговорить варианты использования. Примеры же сразу дают наглядную картину применения правила.

Такая работа по составлению и использованию правил в виде алгоритмов развивает речь учащихся, мышление; помогает всесторонне исследовать правило и языковой материал, запомнить его не только на слух, но и зрительно, так как по статистике, у более 50% школьников коррекционной школы доминирует не слуховая, а зрительная память.

Для формирования культуры мышления и речи и развития умений и навыков исследовательского поведения ребенка можно использовать различные методики. Для развития речевых способностей умственно-отсталых учащихся на уроках письма целесообразно проводить речевые упражнения исследовательского характера. Приведу примеры из опыта своей работы:

1)     «Посмотри на мир чужими глазами».

Читаю учащимся неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….»

- Предлагаю продолжить  и закончить рассказ несколькими способами. Представить, что ты гуляешь во дворе с друзьями – как ты отнесешься к появлению первого снега?

- Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге;

- Представь, что ты летчик, отправляющийся в полет;

- Представь, что ты ворона, сидящая на ветке;

- Представь, что ты зайчик в лесу и т.д.

Аналогичные рассказы можно давать на разные темы. Используя их сюжеты, я учу детей смотреть на одни и  те же явления и события с разных точек зрения.

2)     Игра «Сколько значений у слова»

Детям предлагается слово (предмет), дается задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного и реального использования слова в речи, предмета в быту и т.д. Поощряются самые неожиданные и оригинальные версии. В ходе выполнения таких заданий активизируются  и развиваются все основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления, умение концентрировать мысли на одном предмете (слове).

3)    Игру «Наблюдение» можно  использовать  перед уроком развития речи «Описание по наблюдениям». Эффективным заданием для развития умения наблюдать может стать предложение рассмотреть осенние листья, деревья, яблоки и  т.д. Их можно взять в руки, внимательно  рассмотреть, определить форму, цвет. Поговорить о том, почему листья опадают или как созревают плоды, а затем знания, полученные в ходе наблюдения, использовать в сочинениях или устных высказываниях.

4)    Задание «Наблюдаем настроение». Особую значимость для развития психосоциальной сферы имеют наблюдения, направленные на исследование настроений, чувств, эмоций, мотивов поведения людей или литературных героев. Изучение и интерпретация внутреннего состояния человека или литературного героя побуждают к описаниям, и ребенок не только устанавливает связи произведений искусства и реальной жизни, но и исследует всю палитру настроений, динамику чувств, эмоций, мотивов поведения и деятельности других людей.

ПРИМЕР: динамику изменения настроения сказочного героя можно проследить

                    в сказке «Дворовичок» Т. Белозерова.

5)    Игра «Карусель». Предлагаем детям мысленно «сесть» на карусель: они встают в круг и берутся за концы лент, привязанных к обручу, который педагог или ребенок держит над головой. Человеку под обручем дается название, например, лес, яблоко, вода. Каждый из играющих называет признак или действие этого предмета. Такая игра создает ощущение быстрой смены событий, помогает «исследовать» все признаки или действия предмета.

6)    Задание на выражение гипотез. Выдвижение гипотез, предположений и  нетрадиционных (провокационных) идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск в любой творческой деятельности.

- При каких условиях данное слово (предмет) может быть полезным?

- «Найдите возможную причину события»;

- Что бы произошло, если бы…?

7)     Задание «Дай определение понятию».

- Составь описательные определения;

- Дай логическое определение;

- Дай характеристику герою, слову и т.д.;

- Разъясни посредством примера;

- Сравни и опиши;

- Найди различия в тексте, в предложениях;

- Ограничь или обобщи понятия, сократи текст;

- Загадай – ответь и др.;

С точки зрения исследовательской деятельности на уроке важно, чтобы учащиеся овладели такими понятиями, как явление, причина, следствие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность. Без умения оперировать этими умениями не развивается абстрактное мышление. Владеть ими нельзя без исследования фактов и явлений, без осмысления того, что видишь, изучаешь.

