Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Постановка автоматизация звука «Р»

Автор:
Аменова Гульмайра Карабековна

Аннотация:

Краткая аннотация

          Постановка, автоматизация звука «Р»

Цель: Особенности коррекции фонетической стороны речи с учетом компенсаторных возможностей.

Задачи: Постановка звука через применение различных речевых упражнений.

      Нарушение звукопроизношения составляет значительный процент среди других нарушений речи. Это является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения ,а на более поздних - в усвоении грамматики языка. Данный материал представляет собой занимательные упражнения, направленные на постановку автоматизацию  и дифференциацию звука Р в самостоятельной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. Задания способствуют развитию зрительного восприятия, обогащению словарного запаса, памяти и мышления детей, а также значительно повышают мотивацию к занятиям с логопедом. Представленный материал также может быть полезен и интересен родителям дошкольников.

 

_______   Аменова Гульмайра Карабековна 

Статья:

Структурное подразделение МБОУ «Кош-Агачская основная общеобразовательная школа» Детский сад                                   «Ручеек»

    

 

 

Постановка автоматизация звука «Р»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            

                                                                              учитель-логопед

                                                                     Аменова Гульмайра Карабековна

ЗВУК «Р»

         При благоприятных условиях Р появляется в речи ребенка обычно на пятом году жизни, позже других звуков, а у некоторых детей – гораздо раньше , в три или даже в два года. Но отсутствие его пяти годам в большинстве случаев можно считать патологией речи.

   Недостатки произношения звука: отсутствие звука; звук горловой когда вибрирует мягкое небо или маленький язычок; боковой; щечный; звук, похожий на Р л замена его на Л, Ль, Й.

   Правильная артикуляция Р: широкий язык чашечкой поднимается за верхние зубы, передний край прижимается к альвеолам и вибрирует под напором сильной воздушной струи, рот открыт, губы в улыбке.

Предрасполагающими фактами к неправильному произношению Р могут служить короткая подъязычная связка узкое высокое небо, массивный язык.

Возможно подрезание подъязычной связи.

Работа по вызыванию Р начинается с игровых приемов, способствующих укреплению мышц языка и его подъему вверх, к небу.

Используются те же упражнения на развитие артикуляционной моторики, что и для шипящих звуков; существуют и специальные приемы.

1.«Моторчик» - широкий конец языка стучит за верхними зубами

дцц...,рот открыт, нижняя челюсть неподвижна.

2.«Лошадка цокает копытами» - щелкать языком, растягивая подъязычную

связку, конец широкого языка - около нижних зубов.

  1. «Индюк» - быстрое касание верхней губы концом языка сопровождается звуком, похожим на  бл - бл — бл.
  2. «Индюк спрятался» - те же движения языком, только за верхними зубами.
  3. «Ветер сверху» - поднять за верхние зубы широкий язык и подуть на него, имитируя звук, похожий на ззз …,рот открыт, губы в улыбке, главное — сильная струя воздуха.
  4. «Приклеим язычок» - притянуть (присосать) язык к небу, растягивая подъязычную связку, и удержать в такой позиции на счет до десяти, затем отпустить, щелкнув им: губы — в улыбке.
  5. «Гармошка» - притянуть язык к небу и, удерживая его в такой позиции, то отпускать нижнюю челюсть, то поднимать ,рот не закрывать.

Подъязычная связка то удлиняется, то укорачивается.

(Все упражнения выполняются открытым ртом).

В результате язык становится распластанным упругим. Достаточно его поднять вверх, прижать к альвеолам и сильно подуть на него, имитируя звук, похожий на ззз или жжж приоткрытом рте, образовавшаяся между концами языка и альвеола воздушная струя может вызвать вибрацию кончика языка.

Есть еще один (более сложный) прием: притянуть язык всей массой к небу, растягивая подъязычную связку, сделать короткий вдох или носом (вдох ртом будет невозможен) и, удерживая язык притянутым, сильно подуть на него, как при звуке Т, стараясь как бы потянуть его, конец языка должен остаться за верхними зубами, получиться вибрация кончика языка - трр.

При всех приемах вызывание Р главным условием является умение держать кончик языка около альвеол при сильной воздушной струе. В противном случае может быть вызван нежелательный горловой звук, избавление от которого потребует ещё больше времени и усилий.

Горловые звуки часто получаются у тех детей, которых заставляют произнести Р без предварительного показа правильной артикуляции языка и без специальной подготовки.

Чаще всего Р получается путем механического воздействия при помощи зонда.

Если же достигнута вибрация языка, то звук Р необходимо закрепить в слогах (см.слоги на звук С), а затем и в словах, соблюдая его интонационное выделение - длительное произношение; постепенно Р укорачивается и доводится до нормы.

