Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Компьютерные технологии в организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Автор:
Щербинина Светлана Александровна

Аннотация:

Компьютерные технологии в организации

научно-исследовательской деятельности учащихся

            Щербинина С.А. считает: современные тенденции информационных технологий в сфере образования требуют новых подходов к организации научно-исследовательской  деятельности  учащихся.

Интерес к научному поиску школьники объясняют практической направленностью работы: это возможность применения  умений и навыков по смежным дисциплинам и формирование собственной информационной компетенции.

Щербинина Светлана Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья:

Компьютерные технологии в организации

научно-исследовательской деятельности учащихся

 

 

Щербинина С.А. учитель русского языка и литературы высшей  квалификационной  категории МОУ лицей №2

г. Бугульма, Республика Татарстан (персональный код  SC - 3320)

 

 

Мои ученики будут узнавать

новое не от меня, они будут

открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь

им раскрыться, развить

собственные идеи.

Г. Песталоцци

 

            Современные тенденции стремительного развития и широкого внедрения компьютерной техники, информационных технологий в сфере образования требуют новых обоснованных подходов к организации научно-исследовательской и творческой деятельности  учащихся.

            Сегодняшний  урок трудно представить без использования технических средств. Они становятся незаменимыми  помощниками в урочной и внеурочной деятельности и учителя, и учащихся, требующей от них вдумчивого и творческого подхода к работе. С. Рубинштейн писал, что «творчество – это деятельность, созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства». Особую роль в развитии творческих способностей играет сегодня, конечно, компьютер и связанные с  ним компьютерные технологии.

            За последние годы компьютер и компьютерные информационные технологии активно вошли в нашу жизнь. Компьютер сегодня – это  мощнейший инструмент получения  и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.

            Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и потому запоминающимся. Этому способствуют компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала (набор слайдов-иллюстраций,  снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке).

            Особенно убедительно такая работа помогает при изучении малоизвестных литературных произведений. Например, в 6-ом классе при чтении стихотворения М. Волошина «Владимирская богоматерь» презентация помогает учащимся выделить основополагающую мысль: икона с изображением Владимирской богоматери не просто культовое  произведение, а настоящий шедевр древнерусского искусства, произведение, занимающее достойное место в системе мировых ценностей. Как это понимание достигается? Поисковая деятельность учащихся проявилась в том, что они, пользуясь Интернетом, нашли историю создания иконы, обратились к словарю церковно-славянской лексики, чтобы при чтении текста стихотворения и рассматривании живописного полотна, не возникало   затруднений в понимании терминов или устаревших слов.

Одна из форм научно-исследовательской  деятельности  - заочная экскурсия по литературным местам. В процессе проведения заочного путешествия  необходимо объединение таких  элементов работы, как речь, зрительный ряд, музыкальное оформление. Демонстрация слайдов при помощи программы «Презентация» позволяет по-новому организовать работу. Заочная экскурсия по Михайловскому, месту ссылки Пушкина, при помощи компьютера позволяет каждому ученику окунуться в атмосферу третьего десятилетия ХIХ века, остаться наедине  со своими чувствами и  переживаниями, что способствует активизации мыслительной и познавательной  деятельности школьника: почему так дороги поэту и опальный  домик, и старая мельница, и скамья Онегина, и аллея Керн?! Они словно оживают и предстают перед учащимися под аккомпанемент чарующей музыки Глинки (имеется в виду романс «Я помню чудное мгновенье»).

Каждая заочная экскурсия снабжена инструкцией по использованию презентации, что позволяет ученику и после урока поработать с ней. Переход от слайда к слайду создает необходимый видовой ряд для этого урока, снабженный волнующим музыкальным сопровождением,  создающим атмосферу той эпохи.

Интерес к научному поиску школьники объясняют практической направленностью работы: это возможность применения  умений и навыков по смежным дисциплинам (литература – информатика) и формирование собственной информационной компетенции.

