Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных»

Автор:
Шнейдер Елена Михайловна

Аннотация:

                                                               МБОУ СОШ№3 г. Сураж Брянской области

                                                               Учитель биологии Шнейдер Елена Михайловна

 

 

 

Аннотация на  урок « Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных».

 

         Данный урок является первым по теме «Класс Земноводные» в цикле уроков по УМК  по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко,- М: Вентана-Граф, 2009   

По типу - урок изучения нового материала, по виду - комбинированный.

    Тема продолжает развивать знания учащихся о внешнем строении животных и о среде их обитания; об основных признаках усложнения строения и поведения животных в процессе эволюции. Четко отобранное содержание урока, соответствует  возрастным особенностям учащихся.

    Для формирования активной позиции обучающихся  на уроке была создана  проблемная ситуации. Учащиеся вместе с учителем отвечали на проблемный вопрос: «В чем состоит необычность  земноводных и  каковы ее причины?»                                                                                      В целях повышения мотивации применяются ИКТ- технология, технология сотрудничества, используется деятельностной подход, который позволяет создавать ситуацию успеха, благоприятствует развитию у учащихся мыслительных процессов, формирует интерес и положительную мотивацию к учению. Дети приобретают коммуникативные навыки, обмениваются информацией, моделируют ситуацию, делают выводы.

 Представленный урок позволяет ученикам изменить свое отношение к земноводным.

                                                                                            

 

 

                                                                   Подпись

 

 

 

Статья:

Урок биологии по теме

           «Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных».

 

 

Шнейдер Елена Михайловна, учитель биологии

 

 

Разделы: Преподавание биологии

 

 

Цели урока:

Образовательная : сформировать знания об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных, как первых наземных позвоночных. об их многообразии, развивать понятие «взаимосвязь строения и выполняемой функции», «приспособленность организма к условиям окружающей среды.»

Развивающая : развитие умения сравнивать, обобщать, логически мыслить, устанавливать взаимосвязь строения и функций, формирование умения   работать с учебником, иллюстративным материалом, дополнительными источниками информации.

Воспитательная :воспитание умения работать в паре, группе, слушать друг друга и слышать других; умения общаться со сверстниками на основе совместной деятельности; любви к природе.

 

 

Рефлексия: оценить значение пройденного материала. Провести самоанализ и дать оценку своей работы на уроке.

 

 

Задачи урока:                                                                        1.Ознакомить учащихся с многообразием земноводных, выяснить особенности их организации, признаки сходства с рыбами.

  2.Продолжать формирование у учащихся умения работать в группах, выступать публично, слушать других, делать выводы.

3.Закрепить навыки работы с различными источниками информации.

 


Тип  урока - урок изучения и первичного закрепления изученного материала.

 

Методы обучения: словесный, наглядный, частично поисковый.

 

Оборудование: таблицы « Тип Хордовые. Класс Земноводные», скелет земноводных, презентация, видеофильм « Жизнь с холодной кровью»,выставка книг.

 

 

                                     Ход урока

 

I.Организационный момент.                                                                             Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный настрой.

 

II.Мотивация деятельности учащихся.

 

Видеофрагмент ВВС «Жизнь с холодной кровью» (2мин.)

 

III.Изучение нового материала

 

   Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных – земноводные или амфибии.  Оба названия - земноводные и амфибии (в переводе с греческого означает «двоякоживущие») - подчеркивают главную особенность этих животных.

   Особенность, необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди.

-У одних они вызывают чувство настороженного интереса;

-У других - суеверного страха и вместе с тем отвращения.

-Как вы к ним относитесь? Почему? (Ответы детей)

-Посмотрим, изменится ли у вас отношение к ним в конце урока.

 Тема нашего урока - Земноводные - необычные животные.

Коллективное целеполагание.

-Какова цель нашего сегодняшнего урока? (ответы детей)

Цель нашего урока - изучить особенности внешнего строения земноводных в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания.

Проблемный вопрос :В чем состоит необычность  земноводных и каковы ее причины?

Вступительный рассказ                                                                                              В классе земноводных известно более 2800видов животных. Амфибии распространены повсеместно, но более многочисленны они в широтах с теплым и влажным климатом. Внешний вид их разнообразен. Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии( жабы, жерлянки)с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлиненное тело и хвост. Это тритоны, саламандры. Земноводные с червеобразным телом и безногие так и называются - Безногие амфибии. К ним относятся, например, кольчатая червяга.(Схема в тетради).Появились Земноводные на Земле более 350 млн. лет назад. Путь на сушу им проложили, рыбы, сходные с кистеперыми. Земноводные освоили новую среду обитания - наземную. Условия жизни в водной и наземно-воздушной среде отличаются очень сильно. И это не могло не сказаться на их внешнем строении.

