Автор:
Дубова Татьяна Вячеславовна
Дубова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии МБОУ СОШ с. Горячие Ключи, Сахалинская обл.
Урок по теме «Плоды, их значение и разнообразие» является седьмым в первой теме курса биологии «Органы цветковых растений» первого раздела «Строение и свойства живых организмов». Целью урока являетсяформирование знаний о строенииплодов и семян, их разнообразии и значении. На уроке предлагаются разнообразные формы деятельности учащихся, в том числе и организация лабораторной работы.
Статья:
Сахалинская обл.
МО «Курильский городской округ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Горячие Ключи
Урок биологии, 6 класс
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов.
Тема 1.6. Органы цветковых растений.
Место уроков в теме:
Урок «Плоды, их значение и разнообразие» является седьмым в первой теме «Органы цветковых растений» первого раздела «Строение и свойства живых организмов», урок «Семя – будущая жизнь» следует за ним.
Цель уроков: сформировать знания о строенииплодов и семян, их разнообразии и значении.
Методы обучения: частично-поисковый, лабораторная работа.
Используемый УМК:
- Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений – М.: Дрофа, 20011г. – 176 с.
- Сонин Н.И. «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» -М.: Дрофа, 2006.- 40с.
- Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. «Биология. Живой организм». 6 класс: Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. М.: Дрофа, 2006. – 128с.
- Компьютерная презентация.
Тема урока: Плоды, их разнообразие и значение.
Тип урока: комбинированный урок с лабораторной работой.
Вид урока: изучение нового материала, лабораторная работа.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями;
- сформировать понятия «сухие» и «сочные» плоды, «односемянные» и «многосемянные»;
- продолжить умение работать с учебником, рисунками, с рабочими тетрадями;
- формировать навыки работы с раздаточным материалом;
Развивающие:
- формирование интеллектуальных умений, умений анализировать, выделять отличительные особенности в строении плодов различных растений, развивать логическое мышление;
- продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их;
- развивать навыки использования информационных технологий для решения познавательных задач;
- расширить кругозор учащихся;
- развивать инициативу, творческую активность, уверенность в своих силах.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету;
- содействовать в ходе занятия формированию идеи бережного отношения к окружающему миру.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный,
- частично-поисковый,
- проблемный.
Планируемые результаты:
- учащиеся углубляют знания о плодах, их разнообразии и значении.
Структура урока:
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний. Целевая установка.
- Подготовка к восприятию нового материала.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Домашнее задание.
- Рефлексия. Итог урока
Оборудование: - сухие и набухшие семена фасоли;
- ручные лупы;
- гербарные экземпляры растений фасоли, пшеницы;
- таблицы «Строение и прорастание семян фасоли», «Строение семян
пшеницы»;
- коллекции семян различных растений;
- презентация «Строение семени фасоли и зерновки пшеницы».
Необходимое техническое оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Приемы деятельности учителя:
- организация опроса, лабораторной работы, эвристической беседы;
- обсуждение изученного материала.
Организация деятельности учащихся:
- составляют таблицу, приводят примеры;
- рассматривают коллекции и рисунки плодов, сравнивают, классифицируют их;
- работают индивидуально при закреплении;
- работают с учебником;
- делают вывод.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Я вам желаю давать ответы однозначные, а не двусмысленные. Пусть наука для Вас не
превратится в му′ку, а станет ценностью подобно муке′, из которой выпекают хлеб.
- Давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке.
- Актуализация знаний. Целевая установка.
Час пришёл, настало время,
Час тебе изведать тайну!
Тайна эта всем открыта
И у всех перед глазами,
Да никто её не знает,
Ибо смотрят – и не видят,
Видят – и не понимают…
Об особенностях строения, разнообразии и значении плодов наш сегодняшний урок.
- Подготовка к восприятию нового материла.
- Мы уже знаем, что цветки весьма разнообразны. Будут ли столь же разнообразны плоды? (Конечно) Попробуем в этом убедиться.
- Изучение нового материала.
