Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 классов «Турнир знатоков русской словесности»

Автор:
Мухутдинова Наталия Геннадьевна

Аннотация:

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 классов «Турнир знатоков русской словесности»,  подготовленная  Мухутдиновой Н.Г., учителем русского языка и литературы  МБОУ «БСОШ №2» Спасского района РТ, нацелена на развитие познавательного интереса старшеклассников к изучению родного языка и литературы и  может быть  использована учителями-словесниками  не только как готовый  сценарий для внеклассной работы, но и как  источник информации для создания  собственных методических материалов.

 

                                                                       _________ Мухутдинова Н.Г.

 

 

 

2014-12-11

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Гуманитарное, Модуль: Русский язык в школе

Направление: Гуманитарное, Модуль: Литература в школе

Направление: Гуманитарное, Модуль: Внеклассная работа по русскому языку и литературе

Статья:

 

 

 

                                                   

   Мухутдинова  Наталия  Геннадьевна,

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «Болгарская средняя

общеобразовательная школа № 2»

Спасского муниципального района

                                                                                                          Республики Татарстан    

 

 

ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

(внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов )

 

 

                                                 Ум человеческий имеет

                                                            три ключа, все открывающих:

                                                            знание, мысль, воображение –

                            все в этом.

                                                                                             Виктор Гюго.

 

                                                   Нет силы более могучей,

                                                                     чем знание: человек, вооруженный

                                                знаниями, непобедим.

                                                                                                   Максим Горький

 

Оборудование: карточки для литературного лото; мультимедийное оборудование для демонстрации слайдов, сопровождающих всю игру.

Цели игры: развитие познавательного интереса учащихся; привитие любви к родному языку и литературе; развитие мышления, памяти, способности высказывать собственное мнение и аргументированно его отстаивать, умения коллективно решать проблемы.

Организационный момент. Слайд№1,2,3.

 

  1. I.                Конкурс «Орфографическая разминка»

 

 

Команда 10-х классов

Команда 11-х классов

аккорд

асимметрия

абажур

аббревиатура

ажиотаж

апелляция

аплодисменты

аттестат

бассейн

адъюнкт

алюминий

аккомпанемент

антенна

аннотация

галерея

безынициативный

корреспондент

вовек

палисадник

интеллект

искусный

бюллетень

винегрет

беспрецедентный

вестибюль

ингредиент

колоннада

инъекция

масленица

гостиница

пропаганда

целлофан

целлюлоза

масляный (насос)

цыган

масленый (блин)

профессия

труженик

постамент

сверстник

 

(Командам раздаются карточки со словами, в которых пропущены буквы. Проверка правильности выполнения производится с помощью слайдов).

Ответы:  слайды № 4,5

 

 

II. «Литературное лото»

 

 

В одном конверте лежат карточки с фамилиями писателей, поэтов,

во втором – карточки с названиями произведений (каждой команде намеренно даются дополнительные карточки, на которых указаны названия произведений, не принадлежащих ни  одному из авторов).

Команды должны быстро и правильно распределить карточки.

 

10 класс

Л.Н. Толстой                             Слайд№6

И.С. Тургенев       Слайд№8

«Война и мир»

«Отцы и дети»

«Воскресение»

«Рудин»

«После бала»

«Дворянское гнездо»

«Анна Каренина»

«Ася»

Трилогия

«Записки охотника»

«Детство», «Отрочество», «Юность».

«Муму»

 

 

А.С. Пушкин                             Слайд№7

Н.В. Гоголь           Слайд№9

«Руслан и Людмила»

«Ревизор»

«Евгений Онегин»

«Мертвые души»

«Дубровский»

«Шинель

«Капитанская дочка»

«Тарас Бульба»

«Барышня – крестьянка»

«Нос»

«Борис Годунов»

«Невский проспект»

Дополнительные карточки: «Петр I», «Иван Васильевич»

11 класс

А.П. Чехов                               Слайд № 10

А.А.Фадеев               Слайд№13

«Чайка»

«Разгром»

«Вишневый сад»

«Молодая гвардия»

«Три сестры»

 

«Дядя Ваня»

М.А.Шолохов           Слайд№14

«Человек в футляре»

«Тихий Дон»

«Ионыч»

 «Судьба человека»

«Крыжовник»

«Поднятая целина»

 

