Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Игры с мячом в логопедической коррекции у детей с нарушением зрения

Автор:
Максименко Ольга Леонидовна

Аннотация:

Игры с мячом в логопедической коррекции у детей с нарушением зрения.

 

Максименко О.Л. учитель-логопед

МБДОУ детский сад № 25 компенсирующего вида г. Мончегорска, Мурманской области

 

Неполноценная речевая деятельность у детей с нарушением зрения накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Также отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Из-за недостаточности активного и пассивного словарного запаса дети с нарушением зрения не всегда понимают речь окружающих. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторым отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей с патологией зрения наблюдаются дискоординированные движения, их замедленность или, наоборот, расторможенность, неточность, таким образом, ограничивается овладение социальным опытом. Игры с мячом широко применимы для интеграции физических упражнений, игровых действий, закрепления звукопроизношения и речевого сопровождения,  способствуют повышению эмоционального тонуса, что при правильном коррекционно-развивающем подходе побуждает ребёнка с нарушением зрения к общению.

Статья:

Игры с мячом в логопедической коррекции у детей с нарушением зрения.

 

Использование разных  мячей на логопедических занятиях  даёт положительный результат, снимает психоэмоциональное напряжение у ребёнка, так как ребёнок думает, что он играет, а не занимается. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов 19 века Фридрих Фребель отнёс шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений». В практике  игровые действия с мячом, шариками всегда были одним из любимых средств организации детей и надёжными помощниками в коррекционной работе. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливает эффект занятия.

Известно, что при нарушении зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), изменениями в физическом развитии, в том числе и двигательных функций (нарушаются быстрота, точность, координация, темп движений, соразмерность двигательных актов), своеобразным развитием речи (отставание формирования речевых навыков, в накоплении языковых средств и выразительности движений).

Поэтому безусловной педагогической удачей и залогом успеха практического использования игр с мячом в коррекции речевых нарушений является то, что педагогу с коррекционными приёмами удается включаться в жизнь ребёнка, в его систему жизненных потребностей: игра и активные движения. Интеграция физических упражнений, игровых действий, звукоподражания, правильного звукопроизношения и речевого сопровождения способствует повышению эмоционального тонуса, что при правильном коррекционно-развивающем подходе побуждает ребёнка к общению. У ребёнка во время участия в таких играх повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Подчинение  движений тела определенному темпу определяет амплитуду движений и их выразительность, тем самым, координируя движение и речь. Этот приём особенно важен для детей с нарушением зрения, так как индивидуальный внутренний ритм таких детей часто замедлен. У них изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании с чистоговорками, стихами, которые активизируют артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Поскольку важная роль в осуществлении всех видов речи принадлежит двигательному анализатору, деятельность которого обусловлена активностью речевых и неречевых мышц на своих занятиях для разнообразия деятельности детей я широко использую разнообразные игры с мячом. Таким образом, активность проявляется через произвольное и непроизвольное сокращение мышц и находится под влиянием коры головного мозга.

Опираясь на знания уровневой теории организации движений, описанной физиологом Н.А.Бернштейном в его «Очерках по физиологии движений и физиологии активности», можно выделить пять уровней, которые дают возможность определить у каждого отдельного ребёнка двигательные нарушения и подобрать упражнения и игры с мячом для их коррекции.

При нарушении первого уровня (уровень регуляции движений) наблюдается тремор органов артикуляционного аппарата и кончиков пальцев. Для коррекции подобных нарушений особое внимание следует уделять различным видам самомассажа.

1. Для развития мелкой моторики я использую пособие «Протолкни шарик». Для этого необходимы полые дорожки из ткани, сшитые таким образом, чтобы в них можно было с небольшим усилием протолкнуть гладкий шарик. Используются дорожки трёх видов: прямая, волнистая и зигзагообразная. Проталкивая шарик по дорожке, ребёнок должен учиться согласовывать темп движений и речевой деятельности (рис.1).

 

Рисунок 1

2. Для развития осязательной чувствительности и моторики пальцев кистей рук используются приёмы осязательного восприятия и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора. Так игра «Прокати мяч» даёт детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство (рис.2).

