Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Личностно-деятельностный подход в обучении

Автор:
Макаров Юрий Борисович

Аннотация:

   В основе современной модели процесса обучения лежит личностно- деятельностный подход, при котором акценты смещены с предоставления учащимся готовых знаний на создание условий для приобретения ими опыта самостоятельного познания. И это вполне обоснованно. Современный ученик находится в огромном информационном пространстве. Востребованными становятся не столько сами знания, сколько умения их добывать, применять в различных ситуациях, самостоятельно принимать решения, мыслить творчески.

   Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в качестве результатов обучения школьников называют: в личном плане- умение управлять своей деятельностью; в метапредметном- использование навыков различных видов деятельности, методов познания; в предметном- умение классифицировать изучаемые объекты и явления, делать выводы и умозаключения из наблюдений, прогнозировать результат.

   Роль учителя на уроке: он уже не источник информации, а организатор познавательной деятельности учащихся.  Опыт показывает, что, изменив структуру урока, удаётся, сохранив объём изучаемого содержания, превратить учащихся в активных субъектов познания.

   В работе приведена  разработка одного такого урока по биологии в 6 классе по теме «Побег».

 

 

 

                       Автор                                                         Ю.Б.Макаров

Статья:

Личностно-деятельностный подход в обучении

 

   В основе современной модели процесса обучения лежит личностно- деятельностный подход, при котором акценты смещены с предоставления учащимся готовых знаний на создание условий для приобретения ими опыта самостоятельного познания. И это вполне обоснованно. Современный ученик находится в огромном информационном пространстве. Востребованными становятся не столько сами знания, сколько умения их добывать, применять в различных ситуациях, самостоятельно принимать решения, мыслить творчески.

   Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в качестве результатов обучения школьников называют: в личном плане- умение управлять своей деятельностью; в метапредметном- использование навыков различных видов деятельности, методов познания; в предметном- умение классифицировать изучаемые объекты и явления, делать выводы и умозаключения из наблюдений, прогнозировать результат.

   Роль учителя на уроке: он уже не источник информации, а организатор познавательной деятельности учащихся.  Опыт показывает, что, изменив структуру урока, удаётся, сохранив объём изучаемого содержания, превратить учащихся в активных субъектов познания.

   Приведу разработку одного такого урока.

 

 

Тема урока:        Путешествие по стране «Побегия»

 

Цели урока:

провести в занимательной форме общественный смотр знаний по теме «Побег», проверив у обучающихся сформированность практических, предметно-организационных, содержательно-интеллектуальных, графических умений.

Игровая цель:

Определить «Самого  активного», «Самого грамотного», «Самого внимательного» при переходе по стране «Побегия».

Развитие  универсальных  учебных  действий:

- познавательные:       общеучебные , логические, действия постановки и решения проблем;

- личностные:             самоопределение, смыслообразования, нравственно-этического

                                    оценивания;       

- коммуникативные:  планирование, постановка вопросов разрешение конфликтов,   

                                     управление поведением  партнёра точностью выражать свои мысли;

-регулятивные:           целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,

                оценка, волевая саморегуляция.

 

Ход урока:

 

Время

Содержание урока

Методы обучения

3 мин

1. Оргмомент

 

   Милостивые государи, милостивые государыни! Рад приветствовать Вас, чьими талантами будет сегодня раскрыто немало тайн во время путешествия по стране «Побегия».

   Всем! Всем! Всем! Закрыт набор знающих, смелых, дружных для совершения перехода по стране «Побегия». Желающие проверить свои силы уже собрались на месте. Помогает в осуществлении путешествия «Коллегия путешественников».

   Предлагаю возможный вариант маршрута:

  1. Проверка готовности команды к путешествию на контрольном пункте.
  2. Остановка на станции «Определительная».
  3. Переход через «Государство анатомическое».
  4. Посещение «Королевства знающих».
  5. Завершение путешествия на таможне.