 

М. Горький                                Слайд№11

М.А.Булгаков              Слайд№15

«Челкаш»

«Белая гвардия»

«Старуха Изергиль»

«Дни Турбиных»

«На дне»

«Роковые яйца»

«Мать»

«Дьяволиада»

 

«Собачье сердце»

А. Куприн                                   Слайд№12

«Мастер и Маргарита»

«Гранатовый браслет»

 

«Поединок»

 

«Олеся»

 

Две дополнительные карточки: «Дворянское гнездо», «После бала»

 

 

III. «Угадай произведение или героя».     Вопрос задается всей команде.

 

 

10 класс

1) «Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой (…)

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

Слайд№16                (Татьяна Ларина. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).

11 класс

1) «А где же любовь – то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»?...такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.

      Слайд№17             (Генерал Аносов. А. Куприн «Гранатовый браслет»).

10 класс

2) «Платье было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины…»

(Этому персонажу принадлежат следующие слова: «Народ-то больно прожорлив, от праздности завел привычку трескать, а у меня есть и самому нечего».)

       Слайд№18                  (Плюшкин. Н.В. Гоголь «Мертвые души»).

11 класс

2) Назовите автора строк.

    «Сыплет черемуха снегом,

     Зелень в цвету и росе,

     В поле, склоняясь к побегам,

     Ходят грачи в полосе…»                              

                             Слайд№19                                (С. Есенин).

10 класс

3) «Массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, с умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной».

           Слайд№20                       (Пьер Безухов. Л.Н. Толстой «Война и мир»

11 класс

3) Назовите автора строк и того, кому они посвящаются.

    «Имя твое – птица в руке,

     Имя твое – льдинка на языке.

     Одно – единственное движение губ

     Имя твое – пять букв.

     Мячик, пойманный на лету,

     Серебряный бубенец во рту…»

Слайд№21                           (Марина Цветаева. Посвящается Блоку)

10 класс

4) …приказал отдать в солдаты своего дворового только за то, что подал кофе сначала дочери, а не гувернантке, пользовавшейся в данный момент его расположением.

Он же приказал вновь забросать снегом расчищенную дорогу, узнав, что в его имение едет Василий Курагин.

 Слайд№22         (Старый князь Болконский. Л.Н. Толстой «Война и мир»).

11 класс

4) «… всякая власть является насилием над людьми, и… настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой – либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

  Слайд№23          (Иешуа Га- Ноцри. М. Булгаков «Мастер и Маргарита»).

10 класс

5) «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизнь пошлет.

   Слайд№24  (Соня Мармеладова. Ф.М. Достоевский «Преступление инаказание».)

11 класс

5) Узнайте произведение по его началу.

  «Санька соскочила с печи, задам ударила в забухшую дверь. За Санькой быстро слезли Яшка, Гаврилка, Артамошка: вдруг все захотели пить, выскочили в сени вслед за облаком пара и дыма из прокисшей избы».

Слайд№25                                           (А. Толстой «Петр Первый»)

10 класс

6). «Человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями…обнаженная красная рука…ленивый, но мужественный голос, лицо длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум… Его темно – белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

 Слайд№26                       (Евгений Базаров. И.С. Тургенев «Отцы и дети».)

11 класс

6) «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником

 в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой- то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец.

Слайд№27                       (Воланд. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»).

10 класс

7). «Командуя батареей, сдерживал четырьмя никак не прикрытыми пушками натиск армии французов, забыв о страхе и смерти, а среди начальников терялся и робел.

Слайд№28                       (Капитан Тушин. Л.Н. Толстой «Война и мир».)

11 класс

7) Назовите автора, название стихотворения, о каком событии в своей жизни говорит автор?

     «Я пропал, как зверь в загоне.

      Где – то люди, воля, свет,

      А за мною шум погони,

      Мне наружу хода нет (…)

      Что же сделал я за пакость,

      Я убийца и злодей?

      Я весь мир заставил плакать

      Над красой земли моей.

      Но и так, почти у гроба,

      Верю я, придет пора –

      Силу подлости и злобы

      Одолеет дух добра».

Слайд№29                           (Б. Пастернак «Нобелевская премия»)

    Комментарий: 23 октября 1958 г. Б. Пастернаку присуждена Нобелевская премия по литературе «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».

