Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Урок русского языка в 6 классе по теме «Собирательные числительные»

Автор:
Мухутдинова Наталия Геннадьевна

Аннотация:

 

Урок русского языка в 6 классе по теме «Собирательные числительные» (автор Мухутдинова Н.Г.)  является попыткой проектирования учебного занятия в соответствии с системно-деятельностным подходом, который является методологической основой ФГОС нового поколения. Урок был дан как открытое занятие в рамках республиканского научно-практического семинара для руководителей образовательных учреждений Республики Татарстан по теме «Роль и функции школы-центра компетенции в электронном образовании в осуществлении задач развития профессиональных умений учителя в контексте введения ФГОС нового поколения».                                                               

  

 

                                     Автор материала  __________________  Мухутдинова Н.Г.

Статья:

 

 

Ф.И.О. учителяМухутдинова Наталия Геннадьевна

 Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Болгарская средняя общеобразовательная школа №2» Спасского муниципального района Республики Татарстан.

 Класс: 6

Предмет:   русский язык

Тема урока:  Собирательные  числительные.                                                  

Место урока в изучаемой теме: первый урок в теме «Собирательные числительные», 7 урок в теме «Имя числительное»

Тип урока:урок открытия новых знаний.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор и экран для демонстрации слайдов презентации (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), раздаточный материал (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ), карточки с заданиями (ПРИЛОЖЕНИЯ 3,4,5) и алгоритмом (ПРИЛОЖЕНИЕ 7), тест (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

Цель как деятельность учеников:

М/п*: развитие умения переводить информацию из одной формы в другую, упорядочивать её (строить алгоритм рассуждения).

М/к*: развитие умения слушать, понимать, выделять главное, формулировать свои мысли.

ЛР*(знания о языке как основа речевой деятельности): формирование и развитие умения отличать собирательные числительные от других количественных числительных, использовать собирательные числительные в речи,  правильно сочетая их с существительными.                                                                                                                   Планируемый результат:  уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.

Ход урока

I.Этап самоопределения к деятельности.

 Цель: создание положительного эмоционального настроя и мотивации к учению

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Приветствуются обучающиеся, проверяется их готовность к уроку, создаётся эмоциональный настрой.

Энергизатор  «Доброе слово»:

-Прошу вас улыбнуться друг другу и сказать какие-нибудь добрые слова своему соседу по парте.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, говорят добрые слова и пожелания своим соседям по парте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Лингвистическая разминка.

Цель: развитие интереса к языку

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

 - Как и на  всех предыдущих уроках,  наш разговор мы начнём с познавательного лингвистического материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Расскажите о морфологических признаках числительного 40. В чём особенность склонения числительного 40?

Все слушают рассказ ученика, готовившего сообщение на тему «Из истории слова», который рассказывает о происхождении числительного 40:

n  «Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок».

(Из «Краткого этимологического словаря»

Н.М. Шанского)

Отвечают на вопрос.

- 40 – простое количественное числительное, обозначающее целое число.

У числительного 40  только две формы: сорок (Им.п., В.), сорока (Р.,Д.,Т.,П.)

Слайд№3

 

III. Актуализация изученного с введением в тему урока

Цель как деятельность учеников: развитие умение правильно употреблять в устной речи количественные числительные разных разрядов; развитие умения отличать простые и составные числительные; развитие умения правильно склонять составные числительные, обозначающие целые числа.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Предлагаются задания по изученному материалу

1)Прочитайте сочетания с числительными, которые будут появляться на слайде.

 Около 2 000 700 000 рублей;

11 классами;

500 избирателями;

8  площади; 

 в 2017 году; 

 поля;                                          

 о 900 слушателях

с 70  000 000 человек;

 урожая

 

2)Назовите слова, которые нужно писать с удвоенной согласной.

 

3)Назовите  простые числительные,

 

 

-назовите составные числ.,

 

 

Называют числительные:

 

 

 

 

около двух миллиардов семисот тысяч рублей

одиннадцатью классами

пятьюстами избирателями

 восемь целых и семь девятых площади

 в две тысячи семнадцатом году

одна вторая поля

 о девятистах слушателях

с семьюдесятью миллионами человек

пять шестых урожая

-Миллиард, одиннадцать, миллион.

