Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Программа факультативного курса по русскому языку «Сокровищницы русской речи» для учащихся 5-6 классов

Автор:
Чекмарева Ирина Георгиевна

Аннотация:

Программа факультативного курса по русскому языку

«Сокровищницы русской речи» для учащихся 5-6 классов

 

Ни один язык невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать все необходимые сведения о слове, помочь ученику овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека. Словари расширяют познание языка, углубляют понимание слов, способствуют развитию логического мышления.

В современном обществе с его быстрым ростом объема информации трудно переоценить умение четко и правильно пользоваться словарями и справочной литературой. Обычно на выработку этого умения направлена фрагментарная работа на уроках русского языка: использование орфографических словарей при анализе диктантов, толковых – при изучении лексики, словарей-справочников -  при выполнении определенных письменных заданий. Как показывает опыт, этого явно недостаточно. Учащиеся довольно редко обращаются за помощью к словарям или справочной литературе, не понимая, насколько это важно. Поэтому и возникла острая необходимость в создании факультативного курса для учащихся 5-6 классов.

 

И.Г. Чекмарева

 

2014-12-26

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Гуманитарное , Модуль: Русский язык в школе

Статья:

Программа факультативного курса по русскому языку

«Сокровищницы русской речи» для учащихся 5-6 классов

 

Программа факультативного курса по русскому языку «Сокровищницы русской речи» (17 часов) составлена для учащихся 5-6 классов. Она удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории, позволяет показать ученикам, как разнообразен, неисчерпаем мир слова. Интересный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приемов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять главную мысль.

Данная программа содержит как теоретический блок, так и практический. При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно расширить формы работы.

Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей подростков, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия научат учеников бережному отношению к слову, помогут воспитать культуру речи.

Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить свой словарный запас, отработать навыки пользования различными словарями и справочной литературой.

 

Цели:

- знакомство учащихся с разными типами словарей, их спецификой, способами построения словарных статей;

- формирование потребностей в обращении к словарям, основных умений и навыков рационального пользования словарями в урочной и внеурочной деятельности ученика;

- воспитание общей языковой и информационной  культуры;

- развитие живого интереса к изучению  русского языка; осознание эстетической ценности языка; формирование потребности сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; формирование стремления к речевому самосовершенствованию;

- приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, к научному поиску;

- формирование коммуникативных умений и навыков, толерантности в процессе работы учащихся в группах;

 

Ожидаемые результаты:

- учащиеся получат более глубокие знания по данному курсу;

- научатся пользоваться словарями и справочной литературой;

- овладеют нормами речевой грамотности;

- сформируют коммуникативные умения и навыки, толерантное отношение к товарищам.

- научатся применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка и др.)

 

Учебно-тематический план

п\п

Тема занятий

Количество часов

 

 

Аудиторных

Внеаудиторных

1.

Происхождение словаря. Экскурс в историю.

1 час

 

2.

Типология словарей. Словари и справочники.

2 часа

 

3.

«Компас в море слов» (Назначение словарей)

1 час

 

4.

Что такое лексикография?

1 час

 

5.

«Вселенная, расположенная в алфавитном порядке». (Энциклопедические словари)

 

2 часа детская библиотека №2

6.

«Усердней с каждым днем смотрю в словарь…»(Знакомство с лингвистическими словарями).

7 часов

 

7.

Идеальное учебное пособие – комплексный словарь.

1 час

 

8.

Заключительное занятие-детектив «Записка Шерлоку Холмсу»

 

2 часа детская библиотека № 2

 

          Содержание курса

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на  следующих принципах: научность, занимательность, наглядность, доступность, индивидуальный подход к учащимся.

 

Виды деятельности:

Теоретическая (лекция с элементами беседы, путешествие, викторина, выступление, рассказ).

Практическая ( работа над словом, работа со словарем, справочной литературой; редактирование предложений, анализ детского словотворчества, анализ небольших текстов; создание презентаций; блицтурнир).

Индивидуальная (лингвистические задачи, работа со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря, работа с карточками «Бюро находок»).

          Некоторые приемы работы со школьными словарями (Знакомство с лингвистическими словарями. «Усердней с каждым днем смотрю в словарь..»)

Знакомство с любым словарем осуществляется обычно по плану. Выясняются такие вопросы: а) назначение словаря; б) характер и содержание словника; в) порядок расположения слов; г) структура словарной статьи; д) система помет; е) система иллюстраций; ж) правила пользования словарями.

          Непосредственной работе со словарями предшествует тщательное изучение предисловий к ним. Далее даны некоторые упражнения, которые применяются для практического освоения учащимися.

Орфографический словарь. Перепишите, согласуя прилагательные с существительными в им. п. ед. ч. За помощью обращайтесь к словарю.

Стар… фортепиано, нов… пианино, военн… атташе, натуральн… кофе, горяч… какао, шерстян… кашне.

Установите разницу в значении данных слов. Составьте с ними 4-6 предложений ( по выбору).

Адресат – адресант, ветреный – ветряной, компания – кампания, дискант – дисконт.

Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. Выпишите из данного словаря по три примера слов, состоящих: а) из корня и окончания; б) из корня, суффикса и окончания; в) из приставки, корня и окончания; г) из приставки, корня, суффикса и окончания;

Школьный толковый словарь русского языка. Составьте для толкового словаря словарные статьи мир, монолог, порядок. Сопоставьте их со статьями, помещенными в словаре.

Пользуясь толковым словарем, определите, у каких из данных слов есть омонимы, а какие являются многозначными.

Болеть, броня, везти, величина, дело, дрогнуть, класс, манера.

Краткий словарь синонимов русского языка. Напишите небольшое сочинение на тему «Урок русского языка» (литературы, истории и т.д.), используя данные ниже слова и синонимы к ним.

Интересно, найти, радость, слушать, смотреть, спор, удивляться, успех, хотеть.

Школьный словарь антонимов русского языка. Вспомните 20-25 пословиц, построенных на использовании антонимов, таких, например, как: больной –здоровый, мягко –жестко, утро-вечер, свет –тьма и т.д.

Выясните при помощи словаря, к какому лексическому пласту принадлежат антонимы:

Хвалить – порицать, труд – праздность, творить – разрушать, смертный – бессмертный.

Школьный фразеологический словарь. Для фразеологического словаря составьте словарные статьи во всю ивановскую, как с гуся вода, не смыкать глаз. Сопоставьте со словарем.

Определите, являются ли данные фразеологизмы однозначными или многозначными. Выясните их значение. Составьте предложения.

Куда глаза глядят; комар носа не подточит; поминай как звали; положа руку на сердце; прибирать к рукам; только нет птичьего молока.

Этимологический словарь школьника. Расскажите о происхождении слов. Абрикос, адмирал, актер, ботаника, баскетбол, велосипед, квадрат, мармелад, сутки.

Работа с карточками «Бюро находок». Учитель читает этимологическую справку, ребята должны догадаться, о каком слове идет речь, и сделать его морфемный разбор.

Школьный словарь иностранных слов. С помощью словаря определите, из каких языков заимствованы данные слова. Авторитет, ветеран, гармония, джинсы, инициалы, патриот, юмор.

Объясните значение иноязычных слов при помощи синонимов. Амбиция, адвокат, аргумент, комфорт, отель, фортуна.

Выпишите из словаря иностранных слов три слова немецкого, французского, английского происхождения. Их каких других языков в нем отражены заимствования? Приведите примеры.

          После ознакомления учащихся с лингвистическими словарями им предлагаются упражнения на закрепление.

1. Кто быстрее найдет слово (по выбору учителя) в одном из словарей.

2. Определите, к какому из словарей относятся данные словарные статьи (на выбор учителя)

3. К какому из словарей нужно обратиться, чтобы ответить на вопросы: а) как правильно пишется слово, например, д…рижер); б) какие значения может иметь слово, например, мысль); в) как разобрать по составу слово, например, максимальный); г) почему слова индюк, громоотвод, индеец  называют словами-ошибками; д) как объяснить образование слов волчица, тигрица, разбойница и т.п.

Выполняя эти и подобные задания, учащиеся приучаются быстро и правильно ориентироваться в справочной литературе.

 

Некоторые вопросы для самопроверки к занятию № 4

1. Какие типы словарей различают в русской лексикографии?

2. Когда появились первые толковые словари русского языка?

3. Какой принцип подачи слов использован В.И. Далем при составлении «Толкового словаря живого великорусского языка»?

4. Каково значение словаря Даля?

5. Какие словари стали достоянием советской лексикографической науки?

 

Рекомендуемая литература для учителя

  1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. СПб, Тригон, 1997 г.
  2. Александрова З.А. Словарь синонимов русского языка. М., «Русский язык», 1986 г.
  3. Бондаренко С.М. Игры, шарады. Русский язык в школе и дома. 2005, № 4.
  4. Войнова Л.А., Жуков В.П. и др. Фразеологический словарь русского языка. Под редакцией А.И. Молоткова. М., «Русский язык», 1986 г.
  5. Глинкина Л.А. Современный этимологический словарь русского языка. М., Астрель, 2009 г.
  6. Голубева И.В. Культура речи на уроках русского языка. РЯШ, 2000, № 3.
  7. Зенович Е.С. Словарь иностранных слов и выражений. М., Астрель, 2008 г.
  8. Иванов В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л., Просвещение, 1991 г.
  9. Корниенко Р.Н. Активная деятельность учащихся на уроках русского языка. РЯШ, 2000, № 3.

10. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка.  Под редакцией Л.А. Новикова. М.. «Русский язык», 1985 г.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997 г.

12. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. И.Д. Чаплыгина, Н.А. Герасименко, Н.Г. Ильинская и др. М., ВЛАДОС, 1999 г.

13. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1980 г.

14. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку. М., Просвещение, 1980 г.

 

 

Рекомендуемая литература для ученика

  1. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. М., Просвещение, 1980 г.
  2. Вартаньян Э.Д. Рождение слова. М., 1970 г.
  3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1990 г.
  4. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А. Тайны слова. Волгоград, Нижне-волжское книжное издательство, 1988 г.
  5. Шанский Н.М. В мире слов. М., Просвещение, 1985 г.
  6. Панов М.В. Занимательная орфография. Книга для учащихся 6-7 классов. Просвещение, 1999 г.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010