Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Развитие познавательной активности младших школьников через проектную деятельность. Проект "Это всё кошки"

Автор:
Липатова Нина Ивановна

Аннотация:

Развитие познавательной активности младших школьников

через проектную деятельность.

Модернизация образования на современном этапе смещает акценты с развития личности исполнителя на развитие активной личности, что требует переосмысления не только того, как и чему учить детей, но и того, какое место в этом процессе занимает ребенок, какова его активность.

Задача педагога состоит не только в том, чтобы дать знания, но и сделать процесс преобразования этих знаний для каждого ребенка легкоусвояемым, интересным и эффективным. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.   

Одним из перспективных методов, способствующих решению развитию личности учащихся, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Проектный метод позволяет детям учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении.

Метод проектов – это такой вид образовательной технологии, когда педагог и его подопечные в процессе обучения пользуются фактами и стимулами, почерпнутыми из окружающей действительности.

Проект – это увлекательная поисково-познавательная деятельность всей группы детей и взрослых. Это отрезок жизни группы в процессе, которого и дети, и взрослые совершают свою творческую работу на благо самих себя и других людей.

Проект – это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

С помощью проекта мы создаём условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся.

Педагогическим результатом проекта является, прежде всего, сама деятельность. Воспитанники что-то делали, у них родилось множество замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолевали их, узнали много нового, использовали свои знания.

Существенной особенностью проектной методики работы с детьми школы – интерната заключается в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности.  Поэтому значительно возрастает роль взрослого в создании условий для стимулирования направленного интереса детей. Исподволь, ненавязчиво, играя, педагог подталкивает и направляет ребят к решению проблемы задуманного содержания. Познание ближайшего окружения превращается в захватывающий, интереснейший процесс на основе совместного с взрослым «открытием мира». Но и здесь исключительное место занимают отношения «ребёнок – взрослый», которые строятся на соучастии, сотворчестве. Планируя проект, взрослый подводит воспитанников к ощущению своей причастности к этому процессу. Педагог должен с пониманием относиться к желанию ребенка. Ведь «интересно то, что интересно».

Роль педагога в работе над проектом заключается в помощи ученикам, в поиске нужных источников, он сам может являться источником информации, координировать и направлять процесс, поощрять учащихся, поддерживать непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Взрослый мотивирует деятельность учащихся. Высокий уровень мотивации – залог успешной работы над проектом.

Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя. Ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, считаться с мнением партнера, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать.

Велика роль в воспитании учащихся использование фольклора. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей, как известно, традиции и мировидение её создателей и носителей. Сказки помогают воссоздать черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки демонстрируют её сжатость и мудрость.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность школьника, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младших школьников актуальны  и очень важны.

Липатова Нина Ивановна, воспитатель ГКСОУ  ВО «Специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа – интернат VII вида г. Вязники».

Статья:

ГКСОУ  ВО

«Специальная /коррекционная/ общеобразовательная

школа – интернат VII вида г. Вязники»

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

 

 

«Это всё кошки»

 

 

 

 

                                                      Участники проекта:

                                                                                            2   класс

 

 

                                                       Руководитель: воспитатель

                                                                                      Липатова Нина Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 год

Проблема: отсутствие представлений у учащихся о животном

                    /леопарде Барсике/, выбранном талисманом

                   22 зимней Олимпиады в городе Сочи 2014года.

 

Цели:

образовательная: расширение знаний детей о многообразии семейства

                                 кошачьих на Земле;

воспитательная: формирование у учащихся осознанное отношение к

                               окружающему миру;

развивающая:     развитие у воспитанников умение находить необходимые

                               им знания в книгах;

коррекционная:  активизировать и обогащать словарный запас детей.

 

Задачи: Дать представления учащимся о многочисленном семействе

              кошачьих.

              Воспитывать у детей сознательное отношение к живой природе.

              Объяснить им, что из-за варварского отношения людей многие

              животные сейчас оказались под угрозой полного исчезновения.

              Развивать и поощрять в детях познавательную активность,

              любознательность.

              Способствовать умению слушать друг друга, дополнять ответы

              товарищей, уточнять их, рассуждать.

 

Тип проекта:

- по доминирующей в проекте деятельности: информационный

- по предметно – содержательной области: естественно – научный;

- по количеству участников: групповой;

- по времени проведения: средней продолжительности;

- по характеру контактов: в рамках группы.

 

Ожидаемые результаты:

- расширение кругозора учащихся о жизни диких кошек;

- повышение интереса к жизни диких животных;

- формирование у воспитанников информационной компетенции

  /умение находить и извлекать необходимую информацию, усваивать

  в виде новых знаний/;

- проявление доброжелательности в отношениях с другими детьми;

- получение удовольствия от своей деятельности.