 

 

Одиннадцать, пятьсот, девятьсот

 

 

Два миллиарда семьсот тысяч

Восемь целых и семь девятых

Две тысячи семнадцать

одна вторая

Семь миллионов

Пять шестых

 

Слайд№4

 

Цель как деятельность учеников: развитие умения различать и группировать количественные числительные в зависимости от разряда.

4)Распределите числительные, которые написаны на карточках, закреплённых магнитами на доске,  на группы (в зависимости от разряда)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6) Организуется подводящий к теме диалог:

 

-По какому принципу вы разделили числительные именно на такие группы?

 

 

-Разрядами каких числительных являются дробные и числительные, обозначающие целые числа?

-Что объединяет все эти числительные?

 

Распределяют числительные на группы.

Числительные, обозначающие целые числа:

Два миллиарда семьсот тысяч

Одиннадцать

Пятьсот

Две тысячи семнадцать

Девятьсот

Семь миллионов

 

Дробные числительные:

Восемь целых и семь девятых

одна вторая

Пять шестых

 

Отвечают на вопросы:

 

 

- Числительные разделили на группы в зависимости от их значения: Числительные, обозначающие целые числа, числительные, обозначающие дробные числа.

-Все эти числительные являются количественными.

 

-Они все отвечают на один и тот же вопрос (сколько?) и обозначают число, количество предметов.

Карточки, закреплённые на доске магнитами.

 

Цель: подвести к формулированию темы урока

-Какие-нибудь ещё известные вам части речи отвечают на такие же вопросы?

- Перед вами схема классификации числительных, которую мы составляли на первом уроке по теме «Имя числительное». Она отражает всю информацию о числительных, которой вы владеет на данный момент?

-Думаю, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока

Нет, только количественные числительные.

 

-Нет. В схеме не указан ещё один разряд количественных числительных. Собирательные числительные.

 

 

 

 

 

Ученики формулируют тему урока: «Собирательные числительные»

 

 

 

Слайд№5 (схема)

 

Слайд№5 (схема в законченном виде)

 

 

IV. Этап открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

-Записываем сегодняшнее число и тему урока в тетрадь.

 

После нашего урока вы должны уметь следующее:

 а)  Отличать  собирательные  числительные от других количественных числительных.

 б) Уметь употреблять собирательные числительные в речи,  правильно сочетая их с существительными.   

 в) Уметь определять окончания собирательных числительных  в косвенных падежах.

  г) Уметь употреблять числительные оба и обе.

 Для того чтобы приобрести эти умения, нам нужны определённые знания. Представляю вопросы, на которые мы будем отвечать на уроке:

 

1)На какой вопрос отвечают и что обозначают собирательные числительные?

2)С какими именами существительными могут сочетаться собирательные числительные?

3) Какие окончания  в косвенных падежах имеют собирательные числительные?

4)В чём особенность употребления числительных оба и обе?

 

     - Что мы уже знаем о собирательных числительных, исходя из того, что уже изучено на предыдущих уроках?

 

 

 

Посмотрите, как образуются собирательные числительные:                           

Два мальчика                     дво[й,]е  мальчиков

Пять мальчиков                 пятеро мальчиков

-Определите способ   словообразования.

Образуйте по аналогии собирательные числительные от числительных, обозначающих целые числа, 3,4,5 и т.д.

Записывают тему урока «Собирательные числительные»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы знаем, что собирательные числительные отвечают, как и все остальные количественные числительные, на вопрос сколько? и обозначают несколько предметов как одно целое.

 

 

 

 

 

 

 

Суффиксальный

 

Устно отвечают.

 

 

 

Работа в тетрадях

Слай№6

Слайд№7с вопросами, на которые предстоит ответить в ходе урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд№8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель как деятельность учеников: формирование и развитие умения отличать собирательные числительные от других числительных

Работа по карточкам в группах(парах).

Задание.

На карточках пословицы, поговорки, в которых употребляются количественные числительные.

Прочитайте пословицы и поговорки. Среди пословиц и поговорок найдите  те, в которых  есть собирательные числительные. Объясните смысл этих пословиц и поговорок.

1 комплект.

   1.Один в поле не воин. 

   2.Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости

   3.Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года. 

   4.Один раз солгал - навек лгуном стал. 

2 комплект.

   1.Руки поборют одного, знанье - тысячу. 

