Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Этап автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Автор:
Жамойда Людмила Николаевна

Аннотация:

Этап автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Березка»

 с. Апача, Усть-Большерецкий район, Камчатский край.

 

Статья посвящена проблеме автоматизации поставленных звуков. В ней рассматривается последовательность работы на данном этапе, описываются требования к подбору лексического материала, освещаются наиболее эффективные методы и приемы, используемые при коррекции звукопроизношения.

 

Статья:

 

Этап автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Березка»

 с. Апача, Усть-Большерецкий район, Камчатский край.

 

Наконец-то звук поставлен. Но радоваться еще рано. Впереди очень серьезная и кропотливая работа – автоматизация звука. К этому этапу мы переходим тогда, когда ребенок правильно произносит звук изолированно при многократном повторении. Недостаточно четко произносимый звук не следует вводить в слова, так как это приведет к закреплению неправильных навыков.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  1. Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  3. Автоматизация звука в предложениях;
  4. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
  5. Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  6. Автоматизация звука в разговорной речи.

Существуют определенные требования к лексическому материалу, который подбирает логопед:

  • в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков;
  • в подобранном лексическом материале не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков;
  • на первых порах в словах не должен встречаться тот звук, на который ребенок заменял поставленный звук;
  • в начале работы над определенным звуком в словах не должно встречаться оппозиционных звуков;
  • в первую очередь звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и в последнюю очередь – в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной.
  • лексический материал должен быть понятен и доступен ребенку;
  • смысловой речевой материал должен преобладать над чисто слоговыми упражнениями.

Занятия по формированию правильного произношения у детей должны проводиться в  строгой системе. Их следует проводить не реже трех раз в неделю. Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а  работу над автоматизацией звуков следует проводить на подгрупповых  занятиях. В подгруппы объединяют детей, у которых в данное время исправляют один и тот же звук. Состав подгрупп подвижен и меняется с каждым новым звуком.

Продолжительность индивидуальных и подгрупповых занятий не должна превышать 15 минут, поскольку дети дошкольного возраста не выдерживают большей активной речевой нагрузки и у них наступает переутомление.

С первых занятий по автоматизации звука и до полного завершения работы над каждой фонемой необходимо широко использовать для проговаривания наглядный материал: предметные и сюжетные картинки,  лото, картинное домино. Наглядный материал помогает поддерживать у детей интерес к занятиям, способствует достижению наибольшего эффекта.

У детей с общим недоразвитием речи процесс автоматизации звуков  протекает достаточно длительно. При общем недоразвитии речи отмечается несформированность всех языковых компонентов: лексики, грамматики и фонетики, а также несформированность высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Речевая деятельность функционирует в тесной взаимосвязи со всеми психическими процессами, поэтому комплексная программа логопедического воздействия должна включать не только фонетическую работу, но и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем речи, а также упражнения, направленные на развитие психологической базы речи.

Этап автоматизации звука – достаточно длительный процесс, который нельзя спрогнозировать по срокам. Поэтому в копилке логопеда должно быть достаточное количество наглядно-дидактического материала и игровых приемов, чтобы превратить этот  процесс в увлекательную игру. Ведь только положительная мотивация приведет к желаемому результату.

Предлагаем некоторые наиболее эффективные приемы, способствующие повышению мотивации ребенка на этапе автоматизации поставленного звука.

 

  1. 1.         Гость на занятии

Незнайка

Логопед: «К нам пришел Незнайка. Он просит, чтобы мы ему помогли  выполнить  задания».

 

 Буратино.

Логопед: «Буратино собрался в школу. Но он не умеет произносить звук [ш ] (или любой другой звук). Давай мы его научим».

 

 Мальвина.

Логопед: «Мальвина очень умная девочка. Она придумала много заданий для тебя и просит их выполнить».

 

Кукла Катя.

Логопед: «Кукла Катя пришла послушать, что ты умеешь делать и как ты умеешь хорошо разговаривать».

 

  1. 2.         Мы идем в гости.

а) По дороге в гости ребенок встречает различные препятствия и выполняет определенные задания.