К старшим классам наибольшие трудности у учащихся возникают в связи с работой по развитию связной письменной речи. Именно в этом виде речи ярко проявляются многие особенности мыслительной деятельности умственно отсталых школьников:

- чрезвычайно упрощенное изложение материала;

- бедность словаря;

- ошибки в построении предложений;

- нарушение логики, последовательности в изложении своих мыслей;

-большое количество грамматико-орфографических и лексико-стилистических ошибок и др.

Известна умственная пассивность, быстрая утомляемость и отвлекаемость учащихся на уроке. Различного рода задания  и упражнения на каждом уроке, связанные с развитием речи, повышают  активное внимание учащихся в силу своей разнообразности и интереса. Это могут быть упражнения типа:

- составление текста (устного или письменного) по опорным словам, словосочетаниям;

- составление рассказа (или предложений) по иллюстрации, картине, серии картинок;

- продолжение текста по данному началу и концу, по данному предложению;

- составление рассказов об увиденном, услышанном, по личным наблюдениям и впечатлениям;

- использование «речевых разминок» на уроках русского языка и чтения с целью развития фонематического восприятия, слухоречевого ритма, темпа речи.

Например:

 

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

Тема: Описание животного.

 А)Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица, дева, дикарка –

Высокая лебедь плывет.

Плывет белоснежное диво,

Животное, полное грез,

Колебля на поле залива

Лиловые тени берез.

Головка ее шелковиста

И мантия снега белей,

И дивные два аметиста

Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льется сиянье

Над белым изгибом спины,

И вся она, как изваянье

Приподнятой к небу волны.

(Н. Заболоцкий)

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Какие слова вам показались непонятными? (Мантия, аметист, грезы, изваянье).

- Определите лексическое значение данных слов с помощью толкового словаря. (Мантия – широкая и длинная одежда в виде плаща; аметист – драгоценный камень фиолетового  или голубовато-фиолетового цвета; греза – светлая мечта, а также призрачное видение, сновидение; изваяние – скульптурное изображение).

- Какую птицу описывает автор? (Описывается лебедь).

- Видели ли вы сами когда-нибудь эту птицу? Какой она вам запомнилась?

- Эта птица любима народом. В художественных произведениях, в народной поэзии часто появляется образ белой лебедушки. Докажите это.

- Какой вы представляете себе эту птицу, прочитав стихотворение Н. Заболоцкого? (Птица гордая, красивая, величавая, независимая).

- Автор хотел показать, что это загадочная, гордая птица и в то же время царственно красивая. Подтвердите это строчками из стихотворения. (Плывет белоснежное диво, животное, полное грез).

- С какой интонацией необходимо читать стихотворение? ( Торжественно, немного загадочно).

- Подготовьтесь  к выразительному чтению стихотворения. (Несколько учащихся читают выразительно, остальные оценивают их, учитывая, как передается читающими авторский замысел).

- Прочитав стихотворение, мы увидели, что автор с нежностью относится  к этой птице, любуется ею.

- Какой тип речи использует автор в своем стихотворении? Докажите. (Использует описание, так как все, что  изобразил автор, мы можем увидеть на одной картине или фотографии).

- Наша задача: используя тип речи – описание, подготовиться к заочной выставке «Мое любимое животное».

У каждого из вас есть животное, которое нравится вам больше других. Может быть, вы дружите с ним, наблюдаете за ним, а может быть, увидев однажды, вы запомнили его навсегда.

Чтобы организовать эту выставку, вам необходимо представить свое животное, описав его внешний вид, поведение, повадки, то есть написать сочинение-описание животного.

 

Тема : Выразительные  средства  языка.

 

        Заря  загорается;  вот  уже  золотые  полосы  по  небу  потянулись,  в  оврагах  клубятся  пары;  жаворонки  поют,  предрассветный  ветер  подул  и  тихо  всплывает  багровое  солнце.  Свет  так  и  хлынет  потоком;  сердце  в  вас  встрепенётся,  как  птица .  Свежо,  весело,  любо!

                                                                                            И.Тургенев

 

 - Прочитайте   отрывок  про  себя.  Озаглавьте  его  словами  из  текста.