   2.Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

   3.Одна мудрая голова ста голов стоит. 
   4.Двое пашут, а семеро руками машут.

3комплект.

   1.Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине. 

   2.Ему семерых посади – всех до смерти заврет.

   3.Семь раз отмерь, а один- отрежь

   4.Не имей сто рублей, а имей сто друзей

4комплект.

   1.Одна голова хорошо, а две лучше

   2.Один с сошкой, а семеро с ложкой.

   3.Ум хорошо, а два лучше.

   4.Семь пятниц на неделе.

Кто смог легко справиться с заданием?

Работают в группе: обсуждают, делают выводы, записывают пословицу с собирательным числительным, объясняют смысл пословицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд№9

Постановка  первой учебной задачи

Цель как деятельность ученика: формирование и развитие умения употреблять собирательные числительные, правильно сочетая их с существительными

Теперь я хочу предложить вам разобраться в одной ситуации, в которой вполне мог бы оказаться любой из вас.

 

Антону уже давно нравилась девочка Настя из параллельного класса. Так нравилась, что на каждой перемене он всегда был неподалёку от неё. Но подойти, заговорить с ней он не мог: она всегда была в окружении подруг. И вот идёт он как-то по коридору, а навстречу ему Настя. И тоже одна. Поравнялась она с ним и спрашивает: «Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо друзей-неразлучников?» Антон не ожидал, что она с ним заговорит, смутился, но довольно браво ответил: «Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг». Но что такое? Настя вдруг нахмурилась и чётко произнесла: «Грамотей!» После чего она резко повернулась и ушла. А Антон с растерянным видом остался стоять один.

 

- Как вы считаете, что произошло?

- Почему Настя, назвав Антона грамотеем, ушла?

-Что значит слово «грамотей»? (Слово имеет ярко выраженную экспрессивную (негативную, ироничную окраску)

Если смогут сами сказать, что всё дело в том, что Антон допустил ошибку в употреблении числительного, то сразу даю задание по группам. В противном случае задаю наводящие вопросы.

-А вы знаете, с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные? Где можно найти эту информацию? (Учебник, справочник)

-Я вам предлагаю самим, не используя учебники и справочную литературу, сделать вывод, с какими существительными сочетаются собирательные числительные.

-Вот мы и подошли к вопросу о том, с какими существительными сочетаются собирательные числительные.

Задание по группам (4 человека)

Дан комплект иллюстраций для  каждой группы + карточка.

Каждый комплект содержит  иллюстрации, на которых изображены детёныши животных, дети, лица мужского пола, существительные, употребляющиеся только во множественном числе, то есть те существительные, с которыми собирательные числительные употребляются.

На  карточке даны незаконченные предложения, дописав которые после наблюдений по 1 карточке, ученики должны сформулировать правило о сочетании собирательных числительных существительными.

 

Ответы при необходимости корректируются

Предлагается закрепить карточки на доске с помощью магнитов таким образом, чтобы образовались 4 группы существительных, с которыми употребляются собирательные числительные.

 

Откроем учебники на стр.155 и сопоставим наши выводы и теоретический материал §65 (3 абзаца).

 

-Теперь вы можете объяснить, почему Настя, назвав Антона грамотеем  ушла?

-Могли бы Настя с Антоном подружиться, если бы Антон не ошибся?

Исправьте ошибку Антона.

-Важно ли  уметь,  правильно употреблять в речи собирательные числительные?

-В каких ещё жизненных ситуациях, как вам кажется, может помешать неумение грамотно строить свою речь?

-Чтобы вы не ошибались, давайте составим алгоритм, с помощью которого вы будете решать, можно употреблять собирательное числительное с конкретным существительным.

Сочетание собирательных числительных с именами существительными

НЕТ 1.Существительное, обозначает ДА                                                  

         лицо мужского пола?

НЕТ  2. Существительное                    ДА

              обозначает детей            

           или детёнышей животных?

НЕТ    3.Существительное                   ДА

              употребляется только    

             во множественном числе?

 

три «НЕТ»                                одно «ДА»                         

 


с собир. числ.                   с собир. числ.

не   сочетается                 сочетается

 

 

 

 

 

Знакомятся с проблемной ситуацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пытаются ответить на поставленные вопросы.

-Назвав Антона грамотеем, Настя хотела подчеркнуть безграмотность Антона.

