Автор:
Носкова Галина Ивановна
«Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе»
А.де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
В процессе литературного образования происходит передача от поколения к поколению духовных ценностей, эстетических представлений, нравственных и правовых понятий. Уроки литературы позволяют пробуждать чувства добрые, подвести учащихся к пониманию самооценки, неповторимости личности, индивидуальности. Пробуждают чувства прекрасного, учат видеть красоту человека, природы. В подборе и анализе произведений исхожу, прежде всего из проблем нравственных: добро и зло (Мир добра и зла в сказке Ю.К.Олеши «Три толстяка»), ответственность человека за все происходящее (По произведению А.де Сент-Экзюпери «маленький принц»), жесткость и милосердие («Жалобная песнь для успокоения сердца, или Разговор совсем не веселый» по произведениям А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», «Кукушата») и другие. Именно нравственные проблемы – основа для создания системы уроков для внеклассного чтения.
Кульминацией урока считаю живой разговор, когда ребята высказывают свою точку зрения, спорят друг с другом, пытаются отстаивать свое мнение, подтверждая его строками из произведения. Не всегда ответы детей ведут к тем выводам, к которым я планировала прийти в конце урока. Но, безусловно, радовало то, что в классе не было равнодушных, что совершенно взрослый разговор о совести, чести, достоинстве, добре и зле, милосердии вызвал такое волнение у ребят.
Стремлюсь помочь учащимся в общении с произведениями литературы. Понимаю, что от моего творчества зависит успех дела. Продумываю задания для самостоятельной работы учащихся, предлагаю формы активизации чтения произведений, приемлемые, для разноуровнего класса.
Рассматривать литературу в отрыве от жизни нельзя. И именно уроки внеклассного чтения в наибольшей степени, как мне кажется, являются тем связующим звеном, которое сближает с современностью, с ее проблемами.
Я абсолютно согласна с высказыванием В.А.Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца». Что я и стараюсь делать.
Автор: Носкова Галина Ивановна
2014-07-15
Журнал: Открытый педагогический форум-2014,
Направление: Гуманитарное, Модуль: Литература в школе
Статья:
«Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе»
А.де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
«Я хотел сказать людям: вы – обитатели одной планеты – Земля, пассажиры одного корабля... Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать со стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи». Эти слова принадлежат Антуану де Сент-Экзюпери. Мы познакомимся сегодня с одним из самым известных его произведений – сказкой для взрослых и детей «Маленький принц». После моего рассказа о жизни писателя попытайтесь ответить на вопрос: что вас особенно поразило в его жизни и какой вы представляете себе его личность?
«Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый. Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». Страна детства Экзюпери была прекрасной и безмятежной. Он унаследовал от своего отца титул графа, однако никогда не чувствовал своей «именитости», никогда не стремился вести светскую жизнь. Страна его детства – это мирная, защищенная от всех житейских ветров обстановка в окружении любящих сестер, брата, матери, теток. Страна его детства – это сказки и техника, которые были для Антуана одинаковы важны. Детские игры в рыцарей и королей сменялись внезапным интересом к машинисту и тайнам его паровоза. Экзюпери рано почувствовал вкус ко всякой механике и изобретательству. Он пытался соорудить телефон из старых коробок, переделать матерчатое крыло к велосипеду и хоть на минуту взлететь.
Вероятно, поэтому Экзюпери после обучения в колледже подает прошение о зачислении его в армию, в военно-воздушные войска. Его привлекала романтика этой профессии, мало еще к тому времени обжитая воздушная стихия.
Еще учась в колледже, Экзюпери понимает, что такое дружба. Он удивлен и обрадован тем, как много может дать человеку настоящий друг. Экзюпери всегда умел ценить дружбу. Его удивительная, открытая улыбка, известная сейчас всему миру, сразу же располагала к нему людей. Какими же были его друзья? Однажды потерпел аварию в Андах друг Экзюпери Гийоме. «Зимой Анды человека живым не выпустят», - говорили те, кто знал нрав этих гор. Пять дней искал Экзюпери друга, не зная, что пролетает мимо, не видя Гийоме на снегу. На шестой день Гийоме вышел к людям наперекор всем предсказаниям. Эти же горы испытали мужество и Мермоза, еще одного друга Экзюпери. Однажды Мермозу пришлось сесть на каменную площадку, края которой обрывались отвесно. И он, почти не надеясь уцелеть, решился взлететь над бездной: самолет разбежался и с края площадки сорвался вниз. Падая, он набрал-таки необходимую скорость и вновь стал повиноваться рулям. Вот такие были товарищи у Экзюпери. Но таким был и он сам.
Опасности всегда подстерегают летчика: такова особенность профессии. Однажды, испытывая гидроплан, Экзюпери чуть не погиб, сорвавшись в воду. «Я ничего не почувствовал, только легкие все заполнились водой. Я на ощупь, в каком-то сне, начал искать и… вскоре нашел дверь». Авария в ливийской пустыне: «На скорости двести семьдесят километров в час мы врезались в землю. Потом сотую долю секунды я ждал: вот огромной багровой звездой пыхнет взрыв, и мы исчезнем. И вдруг нас завертело, новый удар разбил правое крыло – и все смолкло. Жизнь нам спасли круглые черные камни, что свободно катятся по песку, - мы съехали, как на катках». И вот двое летчиков в молчаливой пустыне, где не травинки, ни деревца вокруг. Преодолев первый приступ отчаяния, они решились действовать. Они шли, выбиваясь из сил, без глотка воды и вышли-таки на караванную дорогу.