 

 

 

Учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема маршрута на экране

5 мин

2. Контрольный пункт.

 

  1. Что называют побегом?
  2. По расположению почки бывают…
  3. Какие различают почки?
  4. За счёт чего растет стебель вверх?
  5. За счёт чего стебель растёт в толщину?
  6. Типы жилкования листьев.
  7. Значение устьиц
  8. По отношению к свету растения бывают…
  9. Где образуются органические вещества?
  10. В результате какого процесса образуются в растении органические вещества?
  11. Что называют дыханием?
  12. Вода и минеральные  вещества  передвигаются по…
  13. Органические вещества передвигаются по…
  14. Видоизменённые листья…
  15. Видоизменённые побеги…

 

Разделите на листья и корни

«Древо мудрости», цепочка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Стол находок»

5 мин

3. Станция «Определительная»

 

Одно дерево берёзы за 1 сутки испаряет 60 кг воды. Какую массу воды испарят 18 берёз школьной аллеи за сутки? Сколько вёдер составляет эта масса воды, если одно ведро вмещает 10 кг воды?

Решение:

(60х18):10=108 вёдер

 

В 1 сутки человек потребляет 430 г кислорода.

1 га леса вырабатывает за 1 час столько кислорода, сколько нужно его для дыхания 200 человек.

Какую массу кислорода выделит га леса за 1 час?

Решение: 

( 430:24)х200=3580 г

 

Проклассифицируйте выданные растения по листорасположению.

Какой лес шумит ( хвойный ), а какой шелестит (лиственный) ?

 

Дуб, ель, ясень, берёза и клён. Какое растение в этой «компании» лишнее? Почему?

 

«Мушка на траву села, а трава ту мушку съела». Что это за растение, каковы его  биологические особенности?

 

Загадка гласит: «Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве-четыре угодья: первое- больным на здоровье (почки, веник в бане), второе- людям колодец (берёзовый сок), третье- от тьмы свет ( дрова), а четвёртое- дряхлым пеленанье ( береста). Что собой представляют эти угодья?

 

Какую ошибку допустил ученик, сказав: «Луковица- это корень». Как надо исправить ответ ученика?

 

 

Решение задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Побеги растений

 

 

 

 

 

 

 

Гербарий росянка

 

 

Работа класса фронтально

5 мин

4. Переход через «Государство Анатомическое»

 

Пень спиленного дерева насчитывал 80 годичных колец. Верхний отрез первого бревна на высоте 7 метров имел 50 колец.

Сколько лет было дереву, когда его высота была 7 м?  (80-50=30 лет).

 

На спиленной сосне было замечено ,что годичные кольца имели овальные фигуры, вытянутые в одну сторону. Где росла эта сосна: в лесу, на открытом пространстве или на опушке леса? (кольца- направление к свету)

 

Сравните анатомическое строение листа и стебля.

Решение задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ ученика по таблицам

5 мин

  1. «Королевство Знающих»

 

Объясните особенности строения побега кактуса в связи с местообитанием.

 

Докажите, что побег- живой организм.

 

Докажите взаимосвязь органов растения на примере испарения воды.

 

Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, салат) и временем суток? Почему? ( Сбор вечером, так как много органических веществ, вечером они оттекают в другие органы)

 

Народная мудрость утверждает: кто с дерева кору снимает- его убивает .Почему? (защита зимой, газообмен, проводит органические вещества по ситовидным трубкам, укрепляет стебель (лубяные волокна)).

 

Покажите графически ( стрелками) переход газов в процессах фотосинтеза и дыхания.

 

Назовите органы цветкового растения.

Камбий- образовательная ткань растения. Камбий дерева переходит в состояние покоя с середины осени и до весны. Какова последовательность наступления покоя камбия в вегетативных органах дерева?