-Какие проблемы должны были решать позвоночные при выходе на сушу?                   (работа с таблицей «Сравнительная характеристика сред обитания»)  Приложение 2

 

                                                         

Вывод: Для нормального существования на суше позвоночные должны были решить следующие проблемы:

  1. 1.                 Дыхание кислородом воздуха.
  2. 2.                 Проблема высыхания.
    1. 3.                 Возросшее действие силы тяжести вследствие увеличения массы тела, что означало новую нагрузку на позвоночник.
  3. 4.                 Изменение характера передвижения.
    1. 5.                 Размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты отложенных яиц от высыхания.
  4. 6.  Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.
  5. 7.  Перенесение неблагоприятных факторов среды.

  При освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма. Именно эти изменения позволили этим животным приспособиться к жизни на суше. Изучим внешнее строение земноводных на примере лягушки.

 

Самостоятельная работа учащихся по приобретению новых знаний.

 

Класс разделен на группы по 5-6 человек. Каждая группа получила свое задание. Используются учебники, рисунки и дополнительная литература.

 

 

1 группа

1.Расскажите об образе жизни лягушки. В какое время года активны лягушки? В какое время суток они активны?

2.Рассмотрите внешний вид лягушки. Из каких частей состоит ее тело?

( Лягушки живут на всех материках, кроме Антарктиды, но больше всего их в тропиках, а в нашей стране их всего 10 видов. Живут они в сырых местах: в болотах, влажных лесах, на лугах, по берегам пресноводных водоемов или в воде. Теплая, мокрая погода- лучшее время для охоты. Питаются лягушки всем, что движется:насекомыми, пауками, брюхоногими моллюсками. Может схватит мальков рыб. Все взрослые земноводные -плотоядны. Свою добычу лягушки подстерегают сидя неподвижно. Заметив движущуюся жертву, лягушка подпускает ее на нужное расстояние, а затем резко поворачивается и метко выбрасывает изо рта широкий язык-липучку. Язык выбрасывается задним концом вперед, и тут же язык с прилипшим насекомым возвращается в рот. Движение языка очень быстрые, в секунду она может выбросить и втянуть его более 10 раз.

Личные наблюдения. На ощупь лягушка холодная, липкая и мягкая. Она не сильная, не может ни укусить. Ни царапнуть. Своими движениями напоминает забавного и нелепого человечка. В случае опасности лягушка прыгает в воду и ныряет. Через некоторое время она всплывает, выставляя над поверхности воды выступающие на голове глаза и ноздри. Лягушки активны только в теплое время года. Когда температура воздуха опустится до ±4 градусов  они опускаются на дно водоемов, закапываются в ил и впадают в оцепенение.

Необычность- Земноводные приспособились к жизни на суше и в воде.  Появление языка-липучки.)

 

 

2 группа

1. Есть ли у лягушки шея?

2. Каковы покровы тела? Какое значение имеет слизь в жизни лягушки?                           3. Cравните форму тела лягушки с формой тела рыбы.  В чем сходство и различия.

( Мы рассмотрели внешний вид лягушки. Тело лягушки подразделяется на те же отделы, что и у рыб: голову, туловище, хвост и конечности ( у лягушки хвоста нет, но он есть у хвостатых земноводных) У лягушки широкое и короткое тело. Широкая голова плавно переходит в туловище. Шеи у лягушки нет.

Кожа у лягушки тонкая, голая, покрыта слизью, которую выделяют кожные железы. Такая кожа нужна для кожного дыхания, Она легко осуществляет газообмен. Слизь к тому же защищает от бактерий и грибков. У жаб и некоторых других амфибий кожные железы выделяют ядовитую слизь, защищая их от врагов.( аист, цапля,)

Самая маленькая лягушка на Земле -кокой. Она может уместиться на ногте большого пальца. Водятся кокой в тропических лесах Колумбии. Несмотря на крошечные размеры, они обладают самым сильным ядом в мире животных. Яда одной лягушки достаточно для того, чтобы обработать 50 стрел. На наконечниках стрел он сохраняет токсичность до 15 лет

Окраска кожи выполняет функцию маскировки. А вот у ядовитых лягушек окраска яркая предупреждающая.

Лягушки никогда не пьют. Вода попадает в организм через кожу.

Необычность-Кожалягушки растворяет кислород воздуха

 

 

3 группа

1. Рассмотрите внешний вид лягушки. На голове лягушки найдите два отверстия - это ноздри. Чем дышит лягушка?

2.Расссмотрите глаза, они имеют веки. Покажите на таблице ноздри и глаза. Почему эти органы чувств расположены на возвышении? Какое это имеет значение? Сравните их с соответствующими органами рыбы.

