Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Банк возможных вариантов фиксации результатов психолого-педагогического обследования детей.

Автор:
Багинская Наталья Анатольевна

Аннотация:

Практикующие учителя-логопеды часто испытывают трудности в правильном определении полученного результата обследования. Много времени учитель-логопед тратит на правильное оформление данных обследования. Представленный материал является обобщением многолетнего опыта работы и может оказать значительную практическую помощь в ходе проведения психолого-педагогического обследования. Это дает возможность учитывать, что ребенок знает и умеет, чем он способен овладеть, и чему его можно научить.

Статья:

Контактность.

 

Легко и быстро устанавливает контакт.

Контакт сохраняет на протяжении всего обследования.

В контакт вступает не сразу.

Не проявляет заинтересованности в контакте с взрослыми.

Фактически контакта не устанавливает.

Очень контактный.

Охотно подчиняется и поддерживает контакт со взрослыми.

В контакт вступает не сразу.

Выраженный речевой негативизм.

 

Сведения ребенка о себе, круг представлений об окружающем.

 

Сведения о себе дает полные, неполные, скудные.

Сведения о семье дает полные, неполные, по возрасту.

Родственные связи устанавливает.

Понимание родственных связей формируется.

Понимание родственных связей доступно, недоступно.

Круг представлений об окружающем:

1.                  Обширный

2.                  В пределах возрастной нормы

3.                  Неполный

4.                  Ограниченный

5.                  Недостаточный

6.                  Поверхностный

7.                  Запас знаний об окружающем мире бедный и неточный.

8.                  Понимает названия обиходных предметов.

9.                  Запас суждений об окружающем на высоком, среднем, низком уровне.

Особенности восприятия.

 

Восприятие – психический процесс отражения предметов или явлений окружающего мира, действующих в данный момент на наши органы чувств. Восприятие отражает вещи, предметы и явления со всеми их различными свойствами, поэтому они воспринимаются как единое целое. Восприятие зависит от личности воспринимающего субъекта, от его знаний и интересов.

Восприятие бывает: произвольное и непроизвольное.

Возможные варианты характеристики:

1.                  Быстро узнает и называет нарисованные и раскрашенные предметы

2.                  Узнает и называет черные предметы

3.                  Контурные предметы узнает быстро, медленно, с трудом, не узнает

4.                  Цвета различает и называет

5.                  Цвет соотносит, цвета различает, но не называет

6.                  Цвета не различает и не называет

7.                  Содержание картин понимает правильно и полно, но не выявляет целостности восприятия

8.                  Проявляет логическую последовательность в описании

9.                  В сюжете картины быстро узнает действия

10.              Наблюдательность, т.е. способность быстрого, адекватного, преднамеренного восприятия предметов и явлений внешнего мира, высока

11.              Наблюдения точны, существенное выделяет

12.              Наблюдения не точны, останавливается на несущественных деталях

13.              Восприятие картин субъективно

14.              Восприятие картин отличается субъективностью

15.              Пространственных нарушений нет

16.              Двигательных расстройств не обнаружено

17.              Ориентировка в пространстве по словесной инструкции «хорошая, удовлетворительная, выполнить затрудняется»

18.              Разрезанную картинку складывает самостоятельно, с минимальной помощью, не складывает

19.              При складывании картинки, разрезанной на части:

- умеет планировать свои действия

- работает без особых затруднений

- нуждается в наглядном образе для выполнения задания

- работает методом проб и ошибок

- на листе бумаги ориентируется хорошо, слабо, не ориентируется

 

Особенности внимания.

 

Внимание – это направленность сознания на что-либо и его сосредоточение на предметах и явлениях действительности.

Внимание бывает – произвольное, - непроизвольное.

Критериями характеристики внимания являются:

1. Устойчивость, т.е. длительность сосредоточения на определенной деятельности

2. Объем, т.е. количество одновременно удерживаемых в поле зрения предметов

3. Распределяемость, т.е. умение уделять внимание нескольким видам деятельности

4. Переключаемость, т.е. способность к переходу от одного вида деятельности к другому

Возможные варианты характеристик:

1. Внимание устойчивое, способен длительное время работать, не отвлекаясь

2. Внимание неустойчивое, привлекаемое, дает ошибочные ответы из-за неустойчивости внимания

3. Внимание рассеянное

4. Объем внимания достаточный (недостаточный)

5. Легко переключается с одного вида деятельности на другой

6. Распределяемость внимания хорошая (низкая)

7. Отмечается быстрая истощаемость внимания в учебной деятельности

 

Особенности памяти.

 

Память - это отражение того, что было в прошлом опыте. Основные процессы памяти: запоминание, воспроизведение, узнавание.

Запоминание: произвольное, непроизвольное.

Произвольное запоминание: механическое, логическое или осмысленное.

Возможные варианты характеристик:

1.                  Хорошо развита наглядно-образная память

2.                  Доступно логическое запоминание

3.                  Отмечается высокий (низкий) уровень логического запоминания

4.                  Хорошо развита зрительная, слуховая, двигательная память

5.                  Запоминание быстрое и прочное

6.                  Запоминание медленное, но прочное

7.                  Запоминание медленное и непрочное

8.                  Воспроизведение точное

9.                  Воспроизведение неточное, с единичными ошибками

10.              Запоминание механическое, быстрое

11.              Запоминание механическое медленное

12.              Плохо запоминает задание, стихи, быстро их забывает

 

Особенности процессов анализа, синтеза, отвлечения, обобщения.

 

1. Осмысленно, самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи

1.                  Затрудняется в установлении причинно-следственных связей

2.                  Причинно-следственные связи устанавливает с помощью наводящих вопросов

3.                  Причинно- следственные связи не устанавливает

4.                  Наблюдается конкретность суждений

5.                  Логичность в суждении отсутствует

6.                  Использует (затрудняется использовать) свои собственные наблюдения для отгадывания загадок

7.                  Самостоятельно проводит простые обобщения

8.                  Обобщения самостоятельно не проводит

9.                  Умело использует прошлый опыт и наводящие вопросы

10.              Обобщающими понятиями не пользуется

11.              При сравнении не выделяет существенные признаки

12.              Способен самостоятельно проводить сравнения и делать выводы на их основе

13.              Самостоятельно проводит классификацию предметов

14.              Классификацию выполняет с минимальной помощью

15.              Классификацию предметов не проводит

16.              «4-й лишний» выделяет самостоятельно, с минимальной помощью

17.              «4-й лишний» самостоятельно не проводит

18.              Реакция на обучение в игре «4-й лишний» хорошая, слабоположительная, отрицательная

19.              (Не) понимает иносказательный смысл пословиц и поговорок

20.              Доступно понимание образных выражений типа «золотые руки»

 

Целенаправленность деятельности.

 

1.                  Сохранна

2.                  Снижена

3.                  Грубо не нарушена

4.                  Нарушена

5.                  Требует стимуляции

 

Эмоционально-волевая сфера.

 

1.                  Поведение адекватное, эмоционально сохранен

2.                  Поведение упорядоченное, импульсивное, капризное

3.                  Эмоциональная окраска не всегда выражена

4.                  Проявляет волевые усилия при выполнении задания

5.                  Проявляет способность к волевому усилию

6.                  Наблюдается слабость волевых усилий

7.                  Испытывает радость при выполнении задания

8.                  Проявляет интерес к работе

9.                  Не добивается выполнения задания

10.              Не проявляет поискового интереса

11.              Уходит в сторону от поставленной цели

12.              Эмоциональный смысл картин воспринимает

13.              Поведение в процессе моделируемого эксперимента адекватное, неадекватное

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010