(ветви- ствол – корень )

 

  1. Захотелось плакать вдруг, слёзы лить заставил …

    ( лук)

  1. Под кустом копнёшь немножко, выглянет на свет…(картошка)
  2. Кто, ребята, не знаком с белозубым…(чесноком)
  3. С перьями, да не птица, в чешуе, да не рыба…(лук)
  4. У лысой головки есть глазки и бровки, глаза чуть-чуть раскосы а брови- безволосы…(клубень картофеля)
  5. Пять бочек туго вставлены друг в друга, и только дно у них одно…(луковица, общее дно- укороченный стебель)
  6. В земле верёвочка, а в ней- кладовочка…

      ( корневища лекарственных растений- пырея,     ландыша, диоскореи, солодки)

 

Фронтальная беседа с классом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

Загадки для класса

10 мин

  1. Таможня

 

Вариант 1

Выбери правильный ответ.

Запиши ответ  вида 1-а

1.Побег развивается из

  А) листьев;   б) почки;   в) цветка.

2. Почка- это

              А) зачаточный побег;    б) зачаточный корешок.

3. Стебель растёт в толщину за счет

              А) верхушки;      б) коры;   в) камбия.

4. Фотосинтез происходит в

              А) корне;    б) листьях;   в) стебле.

5. Если на черешке одна листовая пластинка, лист называется:

             А) сложным;       б) простым;     в) сидячим.

 

Вариант 2

Распределите слои в стволе дерева по порядку, начиная с внешнего и заканчивая центральным:

 

1-     камбий;

2-     пробка;

3-     кожица;

4-     сердцевина;

5-     древесина

 

Ответ вида: 5 3 2 и т.д.

 

Вариант 3

 

Выберите правильный ответ и запишите в виде 1-в и т.д.

 

  1. При  дыхании  растение :

        а) выделяет углекислый газ;  б) выделяет кислород.

2. Стебель растения:

        А) добывает из почвы воду;          

        Б) передвигает питательные вещества;

        В) укрепляет растение в почве.

3. Видоизменения листьев:

        а) кочанная капуста;  б) сложные листья;       

        в) колючки кактуса.

4.Почка- это:

        а) зачаточный побег;          б)зачаточные листья.

5. Стебель растёт вверх:

        а) за счёт клеток камбия;   б) верхушкой.

 

Вариант 4

 

Найдите соответствие частей стебля ( первый столбик) выполняемой функции ( второй столбик).

Ответ вида:  А-3

 

А- кора                                 1- проводящая

Б- древесина                        2- опорная

В- сердцевина                      3- защитная

Г- камбий                             4- образовательная

Д- пробка                             5- запасающая

 

 

Вариант 5

 

Допишите фразу  . Ответ типа :   1- устьице

 

  1. В центре стебля находится…
  2. Вода с минеральными веществами передвигается по…
  3. Рост стебля в толщину происходит за счёт деления и роста клеток…
  4. Лист дышит через…
  5. Осенью листья опадают, этот процесс называют…

 

О Т В Е Т Ы:

 

вопросы

1

2

3

4

5

№1

Б

3

А

А-3

Сердцевина

№2

А

2

Б

Б-1

Древесина

№3

В

1

В

В-5

Камбия

№4

Б

5

А

Г-4

Устьице

№5

Б

4

Б

Д-3

Листопад

Контрольное тестирование

 

Выполнение работы под копирку.

 

Самоконтроль,

Самооценка,

Самоанализ

 

5 мин

  1. Сделаем выводы:

 

  1. Побег- это…
  2. Фотосинтезирующую роль выполняет…
  3. Проводящую роль выполняет…
  4. Колючка, усики- видоизмененные…
  5. Корневище, клубень, луковица- …

 

Подведём итоги путешествия :

«Самый активный»-

«Самый грамотный»-

«Самый внимательный»-

Ученики

 

 

 

 

 

 

 

 

«Коллегия путешественников»

 

 

    Таким образом, на уроке создаются условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся, в ходе которой школьники приобретают ценный опыт, у них формируется умение управлять своей деятельностью.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010