 

Рисунок 2

Комплексы игр, направленные на развитие мелкой моторики универсальны. Сначала педагог обеспечивает речевое сопровождение, а  ребёнок выполняет соответствующие движения, а затем в ходе занятий ребёнок сам сопровождает свои действия речью.

Нарушения второго уровня (уровень вспомогательных движений) отличаются неловкостью, трудностями во внешней увязке целостного движения, ослаблением выразительности движений, мимике, может обедняться голос. Суть коррекции этого уровня заключается во внутренней увязке целостного большого движения, в согласовании его составных частей, то есть, полезны подвижные игры и упражнения с мячом и комплексы с элементами самомассажа.

3. Игра «Дартс» используется для попадания мячиком в мишень, на которой расположены картинки. В качестве речевой коррекции здесь можно закреплять навык звукопроизношения или активизацию словаря существительных, а так же практическое употребление в речи существительных в винительном падеже: «Я попал в лягушку, в карандаш» и т.д. (рис.3).

 

Рисунок 3

4. В игре «Мяч поймай» или аналогичной - «Баскетбол» происходит совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов. Игра может быть направлена на формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематических процессов, обобщение словарного запаса, развитие грамматического строя речи (рис.4, рис.5).

       

                                       Рисунок 4                                  Рисунок 5

5.Игру «Кегли сбивай – слово называй» можно использовать, например, при автоматизации звука [Р'], упражнять образовании превосходной степени прилагательных. У стены стоит кегля. На полу метки. Игру начинаем от дальней метки. Сбивая кеглю, ребёнок переходит к следующей линии (рис.6)

-У Вити нож острый, а у Бори? - Ещё острее.

- Ребёнок капризный, а Принцесса? - Ещё капризнее.

- Кот в сказке хитрый, а лиса? - Ещё хитрее.

- Крот серый, а заяц? – Ещё серее.

- Дверь скрипучая, а пол? - Ещё скрипучей.

- Река быстрая, а ручей? – Ещё быстрее.

 

Рисунок 6

Третий уровень (уровень пространственного поля) обеспечивает движения с внешним пространством при помощи зрения. При нарушении деятельности этого уровня у детей наблюдаются парезы, нарушения координации движений. Для данных коррекции нарушений детям полезно предлагать упражнения с мячом, направленные на ориентировку в пространстве, подвижные упражнения и упражнения для развития мелкой моторики.

6. Для игры «Мяч плывёт над облаками» нам понадобится сетка или полоска лёгкой ткани (150* 50), которая берётся за противоположные концы. Кладём мяч на середину полотна и начинаем перекатывать его(рис.7). Речевые игры и упражнения можно подбирать в зависимости от цели или этапа работы.

Например, изменение глаголов по родам и числам:

Я ем ватрушки на завтрак (он, она, ты, вы, мы, вы).

 

Рисунок 7

7. «Словесный волейбол». Дети встают в широкий круг и кидают мяч через центр круга(рис.8). Называем существительные, а тот, кто ловит – глагол (костёр – горит, самолёт – летит). За бессмыслицу ребёнок выходит из игры)

 

Рисунок 8

8. В игре «Ты ногами мяч держи и вперёд скорей иди» можно использовать коррекцию любых речевых навыков (рис.9). Например, произношение чистоговорки: «Болтунья Маланья молоко болтала, болтала, болтала, да не выболтала».

 

Рисунок 9

Четвёртый уровень (уровень организации движений) обеспечивает пространственную осмысленность движений. У детей с нарушением этого уровня страдает не координация движений, а их смысловая организация и реализация (апраксия и диспраксия), ориентировка в пространстве (право, лево), затруднена выработка любого навыка. Для коррекции этого уровня нарушений детям предлагаются подвижные игры и упражнения с мячом, упражнения с мячом на ориентировку в пространстве и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.

9.  Игру «Колодец» можно проводить индивидуально и с подгруппой детей.  Ребёнок выбирает себе название предмета, например, по лексической теме «Посуда» - тарелка. Я задаю вопрос «Как тебя зовут?». Ребёнок должен ответить словом, которое он выбрал и одновременно кинуть мяч в лежащий на полу обруч так, чтобы поймать его обратно (рис. 10).

