Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Экспедиция в каньон реки Лава Кировского района Ленинградской области.

Автор:
Алексеева Ирина Геннадьевна

Аннотация:

Представлена разработка экскурсии по учебной теме: « Возникновение и развитие жизни на Земле» на примере уникального геологического объекта каньона реки Лава. В ходе практической деятельности учащимися обнаруживается большое количество палеонтологических находок, доказывающих наличие эволюционного процесса. Это упрощает изучение картины исторического развития органического и неорганического мира, понимание которой в школьном курсе, в основном, базируется на теории.

Статья:

Задачи. Образовательные: конкретизировать знания об историческом развитии неорганического и органического мира в ордовикском и силурийском периодах палеозойской эры; продолжить формирование представлений об естественном характере сил, определяющих развитие природы, провести разведку и анализ ископаемых остатков и других доказательств исторических преобразований природы Ленинградской области на примере каньона реки Лавы; показать зависимость геологического сложения местности и видового состава органического мира на примере широколиственной растительности. Воспитательные: формирование у учащихся эстетического восприятия природы, развивать идеи охраны и культуры общения с природой. Развивающие: закрепление умений решения поставленных учебных задач, опираясь на теоретические основы и практически полученные результаты, сопоставление фактов и нахождения причинно-следственных связей; развитие способностей прогнозировать предполагаемый результат на основе уже имеющихся знаний с последующим доказательством правильности или ошибочности принятого решения.

Подготовка учителя. Изучение краеведческой и методической литературы, консультации с учителями географии, сотрудниками Геологического института Санкт-Петербурга, наличие собственного опыта позволяют правильно и грамотно выбрать маршрут следования учебной экспедиции. Он должен проходить по местам, где можно исследовать действие современных геологических сил: ветра ( участки развеваемых песков), текучих вод (река, ручей), проявления хозяйственной деятельности человека (плотина, разработка земель).

Самое сложное в организации такой экспедиции — подобрать хорошее обнажение - место, где горные породы выходят на поверхность. В нашем случае это долины некоторых рек области.

Чаще всего такие осадочные породы как пески, глина, известняки либо вовсе не содержат ископаемых остатков, либо они настолько малы, что бывают не различимы невооруженным глазом. Именно поэтому к подбору геологического обнажения стоит подойти очень серьезно и выяснить его пригодность для обследования учащимися.

Учтя все перечисленные выше требования, мы остановили свой выбор на каньоне реки Лава, где на протяжении всей долины имеются пологие участки, переходящие в красивый, глубоко врезанный каньон с высотой берегов 20-25 метров, протянувшийся на 7 километров вплоть до Приладожской низменности.

Здесь по обоим бортам каньона обнажены древние палеозойские горные породы, содержащие огромное количество хорошо сохранившихся окаменелостей редких, ныне исчезнувших морских организмов: трилобитов, наутилоидей, брахиопод и гастропод.

Подготовка учащихся к экскурсии. Чтение научно-популярных и художественных произведений и краеведческой литературы.

При прохождении главы « Возникновение и развитие жизни на Земле» разбор содержания таблицы «Развитие растительного и животного мира» и геохронологической шкалы. Интерес к предстоящей экскурсии повышает демонстрация ископаемых остатков растений и животных. Учащимся необходимо напомнить о соответствующей одежде и обуви.

Оборудование: молоток и зубило для выколачивания образцов из твердых пород, мешочки для образцов, блокноты, карандаши, защитные пластиковые очки.

Проведение экспедиции.

I этап. Геологическая история рельефа. Выход к долине реки Лава.

Здесь учитель напоминает правила техники безопасности. Эта экскурсия достаточно трудна, так как на дне каньона часто встречаются завалы из обточенных водой глыб известняка. Местами они громоздятся друг на друга, образуя каменные пороги. На дне каньона часто встречаются и свежие, раздробленные куски известняка. Это следы падения с большой высоты глыб камня. Камнепад здесь - вполне реальная угроза, поэтому нужно помнить об опасности и долго в теснинах долины не задерживаться.

