Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Основные направления коррекции речевого недоразвития и реализацией коррекционной программы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

Автор:
Волкова Татьяна Анатольевна

Аннотация:

Одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения является формирование у них правильной речи..
Учитывая значимость овладения речью, а также недостаточную разработанность вопроса о механизмах и путях коррекции речевого недоразвития у детей с нарушением зрения позволяют считать эту проблему актуальной.
Цель написания данной статьи обоснование основных направлений логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением зрения.
Задача исследования:
-теоретически обосновать изучение лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения;
Практическая значимость. Разработанные направления коррекции речевого недоразвития будет способствовать совершенствованию практики дошкольного воспитания, развитию познавательной деятельности, готовности к школьному обучению.

Статья:

Одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения является формирование у них правильной речи.

       Полноценная самостоятельная речь, основанная на адекватных и достаточно четких представлениях об окружающем и предметном  мире, оказывается одним из ведущих факторов умственного и нравственного развития ребенка.

       Формирование предметных представлений осуществляется преимущественно с помощью зрения. Отражение действительности посредством зрительного анализатора является сложным процессом, в котором взаимодействуют сенсорные и двигательные компоненты зрительной системы. Зрительное восприятие всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами чувствительности.

    Формирование с участием зрения чувственного познавательного опыта ребенка базируется на образовании сложных системных зрительно-слуховых, зрительно-тактильных, зрительно-двигательных связей, являющихся физиологической основой дальнейшего развития высших форм познавательной деятельности.

      Зрение играет огромную роль в формировании предметных значений слов и употребляемых детьми грамматических категорий.

        Обогащение речи зрительными образами конкретного содержания способствует образованию правильного соотношения между непосредственно чувственным и словесно-логическим познанием в ходе психического развития ребенка в норме.  

     Зрительная информация составляет около  90% от поступающей информации в кору больших полушарий мозга через все остальные органы чувств человека.

    Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сфере ребенка.

Исследования дефектологов, психологов показали, что нарушение зрения у ребенка с раннего возраста создает трудности спонтанного накопления им сенсорного опыта, что задерживает формирование психологической базы речи.

   Формирование речи у детей с нарушением зрения протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка.  Расстройства зрения и речи являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействия речевой и зрительной недостаточности. В исследованиях Л.С.Волковой, Л.И. Плаксиной, О.Л. Жильцовой и др. мы находим подтверждение тому, что у детей с нарушением зрения и у слепых прослеживаются системные нарушения, при которых имеется расстройство речи как целостной функциональной системы.

         Словесные системы связей многих детей с нарушением зрения и слепых формируются без должной опоры на наглядные образы, в связи, с чем отмечается обеднение конкретных значений слов, отсутствие необходимого запаса слов, недоразвитие смысловой речи.

            Сниженная зрительная различительная способность значительно осложняет возможности самостоятельно усваивать сенсорные эталоны. Это тормозит формирование перцептивных действий и операций, лежащих в основе развития зрительного восприятия.  Бедность наглядно-ситуационных, предметно-действенных связей оказывает отрицательное влияние на усвоение значения слов, в целом на формирование речи детей.

             Речь детей с нарушением зрения и слепых, как указывают  Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др., подчиняется общим закономерностям возрастного развития и определяется ведущей деятельностью, но ее формирование протекает в условиях более сложных, чем у нормальновидящих детей. 

              В силу нарушения зрительного анализатора у слепых и слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в  особенностях  речи.  Своеобразие развития речи у детей с паталогией зрения может проявляться в отставании формирования речевых навыков, в накоплении языковых средств и выразительных движений.

            Причинами сужения сферы общения у детей с нарушениями зрения могут быть:

1.      ограничение возможностей подражательной деятельности;

2.      сужение познавательного процесса ;

3.      уменьшение возможностей развития двигательной сферы;

4.      средовые условия воспитания и общения.

        У детей с глубокими нарушениями зрения ограничены визуальные возможности контроля  за  языковыми и неязыковыми средствами общения. Речевые нарушения в форме косноязычия у детей с дефектами зрения встречаются в два раза чаще, чем у нормальновидящих детей.

     Чаще встречаются  следующие нарушения звукопроизношения::

 1.сигматизм-неправильное произношение свистящих и шипящих звуков (с,з,ц,ш,ж,ч);

2. ламбдацизм- неправильное произношение звука л (замена его на р или в);

3.ротацизм- дефект произношении звука р, а также другие нарушения.

     Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивает речь как целостную систему, где по определению Р.Е.Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром речевой аномалии.

     Наличие врожденного или рано приобретенного зрительного дефекта выделяется в качестве усугубляющего, влияние которого может усиливаться или ослабевать в зависимости от наличия других патологических факторов, условий речевого общения и индивидуальных особенностей детей.

    Работа логопеда с детьми с нарушениями зрения специфична. Она требует знаний в области офтальмологии, тифлопсихологии, тифлопедагоги, владение особыми приемами и методами работы. Зрительные представления об окружающей действительности, являются основой полноценного овладения значением слова.

