Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Плоды, их разнообразие и значение.

Автор:
Дубова Татьяна Вячеславовна

Аннотация:

 Дубова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии МБОУ СОШ с. Горячие Ключи, Сахалинская обл.

 Урок по теме «Плоды, их значение и разнообразие» является седьмым в первой теме  курса биологии «Органы цветковых растений» первого раздела «Строение и свойства живых организмов». Целью урока являетсяформирование  знаний о строенииплодов и семян, их разнообразии и значении.  На уроке предлагаются разнообразные формы деятельности учащихся, в том числе и организация лабораторной работы.

 

Статья:

Сахалинская обл.

МО  «Курильский  городской  округ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  с. Горячие  Ключи

 

 

 

Урок биологии,  6 класс

Раздел 1.   Строение и свойства живых организмов.

Тема 1.6.  Органы цветковых растений. 

Место уроков в теме:

   Урок «Плоды, их значение и разнообразие» является седьмым в первой теме  «Органы цветковых растений» первого раздела «Строение и свойства живых организмов», урок «Семя – будущая жизнь» следует за ним.

Цель уроков: сформировать знания о строенииплодов и семян, их разнообразии и значении.

Методы обучения:  частично-поисковый,  лабораторная работа.

Используемый  УМК:

  1. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений – М.: Дрофа, 20011г. – 176 с.
    1. Сонин Н.И. «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» -М.: Дрофа, 2006.- 40с.
    2. Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. «Биология. Живой организм». 6 класс: Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. М.: Дрофа, 2006. – 128с.
    3. Компьютерная презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:    Плоды, их разнообразие и значение.

 

 

Тип урока:  комбинированный урок с лабораторной работой.

Вид урока:  изучение нового материала,  лабораторная работа.

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями;
  • сформировать понятия «сухие» и «сочные» плоды, «односемянные» и «многосемянные»;
  • продолжить умение работать с учебником, рисунками, с рабочими тетрадями;
  • формировать навыки работы с раздаточным материалом;

Развивающие:

  • формирование интеллектуальных умений, умений анализировать, выделять отличительные особенности в строении плодов различных растений, развивать логическое мышление;
  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их;
  • развивать навыки использования информационных технологий для решения              познавательных задач;
  • расширить кругозор учащихся;
  • развивать инициативу, творческую активность, уверенность в своих силах.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету;
  • содействовать в ходе занятия формированию идеи бережного отношения к окружающему миру.  

Методы обучения: 

         - объяснительно-иллюстративный,

         - частично-поисковый,

         - проблемный.

Планируемые результаты:

           -  учащиеся углубляют знания о плодах, их  разнообразии и значении.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний. Целевая установка.
  4. Подготовка к восприятию нового материала.
  5. Изучение нового материала.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия. Итог урока

Оборудование:       - сухие и набухшие семена фасоли;

                                 - ручные лупы;

                                 - гербарные экземпляры растений фасоли, пшеницы;

                                 - таблицы «Строение и прорастание семян фасоли», «Строение  семян 

                                   пшеницы»;

                                 - коллекции семян различных растений;

                                 - презентация «Строение семени фасоли и зерновки пшеницы».

Необходимое техническое оборудование:

                                 -  компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Приемы деятельности учителя: 

                      -  организация опроса, лабораторной работы, эвристической беседы;

                    -  обсуждение изученного  материала.

Организация деятельности учащихся:

                      - составляют таблицу,  приводят примеры;  

                      - рассматривают коллекции и рисунки плодов, сравнивают, классифицируют их;

                      - работают индивидуально при закреплении;

                      - работают с учебником;

                      - делают вывод.

 

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

-  Я  вам  желаю  давать  ответы  однозначные,  а не двусмысленные.  Пусть наука для Вас  не        

   превратится в му′ку, а станет ценностью подобно муке′, из которой выпекают хлеб.

-  Давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке.

  1. Актуализация знаний. Целевая установка.

Час пришёл, настало время,

Час тебе изведать тайну!

Тайна эта всем открыта

И у всех перед глазами,

Да никто её не знает,

Ибо смотрят – и не видят,

Видят – и не понимают…

Об особенностях строения, разнообразии и значении плодов наш сегодняшний урок.

  1. Подготовка к восприятию нового материла.

-  Мы уже знаем, что цветки весьма разнообразны. Будут ли столь же разнообразны плоды?    (Конечно)   Попробуем в этом убедиться.

