Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Формирование орфографической грамотности

Автор:
Сивцева Нарьяна Семеновна

Аннотация:

 

Формирование орфографической грамотности

Автор: Сивцева Нарьяна Семеновна.

            В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку  школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на уроках русского языка, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплины.  

  Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Всем известна ситуация, когда дети наизусть заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах обнаруживается огромное количество именно орфографических ошибок, соответственно оценки за письменные работы значительно ниже, чем за устные ответы, тесты и индивидуальные задания.

Поэтому на своих уроках я большое внимание уделяю именно орфографической грамотности. На уроке по теме «Буквы А и О в корне ЛАГ и ЛОЖ» мы должны научиться правильно писать эти буквы и правильно использовать данную орфограмму. Урок проходит в виде путешествия по стране русского языка. На этом уроке  использованы различные задания: работу с учебником, самостоятельную работу, работу по перфокартам, работу в парах. Уроки повторения и систематизации знаний учащихся по теме «Имя существительное» и «Имя числительное» провожу в игровой форме, с целью проверки и анализа усвоенных знаний. Каждый урок представлен в виде презентации, что позволяет учащимся лучше усвоить и закрепить данный материал.

 

Сивцева Нарьяна Семеновна

Статья:

 

Урок повторения и систематизации знаний учащихся в 5 классе

 по теме "Имя существительное"

"Орфографическая зоркость"

 

 

Цель: закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное".

Задачи:

1)    проверить усвоение теоретических и практических навыков по теме;

 

2)    дать возможность каждому ученику в ходе индивидуальной, коллективной и парной работы проявить свои знания, сообразительность через ИКТ.

 

3)    привитие интереса к изучению русского языка с помощью игровой ситуации.

Оборудование: видеопроектор, экран, презентация к уроку, корзинка с грибами и карточками с индивидуальными заданиями.

Ход урока:

 

1 этап. Организационный этап:

Что такое орфографическая зоркость?

            Зорким бывает еще и ум. Для того, чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах.

            Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. В чем-то эти люди похожи... на грибников.

            Давайте вспомним, как собирают грибы. "Грибная удачливость" у всех разная. Одни возвращаются из леса с корзинками, донышки которых едва покрыты грибами, у других корзины полны с верхом и оттягивают руки.

            Это "грибная удачливость" зависит от ого, как люди собирают грибы. Одни ходят по лесу и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. На их пути немалое количество грибов останется незамеченным. Другие старательно обшаривают каждый квадратный метр земли. они тоже соберут не много грибов, так как потратят напрасно немалую часть времени. А третьи? Третьи знают, где любят расти грибы. И они находят их легко и быстро. "Грибное счастье" им улыбается.

            Сегодня на уроке мы должны выявить орфографически зоркого ученика. Для этого нам поможет тема нашего урока "Орфографическая зоркость". Мы с вами отправляемся в лес за грибами. У каждого из вас есть корзинка с заданиями. За каждый правильный ответ я буду выдавать съедобный гриб, за неправильный - мухомор.

2 этап. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

            Посмотрите на доску (слайд № 2) опрос по этим вопросам.

Итак, ребята сформулируйте мне, опираясь на ответы вот этих вопросов, что мы сегодня должны повторить (слайд № 3)

3 этап. Этап закрепления изученного. Ответьте на вопросы

 - Сколько падежей существует в русском языке?

 - На какие вопросы они отвечают?

(слайд № 4)

Падежи имен существительных.

            В русском  языке шесть падежей, каждый из которых имеет свое значение и отвечает на определенные вопросы.

1.     Именительный                                                      Кто? Что?

 

2.     Родительный                                                          Кого? Чего?

 

3.     Дательный                                                              Кому? Чему?

 

4.     Винительный                                                         Кого? Что?

 

5.     Творительный                                                       Кем? Чем?

 

6.     Предложный                                                          О ком? О чем?

(слайд № 5)

4 этап. Этап применения изученного.

            Посмотрите на доску (слад № 6). Вызываю к доске одного ученика, с остальной частью класса провожу опрос. Затем проверка работы ученика у доски.

Определите по падежным вопросам падежи имен существительных:

Кто?

О чем?

Кем?

Чему?

Чего?

О ком?

Кому?

Чем?

5 этап. Этап закрепления изученного (слайд № 7)

           Задание 1. Падежные окончания имен существительных

Обратите внимание, что падеж имени существительного нельзя определять только по окончанию слова. Почему?

В таблице вы видите, как выглядит слово РЕКА в разных падежах в единственном числе.

падежи

 

вопросы

примеры

Именительный

 

Кто? Что?

Река

Родительный

 

Кого? Чего?

Реки

Дательный

 

Кому? Чему?

Реке

Винительный

 

Кого? Что?

Реку

Творительный

 

Кем? Чем?

Рекой

Предложный

 

О ком? О чем?

О реке

 

6 этап. Применение изученного материала.

            Достаньте из корзинки задание № 1.

Задание № 1. Из слов каждой строчки составьте предложения, ставя существительные в нужном падеже, употребляйте, где надо, предлоги.

1)    Зима, конец, вот, пришел, и.