 

 

 

Возможно, ответят, что Антон ошибся при употреблении собирательного числительного с существительным ж.р.

 

 

Нет, мы это ещё не изучали

 

 

Информацию можно найти в учебнике, справочнике, в сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работая в группе, наблюдают, делают выводы, что собирательные числительные сочетаются со следующими существительными:

-с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола;

- с именами существительными, обозначающими детей;

- с именами существительными, обозначающими детёнышей животных;

-с именами существительными, обозначающими существительные, употребляемыми только во множественном числе;

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Группируют карточки в зависимости от значения существительных.

 

 

 

 

 

Читают материал§65 и сопоставляют с полученными выводами.

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Исправляют ошибку Антона

-Оказывается, надо говорить пять подруг, а не пятеро подруг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помогают составлять алгоритм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд№10 (часть текста с диалогом Антона и Насти)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплект карточек для каждой группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд№11-14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд№15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд№16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд№17

(алгоритм)

 

 

 

 

Закрепление (первичное)

Цель как деятельность учеников: развитие умения переводить информацию из одной формы в другую; развитие умения по алгоритму делать выбор существительных, с которыми сочетаются собирательные числительные

-Возвратимся к вопросам, которые сегодня должны решить на уроке.

На какой вопрос мы только что все вместе получили ответ?

У нас получается не как в пословице «Один с сошкой, а семеро с ложкой». Работают все, знания добываем вместе.

 

Теперь попытаемся  использовать алгоритм при выполнении задания.

Задание

Определить с помощью составленного алгоритма, в каких случаях допустимо сочетание собирательного числительного с существительным.

Образец рассуждения показать на примере следующего предложения:

Трое настенных часов отнесли в ремонт.

 

1. (Трое) студентов  успешно сдали  экзамен.

2. (Пятеро)  лучших балерин участвуют в новом спектакле.

3. (Пятеро) суток понадобилось нам, чтобы добраться до места назначения.

4. На лесной поляне резвились (шестеро)  волчат.

5.Четверо дельфинов порадовали своим выступлением посетителей дельфинария.

-У кого возникли трудности с выполнением задания?

-Кто сразу справился?

-Помог ли вам алгоритм?

-Мы выяснили, с какими существительными сочетаются собирательные числительные.

 

 

 

 

 

 

Проговаривая алгоритм, выполняют задание в парах: вставляют пропущенные буквы в словах, проверяют, сочетаются ли собирательные числительные с существительными.

 Проверка осуществляется по цепочке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод, что во 2 и 5 предложениях собирательные числительные не будут сочетаться с существительным.

 2-ое предложение - балерины(ж.р.);

5-ое предложение – дельфины (не детёныши, а взрослые животные)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки + алгоритм (на каждой парте)

 

Постановка  второй учебной задачи

Цель как деятельность ученика: формирование умения правильно склонять собирательные  числительные.

Предлагается  рассмотреть  таблицу(ЦОР ЕК ЦОР) «Склонение собирательных числительных»

-Понаблюдайте и сделайте вывод о том, какие окончания имеют собирательные числительные в косвенных падежах.

 

 

 

 

Знакомятся с ЦОР и делают по наблюдениям вывод, что собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во мн. числе

 

 

 

 

 

 

ЦОР

N140165

ЕК ЦОР

Интерактивная гипертекстовая трёхуровневая таблица

«Склонение собирательных числительных»

http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/3d6d4e14-fb47-4b5b-b0d7-679da1f51a53/%5BIS-TA_05-11_05%5D_%5BIA_10-AT%5D.swf

Закрепление (первичное)

Цель как деятельность ученика: развитие умения правильно склонять собирательные  числительные

-Возвратимся к вопросам, на которые мы должны ответить в течение нашего урока. На какой вопрос мы дали ответ?

Задание

Просклоняйте словосочетание шестеро  медвежат, выделите окончания  собирательного числительного

Им.п. шестеро  волчат

Р.п. шестерых  волчат

Д.п. шестерым  волчатам

В.п. шестерых  волчат

Т.п.шестерыми  волчатами

П.п.о шестерых  волчатах

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

Склоняют словосочетание и выделяют окончания  собирательного числительного в косвенных падежах

 

 

Постановка  третьей учебной задачи

Цель как деятельность ученика: формирование и развитие  умения выбирать нужную форму при употреблении числительных оба/обе

- У нас остался последний вопрос, который мы должны были решить. Кто-нибудь может его сформулировать?

