Автор:
Салина Марианна Викторовна
В статье рассматривается важность развития мелкой моторики руки у учащихся младших классов. Приведен комплекс массажа и типовых упражнений для пальцев и кистей рук. В результате его использования возрастает темп письма, нормализуется почерк, значительно ускоряется процесс развития речи.
Статья:Для успешного обучения в школе требуется не только достаточно высокий уровень восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, но и хорошее развитие тонкой моторики руки у ребенка [1]. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Влияние мануальных ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа XVIII в. И. Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Впоследствии исследования физиологов, психологов (И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, Л.С. Выгодского, Б.М. Теплова и др.) подтвердили взаимосвязь двигательной и речевой моторики.
Письмо – это сложный вид деятельности, который вовлекает в работу кору головного мозга, органы зрения, слуха и многие мышцы тела, в том числе руку.
У первоклассников еще не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, поэтому они не готовы к продолжительным нагрузкам.
В процессе работы у таких детей наблюдается:
- дрожание руки (что приводит к прерывистости линий);
- слабость мышечного тонуса (от чего ребенок быстро утомляется, замедляет темп работы; на письме это проявляется в тонких дрожащих линиях, недописывании слов, предложений);
- большое напряжение, плохо контролируемое движение пальцев рук (в этом случае письмо неряшливое, выходит за строчку, буквы разной высоты);
- нарушение обособленности правой и левой руки (ведет к искажению почерка).
Преодоление этих причин требует длительной системной работы по развитию тонкой моторики пальцев рук. В особенности это касается тех детей, у которых имеется отставание развития, задержка моторной стороны речи, а также дизартрический компонент, при котором двигательные нарушения являются ведущим дефектом. Они представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. С такими детьми рекомендуется проводить пальчиковые игры и, особенно, массаж пальцев и кисти руки [2-4].
Используются следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрация.
Советы по проведению массажа [3]:
- В положении сидя. Рука массируемого свободно лежит на поверхности стола.
- Напротив или сбоку располагается массажист.
- Массаж выполняется одной рукой. Другой – фиксируют массируемую конечность.
- Массажные движения производятся в направлении от кончиков пальцев к предплечью.
- Массаж длится 3-5 минут.
- Проводить массаж курсами по 10-12 сеансов ежедневно или через день. При необходимости курс повторяют через 10-30 дней.
- Во время массажа желательно включить приятную классическую музыку (Бетховена, Моцарта, Баха) [5].
- Для большей эффективности массажа можно сочетать его с пассивными и активными движениями кистей рук.
1. Тип движения: плоскостное поглаживание (всей ладонью).
Часть кисти: тыльная сторона кисти.
Направление движения: от кончиков пальцев до середины предплечья.
2. Тип движения: щипцеобразное поглаживание (несколькими пальцами).
Часть кисти: каждый палец отдельно.
Направление движения: от кончиков пальца к основанию по тыльной, ладонной и боковым поверхностям.
3. Тип движения: щипцеобразное круговое и прямолинейное растирание.
Часть кисти: пальцы.
Направление движения: по ладонной и боковым поверхностям.
4. Тип движения: круговое и прямолинейное растирание.
Часть кисти: тыльная и ладонная поверхности кисти.
Направление движения: от основания пальцев до запястья.
5. Повторное поглаживание (см. выше).
6. Тип движения: вибрация; пунктирование с помощью вибромассажера.
Часть кисти: тыльная и ладонная поверхности кисти и пальцев.
Направление движения: от кончиков пальцев к запястью.
7. Повторное поглаживание (см. выше).
Завершается массаж пассивными движениями пальцев.
- Рука ребенка лежит на столе ладонью вниз. Одной рукой взрослый фиксирует ее в лучезапястном суставе, другой – приподнимает вверх до максимального положения поочередно каждый палец.
- Рука ребенка лежит на столе ладонью вверх. Придерживать ее одной рукой, другой – поочередно сгибать пальцы ребенка.
- Рука ребенка согнута в локтевом суставе, локоть опирается на стол. Рука ребенка фиксируется взрослым также в лучезапястном суставе. Свободной рукой взрослый проводит поочередно круговые движения пальцев руки ребенка.
Пассивные упражнения заканчиваем активной пальчиковой гимнастикой. Она очень любима нашими детьми. Ребята с удовольствием проделывают манипуляции с пальцами с речевым сопровождением или без него. Игры с пальчиками, обычно проходят на высоком эмоциональном уровне.
Эффективность использования массажа доказывается практикой. В результате восстанавливаются ослабленные мышцы, улучшается координация движений рабочей руки, помогает снять излишнее напряжение, приводящее к тремору руки. Увеличивается скорость письма и улучшается почерк. Это, в свою очередь, помогает детям направить внимание не на техническую сторону письма, а на звукобуквенный анализ, «видение» и применение изученных орфограмм. Кроме того, у учащихся появляется время для контроля выполненной работы.
Процедура массажа проста и не утомительна для ребенка, но в то же время позволяет достигнуть в короткие сроки нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений и речевых зон коры головного мозга.
Литература
1. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки: Наглядно-практическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 80 с.
2. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1997. – 32 с.
3. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80 с.
4. Лифиц Е.А., Лифиц И.В. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 160 с.
5. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие. – изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 105 с.