После этого рассказывается о геологическом сложении местности. В рассказе речь идет о том, что современный рельеф — это последняя страница в геологической истории. Выясняется роль ледника в формировании рельефа данной территории, таяние которого сопровождалось образованием мощных потоков воды устремившихся в низины и принесших в них песок, глину, гальку и небольшие валуны. Тут же делается вывод об обоснованности утверждения о том, что валуны принесены сюда из Скандинавского центра, где они выходят на поверхность (Балтийский кристаллический щит Карельского перешейка Ленинградской области). Валуны — это начальный этап разрушения кристаллических пород. Известняки, слагающие берега этой реки в течение многих десятилетий подвергаются водной и ветровой эрозии, зимой в трещинах замерзает и оттаивает вода. Более мягкие и пористые породы разрушаются быстрее, а твердые образуют карнизы и уступы в скалах.

Вывод дополняет сообщение о том, что река — это древняя ложбина стока ледниковых вод. Каньон реки Лавы образовался при пересечении рекой Ордовикского уступа. Долина реки на этом участке имеет V-образный каньонообразный профиль с глубиной вреза относительно коренных берегов от 12м у южной границы участка до 35м на месте пересечения рекой собственно глинта (уступа).

II этап. Изучение широколиственной растительности каньона. Движение по облесенной части каньона.

Ледник не только изменил формы рельефа, но и вызвал существенные изменения в видовом составе и численности растений и животных.

Около моста у деревни Троицкое скалистые стены каньона Лавы не имеют никаких признаков растительности, и лишь вверху деревья всеми своими силами корневых систем укрепились на головокружительном обрыве. Речка бежит по каменистому руслу, но уже через 100-200 метров ниже по течению густой лес оживляет всю долину каньона. Он образован вязами и кленами, черемухой и рябинами, лещинами и калиной, осиной и липой. Из травянистых растений можно встретить венерин башмачок, страусник, медуницу, вербейник, голокучник, хохлатку, хмель. Этот каньонообразный участок долины Лавы от деревни Троицкое до деревни Городище, длиной около 2.5 километра взят под охрану как уникальный памятник природы. Путешествуя по долине Лавы, мы обращаем внимание на специфику видового состава флоры, при помощи ключей-определителей составляем перечень сосудистых растений с последующим их описанием. Кроме того, фиксируем все имеющиеся здесь следы антропогенного влияния.

III этап. Свидетели палеозоя застывшие в известняке.

Выход к геологическому обнажению, где учащиеся под руководством учителя, строго соблюдая технику безопасности рассматривают отдельные обломки известняка с целью обнаружения как можно более сохранившихся окаменелостей и отпечатков таких представителей древней морской фауны как: брахиоподы, аммониты, мшанки, ортоцеросы, трилобиты. Отобранные образцы складываются в мешочки.

Результаты экспедиции.

Практическая деятельность учащихся по изучению такого уникального объекта природы как каньон реки Лава позволяет сделать следующие выводы:

  1. наука доказывает, что органический мир возник из неорганического и прошел сложный и длительный путь развития;

  2. ископаемые остатки показывают нам происхождение современного мира растений и животных путем отбора;

  3. наибольшее воздействие на жизнь оказывали изменения климата и рельефа;

  4. древние живые организмы косвенно оказали воздействие на формирование современного рельефа, образуя толщи таких осадочных пород как, например, известняки;

  5. изучение состава обнажения, палеонтологические находки, знакомство с действием современных геологических сил, формирующих рельеф, убеждают в исторических изменениях неорганического и органического мира;

  6. мощной геологической силой современности можно с полной уверенностью считать хозяйственную деятельность человека;

  7. уникальные объекты природы требуют к себе особо бережного отношения и сохранения ( как памятники природного и культурного наследия нации).

Результатом работы всей экспедиции и последующей обработки собранных данных является составление учебной коллекции окаменелостей и отпечатков древних вымерших организмов, населявших Землю более 350 млн. лет назад , описание особых «Садов на камнях», образованных нехарактерными для Ленинградской области широколиственными породами деревьев и создание электронного учебного пособия « Каньон реки Лава: прошлое и современность».


Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010