Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Диалог с элементами модульного обучения на уроках русского языка » - 3 класс

Автор:
Крылова Раиса Николаевна

Аннотация:

 

 

Аннотация

работы Крыловой Раисы Николаевны, учителя начальных классов

МКОУ Заливская СОШ Октябрьского района Волгоградской области

 по теме

«Диалог с элементами модульного обучения на уроках  русского  языка »  - 3 класс

 

          Данный урок создает условия, при которых учащиеся могут открыть новый способ образования слов – сложение корней и введения понятия

«сложные слова».  Важным условием формирования диалога с элементами модульного обучения  являются такие виды, как:

- умение учащихся работать  коллективно и индивидуально;

- коммуникативные умения учащихся (включение в беседу, умения слушать и слышать друг друга,  сопоставлять  свою точку зрения с другой,  умение формулировать и  задавать вопрос, делать выводы, применять на практике полученные знания);

-  организационные  умения (ставить цель, работать по намеченному  плану ,  подводить  итог, давать самооценку);

преобладание проблемно – поискового метода обучения;

проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;

 целенаправленное развитие самостоятельности учащихся.

На  уроках с элементами  модульного обучения раскрыты способы и примеры ключевых компетенций.

 

 

 

Статья:

 

 

 

 

 Тема:  Диалог с элементами модульного обучения на уроках русского языка.

Цель: создать условия, при которых учащиеся могут открыть новый способ образования слов – сложение корней  и введения понятия “сложные слова”;

Задачи:

Познакомить с новым понятием «сложные слова».

С помощью проблемного диалога определять сложные слова.

Формировать умения образовывать сложные слова

Формировать учебно-информационные умения учащихся, умение выражать «открытое знание» в виде творческого продукта (схемы).

Развивать речь учащихся.

Формировать  умения  учащихся работать коллективно и индивидуально.

Формировать  коммуникативные  умения учащихся (включение  в  беседу, умение  слушать и слышать  друг друга, сопоставлять  свою  точку  зрения  с  другой, умение  формулировать и задавать  вопрос, делать выводы, применять на практике полученные знания).

Формировать организационные умения (ставить цель, работать по намеченному плану, подводить итог, давать самооценку).

Результат (продукт)

1.Усвоение всеми  учащимися понятия «сложные слова», способа образования сложных слов, употребление соединительных гласных – о -, - е - .

 

2. Совершенствование  умений  учащихся  работать  в   группах.

 

3. Совершенствование коммуникативных и организационных  умений школьников.

 

ВНУТРЕННИЕ  СРЕДСТВА:  

1. Знания  учителем  возрастной  психологии  и  физиологии  учащихся.

 

2. Знания  учителем  содержания  обучения   по  теме.

 

 

 ВНЕШНИЕ  СРЕДСТВА:  

1. Учебник  В. П. Канакина,  В. Г. Горецкий «РУССКИЙ ЯЗЫК», 3 кл., часть I.

 

2. Карточки  и  слова  для  обсуждения (на  доске), шаблоны «модулей», мультимедийное оборудование.

 

Используемые технологии: проблемно - диалогическая, элементы модульной технологии

 

 

ХОД  мастер - класса

I. Организация класса.

  

II. Эмоциональный настрой на урок.

- Наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав вам старинную притчу:

…Однажды султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного дворцового визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие разглядывали замок, а третьи – начали неуверенно толкать дверь, показывая, что не могут её открыть. Тогда один из стражей дворца подошёл к двери, внимательно осмотрев её, резко навалился плечом и толкнул. И – о чудо! Дверь поддалась и раскрылась! Тогда султан сказал дворцовому стражу: «Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что слышишь и видишь, но и веришь в свои силы!».

Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны и активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании русского языка, чем на подсказку учителя или помощь товарища.

а) Введение.

 

- Положите перед собой  1 модуль урока.

- Прочитайте вслух цель его

- Прочитайте про себя рекомендации по выполнению работы.

- Выполняйте…

Модуль 1

Номер задания

Учебный материал с указанием содержания задания

Методические указания

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: узнать, хорошо ли мы владеем пройденным материалом

 

Минутка чистописания

 

а)

Установите, какая буква пропущена.

    

А, Б, В         Ж, З, И             П, Р, . .

 

Закончи фразу:

 

Буква__ в русском языке обозначает ___ звука

_____________

 

б)

 

Образуй словосочетание, подобрав подходящее по смыслу слово к данному. Воспользуйся словами из справки.

