Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Целесообразность введения дополнительного периода подготовки дошкольников к овладению звуковым анализом и синтезом.

Автор:
Журавкова Ирина Николаевна

Аннотация:

Журавкова Ирина Николаевна – учитель-логопед высшей категории МДОУ №38 города Казани. Автор статьи делится своим практическим опытом обучения дошкольников с нарушениями речи звуковому анализу и синзезу с применением дополнительного периода, в течение которого дети обучаются анализировать состав и строение предметного ряда, а также звуковых сочетаний, состоящих из неречевых звуков.
Предметные ряды, состоящие из 1 – 6 предметов, выстроенные слева направо, являются прообразом будущих звуковых рядов, из которых состоит слово, а умение их анализировать является для ребёнка хорошей базой для обучения навыкам фонемного анализа. В статье приводится план коррекционной работы данного периода. Виды работ, используемые на данном этапе, представлены в иллюстрированном конспекте занятия.
Опыт работы показал высокую эффективность введения дополнительного периода или его элементов в процесс формирования фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи, имеющими различную степень фонематического недоразвития. 

Статья:

Фонематическое восприятие – важнейший компонент речевой функциональной системы, который может иметь различную степень недоразвития у детей с различными речевыми расстройствами. Опыт работы по формированию фонематического восприятия показывает, что форсированное обучение звуковому анализу, когда ребенку сразу предлагается выделять заданные фонемы в словах, вызывает значительные затруднения у детей, имеющих фонематическое недоразвитие.

Следует отметить также, что причины низкого уровня готовности к овладению звуковым анализом зависят не только от степени фонематического недоразвития ребёнка. Слово представляет собой пространственно-временную последовательность звуков. Поэтому очень важно сформировать у ребёнка представление о строении звукового ряда, из которого состоит слово, проводя аналогию со строением предметного ряда.

Для облегчения вхождения ребёнка в сложный умственный процесс звукового анализа и синтеза целесообразно введение дополнительного периода подготовки детей к овладению данной операцией, в течение которого они обучаются анализировать состав и строение предметного ряда и звуковые сочетания, состоящие из неречевых звуков. Предметный ряд, состоящий из 1 – 6 предметов, выстроенных слева направо, является прообразом будущего звукового ряда, из которого состоит слово, и умение его анализировать является для ребёнка хорошей базой для обучения в дальнейшем навыкам фонемного анализа.

Параллельно с этим следует развивать пространственные представления ребёнка. Анализироваться должны не только плоскостные предметные ряды, изображённые на картинке, но и объёмные. На специальной решётке с ячейками (см. ниже) ребёнок ведёт активную предметную деятельность – выстраивает предметы в заданной последовательности, меняет их положение, заменяет один предмет другим, включая зрительный, слуховой, кинестетический, речедвигательный анализаторы.

Затем, на выложенной на полу увеличенной дорожке с шестью ячейками дети сами перемещаются по будущей «звуковой дорожке», ощущая себя по инструкции логопеда живыми персонажами сказки (см. конспект занятия ниже).

Ниже приведём план коррекционной работы по формированию готовности детей к овладению звуковым анализом и синтезом. Он предусматривает постепенный плавный переход от анализа предметного ряда к элементарным операциям фонемного анализа и синтеза

ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОВЛАДЕНИЮ ЗВУКОВЫМ

АНАЛИЗОМ И СИНТЕЗОМ

1-15

сентября

· Подробное обследование фонематических процессов детей, заполнение документации.

· Индивидуальное планирование подготовительной работы.

1 неделя

обучения

· Развитие слухового внимания. Работа с неречевыми звуками. Игры: «Что звучало?», «Издай такой же звук».

· Воспроизведение сказки «Репка». Уточнение количества персонажей сказки. Ежедневный пересказ сказки.

2 неделя

обучения

· Анализ звуковых сочетаний, состоящих из неречевых звуков. Выкладывание «звуковых дорожек» (звучащие предметы выкладываются детьми в той последовательности, в которой они звучали).

· Анализ предметного ряда, состоящего из 2-3-х предметов (одинаковых и различных).

3 неделя

обучения

· Анализ предметных рядов, организованных по признаку цвета, формы, величины, состоящих из 4-5-ти предметов.

· Работа со «звуковой дорожкой», выстраивание на ней героев сказки «Репка» в правильной последовательности.

4 неделя

обучения

· Анализ предметных рядов, состоящих из 1-6-ти предметов, стоящих в различной последовательности.

· Сказка «Репка» - работа с деформированным рядом персонажей.

5 неделя

обучения

· Введение динамических упражнений при анализе предметного ряда. Дети сами становятся героями сказки «Репка» и упражняются с выстраивании ряда персонажей в правильной последовательности.