 

 

Этапы проведения проекта

 

1 этап Подготовительный

 

1. Подбор литературы по теме /научно- познавательная и художественная

    литература, фольклор, стихи/.

2. Взаимодействие с родителями:

    - посещение цирка и зоопарка;

    - сбор иллюстраций о диких кошках;

    - катание на самокате и велосипеде;

    - наблюдение за детьми, катающимися на скейтборде.

 

2 этап Реализация проекта

 

1. Анализ информации.

2. Систематизация материалов.

3. Взаимодействие с учителем начальных классов:

    - беседа «Дикие животные»;

    - беседа «Охрана природы»;

    - рассматривание гербов Владимирской области.

4. Взаимодействие с учителем физкультуры:

   - разучивание подвижных игр на смелость, ловкость, выносливость;

   - проведение соревнований и эстафет.

 

Направление

деятельности с учащимися

Мероприятия

 

 

личностное

развитие

- использование фольклорного материала;

- разучивание стихов;

- рассматривание иллюстраций;

- беседа «Забавные истории о добрых животных»;

- активизация словаря: тигр, лев, леопард, барс и т.д.;

- обогащение словаря: снежная лавина, горный

  спасатель, альпинист, сноуборд, Олимпийские игры,

  ирбис, прайды и т.д.  

охрана здоровья и физическое развитие

- просмотр видеоролика «Талисман Сочи 2014»;

- проведение подвижных игр на смелость, ловкость,

  выносливость;

- изображение мимикой: радость, грусть, гнев, злость.

 

 

основы социализации и общения

- выставка детской и научно- познавательной

  литературы о семействе кошачьих;  

- чтение художественной литературы: И. Акимушкин

  «Это всё кошки»; Л. Толстой «Басни и быль»;

  С. Баруздин «Тигр»; В. Степанов «Стихи»;

- просмотр мультфильмов «Львенок и черепаха»;

  «Маугли»;

- просмотр видеоролика «Кошачья семья»;

- просмотр видеофильма «Снежный барс»

трудовое воспитание и основы жизнеобеспечения

- обсуждение правил безопасности при посещении

  зоопарка и цирка

 

основы гражданского и нравственного самосознания

- знакомство с Конституцией РФ /обязанности человека

  и гражданина/;

- знакомство с гербами г. Владимира и г. Вязники;

- беседа «Животные наших лесов»;

- беседа «Они должны жить» /охрана животных/;

- беседа «Охрана природы»;

- игра – викторина «В мире животных»;

Эстетическое воспитание и творческое воображение

- раскрашивание животных в раскрасках: мир животных

  / Россия. Африка/;

- рисование с использованием трафаретов;

- рисование «Мы рисуем зоопарк», «В цирке»;

- аппликация из цветных ниток «Хищные кошки»;

- слушание Гимна Олимпиады 2014 в исполнении

  Домисольки и Звезд эстрады.

3 этап Результат проектной деятельности

 

Занятие – беседа « Муркина родня»

 

Цели: Обобщение представлений учащихся о жизни диких кошек.

           Побуждение воспитанников к осмыслению общечеловеческих

           ценностей, к выработке личного отношения к животным.

           Развитие представлений учащихся о назначении Красной книги.

           Воспитание гуманного отношения у детей друг к другу.

 

Задачи:

           образовательные: Систематизировать представления учащихся о

           семействе кошачьих, подчеркивая самоценность, уникальность

           каждого вида.

           Закреплять знания детей о гербах города Владимира и города Вязники

          воспитательные: Воспитывать бережное отношение к исчезающим

          видам животным.

          коррекционно- развивающие: Развивать у детей умение доказывать

          правильность своего суждения.

          Формировать умение находить сходство домашних кошек с дикими,

          отражать ход размышлений в речи.

          Укреплять у воспитанников уверенность в своих возможностях.

 

Оборудование: иллюстрации с изображением диких кошек, гербы

г. Владимира и г. Вязники, видеоролик «Талисман Сочи 2014», памятка «Права и обязанности человека и гражданина РФ, кроссворд.

 

 

Ход занятия

 

Организационный момент

                    Каждый день – всегда, везде  на занятиях, в игре

                    Смело, четко говорим и тихонечко сидим.

   Мы с вами говорили о домашней кошке – ласковым, милом, грациозном существе. Сегодня пойдет речь о Муркиных родственниках.

Скажите, какие животные относятся к семейству кошачьих.