10 класс

8) «Вот, братец ты мой, 50 лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу».

Он же говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите…А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

Слайд№30                               (Кулигин.  А.Н. Островский «Гроза»).

11 класс

8) К какому произведению русской поэтессы ХХ века относится этот эпиграф.

Нет! И не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Слайд№31                                           (А. Ахматова «Реквием»)

 

 

IV. Конкурс скороговорок (карточки со скороговорками).

 

V. Конкурс «Знатоки орфоэпии».

 

 

   Обеим командам раздаются карточки со словами, в которых нужно поставить ударения.

камбала                            мозаичный    

торты                                мускулистый

банты                                заем

столяр                               шарфы

щавель                              сливовый

свекла                               искра

откупорить                       включит

премировать                    квартал

звонит                              средства

обеспечение                     вероисповедание

Правильные ответы: слайды№32,33.

 

 

VI. Конкурс «Знаешь ли ты улицы родного города?»

 

 

    Выигрывает та команда, которая последней назовет улицу нашего города, которая носит фамилию русского или татарского писателя или поэта.

 Слайд№34

Улицы им.

Тургенева И.С.

М. Джалиля

Пушкина А.С.

Г.Тукая

Горькогом М.

Мухаммедьяра

Герцена А.И.

А. Алиша

ЧернышевскогоН.Г.

 

Маяковского В.В.

 

Есенина С.А.

 

Некрасова Н.А.

 

Чехова А.П.

 

Гоголя Н.В.

 

Толстого Л.Н.

 

 

 

VII. Конкурс «Отгадай слово».

 

 

   На экране появляются слова. Один из участников всеми возможными способами объясняет другому, стоящему спиной к экрану, что там изображено ( можно жестикулировать, задавать наводящие вопросы).

              

         10 класс

              

              11 класс

1.   М.В. Ломоносов                            Слайды№35

                Ремарки                                45

2.   Петр Гринев                                                     36

                Эпиграф                               46

3.   А.П.Чехов                                                         37

                 С. Есенин                            47

4.   Эпитет                                                              38

                 Кот Бегемот                        48

5.   Пьеса                                                                39

                 Псевдоним                          49

6.  «Отцы и дети»                                                 40

                «Тихий Дон»                       50

7.   Метафора                                                         41

                 М. Булгаков                        51

8.   Эпилог                                                             42

                 Антитеза                              52

9.Родион Раскольников                                         43

                  Морозка                              53

10. Наташа Ростова                                               44

                  Кульминация                    54

 

 

VIII. Конкурс капитанов. «Дальше. Дальше. Дальше…»

 

 

Вопросы  для капитана команды 10-х классов.

(Вопросы задаются очень быстро. Если участник конкурса затрудняется дать правильный ответ, он должен передать право ответа сопернику, сказав: «Дальше».

1. Назовите автора следующих пьес:

«Свои люди – сочтемся»

«Не в свои сани не садись»

«Бедность не порок»

«Без вины виноватые»

                       (А.Н. Островский)

2. По мотивам какой пьесы А.Н. Островского Э. Рязанов снял фильм «Жестокий романс»?

                       («Бесприданница»)

3. Какую пьесу – сказку создал Островский под впечатлением от природы в имении Щелыково (Костромской губернии), куда драматург приезжал работать в летние месяцы?

                       («Снегурочка»)

4. С именем какого писателя связано имя Полины Виардо?

                       (И.С.Тургенев)

5. Птица, которая называется так же, как город, в котором родился И.С.Тургенев?

                     (Орел)

6. Назовите автора строк:

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

(Ф.И. Тютчев).

7. Кому из увлечений Тютчева посвящены стихотворные строки, ставшие словами известного романса?

Я встретил вас – и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

(Амалия Лерхенфельд, в замужестве баронесса Крюденер).

8. Перу какого русского поэта принадлежат следующие строки?

…Рассказать, что лес проснулся,

  Весь проснулся, веткой каждой,

  Каждой птицей встрепенулся

  И весенней полон жаждой.

(А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом»)

9. Назовите автора следующих произведений:

«Подросток»

«Бедные люди»

«Белые ночи»

«Униженные и оскорбленные»,

«Неточка Незванова»

«Бесы», «Идиот»

«Братья Карамазовы»

(Ф.М. Достоевский)

10. О каком событии в своей жизни Достоевский писал, что «пережил десять ужасных, безмерно страшных минут»?