1) Отличительные признаки плодов.
- По образному выражению американского ботаника А.Имса, плод – это «зрелый цветок». Как вы думаете, почему он так считает? (Плоды образуются на месте цветка) (Слайд №2)
- Это один из отличительных признаков плодов.
- Какие части цветка участвуют в образовании плодов? (Завязь пестика) Часто в образовании плодов принимают участие и такие части цветка, как цветоложе, чашечка и др.
- Что содержится внутри плода? (Семена) (Слайд №3)
- Это ещё один признак семян.
- Часть плода, окружающая семена, называется околоплодником. (Слайд №3)
- Как устроен плод? (Состоит из семян и околоплодника)
- Итак, каковы основные отличительные признаки плодов? (Образуются из завязи пестика на месте цветка, содержат семена) (Слайд №4)
2) Значение плодов.
- Подумайте и обсудите в парах такой вопрос: «Каково значение плодов в жизни растения?»
(Плоды защищают и обеспечивают созревание семян, способствуют их распространению.)
- Таким образом, плод – важнейший орган размножения цветковых растений. (Слайд №5)
3) Типы плодов.
- Каким может быть околоплодник по своей структуре? Чтобы ответить на этот вопрос,
сравните околоплодники яблока и ореха, груши, крыжовника и мака.
- Итак, по структуре околоплодника плоды могут быть сухими и сочными. (Слайд №6)
- А сколько семян может быть в плодах? Сравните плоды вишни, сливы, ореха, пшеницы и
томата, яблока, огурцов, мака, гороха.
- Верно, по количеству семян плоды могут быть односемянными и многосемянными.
(Слайд №7)
4) Лабораторная работа по инструктивным карточкам.
- Используя инструктивные карточки, раздаточный материал, и рисунки учебника,
выполните лабораторную работу «Строение плодов цветковых растений» и заполните
таблицу «Строение плодов»
Признаки плодов |
Название растений |
Вид плода |
|
Сухие |
Односемянные |
|
|
|
|
||
|
|
||
Многосемянные |
|
|
|
|
|
||
|
|
||
Сочные |
Односемянные |
|
|
Многосемянные |
|
|
|
|
|
5) Многообразие плодов (подведение итогов лабораторной работы)
- Как видим, плоды весьма разнообразны.
- Каковы виды сухих односемянных плодов? (Семянка, зерновка, орех)
- Чем они отличаются друг от друга? (У семянки околоплодник не срастается с семенем в отличие от зерновки, а у ореха околоплодник прочный, деревянистый) (Слайд №8)
- Как называется плод арахиса и гороха, акации и сурепки, мака и дурмана? Каковы их особенности?
(Боб, стручок и коробочка. У боба семена располагаются на створках, а у стручка на перегородке между створками, у коробочки есть «крышечка» или трещинки, через которые семена высыпаются наружу) (Слайд №8)
- Как классифицируются сочные плоды? (Односемянные и многосемянные)
- Приведите примеры сочных односемянных плодов. (Костянка) (Слайд №9)
- Как называется плод у смородины, груши, лимона, арбуза? (Ягода, яблоко, померанец, тыквина) (Слайд №9)
- Закрепление знаний (слайд №10)
1.Определите, к какому типу плодов относятся плоды таких растений, как огурец, подсолнух, смородина, горох, кукуруза, лимон, мак, груша, лещина, вишня? (Фронтальная работа с использованием презентации) (Слайд №10)
2. Можно ли все представленные овощи и фрукты назвать плодами? Уберите лишнее. (Слайд №11)
- Задание на дом. (Слайд №11)
- Изучить п.6 (стр. 46)
- Рассмотреть рисунки на стр. 46, 47
- Т в о р ч е с к о е з а д а н и е : Подготовить сообщение «Значение плодов» или презентацию «Распространение плодов и семян»
- Рефлексия. Итоги урока.
- Что понравилось на уроке?
- Что вызвало затруднения?
Устная оценка работы учащихся на уроке, выставление отметок.