   Семейство кошачьих весьма представительно. В него входят и самые крупные, самые совершенные в природе хищники – ловкие, сильные, прыгучие, быстрые – это тигр, лев, пантера, гепард, ягуар, пума и хищники помельче – рысь, манул, камышовый кот, расселившиеся по всему свету, кроме приполярных областей.

   Все они имеют определенные сходства и различия.

                             Смотрит в зеркало котёнок,

                             - Почему я не тигрёнок?

                             Те же лапы, уши, хвост…

                             Правда, чуть поменьше рост.   В. Степанов

 

Какими сходными качествами обладают домашние животные и дикие семейства кошачьих?

- приспособлены к охоте;

- проворные и быстрые бегуны;

- вооружены крепкими когтями; коренные зубы остры;

- хорошо развиты органы чувств /особенно обоняние и зрение/;

- хорошо определяют расстояние;

- чистоплотное животное, постоянно чистятся и вылизывают свою шерсть;

- окраска пятнистая или полосатая помогает маскироваться и всегда зависит

  от места и условий его обитания.

 

 

Характеристика качеств, присущих семейству кошачьих.

 

Семейство кошачьих

1. Хищники /добывают добычу/.

2. Отлично развит слух.

3. Острое зрение

4. Чистюли

5. Быстро бегают, совершают огромные прыжки,

    хорошо лазают по деревьям.

6. Имеют острые изогнутые втяжные когти, острые

    зубы

7. Окраска, помогающая прятаться

 

   А сейчас поговорим о наиболее известных представителях кошачьих.

 

Отгадайте загадку:

                                 Грива есть, но он не лошадь,

                                 Нет короны, а он – царь.        /лев/

 

Почему льва называют царем зверей?

 

   Человек всегда почитал льва и наделял его самыми лучшими человеческими качествами – благородством, храбростью, верностью и мощью непобедимого бойца. Древние египтяне сделали льва эмблемой /знаком/ божественной власти и царского достоинства. Позже львы украшали гербы многих монархов и вельмож.

   Почему же лев – владыка зверей? Без сомненья потому, что вид у него действительно царственный. И голос льва не менее внушителен, чем его вид. В своем поведении лев также проявляет немало королевских качеств. Он величественно добродушен и общителен.

   Мы часто говорим: «Сильный как лев». Он обладает огромной физической мощью. Одним ударом лапы лев валит с ног трехсоткилограммовую зебру.

   Цвет шерсти позволяет льву быть незаметным среди желтой, сухой травы. Почему льву важно быть незаметным? Он хищник, выслеживает добычу.

  Львы отличаются от остальных кошек тем, что живут группами – так называемыми прайдами. Численность прайда колеблется от четырех – пяти членов до тридцати – сорока.

  Среди кошек только у львов легко отличить самца от самки. У львиц отсутствует грива.

  Лев малочислен, сохранился практически в заповедниках и национальных парках. Где живет лев? /в Африке/

 

   Почему лев изображен на гербах города Владимира и города Вязники?

 

  Лев символ власти царской, княжеской. С 12 века стал символом Владимирских князей. Изображение этого льва, как знак Юрия Долгорукова. Герб получил следующее описание: « В красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней лапе длинный серебряный крест».

 16 августа 1781 года городу Вязники утвержден герб: «В верхней части герб Владимирский, в нижней – дерево вяз в золотом поле, означающий имя сего города». 

 

 

Какая кошка самая крупная?

 

Отгадайте загадку:

                                 Полосатый, словно зебра

                                 И усатый, словно кот,

                                 По лесным зеленым дебрям

                                 На охоту он идет.                /тигр/

 

    Самая большая и самая грозная из крупных кошек – это тигр. Взрослый амурский тигр достигает в длину трех с половиной метров, а весит он более трехсот килограммов. Если бы в зверином мире проводились конкурсы красоты, тигр наверняка завоевал бы первое место. Что стоит хотя бы его наряд – великолепный меховой комбинезон, оранжевый в черную полоску. Король красоты пострадал из-за своей красоты. Браконьеры истребили немало этих могучих животных из-за прекрасной меховой шубы. Сейчас тигры стали очень редкими животными. Хищническая охота поставила это великолепное животное на грань вымирания. В зоопарке или в цирке тигр кажется очень ярким зверем. Но на воле оранжевая с черными полосами шкура очень хорошо его маскирует.

    Зачем тигру полоски? Пусть тигр будет не полосатым, а белым. Давай отправим белого тигра на охоту. Как ты думаешь, легко ли ему будет добыть себе что-нибудь на обед? Белого тигра все заметят и разбегутся. Вот и будет он бродить голодным. А полосатый почти сливается с густым кустарником, благодаря окраске.