 

2)    Все, как-то, сразу, изменилось.

 

3)    Тучи, ветер, низкие, пригнал.

 

4)    Они, все, укрыли, небо.

Проверка.

7 этап. Этап закрепления изученного.

Что называется склонением?

Сравните окончания слов земля, окно, ночь в разных склонениях.

падежи

1 склонение

2 склонение

3 склонение

 

Именительный

 

земля

окно

ночь

Родительный

 

земли

окна

ночи

Дательный

 

земле

окну

ночи

Винительный

 

землю

окно

ночи

Творительный

 

земле

окном

ночью

Предложный

 

о земле

об окне

о ночи

 

(слайд № 8)

Вопросы:

·       какие существительные относятся к 1,2,3 склонению?

·       что мы можем сказать о существительных 3 склонения?

8 этап. Этап обобщения и систематизации  (слайд № 9)

Задание 1. Запись под диктовку в 3 столбика: поляна, гриб, ночь, река, лес, мышь, вода, лето, осень.

(взаимопроверка по слайду).

1 склонение                          2 склонение                          3 склонение

поляна                                  гриб                                       ночь

река                                       лес                                         осень

вода                                       лето                                       мышь

Задание 2. Достаньте из корзинки задание № 2 (таблица).

Раздаю карточки с окончаниями Е и И.

            Я вам буду называть слова, а вы мне поднимаете карточку с верным окончанием. Слова: в шалаше, о лесе, о грузде, об опенке, о мухоморе, на речке, нет удачи, о плесени.

(слайд № 10).

9 этап. Этап подведения итогов.

·       Что мы сегодня повторили?

 

·       Что такое имя существительное?

 

·       Сколько склонений у имени существительного?

 

·       Как изменяются имена существительные?

10 этап. Рефлексия.

Рефлексия учащимися своей деятельности, осуществленной в процессе учебного занятия:

Проверьте в своих корзинках количество съедобных и несъедобных грибов.

Встаньте те, кто собрал 3 съедобных гриба (оценка "отлично").

Встаньте те, кто собрал 2 съедобных гриба (оценка "хорошо").

Оценку "3" и "2" никто не получил.

Рефлексия учащимися деятельности учителя.

            В вашей корзинке лежит конверт, в нем два лица: веселое и грустное. Подарите мне то - лицо, с каким настроением вы уходите с урока. Спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок изучение новой темы

Русский язык

5 класс

Тема: Буквы  а и о  в корне – лаг - и – лож-

  Цели урока:

v    научиться правильно писать  буквы  О – А в корне – лаг - и - лож-

v    научиться правильно использовать данную орфограмму

Ход урока

1.     Организационный момент. Запись числа, темы урока в тетради.

Слайд 1.

2.     Вступительное слово учителя. Слайд 2.

    -Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по стране Русского Языка. Эта страна имеет много городов, в некоторых из них вы побываете. Чтобы переехать из одного города в другой, вам нужно выполнить задание. Итак, начнем путешествие.

Путешествие в страну Русского Языка.

     -Чтобы попасть в страну Русского Языка, нужно справиться с препятствием: отгадать загадки. Слайд 3.

·       Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят.

·       Земля белая, а птицы на ней черные.

·       Каждая водица только для грамоты годится.

·       Буквы – значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит

И называется …..

- Итак, вы успешно преодолели препятствие, и теперь время     отправиться в страну Русского Языка.

Перед нами Орфографический Замок. Слайд 4.

На доске записаны слова: излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать, предложить.

- Распределите их в два столбика.

- Почему вы распределили слова таким образом? Выделите корни. В этих словах происходит чередование гласных. Каких? Как вы думаете, ребята, что мы сегодня на уроке должны узнать. Слайд 5.

- Чтобы правильно использовать данную орфограмму, что мы должны выучить или знать? Слайд 6.

- Давайте прочитаем правило на стр.177 нашего учебника.

Задание: записать слова в строчку через запятую, найти среди них слова с данной орфограммой и выделить ее.

Положение, разбег, сделать, прилагательное, изложение, раздвинуть, полагать, упражнение, грустный, приложить.

- Лихо мы обошли Замок Орфографии. Но скажите, также вы сможете пройти Архипелаг Закрепления.

Архипелаг Закрепления. Слайд №7

Задание 1. От данных глаголов с помощью суффикса - ени образовать существительные. (Задание выполняется устно)

   изл-гать

              пол-гать

              предл-гать

             предпол-гать

              возл-гать

             сл-гать

             распол-гать

           прил-гать

Задание 2. Слайд 8.

Работа с перфокартами. Вставить буквы  А  или  О.

Прилагательное, положение, предлагать, расположение, сложение, приложение, полагать, предположить, изложение, налагать, обложить, наложить, излагать.

Слайд 9. Ответы на выполнение задания с перфокартами

                            а          о            а          о          о

                          о          а            о          о          а

                          о          о            а

Задание 3. Работа с карточками. Слайд 10.

- Я называю словосочетание, а вы показываете гласную, которая пишется в корне с чередованием.