З.Как лягушка издает звуки? Какие? Как называется этот орган? Все ли лягушки издают звуки? Какое это имеет значение?

( Мы  рассмотрели  внешний вид лягушки. На верхней части головы есть ноздри  При помощи их лягушка дышит кислородом воздуха. По запаху лягушки могут находить дорогу к своему водоему.   Глаза у лягушки крупные выпуклые, защищены веками. Есть слезные железы, секрет которых смачивает глаза, смывает пылинки и обладает бактерицидным действием.

Когда лягушка прячется в воду, она может выставлять глаза и ноздри наружу, продолжая дышать воздухом и наблюдать за происходящим на берегу. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это барабанная перепонка, которая воспринимает звуки.

Рот у лягушки «до ушей»

У самцов лягушек в углах рта расположены резонаторы, которые при квакании раздуваются, как пузыри, усиливая звук. Такое пение привлекает самок.

Необычность-появился новый орган -среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой.

Земноводные первыми создали «оркестры»)

 

 

4 группа

   1.Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на строение ног. Чем   они отличаются от плавников рыб?

  2.Чем передние ноги отличаются от задних? Какое это имеет значение? 3.Какова роль задних конечностей при движении лягушки в воде и на суше?

  ( Парные конечности лягушки отличаются от парных плавников рыб - грудных, брюшных. Плавники рыб - это одночленные рычаги, которые выполняют простые движения относительно тела. У всех наземных животных пятипалая конечность. Ноги земноводных-это многочленные рычаги. Задние ноги длиннее и сильнее передних. Они играют главную роль при движении.     

В воде лягушка плавает отталкиваясь задними конечностями, между пальцами которых натянута плавательная перепонка.

Сидящая лягушка опирается на слегка согнутые передние конечности, задние при этом сложены и находятся по бокам тела. При прыжке задние ноги распрямляются во всех суставах и лягушка летит вверх и вперед. Лягушки хорошие прыгуны - могут в случае опасности прыгнуть на 4 метра.

На острове Ява обитает веслоногая лягушка, которая является рекордсменом среди земноводных по прыжкам на 10-15 метров.

Необычность - Лягушки первыми встали на ноги, изобрели суставы. Они  хорошие прыгуны.)

 

 

5 группа

  1. В каких литературных произведениях главными героями являются лягушки?

Всё ли в сказках вымысел?

  1. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Какую роль выполняют плавательные перепонки, натянутые между пальцами?

    ( В. Гаршин  Лягушка- путешественница, Г.Х. Андерсен  Дочь болотного царя, Принцесса- лягушка( монгольская сказка), Царевна- лягушка( русская народная сказка).

  Оказывается, русская сказка « царевна - лягушка», в которой лягушка сбрасывает кожу  - не вымысел, а если и вымысел, то очень правдивый. Кожа единственная одежда амфибий. В ней они зарываются в землю, заползают в дупла, под камни. И как не берегут амфибии свои платья, они становятся старыми, снашиваются. Не сказочные, обычные лягушки меняют свою одежду не менее 4 раз в год. При этом заменяется вся кожа целиком.

Например, у озёрной лягушки сбрасывание старой кожи происходит так. Лягушка трёт передними лапами сначала один, потом другой глаз, как будто в них что-то попало. Затем чешет задними лапами бока. Через некоторое время можно увидеть, что с её тела свисает полупрозрачная старая кожа, которую она передними лапами отправляет в рот и съедает.

Необъяснимо, но факт!

 Для амфибий, как и для многих других животных, характерна удивительная способность к предчувствию изменений погоды. Например, даже цвет кожи у лягушки меняется: перед дождём она приобретает сероватый оттенок, а к ясной погоде — желтеет.)

Проверка. Обсуждение. Заполнениетаблицы«Черты приспособленности земноводных к двойному образу жизни»

                                  Черты приспособленности земноводных

              К наземной среде

К водной среде

  • Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание;
  • Ноздри; легкие;
  • Веки; защита глаз от засорения; увлажнение поверхности глаза;
  • Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха
  • Свободные конечности для передвижения

 

  • Наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде;
  • Размножение возможно только в воде;
  • Кожное дыхание;

Можно сделать вывод о том, что лягушка- животное, приспособленное к обитанию и в воде, и на суше. У нее можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред. Это поистине удивительные создания.

    На суше сила тяжести Земли придавливает ее, поэтому, чтобы встать на ноги или прыгнуть, лягушке приходится преодолевать ее собственной силой.