6 неделя

обучения

· Перенос анализа предметного ряда в умственный план. Упражнения в выстраивании предметных рядов по представлению.

7 неделя

обучения

· Закрепление навыка работы с предметными рядами. Работа с деформированными рядами наглядно и по представлению. Подкрепление полученных навыков динамическими упражнениями.

8-12 недели

обучения

· Постепенный переход к элементарному звуковому анализу. Замена предметных рядов на звуковые. Введение символов звуков. Материализация фонематических операций.

Результаты диагностики фонематических процессов детей – выпускников логопедических групп, обучавшихся по методике с применением дополнительного периода подготовки к овладению звуковым анализом в течение последних восьми лет, показывают, что 88-90% детей, имевших различную степень фонематического недоразвития, полноценно овладевают навыками элементарного звукового анализа и синтеза, чтением и письмом (печатанием) слогов, слов, простых предложений, коротких текстов. Они достаточно хорошо понимают прочитанный материал, т.е. в процессе чтения быстро переходят от операции звуко-слогового синтеза к семантике слова, что является важнейшим моментом при переходе к обучению в школе.

Приведём подробный конспект занятия с иллюстрациями, в котором используются элементы подготовительного периода (анализ предметных рядов и звуковых сочетаний из неречевых звуков) с переходом к начальным этапам элементарного звукового анализа.

Тема : Звуки А,У.

Цели:

· Развитие речевого дыхания, силы и высоты голоса.

· Закрепление навыков анализа предметных рядов и звуковых сочетаний, состоящих из неречевых звуков.

· Закрепление представлений о гласных звуках А, У.

· Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Оборудование:

набор звучащих предметов, плоскостные предметные ряды, настольный театр «Репка», «звуковые» дорожки на каждого ребёнка, карточки с символами звуков, мольберты, набор картинного материала, наборы для работы над мелкой моторикой рук.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Дыхательно-фонационные упражнения.

Дети сидят на коврике.

Логопед: - Разогреем наши ручки. (Интенсивное растирание ладоней друг о друга.)

- Сделаем вдох, подуем на ладошки, остудим их. (Упражнение повторяется 2-3 раза.)

- А теперь погладим ладошками наше горлышко и споём песенку про бегемотика. (Выставляется картинка)

Рисунок 1 Логопед: Дети:

- Под горою у болота - а – а – а

-Слышен голос бегемота - о – о – о

- Он болото стережёт - у – у – у

- Низким голосом поёт - ы – ы – ы

  1. Анализ звуковых сочетаний из неречевых звуков.

На столах детей «звуковая» дорожка и звучащие предметы: колокольчик, коробок, погремушка. Аналогичные предметы у логопеда за ширмой.

Логопед: - Издайте такой же звук. (Дети повторяют звук прозвучавшего предмета)

- Положите перед собой «звуковую» дорожку. Выложите на ней предметы в таком порядке, в котором вы их услышите.

Звучат: а) коробок, колокольчик;

б) погремушка, коробок;

в) колокольчик, погремушка, коробок

(Дети выкладывают предметы в нужной последовательности, повторно проверив их звучание).

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

3. Анализ плоскостных предметных рядов.

Логопед предлагает детям рассмотреть ряды, в которых предметы выстроены друг за другом слева направо. (По усмотрению анализируются ряды, состоящие из 3-6 предметов)

-Сосчитайте, сколько предметов в этом ряду. – Шесть.

- Где начинается ряд? – Слева. – А заканчивается ? – Справа.

- Что вы видите на первом месте? - Мячик. –А на четвёртом? – Шарики.

- Что стоит за флажком? – Телефон. А перед флажком? – Мячик.

- Что находится между телефоном и машинкой? – Шарики… и т.д.

Рисунок 5

4. Анализ и синтез объёмных предметных рядов.

На столе логопеда крупная дорожка из шести ячеек.

Логопед: - Давайте вспомним сказку «Репка». Назовите по порядку, кто тянул репку? (По мере называния героев детьми логопед выстраивает фигурки)

Рисунок 6

-Скажите, кто стоит за внучкой? – Жучка. – А перед мышкой? – Кошка.

- Кто находится между дедом и внучкой? – Бабка и т.д.

Далее можно перейти к работе с деформированными рядами.

Логопед удаляет 1-2-х персонажей сказки, переставляет предметы местами, добавляет героя из другой сказки, выясняя с детьми, что изменилось:

Деформированный ряд: один герой отсутствует. Рисунок 7

Деформированный ряд: герои поменялись местами. Рисунок 8

Деформированный ряд: одного героя замещает герой из другой сказки. Рисунок 9

5. Пальчиковая гимнастика.

