Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Разработка урока «Понятие о бессоюзном сложном предложении».

Автор:
Ушакова Татьяна Владимировна

Аннотация:

Урок изучения новой темы разработан Татьяной Владимировной Ушаковой для учащихся 9 класса, работающих по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О. М.Александровой «Русский язык», под редакцией Н.М.Шанского.- М.: Просвещение, 2008. Урок «Понятие о бессоюзном сложном предложении» открывает большую тему «Бессоюзное сложное предложение». Занятие построено на основе использования методики «полётного» повторения (система постоянного попутного повторения изученного), проблемного обучения, игровых технологий, что позволяет эффективно изучить материал, отработать правописные навыки и подготовить учащихся к итоговой аттестации. 

Статья:

Разработка урока

«Понятие о бессоюзном сложном предложении».

9 класс

 

 

Цель урока: научить определять вид БСП и расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

 

Задачи урока:

1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;

2) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла;

3) определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи.

 

Тип урока: комбинированный.

 

1. Орфографическая разминка.

 

 

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) п...крылось, п...сыпался, з...работать

2) снов..., влев..., изредк...

3) туч...ми, ч..рующий, впеч...тление

4) до...дь, корте..., е...жу

 

Какие орфограммы мы вспомнили, выполняя этот тест?

            Правописание гласных в приставках – пОкрылось, пОсыпался, зАработать.

            Правописание гласных в суффиксах наречий – сновА, влевО, изредкА.

            Правописание гласных А, И, У после шипящих - тучАми, чАрующий (чары), впечАтление (печать).

            Правописание проверяемых согласных в корне слова (оглушение и ассимиляция согласных звуков) – доЖдь, кортеЖ, еЗжу.

 

 

2. Объяснение нового материала.

 

 

Составьте ССП, СПП, БСП (по рядам), используя следующие простые предложения:

            Небо снова покрылось тучами.

            Посыпался холодный дождь.

ССП

СПП

БСП

[Небо снова покрылось тучами], и [посыпался холодный дождь].

 

 

[     ], и [     ]. ССП

(1Когда небо снова покрылось тучами), [2посыпался холодный дождь].

 

 

 

 

(Когда...), [     ]. СПП

 

 

 

 

[Небо снова покрылось тучами] - [посыпался холодный дождь].

 

 

[     ] – [     ]. БСП

 

Итак, проанализировав получившиеся предложения, мы видим, что одно и то же содержание можно передать разными синтаксическими конструкциями, которые, несмотря на смысловую близость, отличаются друг от друга. Чем, как вы думаете?

                        В ССП простые, входящие в состав сложного, равноправны; союз И подчёркивает последовательность происходящих событий.

                        В СПП есть главное и придаточное времени, к которому мы задаём смысловой вопрос от главного предложения.

                        В БСП простые связаны друг с другом какой-то невидимой связью.

 

Чтобы понять, какой же невидимой связью соединены простые предложения в составе БСП, давайте посмотрим материал 31 параграфа. (Внимательно читаем отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» на странице 121, отвечаем на вопросы и приходим к выводу, что ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ БСП СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ ПРИ ПОМОЩИ ИНТОНАЦИИ. Проверяем свой вывод, читая правило на странице 122.)

 

Замените союзные предложения БСП, обратите внимание на интонацию.

 

Союзные предложения

БСП

[Воздух чист], и [птицы весело щебечут].

 

[     ], и [     ]. ССП

[Воздух чист], и [птицы весело щебечут].

 

[     ], и [     ]. БСП Интонация ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ.

[Осень припасает], а [зима поедает].

 

[     ], а [     ]. ССП

[Осень припасает] - а [зима поедает].

 

[     ] - а [     ]. БСП Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ.

[Недаром говорится], (что дело мастера боится).

 

[     ], (что...). СПП с придаточным изъяснительным.

[Недаром говорится] : [дело мастера боится].

 

[     ]: что [     ]. БСП  Интонация ПОЯСНЕНИЯ.

 

Итак, в БСП смысловые отношения выражаются в устной речи ИНТОНАЦИЕЙ (ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ, СОПОСТАВЛЕНИЯ, ПОЯСНЕНИЯ), а на письме – ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ. Интонация подсказывает знаки препинания в БСП.

 

 

3. Закрепление изученного материала.

 

 

Выполняем упражнение 185 на странице 122. Читаем, анализируем два текса, сравниваем темп произнесения выделенных предложений, приходим к выводу, что в БСП пауза между частями более длительная, первый отрывок вызывает ощущение тревожности.

 

Запись предложений первого отрывка

«Полётное» повторение

[Рассказ Гарина-Михайловского, насколько я его помню, таков]: а именно [лесной сторож, человек, углублённый в себя, подавленный одинокой жизнью и только чувствующий зверя в человеке, идёт, к ночи, в свою сторожку].

 

[.., вводное предл.,..]: а именно [..,приложение, /прич. об., прич. об. и прич. об./,..., обст. вр.,..]. БСП

 

Насколько3 – наречие.

 I. Обозначает признак действия, отвечает на вопрос в какой мере и степени?

II. Неизменяемое слово, по значению наречие меры и степени.

III. В предложении выполняет роль обстоятельства.

 

У-глубл-ённ-ый2  ← углубить (суффиксальный способ образования).

 

Чувств-у-ющ-ий2 ← чувствую (суффиксальный способ образования).

Объясните правописание НН в суффиксах страдательных причастий. (В суффиксах полных страдательных причастий с приставками УГЛУБЛЁННЫЙ, ПОДАВЛЕННЫЙ пишется -НН-.)