     Организация занятий по развитию зрительного восприятия у детей предусматривает применение психофизиологических и психолого-педагогических методов, которые направлены на активизацию сенсорно - перцептивных и мыслительных процессов.

     Психофизиологические методики направлены на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов и изображений- формы, размера, цвета в условиях различной адаптации и пространственной локализации.

     Психолого-педагогические методы направлены на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, интерпретации и категоризации.

      Предметная методика позволяет развивать зрительные возможности детей и реализуется на предметно-практических занятиях и в игре. Предметно-практические занятия могут быть связаны с моделированием, конструированием, изготовлением различных предметов. Дети выполняют также задания на опознавание предметов, анализ их формы, размеров, цвета.

     В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различительные признаки.

              В связи с этим, если специально организованное логопедическое воздействие будет направлено на развитие речевых и неречевых функций (зрительное восприятие), оно может обеспечить полноценное формирование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушением зрения.

             Таким образом, можно выделить

основные направления коррекции речевого недоразвития с реализацией коррекционной программы по развитию зрительного восприятия.

Они включают в себя:

 подготовительный блок (создание предпосылок полноценного усвоения слова) :

формирование гностика-практических функций:

1. развитие зрительного гнозиса , анализа и синтеза ,

2. развитие оптика-пространственного гнозиса и праксиса ,

3. развитие тактильно-двигательного восприятия,

4. развитие речезрительных функций,

5. развитие зрительной и речеслуховой памяти.

 

Основной блок :

формирование звуковой стороны речи:

1.формирование правильного произношения звуков,

2. развитие слухового внимания и фонематического слуха.

3. уточнение слуховой дифференциации и закрепление произносительной стороны ,

4. развитие навыков произнесения различной слоговой структуры.

5. развитие контроля за внятностью и выразительностью речи.

6. формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Развитие лексики:

1.      Обогащение и уточнение словарного запаса,

2.      Активизация словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи:

1.      уточнение грамматического значения слов,

2.      закрепление связи грамматического значения и его языкового оформления.

3.      формирование правильного словообразования.

Логопедическая работа над связной речью:

1.                  Активизация общения детей с помощью практической и игровой деятельностью,

2.                  Развитие самостоятельной речевой деятельности на основе обогащения словарного запаса, формирования речевых умений и навыков.

Основные направления коррекционной работы и пути их реализации.

1.Воздействие на функциональные механизмы:

-сенсорные упражнения, дидактические игры, продуктивная деятельность-повышающие зрительные функциональные возможности,

- создание условий, формирующих у ребенка потребность воспринимать окружающее.

2.Работа по развитию операционных механизмов восприятия:

-развитие предметно-практической деятельности- как основа формирования перцептивных действий,

-развитие и коррекция представлений о сенсорных эталонах,

- развитие и коррекция предметных представлений,

-формирование навыков использования зрительных умений для установления логических и причинно-следственных связей,

-развитие зрительных измерительных действий и пространственных представлений.

3. Создание условий мотивированной, значимой для ребенка зрительной деятельности:

- создание ситуации успеха.

 

 

Литература.

1.              Волкова Л. С. Коррекционно - логопедическая работа по раз­витию речи слепых и слабовидящих   детей //   Дефектология. -1982. -№ 5. -с. 64-68.

2.              Волкова Л. С. Результаты экспериментального изучения нару­шения устной речи у детей с глубокими дефектами зрения // Дефектологтя. - 1982.- № 3.- с. 14 - 18.

3.              Занков Л. В. Сочетание слов учителя и средств наглядности обучения.-М. :  1958, с. 285.

4.              Земцова М. И. Учителю о детях с нарушением зрения. М. : Просвещение, 1973.- 159 с. с ил..

5.              Ермаков В. П.., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики : разви­тие, обучение и воспитание детей с нарушением   зрения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Гуманит.   изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 240 с.

6.              Педагогическая диагностика по программе «Развитие.». Реко­мендации и материалы для работы с детьми младшего и сред­него дошкольного возраста. - М. : Издательство Гном и Д, 2000. - 128 с.

7.              Формирование восприятия у дошкольника. Под ред. А, В, За­порожца и Л. А. Венгера, М,: Просвещение, 1967 - 280 с. с ил.

8.              Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрени­ем (сборник статей из опыта экспериментально - педагогической работы   в   учебно - образовательных   учреждениях   « начальная школа - детский сад» г.Москвы) под ред. Л. И. Плаксиной. М. : Издательство   «Город», 1998 - 130 с.

9.              Соколова А. В. Использование средств наглядности в школе слабовидящих : кн. для учителя. - м. : Просвещение, 1987. - 144 с. : ил.

10.     Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред.
Л. А. Венгера. Изд. 2 -е, перераб. М. : Просвещение.  1978 - 96 с сил.

10.Логопедия : Учебник для студентов дефектол. Фак. пед. вузов /Под. Ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской, М. -: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998 - 580 с. П.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспит детей с отклонениями в развитии : Учеб. пособие для студ. сред.пед. учебн. заведений /Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н.Шаховская, Ю. А. Костенкова ; Под ред. Б. П. Пузанова. -3-е изд., доп. -М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 160 с.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010