 

Состав_______, состав_______, состав_____.

 

Группа, слово, поезд, кошка

 

Запиши полученные словосочетания в тетрадь.

 

в)

Подведи итог с учителем по первому модулю.

 

 

 

 

 

Работай в паре

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцени себя: всё верно – 1 балл

 

 

 

 

Работай в паре

 

 

 

 

 

Оцени себя: всё верно – 2 балла

 

 

 

 

Работай с классом

 

- Проверяем (по «Модулю»).

- Какая буква была пропущена? Почему?

(«Эс», т.к. буквы идут в алфавитном порядке).

-Прочитайте, какая фраза у вас получилась.

- Оцените себя: всё верно – 1 балл  в карту успеха

б) Минутка чистописания.

- Прочитайте следующую рекомендацию к работе (про себя).

- Выполняйте. Обратите внимание, время работы ограничено.

- Проверяем, какие словосочетания вы смогли образовать?

(состав поезда; состав группы; состав слова)

- Какое из этих словосочетаний имеет отношение к уроку русского языка?

- Почему? (состав слова изучается на уроке русского языка, это языковое понятие)

- Итак, мы продолжаем с вами работать над темой: «Состав слова» и пополняем знания в этой области  новой учебной информацией.

- Что мы понимаем под составом слова? (части, из которых состоит слово)

Какие вопросы вы можете задать по этой теме?

- Какие части слова вы знаете? Назовите.

- Сформулируйте определение о той части слова, которая служит для образования новых слов (приставка и суффикс).

в) Итог. Оцените себя. 2 балла за правильно выполненное задание. Достиг ли ты цели модуля?

- Вы достаточно хорошо владеете изученным материалом. Значит, я думаю, вам легко будет сегодня работать на уроке.

2. Модуль 2 (словарно – орфографическая работа).

- Прочитайте вслух цель и значимость первого учебного элемента.

- Прочитайте про себя рекомендации к работе.

- Выполняйте. Помните, время у вас ограничено.

Модуль 2

Номер задания

Учебный материал с указанием содержания задания

Методические указания

 

 

 

 

 

     

7 мин

 

 

 

 

 

Цель: найти «помощника – проводника» для изучения новой темы

а)

Запиши слова в тетрадь, вставь пропущенные буквы. Графически выдели орфограмму

 

С .рока, с .л .вей, в. р .бей, в. рона, с. ница, мухо ловка.

 

Проверьте  по слайду

 

Какое слово является «помощником –проводником?» Почему?

б)

Подведи итог с учителем по второму модулю

 

 

 

Работай индивидуально

 

 

 

 

 

 

Оцени себя: всё верно – 2 балла

Работай с классом

 

- Определим грамматическое значение слова. Это сущ.  Одуш или неодуш.  В каком числе употреблено. Какого рода. Придумайте предложение с этим словом (поможет картинка).

Оцени свою работу (по алгоритму).

Итог. У многих из вас хорошо развита орфографическая зоркость, вы быстро выделили орфограммы и нашли слово, которое, будет «проводником – помощником» в новую тему, поэтому ставим следующую цель.

Модуль 3

Номер задания

Учебный материал с указанием содержания задания

Методические указания

 

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

 

 

 

Цель: открыть новый способ образования слов

а) Выпишите слово мухоловка с новой строки, выдели корень.

 

б)  Проведи диалог с учителем

 

в) Игра «Строитель»

 

Запиши слова в тетрадь. Выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

 

Землекоп, сталевар, мореплаватель.

 

Обсудите в группе,  как образовались слова. В чём их отличие от предыдущего слова

 

д) Подведи итог с учителем по третьему модулю.

 

 

Работай в группе

 

 

 

 

Работай в группе

 

 

 

 

 

 

Оцени себя: всё верно – 2 балла

 

 

 

Открытие нового материала

Выделите корень у полученного слова. Вы все согласны?

Сколько мнений в классе. Какой возникает вопрос. Кто прав? (Сколько корней в слове?)

Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Почему птичка так называется? (ловит мух)

Запишем

Ловит (ловлю, ловля)           мух (мушка)

Подберите однокоренные слова к слову ловит  и мух.

Выделите в словах корень…

Есть ли корни  мух и лов в слове мухоловка?

Так сколько корней в слове мухоловка?(2)

Такие слова называются сложными.