    Тигр – охотник одиночка. Удар тигриной лапы страшен и смертоносен. Одним ударом он убивает лошадь.

   Это красивый, грациозный и ловкий зверь умеет хорошо плавать.

Его называют хозяином тайги. А еще наш красавец – большой чистюля. Никогда не пойдет на охоту грязным. Зимой он поваляется в снегу, летом выкупается в реке. После еды тигр полощет рот и зубы в воде.

  Сейчас тигры взяты под охрану во всем мире. Но удастся ли их спасти от вымирания, пока еще не известно. Восстановить популяцию сложно, детеныши у тигра рождаются раз в 2 – 3 года.

 

 

 

 

 

Какая дикая кошка живет в лесах Владимирской области?

 

Отгадайте загадку:

                                 Меньше тигра, больше кошки

                                 Над ушами – кисти рожки.

                                 С виду кроток, но не верь

                                 Страшен в гневе этот зверь. /рысь/

 

Рысь – это большая дикая кошка с коротким хвостом, «бакенбардами» и кисточками на ушах. Кисточки на ушах – это не просто украшение, а своеобразная антенна, которая помогает животному слышать даже самые тихие звуки. У нее сильные широкие лапы, которые прекрасно держат ее на глубоком снегу. Рысь прекрасно плавает и лазает по деревьям. Основной способ охоты состоит в затаивании и осторожном подкрадывании к жертве, на которую рысь бросается большими прыжками. Она охотится на больных и слабых животных. Столкнувшись с противником, рысь старается произвести впечатление: визжит, фыркает, царапает землю когтями, машет хвостом, ощетинивается.

 

Физкультминутка /изображение рыси/

Затаилась рысь в густых ветвях,

Крепко держит букву Р в зубах, -

Оттого-то речь её, быть может,

Только на рычанье и похожа.        М. Чернышев

 

Какой самый быстрый зверь?

 

Отгадайте загадку:

    Самый быстрый на планете, этот зверь бежит, как ветер! /гепард/

 

  Это самое красивое и ловкое животное, самый быстрый бегун на земле, который, преследуя добычу, способен некоторое время бежать со скоростью 120 км/ч. Зовут его гепард. Когти у гепарда не втягиваются, они помогают при беге менять направление в мгновение ока. Гепард может прыгнуть с места на целых восемь метров. Он охотник – одиночка.

  Человек всегда был жесток к гепардам. Неумеренная, безжалостная охота поставила самого быстрого бегуна на грань вымирания. Теперь, чтобы сохранить и восстановить численность гепардов, следует прежде всего попытаться разводить его в неволе. Только забота человека поможет сберечь для потомков этого красивого, грациозного и редкого хищника.

  Гепард малочислен, занесен в Красную книгу.

 

Словесная игра «Доскажи словечко»

 

1. Лесники её котят взять домой не захотят.

    Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

    Потому что это …/рысь/

2. Уж очень вид у них чудной:

    У папы локоны волной,

    А мама ходит стриженной

    За что она обижена?

    Недаром часто злится на всех мамаша …./львица/

3. Словно ветер мчит вперед

    Очень редко устает.

    Отдохнет – и вновь на старт,

    За добычей мчит …/гепард/

4. Почему-то не до игр, если рядом бродит …/тигр/.

5. Надо гребешков штук пять,

    Чтобы гриву расчесать,

    Рыком выражает гнев

    Царь зверей – лохматый  … /лев/

 

Какая самая хитрая кошка?

 

Отгадайте загадку:

                                 Когда он в клетке, то приятен,

                                 На шкуре много черных пятен.

                                 Он хищный зверь, хотя немножко,

                                 Как лев и тигр, похож на кошку.  /леопард/

 

    Леопард – необычайно красивая дикая кошка с гибким стройным туловищем, округлой головой, длинным хвостом и сильными ногами. По силе леопард, конечно, уступает тигру и льву. Но никто не умеет так бесшумно и ловко подкрадываться к жертве, как это делает леопард.

    Это самая хитрая из всех кошек. Леопард может часами валяться на солнцепеке, прикинувшись мертвым, подманивая к себе неопытных оленей или верблюдов.

   Недавно ученые пришли к выводу, что леопард и пантера одно и тоже животное. Черные пантеры – это просто темноокрашенные леопарды. У них, хоть и слабо, но все же видны пятна. Охотятся и живут они в одиночку.

   Леопарды находятся под строгой охраной, так как численность их ничтожна. Истребляли их из-за красивых шкур, из которых шили дорогие дамские шубки и манто.

 

Какое животное выбрали талисманом зимних Олимпийских игр в Сочи?

