Автор:
Кривова Людмила Федоровна
Духовно – нравственное воспитание и совершенствование происходит на протяжении всей жизни человека. Начинается эта работа в раннем детстве родителями, затем продолжается в различных общественных институтах. Хорошо, если с ребенком, подростком, юношей, да и с каждым из нас рядом будет мудрый советчик, готовый выслушать и помочь разобраться в ситуации.
Статья:Размышление о воспитании нравственности
Кто двигается вперед в знании, но отстает в
нравственности, тот более идет назад,
чем вперед.
Аристотель
Целью совместной деятельности семьи, школы и внешкольных образовательных учреждений является формирование подрастающей личности. Это происходит при постепенном усвоении опыта поколений: языка, знаний, умений, моральных устоев, правовых норм, обычаев, т.е. всего того, что делает человека человеком. Духовное и моральное совершенствование, пополнение интеллектуальных и культурных знаний фактически происходит всю жизнь.
Всем людям необходимо умение жить в обществе. Это значит, что нужно научиться преодолевать эгоизм, нетерпимость, жестокость, равнодушие, стремиться к миру и справедливости, стать добрее.
В последнее время некоторые живут по принципу одного дня: сегодня хорошо и ладно, а завтра, что бог пошлет; мне хорошо, а другие меня не волнуют. А ведь человек прекрасен не только внешностью, но и своими мыслями, поступками.
Помните строки из стихотворения В.Бокова:
«Надо вовремя душу спасать человечью-
Апельсинами, отдыхом, дружеской речью.
О, не будьте в гуманности лживы.
Берегите людей!
Берегите, пока они живы»?
«Гуманизм» - слово латинское, что означает «человеческий», признание ценности человека, как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. От того, как к нам относятся люди, зависит наше настроение, наша учеба, работа, в конце концов – жизнь. Порой мы адресуем обидные слова своим друзьям, родителям, учителям, любимым; делаем вид, что не замечаем, как им от этого больно; говорим о людях хорошо, когда они заболеют или, не дай Бог, умрут. Но это слишком поздно…
А ведь, особенно в молодые годы, человек нуждается в поддержке товарищей, коллег, окружающих. Положительный пример близкого человека, вовремя сказанное слово, правильная оценка событий помогают в преодолении затруднительных ситуаций.
Большое значение в деле нравственного воспитания играет литература, Ведь через содержание произведений происходит процесс воспитания.
Работа по воспитанию начинается с раннего детства: с понятий «хорошо» и «плохо». Как нельзя лучше для первых бесед подходит произведение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Учащимся 1-4 классов предлагаем прочитать рассказы Л.Пантелеева «Честное слово», В.Осеевой «Волшебное слово», а затем в ходе беседы выясняем отношение ребят к поступкам героев произведений, подводя к мысли о важности в любой ситуации помнить о долге, ответственности за свои поступки, уважении к окружающим. Рассказ М.Зощенко «Не надо врать!» может привести ребенка к выводу: нет ничего тайного, что рано или поздно не стало бы явным. Литературных произведений, в которых решаются нравственные задачи для начальной школы и для учащихся средних и старших классов можно назвать большое количество. Важно, чтобы рядом с учащимися в момент работы над произведением был взрослый: родитель, педагог, - который помог бы правильно понять ситуацию нравственного выбора.
Но не только в стенах школы необходимо вести такую работу. В Центре внешкольной работы «Ясенево» используются такие формы организации содержательного досуга учащихся, как «Литературная гостиная», «Пушкинские чтения», «Пасхальная неделя», неделя «Детской книги», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Подобные мероприятия позволяют глубже раскрыть творческие возможности детей, их педагогов, развивать способности общения, чтобы через эмоции продолжать нравственное воспитание. Положительным моментом в этом нелегком деле является приглашение на мероприятия родных и близких учащимся людей. Таким образом, происходит воздействие на семью и ближайшее окружение детей.
Еще древние считали: к стыду и правде должны быть причастны все люди. Здесь не может быть двойных стандартов или скидок на возраст. Нравственные нормы обязательны для всех членов общества, и начинать работу по формированию потребности в их соблюдении необходимо с раннего детства.