Дети берут в руки 7 палочек. Выполняются задания: зажать все палочки между ладонями и покатать их, стараясь не выронить из рук; зажать палочки между пальцами одной ладони и изобразить ёжика, который бежит налево, затем направо. Затем дети выкладывают дорожку из шести ячеек и, работая указательным пальцем, вновь перечисляют персонажей сказки «Репка».

Рисунок 10 Рисунок 11

Палочки зажаты между ладонями

Рисунок 12 Рисунок 13

«Ёжик» бежит влево

Рисунок 14 Рисунок 15

«Ёжик» бежит вправо

Считаем количество ячеек в ряду и

перечисляем персонажей «Репки». Рисунок 16

6. Динамическая пауза. Игра « Мы – герои сказки «Репка»

На полу выложена дорожка из шести ячеек. Дети сами становятся персонажами сказки «Репка» и занимают своё место (ячейку дорожки). Выполняются инструкции логопеда:

-Пропрыгай всю дорожку и сосчитай, сколько на ней мест.

-Назови всех героев по порядку, вставая на их место.

-Остановись на третьем (пятом месте).

-Найди место кошки (мышки).

-Покажи место репки.

Упражнения выполняются динамично в виде лёгких прыжков. Рисунок 17

7. Упражнения в звуковом анализе.

Логопед, показывая «Замок звуков»:

- Скажите, какой гномик из замка звуков приходил к нам в гости?

Дети: - В красной шапочке, так как мы познакомились с гласными звуками А и У.

Логопед: - Почему они называются гласными?

Дети: - Потому что их можно петь и тянуть, воздушная струя не встречает преграды.

Замок звуков с красным гномиком. Рисунок 18

а). Логопед: - Пожалуйста, положите перед собой полоску, обозначающие слово (полоска разделена на три части). У слова есть начало, середина и конец. Покажите карточку, обозначающую звук А, положите её в начало слова.

Рисунок 19

Назовите слова, которые начинаются на звук А. (Дети называют слова.)

-А теперь возьмите карточку (символ звука А) в руки и, если услышите в слове звук А, поднимите и покажите её. (Слова: балалайка, сок, мак, игла, дым, апельсин, лимон, канарейка)

б). Аналогичная работа проводится со звуком У:

  • Называются слова, в которых звук У находится в начале.

Рисунок 20

Дети поднимают карточку (символ звука У), если услышат данный звук в слове.

(Слова: стул, кенгуру, домик, пушка, удав, стол и т.д.)

в). Перед детьми лежат полоски, обозначающие слово.

Логопед: - А сейчас вы будете очень внимательно вслушиваться в слова, которые я буду произносить. Попытайтесь услышать оба звука А и У и найти их место в слове. Если этих звуков в слове нет, то полоска должна оставаться пустой. (Логопед называет слова, а дети выкладывают карточки на полосках.)

утюг апельсин

Рисунок 21 Рисунок 22

лимон почему

Рисунок 23 Рисунок 24

игла дым

Рисунок 25 Рисунок 26

утка кит

Рисунок 27 Рисунок 28

улитка акула

Рисунок 29 Рисунок 30

8. Найди домик для картинки.

Дети работают сообща, одной командой, советуются друг с другом в случае затруднений.

Логопед (раскладывая набор картинок перед детьми):

- Вам нужно расставить картинки по своим домикам. Ваши ушки должны слышать звуки только гласные А и У. В первом домике живут картинки, в названии которых есть только звук У, во втором – картинки, в названии которых есть только звук А, в третьем домике живут картинки, в названии которых слышатся звук У и звук А одновременно, а в четвёртый домик поселите картинки, в названии которых нет этих звуков.

На остальных гласных звуках внимание детей не фиксируется!

После выполнения задания домики выглядят следующим образом:

Лук, кенгуру, утюг, улей, Ананас, абрикос, апельсин,

кубики, душ, гусь мак, антенна, малина, игла

Рисунок 31 Рисунок 32

Сумка, муха, кукла, акула, Лимон, боты, дом, сом, кит

дудка, паук, утка, улитка

Рисунок 33 Рисунок 34

( Перечень картинок, входящих в набор: утюг, гусь, душ, кубики, лук, улей, кенгуру, ананас, абрикос, малина, игла, антенна, апельсин, мак, дом, сом, кит, боты, лимон, утка, сумка, кукла, паук, дудка, муха, улитка, акула ).

Логопед вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания. Если картинка выставлена ошибочно, желательно, чтобы с помощью наводящих вопросов педагога дети сами обнаружили ошибку, повторно проанализировали звуковой состав слова и исправили её.

9. Подведение итогов занятия. Поощрение активных детей.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010