Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Путешествие в город Существительное

Автор:
Бабенкова Любовь Алексеевна

Аннотация:

Урок проводился с целью систематизации знаний и умений, поэтому в его структуре присутствуют компоненты дифференциации в ходе самостоятельной работы.

Структура урока отвечает следующей схеме:

1.Определение уровня знаний учащихся по изучаемой теме, формулировка задач занятия, определение вопросов для работы.

2.Систематизация материала в ходе групповой работы  и самостоятельная работа с дидактическим материалом

3.Формулировка выводов.

4.Контроль усвоенных знаний с помощью тестов.

5.Подведение итогов.

При подготовке и проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся: групповая; работа в малых группах; индивидуальная работа; самостоятельная работа.

Тестовые задания были сформулированы по типу заданий ЕГЭ.

Практическая значимость работы состоит в формировании у учащихся основных навыков изучения предмета и прохождения итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Статья:

Тема: Путешествие в город Существительное (Повторение по теме «Имя существительное») (слайд1 с музыкальной заставкой Приложение 2)

 

Цель: Систематизировать изученное по теме.

            Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, внимание, память, навыки работы с тестами.

            Воспитывать культуру учебного труда.

 

Тип урока: систематизация и обобщение материала.

 

Форма проведения урока: Практикум.

 

Оборудование:  1. Мультимедиа.

                                2.Учебник русского языка 5кл. под ред. Т.А. Ладыженской

 

Структура урока:

1.      Вводная часть.

2.      Систематизация материала по блокам. Каждому блоку предшествовала актуализация изученного по разделу на теоретическом уровне, а потом уже выполнялись практические задания.

3.      Практическая работа

4.      Контроль знаний с помощью тестирования

5.      Обобщение по теме

6.      Сообщение домашнего задания.

 

 

Ход урока:

1.Слово учителя.

Сегодняшний наш урок – это еще одно путешествие, путешествие в сказочную страну «Морфология». На карте этой большой страны много разных городов: больших и маленьких, с колоколенками, трамвайчиками, с огромными площадями и узенькими улочками и переулками. Всё обойти трудно. Поэтому сегодня мы побываем лишь в одном городе под названием Существительное.

Запись даты, темы урока. (слайд2)

Итак, собираемся в дорогу.

-          Кого и что мы возьмем в дорогу? (одноклассников и гостей, знания)

Действительно, чтобы не заблудиться в незнакомом городе, нужно о нем побольше разузнать.

 

2.Актуализация изученного через блиц-опрос.

-          На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?)

-          На что указывает вопрос кто? что? (одушевленные - неодушевленные)

-          Какие постоянные признаки существительных вы знаете? (собственные – нарицательные, одушевленные – неодушевленные, род, склонение)

-          Как изменяются существительные? (число, падеж)

-          На какие группы можно разделить существительные по значению? (живые существа, вещества, предметы и т.п.) (слайд 3)

Итак, мы приготовились к путешествию, а теперь возьмем в дорогу необходимые предметы.

 

3.Тренировочные упражнения.

Распределительное письмо    (слайд 4)

1 ряд - предметы

2 ряд – явления природы

3 ряд - настроение

Итак, проверим, что мы собрали с собой в дорогу.

-          С каким чувством мы будем преодолевать препятствия? Назовите их, используя имена существительные (радость, надежда, удовольствие, бодрость и т.п.)

-          Какие явления природы нас подстерегают на пути? (снег, вьюга, буран, изморозь, заносы и т.п.)

Ну вот. Теперь мы и морально готовы к трудному путешествию. Итак, отправляемся в путь. У вас на столах есть маршрутные листы – наши правила. Они пригодятся в нашем путешествии.

Музыкальная заставка «Вместе весело шагать по просторам…»(Приложение 3)

Станция 1. Лексическая. (Ы – И после Ц)         (слайд 5)

 Рассмотрим карту Ы-И после Ц  (слайд 6, рисунок 1) и выполним задание. По лексическому значению узнать слова и записать их в тетрадь (слайд 7)

1.Крупномасштабшый атмосферный вихрь с осадками
2.Здание с ареной в центре и амфитеатром для зрителей

3.Знак, обозначающий число
4.Род плодовых деревьев, к которым относятся апельсины
5.Дословная выдержка из какого-нибудь текста
6.Инструмент для вычерчивания окружности
7.Начальные буквы имени, отчества, фамилии
8.Торжественная церемония возложения короны на монарха, вступившего на престол
9.Двух- или трехколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания, может иметь прицепную коляску

10. Основной закон государства

Самопроверка по ключу – слайд 8

1. циклон
2. цирк
3. цифра
4. цитрус
5. цитата
6. циркуль

7. инициалы
8. коронация
9. мотоцикл

10.конституция

Слайд 9.      Станция Орфографическая. (Словарный диктант на правописание О – Е после шипящих с проверкой. 1 ученик у доски)

Желудь, крышей, шорох, шепот, дачей, рощей, шелк, мячом, зашел, щетка, решетка, улицей, шофер, черный, шоколад, удачей, ключом, колодцев, дворцов.

