Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Поликультурное образование и межнациональное общение в условиях Центра детского творчества «Народные ремесла»

Автор:
Жученко Ольга Григорьевна

Аннотация:

Жученко Ольга Григорьевна,

педагог дополнительного образования

 МАУДОД «Народные ремесла», г. Хабаровск

 

 

Поликультурное образование и межнациональное общение в условиях Центра детского творчества «Народные ремесла»

 

Одной из особенностей современного общества являются интеграционные процессы, которые выражаются в интенсификации международного сотрудничества, культурного взаимодействия и возрастающей мобильности населения. В мировом сообществе возрастает межнациональная напряженность, которая проявляется в негативных тенденциях. В нашем российском обществе актуальными и востребованными стали задачи воспитания национального патриотизма и национального самосознания молодежи.

 

 

_______________ /Жученко О.Г./

Статья:

Жученко Ольга Григорьевна,

педагог дополнительного образования

 МАУДОД «Народные ремесла», г. Хабаровск

 

 

Поликультурное образование и межнациональное общение в условиях Центра детского творчества «Народные ремесла»

 

 

Тема научно-практической статьи, посвященная поликультурному образованию и межнациональному общению, выбрана не случайно.

Во-первых, одной из особенностей современного общества являются интеграционные процессы, которые выражаются в интенсификации международного сотрудничества, культурного взаимодействия и возрастающей мобильности населения.

Во-вторых, в мировом сообществе возрастает межнациональная напряженность, которая проявляется в негативных тенденциях: межэтнической и межконфессиональной враждебности и нетерпимости, агрессии и насилия на межэтнической основе, распространения негативных этнических и конфессиональных стереотипов, ксенофобии, бытового расизма, шовинизма, политического экстремизма на националистической почве.

В - третьих, в нашем российском обществе актуальными и востребованными стали задачи воспитания национального патриотизма и национального самосознания молодежи.

Поэтому основным средством в реализации поставленных задач, стоящих перед обществом, является организация образовательного процесса, ориентированного на общегражданские духовные ценности на основе своей собственной культуры и толерантного отношения к другим народам, религиям и культурам. Поликультурное образование и воспитание межэтнических отношений в современном образовательном пространстве представляется чрезвычайно своевременным и необходимым.

  В советский период значительное внимание обращалось интернациональному воспитанию, которое давало положительные результаты. Сегодня термин «интернационализм» заменился понятием «поликультурное образование», «поликультурное воспитание», «поликультурное образовательное пространство». Поликультурное образование направлено на развитие у подрастающего поколения потребности к диалогу культур.

Наряду с термином «поликультурного образование» распространение получил термин мультикультурализм. На первый взгляд, эти два понятия обладают общим значением, и обозначают культурное многообразие. Но мультикультурализм, как явление глобализма, характеризуется отказом от традиционных ценностей и укладов, отсутствием морально-этических ограничений, характерных для предыдущих времен. Содержание термина не имеет четких границ, однако можно отметить, что это новое явление современной культуры Европы. «Мульткультурализм» проявляется в требованиях смешения культур, с целью взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле как массовой культуры.

А поликультурное образование отражает идею единства в многообразии и предполагает формирование положительного образа другой культуры при ценностном восприятии собственной культуры.

Поликультура предполагает толерантность – уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы

Таким образом, важнейшая социальная функция образования – быть транслятором не только национальной, этнической культуры, но и средством приобщения подрастающих поколений к общечеловеческим ценностям, к мировому культурному процессу, неотъемлемой частью, равноправным компонентом которого является культура любого народа. А для этого необходим диалог культур или межнациональное общение, как познание и принятие других культур. «Гармония разнообразий» становится основным принципом поликультурного образования, направленным на формирование мировоззрения, духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения.

Система дополнительного образования более гибко учитывает образовательные потребности, с одной стороны учащихся и родителей, с другой стороны, современного общества. На протяжении многих лет в Центре детского творчества «Народные ремесла» реализуется разработанная программа «Народная культура», которая имеет важное воспитательное значение: показывает эстетическое богатство народных традиций, способствует формированию осознанных патриотических чувств, приобщает к духовно-нравственным ценностям, обучает различным видам трудовой деятельности. Самым важным принципом народной культуры и народных традиций является принцип уважения к народным традициям своей культуры в контексте с культурой других народов.

1.  Центральным образом программы является личность учащегося, вокруг которой организуются основные стороны народной культуры: семья, природа, здоровье, искусство, история своего народа. В этих условиях складывается и осуществляется жизненная цель каждой конкретной личности.

2.  Индивидуализация образовательного процесса в рамках концепции «Народная культура» позволяет, опираясь на народные традиции, учитывать разнообразные возрастные и индивидуальные возможности и способности учащихся. Каждый ребенок в образовательном процессе должен найти свое поле деятельности. В связи с этим положением убедительное место находит программа развития и сопровождения одаренных и талантливых детей.

3.  Реализация концепции «Народная культура» на личностном уровне способствует развитию у детей национального самосознания, чувства патриотизма, осознанию своих этнокультурных корней.

4.  Считаем, что образовательный процесс, организованный на основе традиций народной культуры в контексте с культурами других народов, будет способствовать подготовке детей к жизни в современном и будущем полиэтничном и поликультурном мире.

5.  Концепции «Народная культура» в учебно-воспитательный процесс позволяет реализовать социокультурологический и педагогический принцип – от освоения родной культуры - до понимания культуры своего края и мировой культуры.