/леопард Барсик/

/просмотр видеоролика «Талисман Сочи 2014»/

 

 В старые времена у нас барсом называли леопарда  /ныне вновь намечается такая же тенденция/. И сейчас его так зовут на Кавказе. Но снежный барс не леопард, хотя и похож на него.

Те же черные пятна на дымчато-серой шкуре, но мех длинный и пушистый, особенно на брюхе. От других кошек барс отличается пятнистой окраской, сравнительно короткими ногами и длинным, очень пушистым хвостом.

 

Почему барса назвали снежным?

 

  Он живет в горах, где лежит снег и вечные льды. Ирбис, так его по-другому называют, очень красивое и сильное животное. Барс – очень прыгучий зверь, причем он отлично прыгает как в длину, с легкостью преодолевая ущелья шириной до 10 метров, так и в высоту: препятствие высотой 3 метра преодолевается им столь же легко и непринужденно. Барс любит играть и валяться в снегу.

  Из-за красивого и густого меха всюду охотятся на барсов. Теперь во всем мире создаются заповедники, чтобы спасти это великолепное животное.

 

 

 

 

 

Чтение стихотворение учащимся

 

Шагает гордо, властно, осторожно

Животное безумной красоты,

Таких теперь увидишь очень редко

Кто в этом виноват? Быть может я, а может быть и ты.

Живет на севере, где много снега,

И выживает там, где холода.

Но почему осталось их немного?

Задуматься всем надо господа!

Животное прекрасно, необычно.

Подарок от природы для всех нас.

Беречь должны мы их – прошу всех лично!

Ведь как звучит красиво – снежный барс!              В. Ерокин  8 класс

 

Охрана животных.

 

/ приложение «Права человека и гражданина РФ»/

Статья 42 Конституции РФ гласит: « Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Статья 58 утверждает, что «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Вот такие наши с вами права и обязанности в отношении природы, закрепленные основным Законом России.  

   Человек издавна привык видеть в хищниках своих врагов и истреблял их всеми доступными способами. Только в нашем столетии, когда во многих местах хищные звери перевелись или стали крайне редкими, отношение к ним начало меняться. Хищник, как, оказалось, служит обязательным звеном в сложной цепи природных взаимосвязей, выполняя роль необходимого в природе фактора естественного отбора.

  Наконец, стало очевидным, что независимо ни от чего хищники должны быть сохранены как памятники природы.

    По числу включенных в Красную книгу видов хищные звери занимают первое место – их в ней 18 из 43 в нашей фауне, т.е. почти половина видов отряда.

 Здесь есть все представленные у нас семейства хищных, но безусловное лидерство принадлежат кошкам – к редким и исчезающим отнесено 9 видов этого семейства из 11. Недаром в 60-х годах появилось обращение ученых к модницам всего света с призывом отказаться от удовольствия носить красивые пушистые меха этих зверей. За них платили огромные деньги, и бедным зверям не стало спасения от обуреваемых жаждой наживы заготовителей. Усилия ученых не пропали даром, однако численность многих видов кошек, особенно крупных, успела упасть до критических размеров.

    В Красную книгу России записаны животные: снежный барс, амурский тигр, леопард, среднеевропейский лесной кот, кавказский камышовый кот.

Снежный барс занесен не только в Красную книгу России, но и в Красную книгу МСОП /Международный союз охраны природы и природных ресурсов/

  Владимир Путин, который активно занимается программами защиты редких животных, контролирует несколько соответствующих программ – амурского тигра, белухи – белого кита и белого медведя.

    В августе 2008 года В.В.Путин посетил уссурийский заповедник в ста километрах от Владивостока, где надел ошейник со спутниковым навигатором на амурского тигра.

   В мае 2010 года ныне действующий президент выпустил из клетки в вольер Сочинского национального парка одну из двух самок леопарда, привезенных из Ирана.

   Зимой 2011 года по дороге на Сахалин В.В. Путин сделал остановку в Хакасии. Владимир Владимирович решил посмотреть, как идет изучение редчайшего животного – ирбиса. В заповеднике «Хакасский» Путину показали снежного барса по кличке Монгол. После отлета премьера из Хакасии зверя отвезли на место отлова и выпустили его после лечения уже со спутниковым передатчиком.

   Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинить ей вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить природу, знать животных, которые живут на нашей планете, их повадки, привычки, образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь. 

 

 

Реши кроссворд

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1. В гористой снежной местности

    Пятнистая кошка живет.

    Бродит знакомыми тропами,

    Добычу в засаде ждет.              /барс/

2. Его увидишь – сразу ясно:

    Царь зверей – шутить опасно.

