Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Использование технологии проектов при изучении курса биологии в 11 классе.

Автор:
Руппель Елена Васильевна

Аннотация:

Учебный проект реализуется в 11 классе при изучении темы «Эволюция живых организмов». Типология проекта по содержанию – информационный; по времени выполнения – долгосрочный; по количеству участников – групповой. Тема проекта: «Эволюция систем органов животных». Цель проекта: проследить эволюционные изменения систем органов животных. Продукт проекта – электронные презентации. Подборкой электронных презентаций можно воспользоваться при подготовке к экзамену, контрольной работе.

Статья:

Проектная деятельность была организована в 11 классе при изучении темы «Эволюция живых организмов».

      Типология проекта по содержанию – информационный; по времени выполнения – долгосрочный (5 урока, 5 учебных недель).

Тема проекта: «Эволюция систем органов животных».

Основополагающий вопрос: Жизнь на Земле неизменна?

Гипотеза: За миллионы лет менялся не только видовой состав, но и происходило усложнение всех систем органов животных.

Цель проекта: проследить эволюционные изменения систем органов животных.

Задачи:

1.      проследить, как изменялись условия среды по эрам и периодам;

2.      определить причины и время появления основных систематических групп животных;

3.      описать эволюцию пищеварительной системы;

4.      описать эволюцию кровеносной системы;

5.      описать эволюцию выделительной системы;

6.      описать эволюцию нервной системы;

7.      описать эволюцию эндокринной системы;

8.      описать эволюцию половой системы;

9.      описать эволюцию опорно-двигательной системы;

10.  описать эволюцию дыхательной системы.

 

Продукт проекта: презентации по теме: «Эволюция систем органов».

 

 Класс делится на 8 групп по 3-4 человека. Каждая группа получает своё задание.

 

 

                                                                   Задание группе 1.

1.      Изучите причины появления основных систематических групп животных.

2.      Определите, у какого типа или класса многоклеточных  животных впервые появляется пищеварительная система.

3.      Проследите, как происходило усложнение  пищеварительной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы пищеварительной системы).

4.      Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция пищеварительной системы».

 

                                                               

                                                                Задание группе 2.

  1. Изучите причины появления систематических групп животных.
  2. Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась кровеносная система.
  3. Проследите, как происходило усложнение кровеносной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы кровеносной системы).
  4. Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция кровеносной системы».

 

 

                                                              Задание группе 3.

  1. Изучите причины появления систематических групп животных.
  2. Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась выделительная система.
  3. Проследите, как происходило усложнение выделительной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы выделительной системы).
  4. Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция выделительной системы».

 

 

                                                         Задание группе 4.

  1. Изучите причины появления систематических групп животных.
  2. Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась нервная система.
  3. Проследите, как происходило усложнение нервной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы нервной системы).
  4. Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция нервной системы».

 

 

                                                        Задание группе 5.

  1. Изучите причины появления систематических групп животных.
  2. Определите,  у какого типа или класса многоклеточных животных впервые  появилась эндокринная система.
  3. Проследите, как происходило усложнение эндокринной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы эндокринной системы).
  4. Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция эндокринной системы».

 

 

                                                           Задание группе 6.

  1. Изучите причины появления систематических групп животных.
  2. Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась половая система.
  3. Проследите, как происходило усложнение половой системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы половой системы).
  4. Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция половой системы».

 

 

                                                             Задание группе 7.

  1. Изучите причины появления систематических групп животных.
  2. Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась опорно-двигательная система.
  3. Проследите, как происходило усложнение опорно-двигательной системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы опорно-двигательной системы).
  4. Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция опорно-двигательной системы».

 

 

                                                                Задание группе 8.

  1. Изучите причины появления систематических групп животных.
  2. Определите, у какого типа или класса многоклеточных животных впервые появилась дыхательная система.
  3. Проследите, как происходило усложнение дыхательной  системы в процессе эволюции животных (укажите основные ароморфозы дыхательной системы).
  4. Приготовьте защиту презентации на тему: «Эволюция дыхательной системы».

       На первом уроке по данной теме определяются тема проекта, основополагающий вопрос, цель проекта, задачи. Учащиеся делятся на 8 групп и получают задания для групповой работы на несколько занятий вперёд.

      Учитель определяет средства обучения: параграфы учебника под ред. Д.К. Беляева «Общая биология. 10-11кл.» («Развитие жизни в архее и протерозое», «Развитие жизни в палеозое», «Развитие жизни в мезозое», «Развитие жизни в кайнозое»), Сонин Н.И. «Биология, 7кл. Многообразие живых организмов» и др.

     Учитель обязательно должен обратить внимание учеников на то, чтобы при работе над данным проектом они опирались на имеющиеся у них исходные знания, умения, навыки, а некоторые знания и умения им придётся приобрести самостоятельно. Это очень важное обстоятельство, которое необходимо учитывать при применении проектного метода обучения, - ребёнку не может быть предложена работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, и эти знания и умения ему негде найти и приобрести.

     А также на первых двух уроках по данной теме решаются первые две задачи проекта (прослеживается, как изменялись условия среды на Земле от архея до кайнозоя и определяются основные этапы эволюции органического мира), т.е. идёт подготовительная работа.

     Тип уроков – комбинированный. Используемые методы: рассказ учителя, беседа, самостоятельная работа  учащихся с книгой, сообщения из Интернета.

     Все полученные знания систематизируются постепенно в таблицу: «Этапы эволюции органического мира» (Приложение №1).

     После подготовительного этапа учащиеся в группах выполняют свои задания. Это работа  является и домашним заданием. Продукт работы творческой группы – электронная презентация.

     На 4 -5 уроках учащиеся защищают свои презентации.

В ходе защиты презентаций творческие группы оценивают деятельность друг друга и свою собственную, результаты записываются в «Оценочный лист» (Приложение №2).

      Рейтинговая оценка в баллах высчитывается как среднее арифметическое показателей восьмой строки анкет всех творческих групп. Исходя из этой оценки и самооценки ученика, ставится отметка каждому ученику.

      На пятом уроке темы проходит последний этап работы – рефлексия. На этом этапе подводятся итоги, анализируется конечный продукт – электронные презентации на тему: «Эволюции систем органов животных», называются лучшие творческие группы, перечисляются фамилии наиболее активных учеников. Определяется значимость данного проекта: подборкой электронных презентаций можно воспользоваться при подготовке к экзамену, контрольной работе.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010