-Приходилось ли вам наблюдать за движением лягушки? ( ответы детей)

Лягушка идет, а вернее сказать, ползет, попеременно сгибая ноги то слева, то справа, упираясь в грунт и подтягивая туловище. ( Проверьте этот способ на себе. Чем он хорош и чем неудобен) А вот сопротивление воздуха, пока двигаешься медленно, незначительно, и обтекаемая форма тела не обязательна.. Перед прыжком она опирается на передние ноги, а задние складывает вдоль тела. В момент прыжка задние ноги распрямляются и сила отталкивания от земли бросает лягушку вперед и вверх.

Изучение скелета лягушки

 

 

    Многое в строении тела земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Примеры таких изобретений мы найдем в скелете земноводных и в их мускулатуре. (Рассказ учителя)

 

IV.Промежуточное  закрепление.  

 

-Назовите черты сходства и различия строения скелетов головы и туловища лягушки и окуня. (рисунок 132,стр. 177)

         Сходства

           Различия

  • Отделы скелета
  • Скелет легче;
  • Череп подвижно причленяется к позвоночнику;
  • В позвоночнике больше отделов;
  • Сложный скелет свободных конечностей;
  • Сложный скелет поясов конечностей;
 

 

ВЫВОД: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями.

 

Мускулатура земноводных.

 

По сравнению с рыбами у земноводных только часть туловищной мускулатуры сохраняет   сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Каждый отдел конечности имеет мышцы- сгибатели и разгибатели, при работе которых земноводные могут совершать сложные движения: плавать, ходить, прыгать.

 

 

V.Итог урока

 

-Вернемся к началу урока. В чем же необычность земноводных?

  • Земноводные первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких.
  • Амфибии первыми встали на ноги. Ноги у земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей.
  • Они первыми начали мигать - чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания у них появились подвижные веки.
  • Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у них появился новый орган- среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой.

 

  • Амфибии первыми из наземных позвоночных обзавелись голосовым аппаратом.
  • Земноводные - первые «слюнтяи» планеты.
  • Лазают по деревьям, прыгают, ползают, плавают.

  -Изменилось ли ваше мнение о лягушках?

 

Вывод: Все признаки земноводных, которые вызывают у людей неприязнь и отвращение, являются необходимыми приспособлениями к среде обитания.

           Лягушка - символ скрытой красоты

Помните, творения природы так удивительно хрупки, и от того, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни.

 

VI.Рефлексивно – оценочный.

 

 

Рефлексия.

Оценки

Домашнее задание § 36, ответить на вопросы.

 Кого заинтересовали данные животные, можно подготовить по дополнительным источникам творческие работы в форме: кроссвордов, красочно оформленных сообщений, докладов и т.д.

 

 

Литература

 

1.Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.Биология. Животные :7 класс; учеб. для общеобразовательных  учреждений- М.:Вентана- Граф,2008г

2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии-М « Вако» 2004 г.

3.Дольник В.Р. Зоология: Учебник для школ  и классов с углубленным изучением биологии. М. « Издательство Астрель»,2002г.

4.Талютина О.А. « Земноводные- необычные животные», газета Биология. Изд. «Первое сентября»№43, 2002г.

5. Дроздов И. В. Удивительная биология- М.: Изд. «НЦ ЭНАС», 2005г.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        

 

 

 

 

                                                                                  Приложение2

                      Сравнительная характеристика сред обитания

Характеристика среды обитания

 

                 Подтип Позвоночные

                 Класс земноводные

В классе амфибий можно выделить три отряда: Бесхвостые, Хвостатые,

Безногие   

       

                   Вода

 

            Суша

1.Плотность среды

Высокая

Невысокая

2. Доступность кислорода

Количество кислорода, растворенного в воде, относительно невелико и может существенно меняться в зависимости от условий.

Кислород - составная часть воздуха, его количество постоянно, а доступность неограниченна.

З.Вес тела в среде

Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой

 

Вес тела в полной мере определяется силой тяжести.

4.Испарение с поверхности тела

 

Испарения нет, избыток влаги.

Существенное испарение, особенно при высокой температуре.

5.Температурный режим

Колебания температуры в ограниченных пределах

Существенные колебания температуры как в течение суток, так и в разные сезоны года.

6.Прозрачность среды (видимость)

 

Небольшая

 

Большая

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Приложение3

Выводы по уроку

Земноводные – необычные животные, так как они

 

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

 

 

Рефлексия.  Ответить на вопросы

 

1.Класс позвоночных, с которым вы познакомились на уроке…

2.Сегодня я узнал (узнала)…

3. Я удивился (удивилась)….

4. Я хотел (хотела) бы узнать…

5. Понравился вам урок или не понравился? Почему?

6.С каким настроением вы уйдете с урока?

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010