    Грозный вид и грозный рык,

    Даже гривы не постриг.         /лев/

3. Кошек хищное семейство

    Жить не может без злодейства.

    По траве, скользя без шума,

    На охоту вышла ….                /пума/

4. Не боюсь я слова «брысь», я лесная кошка … /рысь/

5. Этот зверь в пятнистой шкуре,

    Как огромный рыжий кот.

    Он врагам страшнее бури,

    Он как молнии полет!            /ягуар/

 

В выделенных клетках по вертикали найдете ответ на вопрос:

 Как называется обособленная группа животных одного вида?     /семья/

 

Подведение итога занятия

 

Как много родственников есть у нашей кошки Мурки! Назовите их.

  Что нового и интересного вы узнали о жизни животных из семейства кошачьих?

Приложение

 

 

Конституция РФ

 

Права человека и гражданина

 

Статья 42: « Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

 

Обязанности человека и гражданина

 

Статья 58: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

 

 

 

Красная книга России

 

    В Красную книгу России включены животные семейства кошачьих:

снежный барс, амурский тигр, леопард, среднеевропейский лесной кот, манул, кавказский камышовый кот.

 

 Снежный барс занесен не только в Красную книгу России, но и в Красную книгу МСОП /Международный союз охраны природы и природных ресурсов/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читаем и размышляем

 

 

Басни  Льва Толстого

 

Лев и мышь

 

   Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её. Она сказала: «Если ты меня пустишь, Ия тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

   Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь – бывает и от мыши добро».

 

Лев, медведь и лисица

 

   Лев и медведь добыли мяса и стали за него драться. Медведь не хотел уступать, и лев не отступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.

 

Лев и осёл

 

  Пошёл раз лев на охоту и взял с собой осла и сказал ему: «Ты зайди, осёл, в лес и кричи что есть мочи, у тебя горло просторно. Какие звери от этого крика пустятся бежать, я тех поймаю».

  Так и сделал. Осёл кричал, а звери бежали куда попало, и лев ловил их. После ловли лев сказал ослу: «Ну, хвалю тебя, ты хорошо кричал». И с тех пор осёл всё кричит, всё ждёт, чтобы его хвалили.

 

Л.Н. Толстой  «Лев и собачка»  /быль/

 

   В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

   Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принес её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку льву на съеденье.

   Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал её. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собаку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

   Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

  С тех пор собачка жила в одной клетке со львом. Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

  Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему.

Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

  Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а се нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

  Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

  Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лёг подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

  Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал её на куски.       Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер.

 

Крылатые выражения

 

Львиная доля – большая часть чего-либо.

 

Ушки на макушке – поговорка о насторожившемся человеке /подобно животному, поднявшему уши/.

 

Рвать и метать – находиться в сильном раздражении, озлоблении на что-нибудь.

 

Гладить против шерсти – действовать или говорить наперекор кому-нибудь.

 

 

Пословицы и поговорки с использованием образов животных

 

 

Тигр хоть и лют, а своих тигрят не съест.

 

Льва сонного не буди.

 

Лев – страшно, а обезьяна – смешно.

 

 

Развитие речи

 

 

Беседа с детьми «Забавные истории о добрых животных»

 

Вопросы к беседе:

- Рассмотри внимательно картинки. О каком из этих животных ты хотел бы придумать сказку?

- Посмотри на этого льва /тигра и т.д./. Давай попробуем представить его характер. Как по-твоему добрый он или злой? Хитрый или простодушный? Умный или глупый? Веселый или грустный?

- Давай придумаем историю, которая приключилась с этим зверем.

- А почему с ним могла приключиться именно эта история, как ты думаешь?

 

Беседа с детьми «Охрана природы»

 

Вопросы к беседе:

- Как ты думаешь, почему в наше время нужно охранять, оберегать природу?

- Как ты считаешь, что приносит вред природе? /можно предложить

  варианты ответов: загрязнение воздуха, воды; вырубка лесов, истребление

  животных/

- Как ты думаешь, почему люди убивают животных?

- Как можно этому воспрепятствовать?

- Как мы должны относиться к природе – живой и неживой?

- Подумай, какую картину ты бы нарисовал, чтобы убедить других людей

  беречь природу?

 

Словарик на заметку

 

Альпинизм – вид спорта – восхождение на труднодоступные горные вершины.

Альпинист – спортсмен, занимающийся альпинизмом, горовосходитель.

Лавина – массы снега, снежных глыб, низвергающихся с гор.

Спасатель – специалист по спасательным работам.

/С.И. Ожегов «Словарь русского языка»/

 

Скейтборд – вид спорта, заключающийся в катании на специальной доске с роликами.