 

Какие ещё причастия есть в этом предложении? (Действительное – ЧУВСТВУЮЩИЙ.)

 

Назовите виды сказуемых, которые вам встретились в этом предложении. (Составное именное – ТАКОВ, простое глагольное – ИДЁТ.)

 

Какой частью речи выражено составное именное сказуемое? (Таков – УКАЗАТЕЛЬНОЕ местоимение.)

 

Какие ещё разряды местоимений встретились в этом предложении? (Я – ЛИЧНОЕ, его – ЛИЧНОЕ, себя – ВОЗВРАТНОЕ, свою – ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ.)

 

Обратите внимание на ударение в словах, выделенных в рамке. Составьте с ними сочетания слов.

Углублённый анализ

фундамент углублён

тема сочинения углублена

содержание реферата углублено

углубишься в тему

углубит котлован

[Обогнал бродягу], и [пошли вместе].

 

[двусост. неполное], и [односост. неопр.-личное]. БСП

Какие виды односоставных предложений вы ещё знаете? Приведите примеры. (Люблю грозу вначале мая. – Опр.-личн. Цыплят по осени считают. – Обобщ.-личн. Светало. – Безл. Зима... – Назывное.)

 

Определите способ образования глаголов. (Приставочный.)

 

А суффикс –Л-? (Это формообразующий суффикс, суффикс глаголов прошедшего времени.)

 

Вычлените из простых предложений, входящих в состав сложного, словосочетания и определите вид подчинительной связи. (Обогнал (кого?) бродягу – управление; пошли (как?) вместе – примыкание.)

 

Какой ещё вид подчинительной связи в словосочетаниях вы знаете? Приведите пример. (Бродяга (какой?) одинокий – согласование.)

Вялая и осторожная беседа людей, /взаимно не верящих друг другу/.

 

сущ., /прич. об./

Объясните раздельное написание НЕ с причастием. (Не верящих (кому?) друг другу. – НЕ пишем раздельно, т. к. у причастия есть зависимое слово.)

 

Чем осложнено это простое предложение? (Двумя однородными определениями, связанными союзом И, выраженными прилагательными; обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)

 

Выпишите словосочетания со связью согласование. (Вялая беседа; осторожная беседа; людей не верящих...)

[Собирается (гл.) гроза (сущ.)],и [в (пр.) природе (сущ.)  чувствуется (гл.) напряжение (сущ.)]... (Повест., невоскл., сложное, [     ], и [     ]. БСП; 1 простое двусост., нераспр.; 2 простое двусост., распр.)

 

 

Объясните правописание корня в слове СОБИРАЕТСЯ. (Чередование гласных в корне: -бИр-А-//-бЕр-.)

 

Какая орфограмма объединяет глаголы СОБИРАЕТСЯ, ЧУВСТВУЕТСЯ? (Правописание –ТСЯ- .)

 

Обратите внимание на теоретический материал на странице 125.

 

Что необходимо для верного понимания смысловых отношений между простыми в составе БСП? (КОНТЕКСТ.)

 

Подберите однокоренные слова к слову КОНТЕКСТ, покажите способ их образования.

                        контекст-н-ый            вне-контекстный

                        контекст-ов-ый

                        контекст-у-альн-ый

Так каким способом образованы эти прилагательные? (Суффиксальным и приставочным.)

 

 

4. Игра «Аукцион».

 

 

Зная особенности интонации БСП с разными значениями, произнесите как можно больше вариантов БСП и запишите только схемы, верно расставляя знаки препинания, предложения из упражнения 189. (Ученик произносит предложение, класс составляет схему.)

 

БСП

Схемы в тетрадях

[Мальчик вздрогнул], и [удочка вырвалась из рук].

[     ], и [     ]. БСП Интонация ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ.

[Мальчик вздрогнул]: потому что [удочка вырвалась из рук].

[     ]: потому что [     ]. БСП  Интонация ПОЯСНЕНИЯ.

[Стало прохладно]: потому что [наступил вечер].

[     ]: потому что [     ]. БСП  Интонация ПОЯСНЕНИЯ.

[Когда Наступил вечер] - [стало прохладно].

[Когда Время] - [     ]. БСП  Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ.

[ Наступил вечер] – поэтому [стало прохладно].

[   ] - поэтому [следствие]. БСП  Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ.

[Подул ветер], и [штора заколыхалась].

[     ], и [     ]. БСП Интонация ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ.

[Когда Подул ветер] - [штора заколыхалась].

[Когда Время] - [     ]. БСП  Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ.

[ Подул ветер] - поэтому [штора заколыхалась].

[   ] - поэтому [следствие]. БСП  Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ.

[Штора заколыхалась]: потому что [подул ветер]

[     ]: потому что [     ]. БСП  Интонация ПОЯСНЕНИЯ.

[Мать перестала петь], и [ребёнок уснул].

[     ], и [     ]. БСП Интонация ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ.

[Мать перестала петь]: потому что [ребёнок уснул].

[     ]: потому что [     ]. БСП  Интонация ПОЯСНЕНИЯ.

[Ребёнок уснул] - поэтому [мать перестала петь].

[   ] - поэтому [следствие]. БСП  Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ.

 

 

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

 

 

Прочитайте отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» (упр. 192, стр. 128). Выпишите БСП, укажите грамматические основы, обозначьте границы простых в составе сложных, начертите схемы БСП.

 

Список литературы.

 

 

  1. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О. М.Александрова; научный редактор Н.М.Шанский.- М.: Просвещение, 2008.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010