-В  каких  словах,  по-вашему,  выражено  авторское  отношение  к  такому  явлению  природы,  как  заря?  Какое  чувство  заря  вызывает  у  И.С.Тургенева?

-Какие  цвета видятся  вам  при  чтении  отрывка?

-Что  с  чем  сравнивает  автор?

-Какие  действия  приписываются  неживым  предметам?

-Какие  прилагательные  часто  встречаются  в  сказках?

-Прочитайте  отрывок  выразительно,  попытайтесь  передать  авторский  восторг  перед  зарёй

Тема : Описание.

 

      … Глядела 

Всё  на  яблоко.  Оно

Соку  спелого  полно.

Так  свежо  и  так  душисто,

Так  румяно-золотисто,

Будто  соком  налилось!

Видны  семечки  насквозь!

 

- Прочитайте  текст  про  себя.   Чьи  это  строки?

Из  какого  произведения?

-К  какому  стилю  относится  текст?

Какой  это  тип  речи?

- Какие  слова  помогают  зримо  ощутить  предмет?

-Прочитайте  «птичьим  базаром»,  делая  логическое  ударение  на  этих  словах.

-Какие  звуки  слышатся  отчётливо?

- Прочитайте  текст  выразительно.

 

Тема: Устная  и  письменная  речь.

       Как  церковный  грамотей  в  старину  учил  детей.

В  старину  учились  дети –

Их  учил  церковный  дьяк,-

Приходили  на  рассвете

И  твердили  буквы  так:

А да Б -  как  Аз  да  Буки,

В  - как Веди,  Г  - Глаголь.

И  учитель  для  науки 

По  субботам  их  порол.

Вот  какой  чудной  вначале

Наша  азбука  была!

Вот  каким  пером  писали  -

Из  гусиного  крыла!

 

                                         Н.Кончаловская

 

- Прочитайте «птичьим  базаром».

- Прочитайте  стихотворение  выразительно,  расставив  логические  паузы  и  ударения.

- О  каких  двух  формах  речи  говорится  в  этом  стих-ии?

 

Чтобы повысить уровень работоспособности на уроке, заинтересовать учащихся, заставить работать, необходимо найти такой «ключик»в душе ребенка, который позволит приоткрыть способность к творчеству, поиску. С этой целью возможно использовать на уроках в старших классах следующие виды работ исследовательского характера:

1.     Составь как можно больше предложений из данных слов.

ПРИМЕР: космос, автомобиль, слон. Варианты детских предложений: «Автомобиль, огромный как слон, летал в космосе», «Автомобиль, на котором перевозили слона, казался огромным, как космос» и др.

2.     Расскажи другими словами.

ПРИМЕР: Муха села на варенье. (летающее насекомое с прозрачными крылышками и хоботком спикировало на вещество, сваренное из ягод и сахара).

3.     Сочини сказку.

4.     Сочини рассказ по схеме.

- факт – причины – повод – сопутствующие события – аналоги и сравнения – последствия.

5.     Игра «Ассоциации»

Дано слово. С чем оно ассоциируется в твоем воображении? Запиши по порядку. Из записанных слов сформулируй и запиши предложения.

6.     «Назови аналоги  предмета»

ПРИМЕР: лодка (корабль, танкер,  подлодка, крейсер и т.д.)

7.     Сочини такую историю, чего никогда не могло произойти.

Исследовательская работа, проводимая на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе, сложна и многообразна. В практике своей работы я использую описанные приемы и методы работы над развитием речи учащихся, приучая их выявлять и решать проблему, делать выводы и обобщения, наблюдать, экспериментировать, полученные знания применять на практике, помогая тем самым решать главную проблему речевого развития учащихся – пользоваться тем даром, которым наделен человек – даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать…

Я могу с уверенностью сказать, не проводя никаких учебных экспериментов: выпускники моего класса умеют общаться, умеют слушать и говорить, умеют оценивать свою и чужую речь, умеют словесно импровизировать, стремиться постоянно совершенствовать процесс говорения. Их творческому развитию способствует использование исследовательского, творческого метода развития, а не только репродуктивного, как принято в методике традиционного обучения.

 

 

Приложения

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010