Сформулируйте определение (Сложные слова - это слова с 2 корнями)

Где мы можем проверить свои знания? (в учебнике)

Прочитайте правило, что вы можете сказать?

Так сформулируйте тему урока? (Сложные слова)

Запишем её

А теперь попробуйте составить  схему сложного  слова (на доске).

Подчеркните соединительную гласную о

Подведём итог. Какие слова есть в русском языке? В русском языке есть сложные слова.

- Одно мы с вами определили, а как можно назвать все сущ в орфографической работе? (птицы)

- Как называется профессия человека, изучающего птиц? (орнитолог – доп. сведения)

- Чтобы узнать профессии, названия которых -  сложные слова, выполним следующее предписание.

 Модуль 3 в)

- Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе.

 

- Выполняйте… Время ограничено. Работаем в группе.

 

- Проверяем (по доске ).

 

- Подведём итог работы.

 

- Как образовались эти слова? (путем сложения корней,  с соединительной гласной е)

 

- Сформулируйте вывод.

 

(В сложных словах основы могут соединяться с помощью соединительных гласных  о или е).

 

- Верно! Оцени себя в карте успеха и скажи, достиг ли ты цели модуля?

 

*Итог: при выполнении этого задания, я увидела, что вы испытывали некоторые затруднения, но это не страшно. Так как на следующих уроках мы продолжим наблюдать за образованием сложных слов.

 

Минутка отдыха Смена деятельности.  Узнаем, какую профессию придумал мальчик и изобразим её. (Лужелаз ) каким способом образовалось это слово?

Закрепление изученного

- Прочитайте вслух цель четвёртого  модуля.

- Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе. Выполняйте.

Карты самопроверки.

 

1 балл – красная

 

2 балла – жёлтая

 

3 балла - зелёная

 

Модуль 4

Номер задания

Учебный материал с указанием содержания задания

Методические указания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: выявить уровень усвоения нового материала

 

Выбери задание, соответствующее твоему уровню. Выполни его. Проверь выполнение по карте самопроверки.

1 балл

Образуй и запиши сложные слова, обозначающие названия профессий в тетрадь. Выдели корень и подчеркни соединительную гласную.

 

Вода возить -_________

Лес рубить - _____________

Мёд варить- ____________

 

2 балла

Замени каждую фразу одним словом. Запиши полученные слова в тетрадь. Выдели корень и подчеркни соединительную гласную.

 

Человек, разводящий пчёл- ________

Человек, разводящий цветы -_________

Человек, который пашет землю-________

 

3 балла

Прочитай стихотворение. Найди сложное слово, которое существует  в русском языке. Выпиши его. Выдели соединительную гласную. Подбери и запиши сложное слово с одним из корней выписанного слова.

Показал садовод

Вот такой огород:

Там на грядках,

Засеянных густо

Огурцы росли,

Редисвёкла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел

И моркофель дозрел.

Осыпается густо спаржовник.

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Не видал ни один огородник

 

Подведи итог работы с учителем по уроку

 

 

 

 

 

Работай индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцени себя

 

Какие профессии у вас получились?

Каким способом образовались все эти слова?

Оцените себя по алгоритму оценивания вслух.

 

- Напишите на листочках, какую бы вы себе выбрали профессию в будущем. Положите их в конверт. В 11 классе вы их достанете и посмотрите, совпадут ли ваши желания и мечты.

- Какую бы вы профессию не выбрали, самое главное, чтобы вы приносили пользу своей семье и другим людям, а для этого надо быть … человеком Каким вы узнаете, расшифровав ребус (трудолюбивый)

Какой вопрос вы зададите к этому слову, исходя из нашей темы?

Итог урока

- С каким новым способом образования слов мы сегодня познакомились?

 

(сложение корней)

 

- Как называются слова, образованные таким способом в русском языке?

 

- Как соединяются корни  в сложных словах?

 

( с помощью соединительных гласных о или е ).

 

- Где мы можем применить эти знания?

 

(в правильном образовании и написании таких слов)

 

 Рефлексия

- Оцените работу на уроке, исходя из количества набранных баллов.

Поднимите руку, у кого 5 или 4. Молодцы.

- Спасибо за работу на уроке. Мне кажется, что вы  выполнили мое пожелание: были внимательны и активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании русского языка.

Дом задание., составить правило в стихах о сложных словах.

 

Орнитолог - это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в условиях живой природы, мегаполиса и в неволе. Он  занимается научно-исследовательской работой.

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010