 

Мы хорошо потрудились. Подошло время сделать привал. (слайд 10)

            Физминутка под музыку (Приложение 4)

Что ж, отдохнули, пора продолжать путь. Вот уже и город виднеется.

Слайд 11. Станция На подступах к городу. (Осложненное списывание – дифференцированная работа)

            А теперь пришло время осмотреть окрестности, ведь мы уже на подступах к городу. Разделимся на группы и выполним задания.

Упр.561, с.223 или работа со слайда 12 (вставить вместо картинок существительные в нужной форме) (Рисунок 2)

            Самостоятельная работа.

Как вы справились с поставленной задачей, посмотрят жители города.

Но прежде чем нам вынесут ключи от города, нужно решить последнюю задачу.

Слайды 13-17                Тесты с проверкой по ключу

1.На какие вопросы отвечает существительное?

А) Что делать? Что сделать?

Б) Какой? Чей?

В) Кто? Что?

2. Что обозначает существительное?

А) Предмет

Б) Признак предмета

В) Действие предмета

3. Каким членом предложения является слово ТАНК в предложении Игрушечный танк подарил мне брат?

А) Подлежащим

Б) Определением

В) Дополнением

4.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется 

5.Укажите существительное 3 склонения

А) В степи                 В) У дерева

Б) На солнце             Г) На краю

6.Укажите существительное мужского рода

А) Горечь                  В) Тюль

Б) Впечатление         Г) Сталь

7. Укажите существительное, имеющее только форму единственного числа

А) Темнота                В) Стена

Б) Пустыня                Г) Мороз

8.Укажите существительное, имеющее только форму множественного числа

А) Прятки                 В) Солдатики

Б) Игрушки               Г) Книжки

9.В каких существительных надо поставить букву И?

А) На станци…                    В) На перрон…

Б) На вокзал…                      Г) В отъезд…

10. В каком случае надо поставить букву Ь?

А) Плащ…                В) С пастбищ…

Б) Овощ…                 Г) Брош..

11. В каком случае надо поставить букву Е?

А) С отц..м                В) Ключ..ком

Б) Замоч..к                 Г) Девч..нка

12. В каком случае надо поставить букву И?

А) Ц..ркуль               В) Молодц..

Б) Ц..ган                    Г) Синиц..н

Ответы (слайд 18)

1 – В               5 – А               9 - А


   2 – А                            6 – В             10 - Г

  3 – В               7 – А             11 - Б

  4 – Б               8 – А             12 - А

4. Итог урока.

Итак, наше путешествие в город Существительное завершилось. Нас встречают представители этого города, важные персоны.


1. Добро пожаловать в сказочный город Существительное. Он откроет вам много тайн. А знаете ли вы, что языковеды древнего мира полагали, что слова, называющие предметы, вещи и живые существа, имеют дело с сущностью мира. Во многих грамматиках имя существительное обозначалось словом, происходящим от латинского СУБСТАНТИВИУМ, которое значило: СУЩНОСТЬ, СУЩЕСТВО.

У русских при переводе этого слова получилось СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, тоже означающее СУЩНОСТЬ, СУЩЕСТВО. Вот откуда берет начало название нашего города.


2.Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, растений, явлений природы, города, реки, озера, горы, государства, события, качества, действия – всё названо, всё имеет свое имя, и все эти имена – существительные. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное

. 1.Вот вам КЛЮЧ от города. Пусть ваша жизнь в нем будет приятной.

2.А чтобы вы прижились в нашем городе, вам нужно выполнить следующее задание.

5. Домашнее задание. (слайд 19)

§ 88 – 101, упр. 562. Готовиться к диктанту.


Оценки за урок

 

Рисунок 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2

 

endi����LN��а Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 48 с.

