Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Использование средств логопедической ритмики на коррекционных занятиях для укрепления здоровья детей».

Автор:
Ледкова Юлия Александровна

Аннотация:

В работе представлены конспекты занятий, которые учитывают требования к коррекции речи, предлагают оздоровительные упражнения. Это релаксация, игры и упражнения на развитие моторики, дыхательные упражнения. Все задания и упражнения объединены одной лексической темой.

Конспекты занятий будут интересны всем,  кто занимается с детьми, имеющими проблемы в обучении. 

Статья:

Для любого учителя начальных классов поддержка  и создание благоприятных условий для развития физической, умственной работоспособности, активности учащихся на уроках, сохранение и укрепление здоровья,  является важным  критерием оценки здоровьесберегательного аспекта в образовательном процессе.

Перед педагогами стоят следующие задачи:
- развитие слухового и зрительного внимания у учащихся
- развитие общей моторики у младших школьников, развитие умения управлять своим мышечным аппаратом, правильно распределять мускульную энергию по всему телу

- развитие чувства темпа и ритма в движении, совершенствование речевого дыхания

- снижение утомляемости, повышение эмоционального  настроя и работоспособности

     От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.  Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье,  не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Для предотвращения негативных проявлений традиционно применяются физкультминутки. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Использование средств логопедической ритмики может сделать физкультминутку полифункциональным режимным моментом.

           Методические рекомендации и предложенные конспекты занятий учитывают требования к коррекции речи. В каждое занятие включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это релаксация, игры и упражнения на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения. В основу занятий положены комплексность и игровые приемы. Все задания и упражнения объединены одной лексической темой, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на притяжении всего урока, так как в условиях Крайнего Севера в период «биологической тьмы» и «погодной чехарды» у детей наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

Занятия апробировались в ГООУ АО «Нарьян – Марская санаторная школа – интернат» в виде групповых коррекционных занятий для детей с затруднениями в обучении, проводились  в виде внеклассных занятий для учащихся 1 – 3 классов.

Тема занятия:  Овощи. Огород  (лексическая).

Понимание и употребление предлогов (коррекционная).

Цель: Поддерживание работоспособности учащихся на высоком уровне и предупреждение преждевременного утомления. Развитие лексического запаса у детей.

Задачи:

1. Развитие общих речевых навыков.

2. Развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Выработка  чётких координированных действий во взаимосвязи с речью.

3. Развитие артикуляционной и пальцевой моторики.

 

Оборудование

- макет корзинки

- картинный словарь

- сюжетные картинки,  картинка с овощами

- аншлаги со схемами звуков, таблица с гласными буквами

Ход занятия

I. О.м.  - Логопед: Поздороваемся. «Здравствуйте!» Скажите слово ЗДРАВСТВУЙТЕ , проговаривая четко каждый звук этого слова.

Дети: ЗДРАВСТВУЙТЕ.

 - Упражнение для развития артикуляторной моторики. Проговаривание и пропевание гласных звуков с опорой на схемы: А,О,У,Э,Ы,И

Логопед: я буду показывать схему звука, а вы его называете.

Дети:  называют звуки по указке учителя.


 

 

 

                   А                     О              У               Э                   Ы                     И

- Прочитать гласные буквы по таблице:

А

О

У

А    Ы    О

И

Э

II. Логопед: Выполним упражнения для развития пальцев рук. Мы знаем одно хорошее правило «Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить».

  - Дети проговаривают правило.

 - Логопед: сделаем самомассаж для пальцев рук. Будем гладить  фаланги пальцев рук сначала на одной руке, потом на другой, одно слово – один палец.

Вырос у нас чесночок,

перец, томат, кабачок,

тыква, капуста, картошка,          левая рука

лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

ими друзей угощали,                     правая рука

квасили, ели, солили,

с дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг – огород.                        Одной рукой гладим другую

III.  1. Логопед: Отгадайте загадки.

1. Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает –

Тот слёзы проливает (лук)

2. Семьдесят одежек

и все без застежек (капуста)

3. Красный нос в землю врос (морковь)

4. Лежит меж грядок,

зелен и сладок (огурец)

5. В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят (помидор)

6. Раскололся тесный домик

на две половинки

и посыпались оттуда

бусинки-дробинки (горох)

 - Дети отгадывают загадки и называют овощи, о которых идёт речь.