6.  Народные ремесла, как составная часть народной культуры, являются источником трудового воспитания, способствуя приобретению трудовых навыков. В настоящее время перед современным обществом и гуманистической педагогикой остро стоит проблема уменьшения и утеря навыков ручного труда, которые должны способствовать развитию и профессиональному становлению личности ребенка.

7.  Народное искусство как составная часть народной культуры, является истоком художественного творчества, практически реализуют креативно-педагогические задачи, направленные на формирование навыков творческой самореализации, коллективного творчества и познавательно-творческой деятельности.  Народное искусство способствует развитию художественно-творческих качеств личности ребенка, формированию художественного вкуса, творческой активности. творческого мышления, а также развитию профессиональных художественных знаний и умений – чувства гармонии цвета, композиции, орнамента и других сторон народного искусства.

8.  Программа «Народная культура» в нашем Центре детского творчества используется как воспитательные мероприятия, расширяя культурно-досуговую функцию учреждения дополнительного образования.

Мне бы хотелось несколько подробнее остановиться на программе «Народная культура». Основным организующим базовым принципом является личность ученика, участвующая в основных направлениях культуры: Семья, Природа, Здоровье, Искусство, История.

Первая часть программы «Народная культура» предполагает освоение традиций русской культуры.

Направление «Человек и Семья» в нашей образовательной деятельности знакомит детей с основами уважительного общения в семье. Учащиеся изучают семейно-бытовые обряды и традиции. Учитывая, что Центр детского творчества в основном посещают дети младшего и среднего школьного возраста, то воспитательная работа проводится в игровой форме или праздничной обстановке, а также в виде конкурсов, викторин и других, мероприятий. Образовательный процесс рассматривается нами как сотворчество старших и младших, с обязательным привлечением родителей и других членов семьи. В течение учебного года в направлении «Человек и Семья» предусматриваются следующие мероприятия, основанные на народных традициях:

 «Поле красно стогами, а изба – пирогами» - как праздник традиций гостеприимства;

 «Матушка Покрова, покрой сыру землю» - праздничное мероприятие Покрова Пресвятой Богородицы;

 «У нас – Рождественский сочельник» - образ праздника «Рождество Христово» в живописи, литературе, музыке;

 «Учимся величать семью нашу» - фольклорный праздник;

 «Пасха» - занятие-праздник как христианская традиция обновления жизни.

В направлении «Человек и Природа» учащиеся осваивают экологическое отношение к природе, знакомятся с традиционными производственными промыслами, изучают календарно-обрядовые традиции в русской культуре:

 «Осеннее новолетие» - праздник-ярмарка;

 «Синичкин день» - конкурс кормушек для птиц;

 «Доброе семя – в добрую пору» - занятие - конкурс на знание обрядов и обычаев весенней пахоты и сева;

 «Жавороночки, прилетите к нам!» - праздник весны и конкурс художественных творческих работ.

 «Прославление расцветающей природы» - праздник лета, занятие освоения обрядов и обычаев Троицы»;

 «Здравствуй лето, красное!» - праздник хороводов.

Направление «Человек и История» способствует формированию у учащихся культурно-исторической памяти; проводится работа с ветеранами; изучаются культурно-исторические традиции своего рода (семьи), своего города, края. Данное направление реализуется как на занятиях, так и в рамках следующих тематических мероприятий:

  «Велика святорусская земля» - знакомство с историческими событиями России;

  «Про отцов и дедов помнить завещано» -  занятие памяти.

  «Образ св. Георгия Победоносца в русской художественной культуре» - коллективное занятие

Направление «Человек и Искусство» носит большую практическую направленность, знакомит учащихся, с основами народных художественных ремесел в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также в области песенного и танцевального, театрального творчества:

  «Добро творить – себя веселить» - праздник традиционного рукоделия;

  «Рисуем мир волшебных сказок» - выставка-конкурс детского творчества;

  «В гостях у Василисы Премудрой» -  образ женщины в народном прикладном искусстве и волшебных сказках;

  «Льняные смотрины» - ярмарка, посвященная женскому рукоделию.

Направление «Человек и здоровье» способствует привитию основ здорового образа жизни, изучению традиций народных подвижных игр, знакомит с приемам ухода за новорожденным ребенком, больными и престарелыми людьми.

Вторая часть программы «Народная культура» предполагает знакомство учащихся с культурами других народов через различные мероприятия:

1.  Организация и проведение праздника «Путешествие по странам и контингентам»:

  Костюмированный конкурс (для младших школьников);

  Конкурс этнографической моды (для детей среднего и старшего школьного возраста);

  Конкурс-викторина на знание культуры других народов;

  Конкурс рисунков «Мои друзья живут в разных странах» по темам: «Загадочный Восток», «Таинственная Азия», «Солнечный Таджикистан», «Снежный Тибет», «Далекая Чукотка» и др.

2. Организация выставки-конкурса детского изобразительного и
декоративно-прикладного творчества «МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ».

3. Знакомство с народными праздниками в других странах: «Восточный Новый Год», «Еврейский праздник Пурим».

4.  Знакомство с культурой коренных народов Хабаровского края:

  «Изучаем и рисуем мифы народов Приамурья»;

  Экскурсии в Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, экскурсия в этнографический центр «Сикачи Алян».

Таким образом, реализация программы «Народная культура» обеспечивает передачу народных традиций, не проходящие ценности общечеловеческой культуры. В практической деятельности, участия в мероприятиях и традиционных праздниках постепенно обогащают ребенка, формируют его духовные ориентиры, которые, как мы считаем, будут способствовать его дальнейшему развитию – как нравственной личности. 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010