Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

"Быть человеком- это значит чувствовать, что ты за все в ответе"

Автор:
Носкова Галина Ивановна

Аннотация:

«Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе»

А.де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

 

 

В процессе литературного образования происходит передача от поколения к поколению духовных ценностей, эстетических представлений, нравственных и правовых понятий. Уроки литературы позволяют пробуждать чувства добрые, подвести учащихся к пониманию самооценки, неповторимости личности, индивидуальности. Пробуждают чувства прекрасного, учат видеть красоту человека, природы. В подборе и анализе произведений исхожу, прежде всего из проблем нравственных: добро и зло (Мир добра и зла в сказке Ю.К.Олеши «Три толстяка»), ответственность человека за все происходящее (По произведению А.де Сент-Экзюпери «маленький принц»), жесткость и милосердие («Жалобная песнь для успокоения сердца, или Разговор совсем не веселый» по произведениям А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», «Кукушата») и другие. Именно нравственные проблемы – основа для создания системы уроков для внеклассного чтения.

Кульминацией урока считаю живой разговор, когда ребята высказывают свою точку зрения, спорят друг с другом, пытаются отстаивать свое мнение, подтверждая его строками из произведения. Не всегда ответы детей ведут к тем выводам, к которым я планировала прийти в конце урока. Но, безусловно, радовало то, что в классе не было равнодушных, что совершенно взрослый разговор о совести, чести, достоинстве, добре и зле, милосердии вызвал такое волнение у ребят.

Стремлюсь помочь учащимся в общении с произведениями литературы. Понимаю, что от моего творчества зависит успех дела. Продумываю задания для самостоятельной работы учащихся, предлагаю формы активизации чтения произведений, приемлемые, для разноуровнего класса.

 

Рассматривать литературу в отрыве от жизни нельзя. И именно уроки внеклассного чтения в наибольшей степени, как мне кажется, являются тем связующим звеном, которое сближает с современностью, с ее проблемами.

Я абсолютно согласна с высказыванием В.А.Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца». Что я и стараюсь делать.

 

 

Автор: Носкова Галина Ивановна  

 

 

2014-07-15

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Гуманитарное, Модуль: Литература в школе

 

Статья:

«Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе»

А.де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

 

 

«Я хотел сказать людям: вы – обитатели одной планеты – Земля, пассажиры одного корабля... Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать со стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи». Эти слова принадлежат Антуану де Сент-Экзюпери. Мы познакомимся сегодня с одним из самым известных его произведений – сказкой для взрослых и детей «Маленький принц». После моего рассказа о жизни писателя попытайтесь ответить на вопрос: что вас особенно поразило в его жизни и какой вы представляете себе его личность?

«Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый. Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». Страна детства Экзюпери была прекрасной и безмятежной. Он унаследовал от своего отца титул графа, однако никогда не чувствовал своей «именитости», никогда не стремился вести светскую жизнь. Страна его детства – это мирная, защищенная от всех житейских ветров обстановка в окружении любящих сестер, брата, матери, теток. Страна его детства – это сказки и техника, которые были для Антуана одинаковы важны. Детские игры в рыцарей и королей сменялись внезапным интересом к машинисту и тайнам его паровоза. Экзюпери рано почувствовал вкус ко всякой механике и изобретательству. Он пытался соорудить телефон из старых коробок, переделать матерчатое крыло к велосипеду и хоть на минуту взлететь.

Вероятно, поэтому Экзюпери после обучения в колледже подает прошение о зачислении его в армию, в военно-воздушные войска. Его привлекала романтика этой профессии, мало еще к тому времени обжитая воздушная стихия.

Еще учась в колледже, Экзюпери понимает, что такое дружба. Он удивлен и обрадован тем, как много может дать человеку настоящий друг. Экзюпери всегда умел ценить дружбу. Его удивительная, открытая улыбка, известная сейчас всему миру, сразу же располагала к нему людей. Какими же были его друзья? Однажды потерпел аварию в Андах друг Экзюпери Гийоме. «Зимой Анды человека живым не выпустят», - говорили те, кто знал нрав этих гор. Пять дней искал Экзюпери друга, не зная, что пролетает мимо, не видя Гийоме на снегу.  На шестой день Гийоме вышел к людям наперекор всем предсказаниям. Эти же горы испытали мужество и Мермоза, еще одного друга Экзюпери. Однажды Мермозу пришлось сесть на каменную площадку, края которой обрывались отвесно. И он, почти не надеясь уцелеть, решился взлететь над бездной: самолет разбежался и с края площадки сорвался вниз. Падая, он набрал-таки необходимую скорость и вновь стал повиноваться рулям. Вот такие были товарищи у Экзюпери. Но таким был и он сам.

Опасности всегда подстерегают летчика: такова особенность профессии. Однажды, испытывая гидроплан, Экзюпери чуть не погиб, сорвавшись в воду. «Я ничего не почувствовал, только легкие все заполнились водой. Я на ощупь, в каком-то сне, начал искать и… вскоре нашел дверь». Авария в ливийской пустыне: «На скорости двести семьдесят километров в час мы врезались в землю. Потом сотую долю секунды я ждал: вот огромной багровой звездой пыхнет взрыв, и мы исчезнем. И вдруг нас завертело, новый удар разбил правое крыло – и все смолкло. Жизнь нам спасли круглые черные камни, что свободно катятся по песку, - мы съехали, как на катках». И вот двое летчиков в молчаливой пустыне, где не травинки, ни деревца вокруг. Преодолев первый приступ отчаяния, они решились действовать. Они шли, выбиваясь из сил, без глотка воды и вышли-таки на караванную дорогу.

