Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Сохранение, применение и современное развитие бисерного искусства в православной культуре

Авторы:
Хахулина Елена Анатольевна
Рыкова Валентина Алексеевна
Тарасова Дарья Андреевна

Аннотация:

Сохранение, применение и современное развитие бисерного искусства в православной культуре

Тарасова Дарья      

      Рыкова Валентина

Цель:доказать благотворное влияние бисерного искусства в православной культуре на человека.

 

Доказано, что традиции бисерного искусства в церковной культуре  сохранились и продолжают развиваться. Подтверждена гипотеза о том, что бисерное изделие способно взывать не только эстетическое наслаждение, но и оказывать духовное влияние на человека.

 

Полученные данные исследования используются на уроках Основ православной культуры, на занятиях в воскресной школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья:

 

 

 

 

 

 

 

 

Сохранение, применение и современное развитие

бисерного искусства в православной культуре

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Авторы работы: Тарасова Дарья Андреевна,

                                                          Рыкова Валентина Алексеевна

  Место выполнения работы: пос. Темижбекский

                           МОУ СОШ №4, 5, 7 класс

                               

                           Научный руководитель: Хахулина Елена Анатольевна,

             педагог дополнительного образования МОУ СОШ №4

                          

 

 

 

Содержание

Введение

1  Бисерное искусство - один из видов народного творчества

1.1  Бисерное искусство в православии

2  Исследование сохранения и развития бисерного искусства в православной культуре

2.1   Казанский Свято-Амвросиевский ставропигиальный женский монастырь. Шамордино, Калужская область

2.2  Храм Успения Пресвятой Богородицы. Ставрополь

2.3  Храм Всех святых в земле Русской просиявших  п. Темижбекский

2.4  Школьное творческое объединение МОУ СОШ №4

3 Бытование церковных бисерных предметов и их влияние на духовный мир человека

Заключение

Литература

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как только ни называют бисер - волшебный, загадочный, чарующий  и даже живой. Бисер в широком значении этого термина - это декоративный материал, из которого создаются те или иные произведения. Бисером называется и сам материал (мелкие бусинки), и само изделие, и совокупность таких изделий. Таким образом, в декоративно-прикладном искусстве бисер - это художественные произведения, выполненные целиком или частично из мелких бусин-бисеринок. Среди наших сверстников многие увлечены этим видом прикладного искусства. Но кроме самого рукоделия нас привлекает и исследовательская сторона этого вида народного творчества. Мы решили рассмотреть вопрос о применении бисера в православной культуре.

История появления на свет и бытования любого изделия из бисера, в том числе и церковного, состоит из нескольких этапов.

Первый этап - получение исходного материала (бисерин).

Второй этап – изготовление бисерного изделия при помощи определенных технологических приемов.

Третий этап - это жизнь предмета,  в том числе и музейная, когда положение его стабильно.

Нас более интересует создание и жизнь предмета - его бытование.

Создание бисерных работ - способ выражения реальных чувств мастера. Эта черта сохраняется у русского бисерного искусства на всем протяжении его существования. Считается, что бисер всегда возбуждает эмоции: сдержанная улыбка, серьезная грусть, задумчивость. Эти эмоции всегда подчинены разуму, поэтому за первым впечатлением от просмотра бисерных работ – эстетическим - скрывается главное содержание изделия - мысль. Какие мысли, чувства посещают человека потом, после первого восхищенного взгляда на изделие? В ходе работы  нам предстоит ответить на этот и другие вопросы. Мы намерены рассмотреть православное бисерное искусство не только как художественное явление, но и как элемент культурной, духовной жизни. В этом и заключается актуальность выбранной темы. Новизна темы в том, что в своем исследовании мы касаемся бытования бисерного изделия (его жизни), а значит его влияние на человека. Поэтому содержание нашей работы будет включать в себя: исследование историографического характера; поиск,  изучение и характеристику бисерных изделий православной культуры и отношения к ним респондентов.

Определим гипотезу: бисерное изделие в православной культуре способно вызывать не только эстетическое наслаждение, но и оказывать духовное влияние на человека.

 

Цель:Доказать благотворное влияние бисерного искусства в православной культуре на человека.

Задачи исследования:

-Отобрать и проанализировать источники по теме.