(Как член кружка Петрашевского Достоевский был приговорен в 1849 году к смертной казни, которую в последний момент заменили ссылкой).

11. Назовите произведение и персонаж, который произнес следующие слова: «Старушонка – вздор!... старушка, пожалуй что и ошибка, не в ней дело! Старуха была только болезнь… я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил! Принцип – то я убил, а переступить – то не переступил, на этой стороне остался.

Преступление и наказание». Р. Раскольников).

12. Назовите отчество главного героя романа «Преступление и наказание».

(Романович)

13. Сколько иностранных языков знал А.С. Грибоедов?

(8 языков: английский, немецкий, французский, итальянский,

латинский, греческий, арабский, персидский.)

14. Назовите фамилию няни А.С. Пушкина

(Арина Родионовна Яковлева).

15. Какое стихотворение А.С. Пушкина, написанное в 1836 году (в августе), фактически стало его духовным завещанием потомкам?

(«Я памятник воздвиг себе нерукотворный».)

16. Среди его предков представители рода Волконских, Голицыных, Трубецких, Чаадаевых, даже Пушкин был с ним в дальнем родстве. О каком писателе идет речь?

(Л.Н. Толстой)

17. Халат, тапочки, диван – основные атрибуты этого персонажа.

(Илья Ильич Обломов).

 

 

Вопросы для капитана команды знатоков 11-х классов.

 

 

1. Лариса Огудалова, Карандышев, Паратов, Вожеватов, Кнуров. Назовите пьесу.

(А.Н. Островский «Бесприданница»).

 

2. Кто, кому и по какому поводу подарил собственный портрет со следующей надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя…»

(В.А. Жуковский – Пушкину А.С. в 1820 г. после того, как прослушал поэму «Руслан и Людмила»).

3.Он, русский посланник, был растерзан вместе с другими сотрудниками русского посольства в Персии рассвирепевшей толпой персов30января1829 г.

(А.С. Грибоедов)

4. Какое знаменательное событие произошло в жизни А.С. Пушкина 18 февраля 1831 года?

( В Москве, в церкви Большого Вознесения на  Никитской, состоялось венчание с Н.Н. Гончаровой).

5. Есть сведения, что как будто бы в середине 30-х годов 19 века Пушкин проезжал через наш город (тогда это был Спасск). Куда и с какой целью он мог ехать?

                                                              (Возможно, собирал материал о восстании Пугачева).

 

6. Назовите литературный псевдоним А.М. Пешкова

(Максим Горький)

7. Княжня Шеина, Женни Рейтер, генерал Аносов, Георгий Желтков.

Назовите произведение и автора.

(А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»)

8. Герой какого рассказа Л. Андреева привел к себе в дом в пасхальную ночь и накормил забытого всеми пьянчужку.

(«Баргамот и Гараська»)

9. Назовите место рождения С. Есенина.

(с. Константиново Рязанской губернии)

10. Зинаида Райх, Софья Толстая.

Назовите имя женщины, которая тоже была женой С. Есенина.

(Айседора Дункан).

11. С именем какого великого ученого-химика  связано имя А. Блока?

(Д. Менделеев).

12. Кто из поэтов ХХ века похоронен на территории Татарстана?

(М. Цветаева).

13. Фамилия Ахматова – это псевдоним. Какие фамилии эта поэтесса носила «в миру»? Одна – фамилия в девичестве, вторая – в замужестве.

(Горенко, Гумилева).

14. Часовая Скрижаль, Единое Государство Зеленая Стена, Благодетель, Формула счастья, Д-503, О-90.

Назовите произведение и автора.

(Е. Замятин. «Мы»)

15. Назовите окончательное название романа, который по первоначальному замыслу должен был носить следующие названия: «Черный маг», «Копыто инженера».

(«Мастер и Маргарита»).

16. Кому из героев романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» принадлежат слова: «Протестую! Достоевский бессмертен!»?

(Кот Бегемот).

17. Перечислите наших соотечественников, которые в разные годы получили Нобелевскую премию в области литературы.

(И.Бунин, М. Шолохов, Б. Пастернак, И.Бродский, А.Солженицын).

 

Подведение итогов. Награждение победителей.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010