Автор:
Руппель Елена Васильевна
Учебный проект реализуется в 11 классе при изучении темы «Эволюция живых организмов». Типология проекта по содержанию – информационный; по времени выполнения – долгосрочный; по количеству участников – групповой. Тема проекта: «Эволюция систем органов животных». Цель проекта: проследить эволюционные изменения систем органов животных. Продукт проекта – электронные презентации. Подборкой электронных презентаций можно воспользоваться при подготовке к экзамену, контрольной работе.
Статья:Проектная деятельность была организована в 11 классе при изучении темы «Эволюция живых организмов».
Типология проекта по содержанию – информационный; по времени выполнения – долгосрочный (5 урока, 5 учебных недель).
Тема проекта: «Эволюция систем органов животных».
Основополагающий вопрос: Жизнь на Земле неизменна?
Гипотеза: За миллионы лет менялся не только видовой состав, но и происходило усложнение всех систем органов животных.
Цель проекта: проследить эволюционные изменения систем органов животных.
Задачи:
1. проследить, как изменялись условия среды по эрам и периодам;
2. определить причины и время появления основных систематических групп животных;
3. описать эволюцию пищеварительной системы;
4. описать эволюцию кровеносной системы;
5. описать эволюцию выделительной системы;
6. описать эволюцию нервной системы;
7. описать эволюцию эндокринной системы;
8. описать эволюцию половой системы;
9. описать эволюцию опорно-двигательной системы;
10. описать эволюцию дыхательной системы.
Продукт проекта: презентации по теме: «Эволюция систем органов».
Класс делится на 8 групп по 3-4 человека. Каждая группа получает своё задание.
Задание группе 1.
1. Изучите причины появления основных систематических групп животных.
2. Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появляется пищеварительная система.
3. Проследите, как происходило усложнение пищеварительной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы пищеварительной системы).
4. Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция пищеварительной системы».
Задание группе 2.
- Изучите причины появления систематических групп животных.
- Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась кровеносная система.
- Проследите, как происходило усложнение кровеносной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы кровеносной системы).
- Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция кровеносной системы».
Задание группе 3.
- Изучите причины появления систематических групп животных.
- Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась выделительная система.
- Проследите, как происходило усложнение выделительной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы выделительной системы).
- Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция выделительной системы».
Задание группе 4.
- Изучите причины появления систематических групп животных.
- Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась нервная система.
- Проследите, как происходило усложнение нервной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы нервной системы).
- Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция нервной системы».
Задание группе 5.
- Изучите причины появления систематических групп животных.
- Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась эндокринная система.
- Проследите, как происходило усложнение эндокринной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы эндокринной системы).
- Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция эндокринной системы».
Задание группе 6.
- Изучите причины появления систематических групп животных.
- Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась половая система.
- Проследите, как происходило усложнение половой системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы половой системы).
- Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция половой системы».
Задание группе 7.
- Изучите причины появления систематических групп животных.
- Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась опорно-двигательная система.
- Проследите, как происходило усложнение опорно-двигательной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы опорно-двигательной системы).
- Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция опорно-двигательной системы».
Задание группе 8.
- Изучите причины появления систематических групп животных.
- Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась дыхательная система.
- Проследите, как происходило усложнение дыхательной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы дыхательной системы).
- Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция дыхательной системы».
На первом уроке по данной теме определяются тема проекта, основополагающий вопрос, цель проекта, задачи. Учащиеся делятся на 8 групп и получают задания для групповой работы на несколько занятий вперёд.
Учитель определяет средства обучения: параграфы учебника под ред. Д.К. Беляева «Общая биология. 10-11кл.» («Развитие жизни в архее и протерозое», «Развитие жизни в палеозое», «Развитие жизни в мезозое», «Развитие жизни в кайнозое»), Сонин Н.И. «Биология, 7кл. Многообразие живых организмов» и др.
Учитель обязательно должен обратить внимание учеников на то, чтобы при работе над данным проектом они опирались на имеющиеся у них исходные знания, умения, навыки, а некоторые знания и умения им придётся приобрести самостоятельно. Это очень важное обстоятельство, которое необходимо учитывать при применении проектного метода обучения, - ребёнку не может быть предложена работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, и эти знания и умения ему негде найти и приобрести.
А также на первых двух уроках по данной теме решаются первые две задачи проекта (прослеживается, как изменялись условия среды на Земле от архея до кайнозоя и определяются основные этапы эволюции органического мира), т.е. идёт подготовительная работа.
Тип уроков – комбинированный. Используемые методы: рассказ учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся с книгой, сообщения из Интернета.
Все полученные знания систематизируются постепенно в таблицу: «Этапы эволюции органического мира» (Приложение №1).
После подготовительного этапа учащиеся в группах выполняют свои задания. Это работа является и домашним заданием. Продукт работы творческой группы – электронная презентация.
На 4 -5 уроках учащиеся защищают свои презентации.
В ходе защиты презентаций творческие группы оценивают деятельность друг друга и свою собственную, результаты записываются в «Оценочный лист» (Приложение №2).
Рейтинговая оценка в баллах высчитывается как среднее арифметическое показателей восьмой строки анкет всех творческих групп. Исходя из этой оценки и самооценки ученика, ставится отметка каждому ученику.
На пятом уроке темы проходит последний этап работы – рефлексия. На этом этапе подводятся итоги, анализируется конечный продукт – электронные презентации на тему: «Эволюции систем органов животных», называются лучшие творческие группы, перечисляются фамилии наиболее активных учеников. Определяется значимость данного проекта: подборкой электронных презентаций можно воспользоваться при подготовке к экзамену, контрольной работе.