Предлагать ничью, положительный герой, располагающая улыбка, изменить положение, закончить изложение, уменьшить слагаемое, высказать предположение, просклонять прилагательное, произвести сложение.

Задание 4. Работа с учебником. Слайд 11.

3.     Подведение итогов. Слайд 12.

- Ребята, мы успешно преодолели Архипелаг Закрепления. Давайте вернемся к правилу на стр.177 нашего учебника.

Оценки за урок.

4.     Рефлексия. Нужно выбрать по цвету прямоугольник.

      Я понял – красный цвет.

      Я пойму, если выучу правило – синий цвет.

      Я не понял – белый цвет.

 

 

 

 

 

 

Урок обобщения знаний

Русский язык, 6 класс

Тема «Имя числительное»

 

        Цели урока:

                    - закрепить понятие о числительном как часть речи;

                    - повторить правописание мягкого знака в числительных;

                    - повторить виды числительных;

                    - развить навыки употребления числительных в устной речи.

Ход урока

1.     Организационный момент. Запись числа, темы урока в тетради. Сообщение цели урока. Слайд 2.

 2. Вступительное слово учителя. Слайд 3.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по « Грамматическому кольцу», где все задания будут связаны с именем числительным. Так как вы учитесь в 6 классе, поэтому вам предстоит преодолеть 6 станций, каждая из которых содержит свои задания (теоретическая, синтаксическая, морфологическая, морфемная, экзаменационная, орфоэпическая).

- Итак, начнем путешествие.

Первая станция « Теоретическая». Слайд 4.

- Я вам задам несколько вопросов, вы должны ответить на них, поднимая руку.

- Что такое имя числительное?

- Чем отличается имя числительное от других частей речи?

- На какие две группы делятся числительные по значению?

- Назовите  разряды  количественных числительных.

- Чем отличаются  простые числительные от составных?

- Когда пишется мягкий знак в середине числительных, а когда в конце?

- Какие числительные имеют только две падежные формы?                  

 Станция « Синтаксическая». Слайд 5.

Записать предложения у доски под диктовку учителя.

Выполнить задание: подчеркнуть числительные как члены предложения.

         Разделите шесть на три.

         Мы живем на втором этаже.

         Два брата отдыхали в деревне.

         Занятия спортивной секции начинается в три часа.

Станция « Морфологическая». Слайд 6.

-Я вам предлагаю буквенный диктант, называю слова, а вы должны определить, какая это часть речи: существительное, прилагательное, числительное, глагол, записывая начальную букву в строчку через запятую.

« Пятерка» за ответ, пять товарищей, трехколесный велосипед, утроить усилия, второй по списку, шесть деревьев, пятилетний сын, новенький пятак, стал шестиклассником, пять секунд, семиэтажный дом.

                          Взаимопроверка ответов. Слайд 7.

Станция «Морфемная». Слайд 8.

- Здесь мы проверим, знаете ли вы строение числительных: если простое – поднимаем правую руку, составное – левую руку, сложное – обе руки.

  2, 25, 200, 221, двухтысячный, двухсотый, 10, 173, третий, 40, 100, 57.

Станция «Экзаменационная». Слайд 9.

Задание 1.

- Я предлагаю ответить устно на несколько вопросов. Дать время подумать, проговорить про себя.

          а) В каком году вы родились?

          б) Сколько лет вы проучились в нашей школе?

          в) Сколько лет вашим маме, папе?

          г) Сколько детей в вашей семье?

Проверка выборочно.

Задание 2.Слайд 10.

- Числа 15, 40, 581 записать в форме родительного и предложного падежа. Образовать сначала количественные числительные, а затем порядковые.

Задание 3. Слайд 11.

Выполнить тест. Ответы на слайде 12.

Станция «Орфоэпическая». Слайд 13.

Предлагается игра «Я диктор».

- Диктор, выступающий перед публикой, должен говорить всегда правильно даже совсем незнакомый текст. Ваша задача – прочитать его правильно.

Новости

- Первый международный телефонный разговор состоялся 31 декабря 1898 года.

- Он взял эту высоту – планка была поднята на 198 сантиметров.

- Наибольшая глубина Балтийского моря – около 459 метров, а Азовского – не более 14 метров.

- В Мировом океане обитает свыше 1800 видов рыб.

- Длина этого участка около 840 метров.

- В семействе колибри – 123 рода, 319 видов, 656 разновидностей.

- Число взмахов  птички  колибри  колеблется от 30 до 100 в секунду.

- В походе было более 300 школьников.

- Брат вернулся около 12 часов.

- Юннаты вырастили сад с 30 яблонями, 25 грушами, 55 вишнями.

- Летчик – космонавт беседовал с 45 учениками нашей школы.

Станция «Творческая». Слайд 14.

- Придумать рассказ, употребив в нем имена числительные.

3. Подведение итогов. Слайд 15.

- Что такое имя числительное?

Оценки за урок.

4. Рефлексия. Нужно выбрать по цвету прямоугольник. Слайд 16.

Я это знал – красный прямоугольник.

Я теперь знаю – синий прямоугольник.

Я это узнал сегодня на уроке – белый прямоугольник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010