-Раскрыть разные стороны применения  бисерного искусства в православной культуре.

-Исследовать на примере храмов, монастыря, школьного творческого объединения сохранение традиций церковного бисерного искусства и его современное развитие, отношения человека к бисерному искусству в православной культуре.

-сделать  выводы.

Методы исследования:

Поиск, изучение и анализ  источников по теме.

Беседы, наблюдения, опросы и анкетирование.

Ознакомление учащихся с результатами работы.

Практическое значение исследовательской работы предполагается в применении полученных данных исследования на уроках Основ православной культуры, на занятиях в воскресной школе, размещении материала на сайте школы для всеобщего ознакомления.

 

1  Бисерное искусство - один из видов народного творчества

 

История украшений - составная часть истории культуры и истории человечества вообще. Стремление украсить себя, жилище, предметы быта было одним из первых проявлений художественного чувства. Бисерное искусство - это искусство создания из бисера-материала различных изделий. Первое знакомство с бисером относится к раннему периоду истории нашей страны. Археологические источники свидетельствуют, что по мере развития стеклоделия в Старом Свете, все чаще и чаще бисер появляется на Руси, где  его используют в художественных вышивках и отделках других видов изделий. Свидетельством распространения произведений этого вида декоративно-прикладного искусства в разных слоях русского общества эпохи средневековья являются конкретные памятники, которые хранятся в музейных и частных коллекциях, а также упоминания о таких же и подобных им предметах в письменных источниках.

Именно в русской историографии впервые был обоснован взгляд на бисер как на особый вид декоративно-прикладного искусства.

1.1  Бисерное искусство в православии

 

Самостоятельную группу составляют оформленные бисером и стеклярусом  предметы церковного культа, которые сильно отличаются от светских и народных изделий из тех же материалов. Это оклады икон, иконы и образки, ленты на которые подвешивали лампады, бисерные четки, покровцы. Как приемы исполнения, так и орнаменты в основном подчинялись традиционным, веками складывавшимся правилам. Новые технологии и узоры проникали в них с задержкой и в сильно переработанном виде.

Многие религиозные сюжеты исполнялись по заграничным рисункам, в стиле католических церковных изображений. В качестве примера можно привести хранящееся в Московском  историческом музее «Распятие» очень тонкой работы из мельчайшего бисера по перламутровому фону. Создание бисерных икон особенно процветало в Киевской губернии. И на Западной Украине, где католическое  влияние издавна наложило свой отпечаток на предметы православного культа.

Церкви и храмы, одежду священнослужителей, предметы культа украшать бисером повелось издавна. Одежда церковных служителей, расшитая бисером, была очень тяжелая, неудобная. Поэтому в конце XIX века ее стали реже использовать, в основном применяли в качестве торжественных подарков. Часто бисером вышивали плащаницы, которые использовались для оформления торжественных церковных церемоний. Плащаницы сохранились в монастырях, храмах, музеях. В собраниях музеев и некоторых монастырях хранятся старинные иконы с вышитыми ризами и окладами.

Однако применение  бисера в области церковного убранства не ограничивалось иконами. Он также использовался в церковной утвари. Лучшим из всего, что дал церковный бисер, надо признать подставки для свечей: массивные, высокие, одетые в бисерные чехлы; они вставлялись в большие церковные подсвечники, а на них уже ставилась свеча или лампада. На этих бисерных чехлах расцветает целый сад великолепных цветочных  гирлянд: они вьются вокруг ствола или прямо поднимаются вверх. Или подвешены как ламбрекены драпировки. Изредка встречаются датировка, краткая молитва  или посвящение.

Таким образом, из теоретической части исследования можно сделать вывод, что применение бисера, бисерное искусство имеет длительную историю. Украшение бисером - одно из направлений прикладного искусства, в том числе и православного.

 

2 Исследование сохранения, применения и развития бисерного искусства в православной культуре

 

Церковное бисерное искусство не только сохранилось, но продолжает развиваться, так как интерес к этому виду творчества не угасает, что подтверждает огромное количество литературы, целая сеть магазинов и отделов по бисерному рукоделию, в компьютерной сети существуют клубы любителей бисерных рукоделий многих стран.

Чтобы провести эту часть исследования, составили схему «Поиска, изучения и характеристики бисерных изделий  в православной культуре». 