Примерные слова

а) рак, рана, работа, ракета, радость, радуга, рама;

Рома, рот, ров, рост, роза, роща, рожь, рота, ровно;

Рука, ручей, рукав, ручка, русак русский, рубашка, Русик;

Рысь, рыба, рынок, рыбак, рысак, рычаг, рыжик, рытвина;

б) барабан, баранки, гараж, жара, кора, гора, нора, фара ,пара;

горы, город, дороги, ворона, порог, корова, нарочно, сорока;

шары, горы, норы, заторы, уборы, хоры;

в)арка, арбуз, артист, арфа, горка, марка, Мурка, норка;

пар, жар, хор, спор, сбор, мир, мотор, пожар, комар, самовар.

Прежде чем предложить ребенку слова со звуком Р в сочетании с согласными, следует отработать их в слогах:

БРА - БРО -БРУ -БРЫ (ПРА-ПРО-ПРУ-ПРЫ)

ВРА-ВРО-ВРУ-ВРЫ (ФРА-ФРО-ФРУ-ФРЫ)

ГРА-ГРО-ГРУ-ГРЫ (КРА-КРО-КРУ-КРЫ)

ДРА-ДРО-ДРУ-ДРЫ (ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ)

ЖРА-ЖРО-ЖРУ-ЖРЫ (ШРА-ШРО-ШРУ-ШРЫ)

ЗРА-ЗРО-ЗРУ-ЗРЫ (СРА-СРО-СРУ-СРЫ)

(ХРА-ХРО-ХРУ-ХРЫ)

При выполнении этого упражнения тренировать слоги следует не только слева направо, но и сверху вниз: БРА, ВРА,ГРА,ДРА,ЖРА,ЗРА.

Предшествующие звуку Р согласные произносятся без нажима, лишь легким касанием языка и губ. Нужно добиваться, чтобы между ними и Р не было лишнего призвука Ы или Э:БРА,но не «БЭРА».

Затем предлагаются слова с сочетаниями звуков

а)брат,браво,брови,брошка,брось,брусья,брусок,брусника,брызги,брынза,брысь,правда,праздник,прачка,пробка,прочно,просо,прутья,пруды,прыжок,прыгать;

б)край,кран,краска,крот,кровь,крошка,круг,крупа,кружка,крыжовник,крыша,

крыса,

град, графин, гранат, гром, грош, гроздь, груша, грудь, группа,

бугры, багры, сугроб, ограда;

в) трава, трамвай, трасса, тройка, тропка трос, труд, труба, трус,

драп, драка, дрова, дружба, дрожит,

пудра, ветры, смотры, тетради, патрон, ведро, остров, стройка, страна, стружки.

Используются звукоподражания:

«Будильник» - ррр, «Автомобиль»- трр, «Останови лошадку» - трр, «Сорока» - тр-тр-тр, «Котик» - мурр-мурр-мурр, «Барабан» - тра-та-та!

Узнавание звука может сопровождаться имитацией разных движений: дети выбрасывают руки вперед, «останавливая лошадку» изображают полёт птицы - занятия с использованием игровых ситуаций меньше утомляют ребенка.

Артикуляция мягкого звука Рь отличается от твердого Р дополнительным подъемом спинки языка к небу и небольшим перемещением вперёд к зубам.

Закрепление в слогах осуществляется в таком порядке: РИ, РЕ, РЯ, РЮ. Можно предложить повторение слогов, которые заканчиваются словами:

РИ-РИ-РИ - рис, РЕ-Ре-Ре -репа

РЁ-РЁ-РЁ - рёва, РЮ-РЮ-РЮ- рюмка.

 

 

 

Слова для закрепления РЬ:

а) Рима, рисунок, Рига, речка, редька, редиска, рябчик, рёв, рюкзак;

б) курица,шарик,фонари,карета,варенье,берет,моряк,порядок,зарядка,берёза, вареный, хорёк, дарю, говорю, борюсь;

в) дверь, зверь, богатырь, жарь, парь, звонарь, фонарь, вратарь;

г) три привет бритва крик гриб

треск приказ бригада крест Гриша

тревога премия брюки крепость гребень тряпка прибой бревно крючок грязь

трюмо пряник брюква кряква грядка

Проводится сравнение звуков РЬ-Р,Л,Ль,Й на слух, применяются звукоподражания: «Уточка»-кря-кря, «Поросёнок» -хрю-хрю.

Дифференциация Рь-Р.

При смешении этих звуков произношении отрабатывается их различение на слух, а затем в словах:

Рад -ряд пар -парь  горко - горько

Рёв-ров ударь - удар брак-бряк

Шар-шарь хор - хорь жарь-жар

Одинаковые слова или разные в каждой паре?

