Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Проектная деятельность по формированию и развитию нравственного воспитания детей 4 -5 лет «Маленькими шагами в мир хороших манер»

Авторы:
Максименко Ольга Леонидовна
Озимчук Светлана Николаевна

Аннотация:

Проектная деятельность по формированию и развитию нравственного воспитания детей 4 -5 лет

«Маленькими шагами в мир хороших манер»

 

Максименко О.Л. учитель-логопед

Озимчук С.Н. учитель-дефектолог

МБДОУ детский сад № 25 компенсирующего вида г. Мончегорска, Мурманской области

 

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе.

В наши дни материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, справедливости, что ведёт к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставит общество перед опасностью моральной деградации. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Поэтому система нравственного воспитания дошкольника требуем переосмысления и в силу сложившихся обстоятельств, нравственное развитие должно ставиться на первое место в воспитании.

В возрасте 4 – 5 лет способность осуществлять нравственный выбор складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания, который обусловлен их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.

 

2014-12-19

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Коррекционная педагогика, Модуль:Дошкольное воспитание и обучение детей с ОВЗ

Направление: Коррекционная педагогика, Модуль : Инновации в воспитании и обучении

    

 

 

Статья:

Проектная деятельность по формированию и развитию нравственного воспитания детей 4 -5 лет

«Маленькими шагами в мир хороших манер»

 

Главной задачей нравственного воспитания детей является развитие эмоций и чувств, направленных на другого человека, а не приобретение детьми знаний о правильном поведении.

Поэтому идеей создания проекта послужило присутствие в группе и в детском саду детей с особыми возможностями здоровья (Приложение 1, Приложение 2).

Зачастую детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приёмы концентрируют внимание ребёнка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Такая фиксация на себе и собственных качествах закрывает возможность  «увидеть» другого. Всё это порождает разобщенность между детьми, в то время  как главной задачей нравственного воспитания является формирование общности с другими и возможность видеть в сверстниках друзей и партнёров.

Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к другому. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие (Приложение 3).

Чтобы механизм нравственного воспитания действовал, ребёнку нужны знания на основе чего  будут складываться представления  о нравственных качествах, о его необходимости и о преимуществах его овладения. 

Для того чтобы у ребёнка появилось желание овладеть  каким-либо нравственным качеством, необходимо чтобы возникли мотивы для  приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечёт за собой отношение к качеству, которое в свою очередь, формирует  социальные чувства. Чувства дети выражают и проявляют во внимании к нуждам и интересам другого, в способности считаться с положением другого, выражать сочувствие к чужим бедам и радостям.

В дальнейшем нравственные представления, знания и суждения, чувства  порождают  потребность с их практической реализации – в поступках, поведении.

С самого раннего детства детям свойственно подражать поведению взрослых. Даже самые незначительные, по нашим оценкам, поступки могут служить примером для ребёнка. Например, чтобы детям было комфортнее, был использован психологический приём – «поглаживание по голове». Он означает – «я с тобой». Мы часто его применяем, дотрагиваясь до головы ребёнка, даже не замечая. Но дети это чувствуют и проявляют расположение к тому, кто это делает.

Сильное влияние на внутренний мир оказывает  очень многое: игрушка, телевидение, семья. Стремление малыша к совместной с взрослым жизни и деятельности, его высокая подражательность делают особенно важным для нравственного развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль поведения, манеры, привычки и даже отношение к людям, предметам, животным. Так, слова «плохо» и «хорошо» сначала выражают отношение взрослого, а ребёнок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях. Совместно с детьми были разыграны следующие совместные сюжетно-ролевые игры: «Чаепитие в кругу друзей», «Магазин»,  «Скорая помощь».

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребёнок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением.

Усвоив норму, ребёнок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребёнок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило.

Поэтому в работе над проектом мы использовали игры, сказки, истории.

Игра-помощница, в которой ребёнок пробует разные формы общения, узнаёт много нового, учится делать выводы. В ходе реализации проекта мы обыгрывали следующие игровые ситуации:

  • Ты пришёл утром в детский сад
  • Разные формы приветствия и прощания
  • Мы пришли в магазин (аптеку)
  • Если девочке трудно – кто поможет
  • Как можно выразить сочувствие

Также нами использовались игры, направленные на усвоение норм поведения: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Правила поведения в лесу, на лугу, в городе, в транспорте», «Чтобы не было беды», «Как избежать неприятностей», «Наши поступки»,  «Я и моё поведение».