  1. Изучение нового материала.

1)     Отличительные признаки плодов.

-  По образному выражению американского ботаника А.Имса, плод – это «зрелый цветок».  Как вы думаете, почему он так считает?  (Плоды образуются на месте цветка)                            (Слайд №2)

-   Это один из отличительных признаков плодов.                                                                     

- Какие части цветка участвуют в образовании плодов? (Завязь пестика) Часто в образовании плодов принимают участие и такие части цветка, как цветоложе, чашечка и др.

- Что содержится внутри плода?  (Семена)                        (Слайд №3)  

-  Это  ещё  один  признак  семян.                                                                                               

- Часть  плода,  окружающая  семена,  называется  околоплодником.     (Слайд №3)                               

-  Как устроен плод?    (Состоит из семян и околоплодника)

-  Итак,  каковы  основные  отличительные  признаки  плодов?      (Образуются из завязи пестика на месте  цветка,  содержат  семена)   (Слайд №4)

2)     Значение плодов.

-  Подумайте и обсудите в парах такой вопрос: «Каково значение плодов в жизни растения?»

 (Плоды защищают и обеспечивают созревание семян, способствуют их распространению.)

-  Таким образом, плод – важнейший орган размножения цветковых растений.      (Слайд №5)  

3)     Типы плодов.

-   Каким  может  быть околоплодник  по  своей структуре?  Чтобы ответить на этот вопрос,

    сравните околоплодники яблока и ореха, груши, крыжовника и мака.                  

-   Итак, по структуре околоплодника плоды могут быть сухими и сочными.          (Слайд №6)  

-   А сколько семян может быть в плодах? Сравните плоды вишни, сливы, ореха, пшеницы  и

    томата, яблока, огурцов, мака, гороха.

-   Верно, по количеству семян плоды могут быть односемянными и многосемянными.

     (Слайд №7)  

4)     Лабораторная работа по инструктивным карточкам.

-   Используя  инструктивные   карточки,   раздаточный  материал,  и  рисунки  учебника, 

    выполните  лабораторную  работу  «Строение плодов цветковых растений» и заполните  

    таблицу «Строение  плодов»

 

Признаки плодов

Название растений

Вид плода

Сухие

Односемянные

 

 

 

 

 

 

Многосемянные

 

 

 

 

 

 

Сочные

Односемянные

 

 

Многосемянные

 

 

 

 

 

5)     Многообразие плодов    (подведение итогов лабораторной  работы)

-  Как видим,  плоды весьма разнообразны.

-  Каковы виды сухих односемянных плодов? (Семянка, зерновка, орех)

-  Чем они отличаются друг от друга? (У семянки околоплодник не срастается с семенем в отличие от зерновки, а у ореха околоплодник прочный, деревянистый)                  (Слайд №8)

-  Как называется плод арахиса и гороха, акации и сурепки, мака и дурмана?  Каковы их особенности? 

  (Боб, стручок и коробочка. У боба семена располагаются на створках, а у стручка на перегородке между створками, у коробочки есть «крышечка» или трещинки, через которые семена высыпаются  наружу)          (Слайд №8)                                                                                                                               

-  Как классифицируются  сочные плоды?              (Односемянные и многосемянные)

-  Приведите примеры сочных односемянных плодов.   (Костянка)      (Слайд №9)                                 

- Как называется плод у смородины, груши, лимона,  арбуза?      (Ягода, яблоко, померанец, тыквина)     (Слайд №9)                                                                                                                                                         

  1. Закрепление знаний (слайд №10)

1.Определите,  к какому типу плодов  относятся плоды таких  растений,  как огурец, подсолнух, смородина, горох,  кукуруза, лимон, мак, груша, лещина, вишня?     (Фронтальная работа с  использованием презентации)             (Слайд №10)                                                                                                    

                                                                                                                              

2. Можно ли все представленные овощи и фрукты назвать плодами?  Уберите лишнее.                                                                                                      (Слайд №11)

  1. Задание на дом.            (Слайд №11)
  1. Изучить п.6  (стр. 46)
  2. Рассмотреть рисунки на стр. 46, 47
  3. Т в о р ч е с к о е    з а д а н и е : Подготовить сообщение «Значение плодов» или презентацию «Распространение плодов и семян»
  1. Рефлексия. Итоги урока.

-  Что понравилось на уроке?

-  Что вызвало затруднения?

Устная оценка работы учащихся на уроке, выставление отметок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010