2. Логопед:   показывает картинки с изображением овощей. Назовите  предметы на картинках. Что это?  Где растут овощи? Какие  овощи вы ещё знаете?

Дети: дают ответы на вопросы.

3. Логопед:  Послушайте стихотворение Юлиана Тувима «Овощи».

(Опора на сюжетные картинки по стихотворению).

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. О-о-о-ох!
               Вот овощи спор завели на столе,
               Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
               Картошка, капуста, морковка, горох,
               Петрушка иль свекла? О-о-о-ох!
                           Хозяйка тем временем ножик взяла
                           И ножиком этим крошить начала
                           Картошку, капусту, морковку, горох,
                           Петрушку и свеклу. О-о-о-ох!
                                         Накрытые  крышкою  в душном горшке,
                                         Кипели, кипели в крутом кипятке
                                         Картошка, капуста, морковка, горох,
                                         Петрушка и свекла. О-о-о-ох!
                                                     И суп овощной оказался не плох!

Словарная работа. 

Логопед: Что обозначает слово базар?  Ответы детей.

Базар или рынок – это место в городе или в деревне, где одни люди продают какой - нибудь товар, а другие этот товар покупают. На рынке можно торговаться.

 Работа над текстом.

Логопед:  Какие овощи принесла хозяйка с базара?

- Что сделала с ними хозяйка?

- Какой суп получился?  (ответы детей)

Логопед:  Назвать супы, которые варят из овощей?

Дети: щи, борщ, рассольник.

Логопед: Какие ещё блюда можно приготовить с помощью овощей?

Дети: из овощей можно сделать салаты, винегрет.

IV. Динамическая пауза.

Логопед:  Чтобы овощи хорошо росли,  им нужен дождик. Я буду читать слова стихотворения, а вы будете выполнять движения (с показом).

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.   (шагают)

А потом, потом, потом,     (бег на месте)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли.           (руки вверх)

От дождя себя укрыли.     (руки в стороны и вниз)

V. Логопед:  повторим названия овощей (опора на картинный материал). Назовите слова, в которых 1 слог (2,3 слога). Дети выполняют задание.

Логопед: Опишите овощи (огурец, лук, помидор) по форме, цвету, вкусу. Дети дают описание овощей.

VI. Логопед:  Работа с раскраской. Найдите овощи из загадок и раскрасьте их.

Дети работают с раскрасками.

VII. Игра «Положи овощи в корзину»

- Логопед:  вот перед вами корзина и картинки с изображением овощей. (Логопед вставляет картинки с изображением овощей в прорези).

Логопед:   Скажите где лежат овощи.

Дети: Овощи в корзине. Овощи на корзине. Овощи за корзиной. Овощи под корзиной.

VIII. Работа над развитием речи.

 -  Логопед: прочитайте скороговорку.

Полпогреба репы,

полколпака гороху.

О каких овощах  говорится в скороговорке?

Дети: это репа и горох.

 Разучивание скороговорки.

Логопед: Проговариваем сначала медленно, потом быстрей, быстро и снова медленно.

 3 раза сказать быстро.

Дети выполняют задание учителя хором и индивидуально.

IX. Логопед:  Где растут овощи? Составьте предложение по картинке. Если затрудняются составить самостоятельно, то с помощью наводящих вопросов.

Дети: Овощи растут в огороде на грядках.

Логопед: В предложении найдите и  прочитайте предлоги со словами. Как читаем эти словосочетания. Как пишут предлоги со словами?

Как записали предлоги в схеме предложения?

X. Итоги занятия.

Логопед: понравилось вам занятие или нет? Что интересного узнали на занятии?

- Где растут овощи?