/p> �Jls�LN�al style='margin-right:-5.4pt;text-align:justify;line-height: 150%'>Участник команды по сигналу судьи бежит до  отметки, где лежат три теннисных мяча. С  расстояния 3-х метров поочередно метает мячи, стараясь попасть в обруч. Затем бежит  до перекладины, из виса делает подъём  переворотом и финиширует.

 

      Ведущий -2: Кто были защитниками в прошлом, это понятно – русские богатыри, которые славились своей необыкновенной силой. И на каждом празднике, они состязались между собой, чтобы показать свою силу богатырскую.

Подпись: Рисунок 12J:\грант апалькина\гмц\Новая папка\247_0229.JPG

Сегодня и нас пройдет конкурс «Силачи».

Два участника, взяв в руки булавы, встают на гимнастическую скамейку. По сигналу судьи начинают сбивать друг друга булавами.

Участник, первый сошедший с гимнастической скамейки, считается проигравшим.

     

 

 

Ведущий -1: Ни один праздник на Руси не проходил без русской забавы как перетягивание каната.

Приглашаем команды, принять в нем участие.

 

Конкурс: «Перетягивание каната»

Подпись: Рисунок 13J:\грант апалькина\гмц\Новая папка\247_0230.JPGДве команды, взявшись за канат, по сигналу судьи начинают

перетягивать соперников каждый на свою сторону.

Побеждает команда, перетянувшая соперника на свою сторону.

 

    

 Ведущий - 2: Пока жюри подводит итоги, перед нами выступит        танцевальный коллектив 4 класса нашей школы.

Подпись: Рисунок 14J:\грант апалькина\гмц\Новая папка\247_0231.JPG

 

 

 

 

Жюри подводит итоги.

Подпись: Рисунок 15J:\грант апалькина\гмц\Новая папка\247_0235.JPGНаграждение команд грамотами и призами.

    

 Ведущий -1:  Вот и подошел к концу наш праздник.

                            

                             Защитники Отечества!

                             Примите поздравления от нас.

                             Любые покорятся вам вершины,

                             И силы пусть не оставляют вас.

 

                              Вы вечно перед Родиной в ответе

                              Оберегая тишину полей,

Подпись: Рисунок 16J:\грант апалькина\гмц\Новая папка\247_0236.JPG                              Чтоб мирно спали люди на планете,

                              Чтоб взрывов больше не было на ней.

 

                              Желаем силы, мира и побед!

                              Минуют пусть вас беды и ненастья.

                              Да осенит вас негасимый свет,

                              Любви надежды и большого счастья!

 

      Ведущий - 2: До новых встреч, друзья!

                                                          Всего вам доброго!

 

 

Уровень и степень внедрения разработки в практическую деятельность

        

Мероприятие проведено на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Щекино Тульской области, распространена на уровне района и региона. В 2009 году выпущены методичка из серии «Мастер-класс» со сценарием военно-спортивного праздника «Сыны Отечества» на муниципальном уровне.

Достигнутые результаты

Подпись: Рисунок 17J:\грант апалькина\гмц\Новая папка\247_0222.JPG

Повышение мотивации к регулярным занятиям физической

культурой и спортом, сплочение классного коллектива,

укрепление благоприятного психологического климата

в классе, гуманизация отношений между одноклассниками.

 

-alt:�@)t>���Kle='font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"'> 

Игры» Где Колобок?», «Колобок, беги, идёт лиса», «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…»

 

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.

«Трень-брень гусельки» (Занятие по приобщению детей к основам национальной культуры).

Игры: «У нас в избе», «Что в избе лишнее».

 

МУЗЫКА

Показ спектакля «Колобок»

Слушание спектакля «Колобок».

 

; m�+etxDG�Me:ideograph-numeric'>Обеспечение участия обучающихся в областных и федеральных конкурсах, олимпиадах, проводимых через Интернет.

Электронные дневники и журналы.

Развитие процессов создания и использования информационно-коммуникационных технологий и информационных ресурсов требует наличия эффективно действующих норм и правил, регулирующих указанные процессы. Это связано со спецификой информационных процессов, распространяющихся на все новые предметные области, а также со степенью их значимости для социально-экономического развития.

Анализируя проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании к информационному обществу, следует, в первую очередь, отметить процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования, обеспечение учебных учреждений, школ и вузов компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей.

            В перспективе мы хотим организовать прямое общение с педагогами, обучающимися и родителями с использованием социальных сервисов Веб 2.0.

 

 

Автор: Ставцева Светлана Александровна, директор муниципального общеобразовательного учреждения «Яланская средняя общеобразовательная школа» Сафакулевского района Курганской области

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010