Первый путь исследования проходил через монастыри. Нами был выбран   конкретный монастырь, с которым была установлена письменная связь в ноябре 2013 года.

 

2.1 Казанский Свято-Амвросиевский ставропигиальный женский монастырь. Шамордино.

 

Мой педагог однажды на занятии рассказала о том, что в одной из паломнических поездок она была в Казанском Свято - Амвросиевском ставропигиальном женском монастыре Шамордино Калужской области, где была поражена красотой икон, расшитых бисером. При свете лампад и свечей они сияли и сверкали необыкновенным светом. В монастырь было написано письмо, с просьбой рассказать о монастырском бисерном искусстве наших дней. Из полученного письма <Рисунок 1> удалось узнать, что расшивать иконы бисером в монастыре начали  с XVIII века. Сейчас при монастыре действует мастерская, которая находится  в Казанской Свято - Амвросиевской пустыни. В иконописной  мастерской  сестры сами пишут иконы, затем передают в вышивальные мастерские для оформления бисером и другими декоративными материалами, там же  монахини и полностью вышивают иконы шелковыми, золотыми и серебряными нитями. Труд этот кропотливый и трудоемкий, в среднем на оформление бисером одной иконы уходит от 7 до 9 месяцев.

Таким образом, в монастыре не только сохранилось бисерное искусство, но получило дальнейшее развитие.

Исследование сохранения православного бисерного искусства привело нас в краевой центр.

 

2.2  Храм Успения Пресвятой Богородицы. Ставрополь

 

В старейшем храме города Ставрополя - Успенском, находится необыкновенная старинная икона, которую очень почитают православные христиане не только одного краевого центра. Это Иверская икона Божией Матери, которую  православные называют Вратарницей. О чудесном прибытии ее в середине девятнадцатого века на Кавказ из древнего Иверского монастыря, который находится  на святой горе Афон в Греции, рассказал священник Алексий (Пыхтин).  Уникальная   икона таинственно исчезла  в грозные 20-е годы прошлого  столетия и возвратилась к верующим в 30-е годы. Находилась она ранее в основном Троицком соборе. В те грозные богоборческие времена собор был разрушен,  и Иверская икона Божией Матери нашла свое пристанище в единственной на тот момент действовавшей церкви Ставрополя - Успенской. Раньше икона была украшена серебряным окладом, который был утрачен во время своих скитаний, и уже здесь обрела свой новый бисерный оклад. Красного цвета бисер, бесспорно, придает ей величие, благородство, великолепие

< Рисунок 2 >.  26 октября - день почитания образа. В Ставрополе существовал обычай в День Святой Троицы проносить образ крестным ходом из Троицкого собора в  Иоанно-Мариинский монастырь. Будем надеяться, что настанет время, когда возобновится традиция крестных ходов со святыней.

Итак, в старинном Успенском  храме краевого центра мы наблюдаем сохранение православного бисерного искусства.

 

2.3 Храм Всех святых в земле Русской просиявших поселка Темижбекский

 

В нашем поселковом храме тоже имеются предметы бисерного церковного искусства: это иконы, кресты на облачении престола и жертвенника, закладка для Евангелия, плащаница.

 Плащаница Успения Божией Матери.

Слово «плащаница» произошло от слова «плащ»- погребальная пелена, в которую заворачивали тело усопшего во время жития Иисуса Христа по древнееврейской традиции и возлагали в пещере на камень. Сейчас плащаница - икона, изображающая тело святого после смерти.

Слева  от алтаря нашего храма находится аналой, на котором  помещена плащаница Успения Пресвятой Богородицы, помещенная в киот. Историю  появления плащаницы в нашем храме рассказал  о. Дионисий (Степанищев).