Возвратимся к вопросам.

 

Работа в группах

Предлагается, прослушав фрагмент передачи «Радионяня»,  в котором речь идёт об употреблении слов оба/обе, и рассмотрев интерактивную таблицу(ЦОР

ЕК ЦОР) «Оба или обе?», закончить таблицу на карточке.

П  Задание. Прослушайте аудиозапись, рассмотрите демонстрационный материал на слайде и, сделав вывод об употреблении числительных ОБА/ОБЕ с существительными, заполните таблицу.

падеж

      ?

         ?

Им.п.

Оба студента, письма

Обе студентки, книги

Р.п.

 

 

Д.п.

 

 

В.п.

 

 

Т.п.

 

 

П.п.

 

 

-Так в чём особенность употребления числительных оба и обе?

Теперь мы нашли ответы на все вопросы, которые стояли перед нами?

 

 

Возможно, кто-нибудь ответит на заданный вопрос.

 

 

 

Слушают аудиозапись, рассматривают интерактивную таблицу и, сделав вывод об особенности употребления числительных оба/обе, заполняют таблицу. В результате этой работы ученики выводят правило и одновременно развивают умение правильно употреблять данные числительные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос, приводя примеры из таблицы.

 

Подводят итог.

Аудиозапись, ЦОР ЕК ЦОР «Оба/обе»+ карточки с таблицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №18

 

Физкультминутка (фрагмент фонограммы песни «Я, ты, он, она» группы «Непоседы»)

V. Этап закрепления  и применения  новых знаний

Цель как деятельность учеников:

развитие умения применять новые знания о собирательных числительных (умение правильно сочетать собирательные числительные с существительными и правильно склонять  эти собирательные числительные).

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

-Используя добытые знания, вы должны выполнить упр. 372. Прочитайте задание к упр. При выполнении используйте материал учебника и алгоритм.

-Какие умения вам необходимы для выполнения этого упр.?

Взаимопроверка в парах.

 

 

 

2.) Выполните самостоятельно тестовые задания с выбором ответа (тесты составлены в соответствии  с КИМами ЕГЭ).

                        Тест.

  1.Найди строчку, в которой все числительные собирательные:

а)пятнадцать, три вторых, семеро;

б)двое, три, четверо

в)трое, шестеро, семеро.

2. Найди ошибку:

     а) семеро козлят;

     б) пятеро девчат;

     в) четверо друзей.

3.Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным:

          а) двое подруг;

          б) двое котят;

          в) двое манекенщиц.

4) Найди ошибку в употреблении числительных оба/обе:

       а) на обоих журналах;

       б) на обоих берегах;

       в) обоим подругам

Знакомятся с заданием к упражнению. Отмечают, что им необходимо умение правильно сочетать собирательные числительные с существительными и правильно склонять  эти собирательные числительные.

Выполняют задание, после чего  осуществляют взаимопроверку в парах.

 

Выполняют тест самостоятельно, сдают работы на проверку

Алгоритм (карточка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест (раздаточный материал)

VI. Рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Продолжите, пожалуйста, предложения.

Сегодня мы изучали……

Мы теперь знаем, как….

Мы умеем правильно….

Полученные знания нам помогут….

 

А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам.

Мне сегодня на уроке было всё понятно.

У меня всё получалось.

Я иногда испытывал затруднения при(в)…….

Я доволен собой

Я не совсем доволен собой

Я совсем не доволен собой

 

Высказываются, оценивая при этом свою деятельность.

Слайд№20

 

 

 

 

 

 

Слайд№21

VII. Домашнее задание

§65 (с.155,157- теоретический материал, изученный на уроке, повторить).

1.Упр.374

2.Составить тест по теме по аналогии с тем, который выполнялся в классе.

3.Творческое задание (для желающих): оформить рукописную книгу с  пословицами, поговорками, фразеологизмами, в которых встречаются числительные

Слушают объяснения, следя по учебнику. Записывают задание в дневник

Слайд№22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд№23

М/п - метапредметная;     м/к – метакоммуникативная,      ЛР – линия развития

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Изображение

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение
  5. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010