Следующие игры, использованные нами были направлены на развитие мотивов бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатии, ценности совместной деятельности: «Скажем друг другу комплимент»,  «Добрые слова», «Угадай, кто это?», «Вежливые слова», «Хорошие манеры», «Добавь словечко», «Как можно порадовать родителей».

Истории для обсуждения брались  из живого повседневного общения в группе, на прогулках, на занятиях. Некоторым детям было трудно принять, что их поступки вызывали порицание у сверстников.

Чтобы уравновесить «хорошее» и «плохое» мы использовали упражнения для снятия негатива и элементы психогимнастики: «Лужа», «Мимика», «Добрый — злой», «Удивление — страх», «Спасём доброту», «Тень» и др.

 Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Нами были прочитаны следующие произведения: стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине», С.Маршака «Урок вежливости»,  А.Усачёва «Незваная компания» и «Приветствия», стихотворения с движениями Е.Алябьевой «Мы – ребята-мастера!», рассказа В.Осеевой «Печенье», сказок «Гуси — лебеди», «Два жадных медвежонка», «Пузырь, соломинка и лапоть»,  «Крошка Енот, или тот кто сидит в пруду» Муур Лилиана. Некоторые книги дети приносили из дома. При чтении произведений мы обращали внимание детей на  этические моменты, обсуждали поступки героев. Ведь многие стихи, сказки учат ребенка быть более терпимым и вежливым.

Семья  может  выступать  в  качестве   как   положительного,   так   и отрицательного фактора воспитания. Потому что ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями (Приложение 4). 

В работе с родителями мы использовали консультирование «Нравственное воспитание дошкольника», «Уроки вежливости», «Как воспитать вежливого ребёнка», «Практика и только практика!», «Зазубрить, не значит пользоваться», «Вежливость как образ жизни», «Хороший пример заразителен» (Приложение 5), папки-передвижки «Дошкольный этикет», «Читаем сказки, играем в игры», «10 примеров хороших слов при общении с ребёнком», анкетирование «Нравственное воспитание». Было проведено родительское собрание на тему «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей». Домашним заданием для родителей была продуктивная деятельность с детьми в виде рисунков «Что такое хорошо и что такое плохо».

Безусловно, можно научить ребёнка, чтобы в нужных ситуациях он, не задумываясь говорил зазубренные «спасибо», «пожалуйста», «извините», «здравствуйте» и «до свидания», но в таком случае не исключено множество курьёзных и неприятных ситуаций.

В рамках реализации проекта «Маленькими шагами в мир хороших манер» по его завершении была  представлена досуговая деятельность «Здравствуй, мир!» для педагогов и детей (Приложение 6).

Цель досуга: формировать навыки культурного речевого  общения.

Задачи:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уверенность в себе.
  2. Формировать социальный опыт и умение вести себя вежливо в различных ситуациях.
  3. Воспитывать желание быть вежливым в игровых и реальных взаимодействиях со сверстниками и взрослыми.
  4. Развивать память, мышление, умение слушать.
  5. Учить детей правилам общения, активизировать употребление в речи вежливых слов.

Безусловно, вежливость должна стать для ребёнка не обязанностью, не социальной ролью в определённом месте, а образом жизни. И для того чтобы достигнуть таких результатов, нет необходимости учить и наставлять этим правилам, ведь всегда есть возможность соблюдать их, разобрать разнообразные ситуации, проиграть их в ролях, чтобы ребёнок понял, почему нужно поступать именно так, а не иначе.

Проект дал свои результаты. Во-первых, изменился характер взаимоотношений между детьми: поводом к общению наряду с желанием играть вместе со сверстниками теперь выступает стремление ребёнка научить других тому, что он умеет сам, поделиться своими знаниями, впечатлениями. Во-вторых, дети начали активнее проявлять взаимопомощь, при этом наряду с практической помощью сверстникам дети включают элементы «воспитания»: дают советы, напоминают, как правильно выполнить то или иное действие.

Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» сопереживания, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Мы стремились выработать у каждого ребёнка активную позицию в коллективе и направить развивающуюся самостоятельность на проявление помощи и заботы об окружающих, установить дружеских отношений со сверстниками, способствовать обогащению нравственного содержания опыта самостоятельного поведения, сформировать нравственной мотивации поступков.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребёнком с учётом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребёнка.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010