Примером может служить создание учащимися совместно с учителем для уроков литературы методических наглядных  материалов в контрольно-игровой форме. Завершая  изучение повести Пушкина «Капитанская  дочка», уместно провести  занятие «Незнакомое в знакомом»… Презентация  содержит вопросы и задания, проверяющие усвоения содержания данного произведения: узнать героя по  портрету; определить его по речевой характеристике; объяснить значение слов, соотнеся их с изображением на иллюстрации; вспомнить исторические  события, упоминаемые на страницах повести. Работа эта – результат нескольких предварительных этапов: анализ литературы, подбор фотографий, рисунков, иллюстраций; определение набора терминов и слов для тематических разделов словаря, написание статей по каждому словарному слову, составление презентации в программе Мiсrоsоft Power Point 2007. Неоценимую помощь в этой работе  оказывает не только Интернет, но и «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (с приложением видеоархива).

Изменения, происходящие в современном обществе, показывают, что потребность в людях, способных творчески подходить  к решению проблем во всех сферах знания, неуклонно возрастает. Поэтому уже со школьной скамьи необходимо приучать учащихся к самостоятельной поисковой деятельности. В старших классах они должны уметь использовать обобщенный алгоритм исследовательской деятельности в такой последовательности:

- выбор темы и формулировка проблемы;

- постановка цели;

- сбор материала;

- классификация по разным основаниям;

- решение проблемных ситуаций при  создании объекта с новыми признаками;

- рефлексия (осознание того, что, как и зачем делалось).

Именно  с использованием этого  алгоритма была организована научно-исследовательская  работа по теме «Богатство лексики в рассказах А.П. Чехова». Ученик, выбравший эту тему, предварительно зайдя на сайты www.wikipedia, www.eiteras.ru, www.abc-people.com и другие, ознакомился с биографией А.П. Чехова и поставил следующие научно-исследовательские задачи:

- проследить эволюцию чеховской прозы;

- выявить связь между темами чеховских рассказов и их лексикой;

- проанализировать принцип создания Чеховым новых слов.

Для их решения использовались следующие формы работы:

- систематизация прочитанных чеховских рассказов, показывающих его становление как писателя;

- наблюдение за эволюцией содержания прозы А. Чехова;

- анализ лексических пластов рассказов А. Чехова;

- изучение художественно-выразительных средств лексики в чеховских рассказах, их новаторство.

Электронная библиотека Брокгауза и Эфрона  помогла  подобрать библиографию, необходимую для подбора материала; составить диаграмму эволюции тематики рассказов А. Чехова.

В ходе исследования были выявлены интересные изменения в употреблении писателем различных лексических пластов. Оказалось, что в ранних рассказах преобладала лексика московских студентов и мелкой чиновничьей братии, в дальнейшем она заменялась философской, научной (медицинской); встречалась даже просторечная лексика с использованием русского фольклора, а к последним годам стала преобладать общественно-публицистическая.

Большая исследовательская работа  была оформлена в виде презентации в программе Мiсrоsоft Power Point 2007 и используется  учителем как пособие  для учащихся  по развитию и обогащению их речи, для пробуждения потребности чтения и изучения чеховских рассказов (Приложение 1).

Что же дают школе компьютерные технологии? Они повышают и стимулируют интерес учащихся к знаниям, активизируют мыслительную деятельность и усиливают эффективность усвоения материала.

Они же предоставляют учащимся возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Intеrnеt для подготовки к урокам, оказывают помощь в поисках ответов на проблемные вопросы; многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации.

Разнообразные формы работы с компьютером подвигают и учителя,  и ученика на творчество, заставляют придумывать то новое, чего в их работе еще не было,  обращают мысль к чему-то очень глубокому, живому, пробуждают потребность заниматься научно-исследовательской работой и овладевать необходимыми практическими навыками.

 

 

Приложения

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010