А Европа и весь мир были уже на пороге войны. Германия 1939 года. Все вокруг гремит от лязга гусениц танков,  шума тяжелых военных машин, топота ног и выкриков команд. Даже подростки носят военную форму и маршируют, чеканят шаг. Люди боятся громко говорить, опасаются доносов. Такой увидел Экзюпери Германию, ненадолго приехав в нее.  «В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места», - уверен Экзюпери. В этом же 39 году Англия и Франция объявили войну Германии, и капитан запаса Антуан де Сент-Экзюпери получил мобилизационный листок, обязывающий его явиться на военный аэродром в Тулузе. «Все, что мне дорого, под угрозой. Я хочу участвовать в войне во имя любви к людям».

Однако Франция была сдана фашистам. Надежда на ее спасение пришла гораздо позже, в 1942 году, когда фашисты были разгромлены под Москвой. Экзюпери летает на самолете воздушной разведки. Вооруженный только фотокамерой, без пулемета и без брони, он фотографирует позиции немцев.

В то утро ничего не предвещало несчастья. Прекрасная погода, чистое небо, и вблизи никаких следов немецких истребителей. Как всегда, Экзюпери приветливо помахал своим товарищам рукой и взлетел. Возвращение к часу дня, так как запас горючего был рассчитан только на шесть часов полета. Когда стрелка перевалила за два часа, все поняли: ждать дольше не имело смысла.

Экзюпери долго считался пропавшим без вести, и только через несколько лет после войны стало известно, что его самолет был сбит фашистским истребителем и сгорел над морем. Экзюпери не дожил трех недель до освобождения Франции. За месяц до гибели ему исполнилось 44 года.

«Мамочка! Я бы так хотел, чтобы вы не беспокоились обо мне. Мне очень хорошо. Совсем хорошо. Мне только очень грустно от того, что я так давно вас не видел. И я тревожусь за вас, моя любимая мамочка». Это строки последнего письма Экзюпери.

 

Литературный монтаж

Автор: Вот уже шесть лет, как мой друг покинул меня. И я пытаюсь рассказать о нем для того, чтобы его не забыть. Это очень печально – когда забывают друзей.

Маленький принц: Знаешь, когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…

Автор: Маленький принц! Понемногу я понял, как печальна и однообразна была твоя жизнь. Долгое время у тебя было лишь одно развлечение: ты любовался закатом.

Маленький принц: Однажды на моей планете пророс цветок…

Роза: …Я люблю тебя. Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Постарайся быть счастливым…

Маленький принц: Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.

Лис: Люди, забыли эту истину, но не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.

Маленький принц: А как это – приручить?

Лис: … Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете.

Маленький принц: Моя роза… я за нее в ответе! А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть, что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира.

Змея: Мне жаль тебя. Ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь.

Маленький принц: На вашей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут.… А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды.… Но глаза слепы. Искать надо сердцем.

Автор: … Если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы… тогда – очень прошу вас! – не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся…

Маленький принц: Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.

 

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

- Мы сейчас познакомились с жизнью Антуана де Сент-Экзюпери и вспомнили его сказку «Маленький принц». А сейчас давайте подумаем, почему же маленький принц был так одинок, почему ни на одной планете, которые он встретил на своем пути, не нашел он друга?

 

БЕСЕДА

  1. Почему все взрослые, встреченные принцем на маленьких планетах, были одиноки, кроме фонарщика – у него был фонарь?
  2. Чем эти люди, встреченные принцем, похожи друг на друга и чем прежде всего отличаются от него?
  3. Почему на всех, кого принц встречает на планетах, ему нравится только фонарщик?

 

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

- Во взрослом мире маленький принц встретился с разнообразными формами бессмыслицы: властолюбия и честолюбия, собственности и бездушной науки. Мир нелеп, однако между живыми существами возможны не только отношения равнодушия и отчужденности. Теперь мы обратимся к тому, что же постигает маленький принц на планете людей?

 

БЕСЕДА

  1. Маленький принц сказал: «Я был слишком молод. Я еще не умел любить.» Что помогло ему научиться любить?
  2. Но некоторые люди так и не могут постичь искусства любить. Почему маленький принц смог этому научиться?
  3. Почему маленький принц нуждался в розе не меньше, чем она в нем?
  4. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», - сказал Лис на прощание. Что же это – главное, которое нельзя увидеть глазами, и почему его так важно увидеть?
  5. Почему эта сказка имеет печальный конец?
  6. Почему автор все же оставляет нам надежду, что маленький принц жив, что он еще вернется на нашу планету?

 

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Что значит быть в ответе за того, кого приручил? Быть может, начать с того чтобы быть в ответе за его настроение? Нужно бояться обидеть его недобрым словом, поступком. Нужно быть терпимым, уметь прощать друзьям их мелкие недостатки. Согласитесь, ведь и у вас они есть.

А еще эта сказка о том, что только любовь может сделать мир прекраснее. «Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться». Человеку необходимо кого-то любить, о ком-то заботиться. Это даже важнее, чем самому быть любимым, так уж мы устроены.

И последнее. Когда вы пойдете сегодня домой, остановитесь перед своим домом ненадолго и посмотрите на ваши окна. Не правда ли, для других они ничем не отличаются от сотен и тысяч таких же окон, но для вас они – единственные, потому что именно за этими окнами вас любят и ждут. И об этом сказка «Маленький принц».

 

 

Автор: Носкова Галина Ивановна

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010