А Европа и весь мир были уже на пороге войны. Германия 1939 года. Все вокруг гремит от лязга гусениц танков, шума тяжелых военных машин, топота ног и выкриков команд. Даже подростки носят военную форму и маршируют, чеканят шаг. Люди боятся громко говорить, опасаются доносов. Такой увидел Экзюпери Германию, ненадолго приехав в нее. «В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места», - уверен Экзюпери. В этом же 39 году Англия и Франция объявили войну Германии, и капитан запаса Антуан де Сент-Экзюпери получил мобилизационный листок, обязывающий его явиться на военный аэродром в Тулузе. «Все, что мне дорого, под угрозой. Я хочу участвовать в войне во имя любви к людям».
Однако Франция была сдана фашистам. Надежда на ее спасение пришла гораздо позже, в 1942 году, когда фашисты были разгромлены под Москвой. Экзюпери летает на самолете воздушной разведки. Вооруженный только фотокамерой, без пулемета и без брони, он фотографирует позиции немцев.
В то утро ничего не предвещало несчастья. Прекрасная погода, чистое небо, и вблизи никаких следов немецких истребителей. Как всегда, Экзюпери приветливо помахал своим товарищам рукой и взлетел. Возвращение к часу дня, так как запас горючего был рассчитан только на шесть часов полета. Когда стрелка перевалила за два часа, все поняли: ждать дольше не имело смысла.
Экзюпери долго считался пропавшим без вести, и только через несколько лет после войны стало известно, что его самолет был сбит фашистским истребителем и сгорел над морем. Экзюпери не дожил трех недель до освобождения Франции. За месяц до гибели ему исполнилось 44 года.
«Мамочка! Я бы так хотел, чтобы вы не беспокоились обо мне. Мне очень хорошо. Совсем хорошо. Мне только очень грустно от того, что я так давно вас не видел. И я тревожусь за вас, моя любимая мамочка». Это строки последнего письма Экзюпери.
Литературный монтаж
Автор: Вот уже шесть лет, как мой друг покинул меня. И я пытаюсь рассказать о нем для того, чтобы его не забыть. Это очень печально – когда забывают друзей.
Маленький принц: Знаешь, когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…
Автор: Маленький принц! Понемногу я понял, как печальна и однообразна была твоя жизнь. Долгое время у тебя было лишь одно развлечение: ты любовался закатом.
Маленький принц: Однажды на моей планете пророс цветок…
Роза: …Я люблю тебя. Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Постарайся быть счастливым…
Маленький принц: Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.
Лис: Люди, забыли эту истину, но не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.
Маленький принц: А как это – приручить?
Лис: … Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете.
Маленький принц: Моя роза… я за нее в ответе! А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть, что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира.
Змея: Мне жаль тебя. Ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь.
Маленький принц: На вашей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут.… А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды.… Но глаза слепы. Искать надо сердцем.
Автор: … Если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы… тогда – очень прошу вас! – не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся…
Маленький принц: Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
- Мы сейчас познакомились с жизнью Антуана де Сент-Экзюпери и вспомнили его сказку «Маленький принц». А сейчас давайте подумаем, почему же маленький принц был так одинок, почему ни на одной планете, которые он встретил на своем пути, не нашел он друга?
БЕСЕДА
- Почему все взрослые, встреченные принцем на маленьких планетах, были одиноки, кроме фонарщика – у него был фонарь?
- Чем эти люди, встреченные принцем, похожи друг на друга и чем прежде всего отличаются от него?
- Почему на всех, кого принц встречает на планетах, ему нравится только фонарщик?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
- Во взрослом мире маленький принц встретился с разнообразными формами бессмыслицы: властолюбия и честолюбия, собственности и бездушной науки. Мир нелеп, однако между живыми существами возможны не только отношения равнодушия и отчужденности. Теперь мы обратимся к тому, что же постигает маленький принц на планете людей?
БЕСЕДА
- Маленький принц сказал: «Я был слишком молод. Я еще не умел любить.» Что помогло ему научиться любить?
- Но некоторые люди так и не могут постичь искусства любить. Почему маленький принц смог этому научиться?
- Почему маленький принц нуждался в розе не меньше, чем она в нем?
- «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», - сказал Лис на прощание. Что же это – главное, которое нельзя увидеть глазами, и почему его так важно увидеть?
- Почему эта сказка имеет печальный конец?
- Почему автор все же оставляет нам надежду, что маленький принц жив, что он еще вернется на нашу планету?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Что значит быть в ответе за того, кого приручил? Быть может, начать с того чтобы быть в ответе за его настроение? Нужно бояться обидеть его недобрым словом, поступком. Нужно быть терпимым, уметь прощать друзьям их мелкие недостатки. Согласитесь, ведь и у вас они есть.
А еще эта сказка о том, что только любовь может сделать мир прекраснее. «Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться». Человеку необходимо кого-то любить, о ком-то заботиться. Это даже важнее, чем самому быть любимым, так уж мы устроены.
И последнее. Когда вы пойдете сегодня домой, остановитесь перед своим домом ненадолго и посмотрите на ваши окна. Не правда ли, для других они ничем не отличаются от сотен и тысяч таких же окон, но для вас они – единственные, потому что именно за этими окнами вас любят и ждут. И об этом сказка «Маленький принц».
Автор: Носкова Галина Ивановна