Сноуборд – вид спорта, заключающийся в катании по снегу на одной щирокой лыже.

/словарь иностранных слов/

 

 

Спорт

 

 

Сноуборд и горные лыжи

 

Лыжи придумали жители Севера, чтобы легче было передвигаться по снегу. Прикрепишь к ботинкам длинные деревянные полоски и скользишь. Позже для удобства сделали ещё и палки – ими нужно отталкиваться, чтобы двигаться быстрее. Сейчас на лыжах катаются со склонов, бегают и даже танцуют. Танцы на лыжах называются фристайлом.

А сноуборд – это те же лыжи. Точнее одна лыжа. Только широкая. Становишься на неё двумя ногами и съезжаешь с горы. С ветерком!

 

Олимпийские игры

 

Раз в четыре года проходят главные спортивные соревнования планеты – Олимпийские игры. Состязания в силе, ловкости и смелости когда-то устраивали в Древней Греции. Потом на долгое время об Олимпийских играх забыли, и возродил традицию их проведения в конце 19 века французский барон Пьер де Кубертен.

Каждая страна привозит на игры лучших атлетов, которые соревнуются между собой, защищая честь своих государств. Стать олимпийским чемпионом – мечта любого спортсмена. Ну а мы, болельщики, изо всех сил поддерживаем любимых героев и желаем им удачи!

 

Памятка для школьника

 

      Хочешь стать сильным и ловким, научиться побеждать в любом деле, а если не получилось победить – не унывать, когда проигрываешь? Тогда займись спортом! Слово «спорт» произошло от английского «игра». Но уже давно физические занятия перестали быть просто развлечением.

     Как сказал Пьер де Кубертен, организатор современных Олимпийских игр: «О, спорт, ты – мир!» Мир, который делает нас лучше, красивее, мужественнее!

     Люди придумали множество видов спорта. Есть командные и одиночные, силовые и игровые состязания. Можно делать по утрам зарядку или серьезно тренироваться по нескольку часов в день. Что выбрать – зависит от характера человека. Главное – получать удовольствие от того, чем занимаешься, и знать, что любые упражнения принесут пользу, помогут стать здоровым и счастливым.

 

 

Весёлые стихи

 

Лев комарика ловил,                                      Эй, не стойте слишком близко -

Лапой лоб себе разбил!                                 Я тигренок, а не киска.

                                   Б. Тимофеев                                       В. Маяковский

    

Телевизор тигр купил,                                   Тигр – свирепый зверь. Но всё же

Самый лучший попросил.                             Тихим тигр бывает тоже.

- Я люблю, - сказал он строго, -                    Тигр бывает, тих с тигрицей, 

Чтоб полосок было много!                            Так как сам её боится.

                                  Г. Виеру                                               В. Лунин

 

Надоело в клетке льву,                                   В этой очень знойной Африке

Лечь бы брюхом на траву.                             Ходят и мотают гривами

Лев бы даже не рычал.                                   Вовсе даже не сердитые

Лев бы лег и замолчал.                                  Желтые большие львы.

                                В. Степанов                                            В. Крапивин

                 Кто?    С. Черный

«Ну-ка, дети! Кто храбрее всех на свете?

Так и знал – в ответ все хором нараспев: «Лев!»

Лев? Ха-ха… Легко быть добрым,

Если лапы шире швабры.                               Папа лев и крошка львенок,

Нет, ни лев, ни слон…                                    Непоседливый ребенок,   

Храбрее всех, малыш, - мышь!                      Утром делают зарядку.

Сам вчера я видел чудо,                                 А потом играют в прятки.

Как мышонок влез на блюдо                                                Ю. Каспарова

И у носа спящей кошки

Не спеша, поел все крошки. Что?!.

 

Кошек хищное семейство                            Грозный лев с огромной гривой

Жить не может без злодейства.                   Воду пьет неторопливо.

По траве, скользя без шума,                        Лев гривастый – царь зверей,

На охоту вышла пума.                                 В джунглях зверя нет храбрей.

                         В. Степанов                                                 В. Степанов

 

У гепарда злобный взгляд,                          Тигры – знают все ребята –

Как огни глаза горят.                                   Ходят в шкурах полосатых.

Он хвостом сердито бьёт,                            От хвоста и до ушей

Он охотиться идет.                                       Цвет песка и камышей.

                       В. Степанов                                                   В. Степанов

 

          Кот    Т. Коваль

Лучший я среди котов, я знаток по играм!

Львом, пантерой быть готов,

Если надо – тигром.   