«Чем ты питаешься?» - «Тарелкой»

«Что ты видел на прогулке?» - «Тарелку»

«Ты пошёл в магазин и купил много…чего?» - «Тарелок»

«У тебя в цветочном горше выросло две …чего?» - «Тарелки»

«Что мчалось по дороге?» - Тарелка

«На чём ты катаешься зимой?» - На тарелке

«О чём ты мечтаешь?» - О тарелке

В этой игре отрабатываются падежи, и дети учатся изменять существительные в роде и числе.

 

Рисунок 10

10. Для следующей игры нам понадобятся дорожка (прямая, волнистая), клюшка и мяч. Зачин игры «По дорожке мяч катай, и слова ты называй» обеспечивает не только развитие координации движений, но и коррекцию прослеживающей функции глаз (рис.11).  Для усложнения игры можно расположить картинки по обе стороны дорожки.

 

Рисунок 11

Пятый уровень (уровень символической организации) связан с пониманием чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей. Для коррекции этого уровня предлагаются использовать игры с мячом на закрепление правильного звукопроизношения и развитие лексико-грамматического строя речи, развития познавательных процессов.

11. В игре «Кати – лови» педагог называет обобщающее понятие.  Дети, перекатывая мяч друг другу должны как можно быстрее назвать слова, подходящие для данного обобщающего понятия (рис.12).

 

Рисунок 12

12. Используя обычный навык передачи мяча, друг другу в игре «Новые применения» дети активизируют мыслительные процессы, подключая развитие воображения (рис.13). Необходимо придумать новые применения таким знакомым предметам как: носовой платок, столовая ложка; зубная щетка, книга и т.д. Например, в кастрюле можно устроить аквариум, а из скатерти получится отличный костюм для приведения.

 

Рисунок 13

13. Игра«Если бы, да кабы…» научит умению строить логически завершенное предложение, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого (рис.14). Детям предлагается закончить начатое им предложение. Оно строится по следующей схеме: «Если бы я был кем-то (чем-то), то я бы…, потому что (чтобы) … .

Например:

Если бы я был ветром, то я бы полетел до других планет, чтобы принести на землю семена новых растений.

Если бы я был Улицей, то я бы …, потому что… .

Если бы я был Музыкой, то я бы …, потому что… .

 

Рисунок 14

Так игры с мячом могут быть прекрасным инструментом, используемым в логопедической коррекционной практике. Все игры носят индивидуально-дифференцированных характер в зависимости от потребностей в них ребёнка. Игры можно варьировать  зависимости от этапа и направления работы. Я стараюсь подбирать речевые задания так, чтобы каждый ребёнок помимо коррекции смог открыть для себя что-то новое, интересное, непознанное.

 

Список литературы

  1. Акименко В.М. «Развивающие лексико-грамматические занятия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010;
  2. Воробьева Т.А., Крупенчук О. И. «Мяч и речь». – СПб.: Дельта, 2010;
  3. Горохова И.А.  «Речевая гимнастика длямалышей». – СПб: Питер, 2010;
  4. Гридчина Н.И. «Речевые пятиминутки». - СПб: КАРО, 2005;
  5. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. «Логопедические занятия с детьми 6 – 7 лет». – СПб: КАРО, 2004;
  6. Леонова О.А. «Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013;
  7. Лифиц Е.А., Лифиц И.В. «Развитие речи, движения и мелкой моторики». – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2010;
  8. Пименова Т.И. «Выговаривать хочу…». – СПб: КАРО, 2006;
  9. Пятибратова Н.В. «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори». – М.: ТЦ Сфера, 2010;
  10. Сергиенко Г.Н. «Учимся говорить, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ». – Воронеж: 2006.

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение
  5. Приложение
  6. Приложение
  7. Приложение
  8. Приложение
  9. Приложение
  10. Приложение
  11. Приложение
  12. Приложение
  13. Приложение
  14. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010