- Назвать овощи.

- Какие блюда можно приготовить из овощей?

Тема: Огород. Овощи. (лексическая)

Предлоги (коррекционная)

Цель: Поддерживание работоспособности учащихся на высоком уровне и предупреждение преждевременного утомления.  Развитие лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

1. Уточнение и расширение словарного запаса.

2. Развитие речеслуховой памяти.

3. Развитие общих речевых навыков.

4. Развитие пальцевой и артикуляционной моторики.

5. Выработка  чётких координированных действий во взаимосвязи с речью.

 

 Оборудование

- картинный словарь;  сюжетная картинка;

- карандаши цветные; трафареты.

 - аншлаги со схемами звуков, таблица с гласными буквами

Ход занятия

I. Орг. момент. - Логопед: Поздороваемся. «Здравствуйте!» Скажите слово ЗДРАВСТВУЙТЕ , проговаривая четко каждый звук этого слова.

Дети: ЗДРАВСТВУЙТЕ.

 - Логопед: выполним упражнение для развития артикуляторной моторики. Проговорим и пропоём  гласные звуки с опорой на схемы: А,О,У,Э,Ы,И

 Логопед: я буду показывать схему звука, а вы его называете.

Дети:  называют звуки по указке учителя.


 

 

                   

                 А                     О              У               Э                   Ы                     И

- Прочитайте  гласные буквы по таблице:

А

О

У

А    Ы    О

И

Э

 - Упражнение на развитие речевого дыхания.

- Вдох носом (короткий)

Выдох ртом (через полусжатые губы)

- Вдох носом

- Выдох длинный со  звуком фу –фу –фу (через рот трубочкой).

II. Работа над развитием речи.

-  Логопед: прочитайте скороговорку.

Полпогреба репы,

полколпака гороху.

 Логопед: - О каких овощах  говорится в скороговорке?

 - Дети: это репа и горох.

 - Логопед: на прошлом занятии вы разучивали эту скороговорку.

- дети: проговаривают скороговорку в медленном темпе – быстром – очень быстром –медленном (3 раза).

II. Логопед: Выполним упражнения для развития пальцев рук. Мы знаем одно хорошее правило «Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить».

  - Дети проговаривают правило.

 - Логопед: сделаем самомассаж пальцев рук. Будем гладить  фаланги пальцев рук, одно слово – один палец, сначала на одной руке, потом на другой

Вырос у нас чесночок,

перец, томат, кабачок,

тыква, капуста, картошка,          левая рука

лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

ими друзей угощали,                     правая рука

квасили, ели, солили,

с дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг – огород.                        Поглаживание одной рукой другую руку

III. 1. Логопед:  О чем говорится в стихотворении?

- Что растет в огороде на грядках? Составляют предложение, ответ на вопрос.

- Повторите предложение и составьте схему.

В огороде на грядках растут овощи.

Логопед: - Сколько слов в предложении?

- Как записывают слова в предложении?

- В какое время года собирают овощи на огородах?

Дети: овощи собирают осенью.

2. Логопед: Назовите мне овощи, изображённые на картинках  (выставляет картинки с изображением овощей  на доску)

- Определите сколько слогов в каждом слове?

- Найдите самое короткое слово по количеству слогов. (самое длинное слово)

3. Логопед: Раскраска «Овощи» -  найдите самый маленький по размеру овощ, назовите его и раскрасьте.

- самый большой овощ, назовите его и раскрасьте.

IV. Динамическая пауза.

Логопед: Мы сказали, что овощи собирают осенью. Что происходит с листьями на деревьях?

Я буду читать вам стихотворение, а вы выполняете движения, в соответствии со словами текста.

 Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят

Будто опять закружиться хотят.

V. Упражнение на развитие слухового внимания.

Логопед: я буду читать стихотворные строки, а вы должны подобрать  в рифму названия овощей, так что бы в них был  звук К.  Звук К может стоять в слове в любой позиции.

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай. Что собрали – отгадай!

