Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Методы и приемы логопедической работы по коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР»

Автор:
Дмитриева Гузель Фанисовна

Аннотация:

Тема: «Методы и приемы логопедической работы по коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР»

Автор:  Дмитриева Гузель Фанисовна, учитель-логопед МДОУ № 19.

В статье изложена комплексная логопедическая работа по формированию и коррекции речи у детей с задержкой психического развития. Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушения различных сторон речи. Нарушения речи у данной категории детей часто носят системный характер, затрагивая многие стороны речевой системы, как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической.  Работа по коррекции речи у дошкольников с ЗПР должна определяться не только характером речевого дефекта, но и учитывать свойственные детям психологические особенности. Она должна быть связана с развитием их познавательных процессов, коррекцией недостатков психофизического развития. В статье представлена поэтапность логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей с ЗПР на основе применения методов и приемов по формированию фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи и развитию  навыков связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с использованием здоровьесберегающих технологий. Первое направление представлено методикой формирования фонетико-фонематической стороной речи и состоит из трех этапов: подготовка слуховой, моторной и зрительной систем к последующей работе над звуками; уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков; коррекция нарушенных звуков речи. Второе направление представлено работой над формированием и развитием лексики и состоит из трех этапов: расширение объема словаря; уточнение значение слов; активизация словаря, перевод словаря из активного в пассивный. Третье направление представлено работой по формированию грамматического строя речи и состоит из трех направлений: уточнение грамматического значения слова; формирование словоизменения; формирование словообразования; развитие умения определять родственные слова. Четвертое направление представлено работой по развитию навыков связной речи.  Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей с ЗПР в литературе мало освещены, здесь же представлена целостно и поэтапно, с представлением разнообразных дидактических игр и упражнений. Использование данной логопедической методики на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности. Применяя на практике, результаты коррекции нарушений речи показывают положительную динамику. Адресована учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми.

 

Дмитриева Г.Ф.   _________________                           

Статья:

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010