Шесть лет назад, когда был открыт наш храм (до той поры в поселке храма не существовало), жители поселка жертвовали для храма кто что мог: столы, ткани для убранства, посуду, иконы. Среди пожертвованных икон находилась одна очень в скромном киоте, покрашенном в голубой цвет: под стеклом небольшая фигурка, обшитая когда-то белым, а на тот момент сероватого оттенка, потемневшим от времени, бисером. Во многих местах бисерные нити были повреждены, и свисали жалкими нитями. Стразы, которыми был расшит нимб, потемнели от времени. Одна из прихожанок храма взяла эту икону на реставрацию, через несколько месяцев она вернула в храм обновленную, сияющую плащаницу и поведала следующее. Когда из киота была извлечена фигурка Пресвятой Богородицы и снята риза из жемчуга, на обратной стороне иконы отчетливо стала видна печать «Благословение Святаго Града Иерусалима». Бывший владелец иконы не знал об ее происхождении, досталась она ему от родных. Смеем предположить, что она была привезена из Святой Земли паломниками кому-то в подарок, так и передавалась из поколения в поколение. Риза для Пресвятой Богородицы на плащанице была заменена, и выполнена в такой же, как и прежде технике. Сейчас у нас в храме это одна из самых красивых икон <Рисунок 3>. К сожалению, больше узнать  нам не удалось. Но поиск информации о плащанице привел нас к проводимой в 2012 году в Московском манеже выставке «Россия в Святой земле», приуроченной к 130-летию сотрудничества императорского православного палестинского общества  с народами ближнего востока. Среди раритетных экспонатов, демонстрирующихся на выставке, была и Плащаница Успения Божией Матери из собрания А. Кирикова, выполненная в XIX веке в Иерусалиме. Она расшита искусственными камнями и бисером, ее ценность в том, что подобные плащаницы создавались в Иерусалиме в XIX веке.

Первые иконы, выполненные в технике бисероткачества, появились  в храме благодаря воспитанникам ТО «Благовест. Это икона  святителя Николая, Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша».

В нашем поселковом храме бисерное искусство получило свое сохранение и  развитие в современное время.

 

2.4  Школьное творческое объединение

 

Школьное объединение работает  восьмой год, в нем с удовольствием занимается уже  третья смена воспитанников <Рисунок 4>. Все изделия выполняются в православных традициях бисерного искусства. Чтобы удобнее классифицировать предметы, выполненные воспитанниками объединения, разделим их на четыре группы:

1)  Авторские композиции

2) Переводы в бисерную технику какой-либо заранее избранной композиции с графических или живописных образцов.

3) Воспроизведения специальных образцов для вышивки и бисерного рукоделия (иконы).

4) Орнаментальные композиции несложного характера, (своего рода опыты цветовых сочетаний).  

Делаем вывод: на примере школьного творческого объединения бисерное искусство  продолжает  жить в церковных изделиях, развивается, пользуется спросом и вызывает интерес в наши дни.

 

3 Бытование церковных бисерных предметов и их влияние на духовный мир человека.

 

В этой части нашей работы мы применили следующие методы: наблюдения, опросы, анкеты. Наблюдая за работой воспитанников объединения, выяснили, что в процессе работы с бисером, автор будущего изделия испытывает упоение материалом и предоставляемыми им возможностями. Приступая к работе, воспитанница  при помощи бисера стремится создать некое художественное произведение.

Как мы говорили выше, создание бисерных работ - способ выражения реальных чувств мастера.   Попытаемся ответить на вопрос: Какие мысли, чувства посещают человека потом, после первого восхищенного взгляда на изделие? Анкеты были предложены учащимся 4-8 классов. Обработка результатов показала, что большинство респондентов поражены красотой и необычностью предложенных бисерных предметов, и у многих эти же изделия вызывают чувства тишины, покоя, желания прикоснуться к предмету, осознать его духовность.

Опросы проводились среди прихожан храма. Задавались вопросы:

1) Как вы думаете, нужно ли украшать иконы и другие церковные  изделия бисером? Почему это делают?

2) Как вы относитесь к бисерным православным изделиям, в том числе и к иконам, какие чувства или эмоции они у вас вызывают?  < Рисунок 5>

Обобщая полученные сведения, заключили:

1) украшать нужно, потому что в храме должно быть красиво. Этим видом творчества занимались наши предки, и очень хорошо, что сейчас есть современные умельцы. Ведь это, по сути, продолжение православных традиций. 2) вначале привлекает красота, необычность предмета, затем чувства удивления и восхищения от того, сколько труда и души вложено в него. От икон веет теплотой, тишиной и умиротворенностью, то радостью, то печалью. Образа живут…. И хочется жить с ними.