Что они обозначают? Придумать с ними предложения.

 

Дифференциация Р-Л, Рь-Ль.

а) рак-лак булки-бурки валить-варить

лов-ров барка-балка жарить-жалить

раз-лаз болт-борт сорить-солить

ложь-рожь Прошка-плошка Валя-Варя

б) Родственные звуки в одном слове:

орёл,крыло,планер,горло,стрела,грелка,лекарь,пробел,журнал,словарь,рельсы,апрель,берлога,лазурь,журавль,кормилец,карамель,километр,картофель,календарь,кролик,крыльцо,Лариса,рыболов,маляр;

в) «Что делал (а)?» Образец: работаю- работал(а).Строю,собираю,беру,разобью,борюсь,раздеваю,разливаю,сорву,согреюсь,рублю,открываю,подарю.

Навык правильного употребления звуков закрепляется  потешках, скороговорках.

Звуки Р-Рь

1.Тара-тара-тара-ра! У крыльца растет трава.

Ай, тари-тари-тари! Куплю Рае янтари.

2.Тара-тара-тара-ра! Как из каждого двора выезжают трактора.

3.Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

4.Жили-были раки, раки-забияки,

Жили раки дружно, не хотели драки.

5.Три тропки, на тропке травка, на травке тропка, травка на тропке.

6.Трое трубачей трубили в трубы.

7.Все бобры добры для своих бобрят.

8.На горе Арарат растет крупный красный виноград.

9.На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на краю двора.

10.Три вороны на воротах, три сороки на пороге.

11.У Аграфены и Арины растут астры, георгины.

12.В аквариуме у Харитона четыре рака и три тритона.

13.С одной сорокой одна морока, сорок сорок - сорок морок.

14.Во дворе стоит забор, на забор полез Егор.

15.Поперек реки пробирается паром.

16.Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.

17.гроздья рябины на солнце горят.

18.Мышь в углу прогрызла норку, велика для норки корка.

19.Рассказать вам про покупки? Про какие про покупки?

20.Привез Пров Егорке во двор дров целую горку.

21.Роет землю серый крот, разоряет огород.

22.Ра - ра-ра, весь мусор уберем со двора.

Ро- ро-ро, весь мусор соберем в ведро.

Ре-ре-ре, метем усердно во дворе.

Ри-ри-ри, двор убрали, раз,два, три.

Р-ры-ры мы не заметили жары.

23.Два дровосека ,два дроворуба на на  дворе дрова топорами рубят.

24.У барана рога скручены - перекручены, вверчены -переверчены.

25.Рог носорог принес на порог, А Панкрат  и Кондрат принесли домкрат.

26.Тигры рычат, вороны кричат, ставни скрипят, кони храпят, чтобы научить всех ребят трудное Р выговаривать.

27.Ехал грека через реку, видит грека- в реке рак.

28.Во дворе горка, под горкой норка.

29.Быстро Егорка говорит скороговорку.

30.На горе, на горке горько ревет Егорка.

31.Ружье,заряженное пробкой, ерш подарил рыбешке робкой.

32.На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

33.До города дорога в гору, от города-с горы.

34.Утром, присев на зеленом пригорке, учат сороки скороговорки:

«Кар! Картошка, картонка, карета, картуз,

Карниз, карамель, карман, карапуз!»

35.Ра-ра-ра, Ра-ра-ра,на горе стоит гора.

А на той горке дубок, а на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах.

Черный ворона дубу, он играет во трубу, во серебряную.

Ворона

-Кра, кра, кра!- кричит ворона,-

Кража, караул, грабеж, пропажа!

Вор прокрался утром рано, грош украл он из кармана,

Карандаш, картонку, пробку и красивую коробку!

-Эй, ворона, не кричи, не кричи ты, замолчи!

Жить не можешь без обмана, у тебя ведь нет кармана!

-Кар !- подпрыгнула ворона и моргнула удивленно.

-Что ж вы раньше не сказали?! Караул! Карман украли!

Буква «Р»

Пес рычит. Мурлычет кот... Мне же просто не везет.

Я стараюсь, помолчу очень Р сказать хочу.

Не выходит у меня «эр»... Вот недавно, например,

Я зову: «Марина!» -Слышится: «малина»...

Улыбается сестра: «За малиной в лес пора!»

Вновь твержу я «эл» да «эл» всем, наверно, надоел...

Во дворе трещит мотор, в конуре рычит Трезор.

Дождь шуршит, грохочет гром-это «эр» звучит кругом!

Я сегодня рано встал, Рот раскрыл, загрохотал:

«Трррактор,  Грррач,  Поррртрет, Игррра, РРРадость, РРРадуга, Уррра!»

 

                          

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010