б) Логопед: «Мы пришли в гости к медвежонку. Расскажи ему, что ты умеешь делать (как умеешь правильно произносить звук)».

 

  1. 3.         Разрезная картинка.

Ребенок выполняет задания и на каждое выполненное задание переворачивает части разрезной картинки, которая лежит перед ним изображением вниз. В конце занятия ребенок увидит всю картинку, которая может послужить сюрпризным моментом для него.

 

  1. 4.         Нам пришла посылка (письмо).

Логопед достает из почтового ящика посылку или письмо от определенного персонажа, который приготовил задания для ребенка.

 

  1. 5.         Игра «Что? Где? Когда?»

Ребенок вращает «волчок», выбирает конверт с заданиями от какого-либо сказочного героя и выполняет эти задания.

 

При систематическом использовании игровых приемов на этапе автоматизации звуков отмечается положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускоряются сроки автоматизации звуков, повышается эффективность логопедических занятий.

 

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [ш] в словах и предложениях».

Цели:

  1. 1.               Коррекционно-образовательные: продолжать работу надавтоматизацией звука  [ш] в словах и предложениях. 
  2. 2.               Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие; развивать устойчивость, переключение, распределение внимания;развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.
  3. 3.               Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к слову, мотивацию к занятиям.

 

Оборудование:

  1. Мягкая игрушка котенок.
  2. Шапочка-маска гуся.
  3. Предметные картинки:  шоколад,  шкаф, машина, кувшин, вишня,   душ, ландыш, камыш, мышь, малыш, каша, окошко, шарик.
  4. Предметные картинки из серии «Четвертый лишний»: матрешка, погремушка, шахматы, неваляшка; шуба, рубашка, шапка, шорты; кошка, лягушка, мышка, кукушка.

 

Ход занятия.

 

  1. I.                Организационный момент.

 

Логопед загадывает загадку: Мягкие лапки, а на лапках цап-царапки (кот). Когда ребенок отгадает загадку, логопед показывает котенка (мягкую игрушку), который «шипит», пытается напугать   ребенка: «ш-ш-ш».

Логопед: «Котенок хочет тебя напугать. Превратись в гусенка – напугай котенка». (Ребенок надевает шапочку-маску гуся и шипит на котенка).

Логопед: «Котенок Пушок не хотел тебя напугать, он просто хотел с тобой поиграть».

 

  1. Основная часть.

 

  1. 1.     Сообщение темы занятия.

Логопед: «Котенок Пушок узнал, что мы с тобой сегодня будем произносить его любимый звук [ш], пришел послушать и принес нам много интересных заданий. Давай попробуем их выполнить».

 

  1. 2.     Автоматизация звука [ш]  в словах.

а) Игра «Исправь ошибки».

Логопед: «Пушок сочинил стихи, но в некоторых словах допустил ошибки. Исправь эти ошибки».

 

Вместо обуви машины

На колесах носят сыны (шины).

 

Ртом большим поймала мушку

И заквакала лягуска (лягушка).

 

Четыре ушка и два брюшка

Имеет мягкая подуска (подушка).

 

б) Игра «Добавь звук».

Логопед: «Пушок придумал новые слова. Добавь в начало каждого слова звук [ш] и ты угадаешь эти слова».

Куры – шкуры, рамы – шрамы, поры – шпоры, лак – шлак, пион – шпион, утки – шутки.

 

в) Игра «Что лишнее».

Логопед: «Пушок нарисовал картинки. Назови эти картинки. Что лишнее в каждом ряду? Почему?»

Ребенок: «Матрешка, погремушка, шахматы, неваляшка. Лишние шахматы, потому что это игра для взрослых, а все остальное – детские игрушки.

Шуба, рубашка, шапка, шорты. Лишняя шапка, потому что это головной убор, а все остальное – одежда.

Кошка, лягушка, мышка, кукушка. Лишняя кукушка, потому что это птица, а все остальное – животные».

 

г) Игра «Раздели картинки».