Объединяя результаты наблюдений, опросов и анкет, приходим к выводу: после изготовления бисерного изделия оно продолжает жить, у него свои функции и назначения. Такие изделия поражают красотой и восхищают необыкновенными красками и переливом цвета. Любое церковное бисерное изделие способно вызывать у человека свои собственные чувства и эмоции, которые способны подвести к размышлениям о духовной жизни. 

 

Заключение

 

Исследование сохранения, применения и развития бисерного искусства в православной культуре завершено. Структура исследования проистекает из поэтапной последовательной работы по избранной нами теме. На первом этапе определили задачи, функции и основные формы нашей работы. На втором этапе а) дали краткую характеристику бисерного искусства русского общества и Церкви; б) сформулировали пути исследования, по которым осуществили поиск, изучение и характеристику бисерных изделий; в) привели данные об эстетическом и духовном восприятии церковных бисерных изделий. На третьем этапе провели обобщение проделанной работы, сделали выводы. Работу дополнили фотоальбомом.

Исследовательскую часть предварил крайне необходимый просмотр и отбор источников по теме. Разбор существующей литературы показал, что научный интерес к изучению бисера особенно возрос во всем мире только в последней четверти XX в., когда памятники в подавляющем большинстве, в том числе и церковного назначения, оказалось сосредоточенным в музейных и частных коллекциях.  Поэтому мы кратко рассмотрели и эти пути исследования. В качестве примера мы приводим Московский Исторический музей и  собрание А.А. Кирикова.

Мы рассмотрели православное бисерное искусство не только как художественное явление, но и как элемент культурной, духовной жизни, чем и подтвердили актуальность выбранной темы. Доказали, что тема нова. Практическая значимость темы уже доказана в ходе исследования и в процессе изготовления из бисера воспитанникам творческого объединения различных изделий церковного назначения. В дальнейшем планируется применить результаты исследования на уроках ОПК.

Чтобы рассмотреть применение бисерного искусства в православной культуре, необходимо было изучить виды работ из бисера и отношения к ним респондентов. Это было осуществлено  на примере храма «Всех святых в земле Русской просиявших» и ТО «Благовест».  Доказано, что традиции бисерного искусства в церковной культуре не только сохранились, но и продолжают развиваться: если объединить результаты путей исследования, можно составить картину бытования церковных бисерных изделий в настоящее время и отношения к  ним.

 Пришли к заключению, что  бисерное изделие в православной культуре способно вызывать не только эстетическое наслаждение, но и оказывать духовное влияние на человека, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Выводы:

- Именно в русской историографии впервые был обоснован взгляд на бисер как на особый вид декоративно-прикладного искусства.

 

-Украшение бисером одно из направлений прикладного искусства, в том числе и православного.

 

- Бисерное искусство  не исчезло в церковных изделиях, а развивается, пользуется спросом и вызывает интерес в наши дни.

 

- После изготовления бисерного изделия оно продолжает жить, у него свои функции и назначения. Такие изделия поражают красотой и восхищают необыкновенными красками и переливом цвета. Любое церковное бисерное изделие способно вызывать у человека свои собственные чувства и эмоции, которые способны подвести к размышлениям о духовной жизни. 

-Все произведения православного бисерного искусства анонимны.

 

Подводя итог исследования, хотим подчеркнуть, что основной проблемой современного бисерного искусства является отсутствие профессионального образования в этой области и превращение бисерного рукоделия, имеющего многовековые традиции,

в самодеятельное искусство.

Бисерное искусство в православной культуре - неиссякаемый источник для творчества современных мастеров, изучение которого открывает большие возможности, как для его теоретического, аналитического осмысления, так и для разработки новых эффективных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Марина Ляукина. Основы художественного ремесла. Бисер. Москва «АСТ-ПРЕСС» 2000

 

Молчанова О.В. Русский стиль в бисерном рукоделии.

 

Молчанова О.В., кандидат исторических наук. Диссертация «Русский бисер в отечественной культуре второй половины XVIII-XIX в.»

 

Баранова О.Н. , Щирова А.Н. Проблемы развития современного бисерного искусства.

 

Беляева О..В.. Найденова А.Л., Сальникова Е.Б. «Лучшая книга о бисере», Ростов н/ Дону, Владис: М:РНПОЛ классик 2009 г.

Журнал Московской Патриархии, июль /7/ 2012

 

http: //www/ropnet/ru /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010