Где весною было пусто

летом выросла … (капуста)

Солнышко светило, чтоб

ярче зеленел…(укроп)

Собираем мы в лукошко

очень крупную…(картошку)

От дождя земля намокла,

Вылезай толстушка…(свекла)

Из земли за чуб плутовку

Тянем, сочную…(морковку)

Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить…(редиску)

Помогает деду внук –

Собирает с грядок…(лук)

Просит дедушка Федюшку:

- Собери еще…(петрушку)

Вот зеленый толстячок,

Крупный, гладкий…(кабачок)

И красавец-великан

Темно-синий…(баклажан)

Логопед: повторите названия овощей, которые вам встретились в стихотворении? 

- Рассмотрите на доске  картинки с изображениями овощей. Выберите и назовите овощ,  опишите его.

Дети дают описание выбранного овоща.

VI. Логопед: Какие бывают овощи по размеру, по форме?

Дети: маленькие, большие, круглые, продолговатые

Логопед: Можем сказать, что одни овощи бывают худышки, а другие толстячки.

Назовите  овощи – худышки, овощи – толстячки. Дети называют.

Игра «Растения на огороде»

- Посадка семян (логопед сыплет воображаемые семена над детьми) – дети лежат на партах.

- Логопед: Растения растут. Дети – сидя за партами, вытягивают руки вверх

- Логопед: Засуха.  Дети ложатся на парты.

- Логопед: Пошёл долгожданный дождик.

Дети поднимают головы,  встают из – за парт и тянут руки вверх.

- Логопед: покажите руками, какие бывают овощи – толстячки и худышки. Дети разводят руки в стороны или обнимают себя.

VII. Итоги занятия.

Логопед:  сделаем вывод по изученному материалу.

- Где растут овощи?

- Назвать овощи.

- Какие овощи бывают по размеру, форме, вкусу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

1.    Борисова Е.А. «Пальчиковые игры для детей 4-5 лет». Логопед №1,  2006г. с.65.

2.    Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. «Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников», Логопед № 3 2005г. с.84.

3.  Волкова Е.Н. «Использование средств логопедической ритмики при снятии умственного напряжения в процессе обучения младших школьников». Начальная школа.№ 11, 2005год, с.44

4.  Жигорева М.В. Организация логоритмических занятий с детьми, страдающих детским церебральным параличом. Логопед №3 2006 г. с.13

5.  Жукова С.Н. «Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками». Логопед № 2 2005г. с. 53.

  6.  Егорова Е.А. «Упражнения и игры для развития движений пальцев рук». Логопед № 6 2005 г. с.58

7. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. «Оздоровление ослабленных детей младшего школьного возраста». Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 1, 2004 г., с. 64

8.  Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб. 2003г.

9.  Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб. 2005г.

10. Кузнецова И.В. Чепурных Е.Е. и др. «Школа здоровья» внедрение проекта в учреждениях системы образования. М. МТО Холдинг, 2001г.

 11. Кузьминова С.А. «Использование речевой ритмики для профилактики дисграфии у младших школьников». Логопед. № 3 2004г.с.94

12.  Леонова С.В. «Веселая разминка». Логопед № 6 2004г. с.78, с.83.

13. Леонова С.В. «Развитие речи младших школьников на логопедических занятиях». Логопед №1 2004 г. с.95

14.  Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос. Москва. 1999г.

15.  Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург. 2002г

16. Соломатина Г.Н. «Нормализация функции дыхания у детей с врожденными расщелинами неба». Логопед № 1 2004 г. с. 17

17. Титова Т.А. «О значении ритма при нормальном и нарушенном речевом развитии». Школьный логопед № 5-6 (8-9), 2005 г., с.35

18. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. Москва.2004г

19. Фуреева Е.П. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР». Логопед №5 2005г. с.83.

20.  Хоппе Л.С. «Коррекционная работа по формированию дыхания и развитию голоса у детей с нарушениями речи и слуха по методу Хорста Кобленцера». Школьный логопед № 4(13), 2006 г., с.42

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010