Логопед: «Пушок приготовил тебе новое задание. Назови картинки. А теперь назови слова, в которых  звук [ш] стоит в начале слова, в середине, в конце. «Посели» каждую картинку в свой домик». (Ребенок называет слова, определяет позицию звука [ш] в каждом слове  и раскладывает картинки  под соответствующими схемами).

Ребенок: «В словах шуба, шахматы, шоколад, шапка, шкаф звук [ш]   стоит в начале слова. В словах машина, кувшин, вишня, кошка, кукушка звук [ш]    стоит в середине слова. В словах душ, ландыш, камыш, мышь звук  [ш]   стоит в конце слова».

 

  1. 3.     Физкультминутка «Маленькие ножки».

Логопед показывает предметные картинки, на которых изображен большой медведь и маленький медвежонок. Когда логопед показывает фигурку медвежонка,  ребенок произносит текст чистоговорки и имитирует бег на месте.

             Маленькие ножки

             Бежали по дорожке.

Когда логопед показывает фигурку медведя,  ребенок имитирует ходьбу на месте медленными, тяжелыми шагами и произносит текст:

               Большие ноги

               Шагали по дороге.

Игру можно повторить несколько раз.

 

  1. 4.     Автоматизация звука [ш]    в словосочетаниях.

 

Игра  «Подбери предмет к признаку».

Логопед: «Пушок придумал слова-признаки. Подбери к каждому слову картинку и повтори слова парами».

Большой – большой шкаф.

Шумный – шумный малыш.

Пшенная – пшенная каша.

Пушистая – пушистая кошка.

 

  1. 5.     Автоматизация звука [ш] в предложении.

 

а) Игра «Ответь на вопросы».

Логопед: «Ответь на вопросы, которые придумал Пушок»

Какая шерстка у кошки? (У кошки пушистая шерстка).

Кто любит ловить мышек? (Мышек любит ловить кошка).

У тебя есть пушистая шубка? (У меня есть пушистая шубка).

Почему шофер идет пешком? (Потому что у него сломалась машина).

Почему петушок не клюет зернышки? (Потому что он уже покушал).

 

б) Игра «Исправь ошибки».

Логопед: «Пушок придумал смешные предложения. Послушай и исправь их».

Кушетка лежит на дедушке. (Дедушка лежит на кушетке).

Кошка убегает от мышки. (Мышка убегает от кошки).

Каша готовит Машу. (Маша готовит кашу).

Лошадка едет на Мише. (Миша едет на лошадке).

Ландыш нашел Наташу. (Наташа нашла ландыш).

На избушке небольшая опушка. (На опушке небольшая избушка).

 

в) Игра «Составь предложение по опорным картинкам».

Логопед: «Пушок хочет, чтобы ты придумал про него предложения, используя эти картинки: Пушок - мышка, Пушок - окошко, Пушок - шарик.

Ребенок: «Пушок поймал мышку. Пушок любит сидеть на окошке. Пушок играет с шариком».

Логопед: «Сколько слов в предложении Пушок поймал мышку? (Три). Выложи схему этого предложения полосками. Назови первое слово, второе, третье».

 

III. Итог занятия.

 Логопед: «Котенку очень понравилось у нас на занятии. Он с удовольствием слушал, как ты старался правильно произносить  его любимый звук [ш]. В какие игры тебе понравилось играть? (Ребенок отвечает). Котенок Пушок обещает, что не будет больше тебя пугать. А тебе на память он дарит свою любимую игрушку мышку».   

 

Литература:

 

  1. Борякова, Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. / Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.
  2. Коррекция нарушений произношения шипящих звуков у дошкольников. /Сост. Е. И. Шаблыко. – Мозырь: ООО ИД  Белый ветер, 2008.
  3. Логопедия: учеб. Для студ. дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1998.
  4. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. / Под общ. Ред. Т.В.Волосовец. – М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008.
  5. Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия, – М.: ООО ТД  Мир книги, 2008.
  6. Ткаченко, Т.А. Правильно произносим звук [ш]. /Логопедический альбом./  – Екатеринбург: ООО  Литур, 2007.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010