 

 

 

 

 

 

 

Загадки

 

У него большая грива:                              Меньше тигра, но немножко

И пушиста и красива!                               Больше крупной, рыжей кошки.

Какая миленькая киска.                            На суку она обычно,

Подходят дети к клетке близко.              Притаившись, ждет добычу.

К ней тянут руки, осмелев,                      Не робей, но берегись

Но осторожно – это…     /лев/                 В том лесу, где бродит …/рысь/

 

Раз – полоска, два – полоска                    Это что за зверь таёжный,

Рыжий зверь идет в матроске.                 Полуночный любит мрак,

Три, четыре, пять, шесть                          И, как все на свете кошки,

Хочет всех поймать и съесть. /тигр/       Ненавидит злых собак.   /тигр/

 

Изящна, красива, сильна и ловка,            У ручья схватил косулю,                       

Легендами издавна окружена.                  С ней легко по лесу мчу.

Глаза изумрудами ярко горят,                  И на дерево в лесу я

К ним так подходит чёрный наряд.          Даже вепря затащу.

                                          /пантера/                                               /леопард/

 

Огромная кошка мелькнет за стволами    В нужный час легко, свободно,

Глаза золотые и уши с кистями.                Твердо, веруя в успех,

Но это не кошка, смотри – берегись,         Это кто же из животных

Идет на охоту коварная …  /рысь/            Может прыгнуть выше всех? /пума/

 

Горностай гордится мехом, барс – отвагою своей.

Кто своим прекрасным бегом удивляет всех зверей? /гепард/

 

Хищника клык, страшный рык.                   Огромная кошка,

Слышат звери, обомлев,                                Вся шуба в полосках.  /тигр/

Кто же этот хищник?        /лев/ 

 

 

 

 

По страницам Красной книги

 

Хищные

    Человек издавна привык видеть в хищниках своих врагов и истреблял их всеми доступными способами. Только в нашем столетии, когда во многих местах хищные звери перевелись или стали крайне редкими, отношение к ним начало меняться. Хищник, как, оказалось, служит обязательным звеном в сложной цепи природных взаимосвязей, выполняя роль необходимого в природе фактора естественного отбора. Наконец, стало очевидным, что независимо ни от чего хищники должны быть сохранены как памятники природы.

    По числу включенных в Красную книгу видов хищные звери занимают первое место – их в ней 18 из 43 в нашей фауне, т.е. почти половина видов отряда. Здесь есть все представленные у нас семейства хищных, но безусловное лидерство принадлежат кошкам – к редким и исчезающим отнесено 9 видов этого семейства из 11. Недаром в 60-х годах появилось обращение ученых к модницам всего света с призывом отказаться от удовольствия носить красивые пушистые меха этих зверей. За них платили огромные деньги, и бедным зверям не стало спасения от обуреваемых жаждой наживы заготовителей. Усилия ученых не пропали даром, однако численность многих видов кошек, особенно крупных, успела упасть до критических размеров. Тигров, к примеру, еще полстолетия назад насчитывалось на Земле около 30 тысяч, а к 60-м годам уцелело всего 2,5 тысячи.

   Оказался на грани вымирания амурский тигр.

Снежный барс живет высоко в горах по соседству с вечными снегами и ледниками, где водятся горные козлы. Еще недавно он населял все южные горы нашей страны от Тянь-Шаня и Памира до Забайкалья. Теперь из многих мест исчез и повсюду стал очень редок. Включен в Красную книгу МСОП /Международный союз охраны природы и природных ресурсов/. Размножаются снежные барсы очень медленно.

   Леопард – зверь более южный, свойственный тропикам. Живет он в горах, но обычно не так высоко, как снежный барс. Охотится на оленей, косуль, горных козлов и баранов.

    В Красной книге есть кошка еще более редкая – гепард. На территории нашей страны он, по-видимому, уже не встречается, и уцелел только в зоопарках.

   Манул – самая мелкая из наших диких кошек. В зимнем меху, очень длинном и пушистом, он похож на сибирскую домашнюю кошку. Живет в невысоких горах Средней Азии, Алтая, Тувы. Никогда не был многочислен, а преследование ради меха быстро поставило манула на грань исчезновения.

  Лесной кот когда-то водился по всем европейским лесам, но по мере их сведения стал исчезать. В наши дни настоящая дикая кошка сохранилась только в Карпатах и на Кавказе. В Красной книге – среднеевропейский лесной кот.

 

 

Веселые задачи

 

На качели, на качели в зоопарке звери сели

Два пятнистых леопарда солнцу улыбаются

И со старым добрым львом весело качаются.

    Сколько всего зверят?

 

По тропинке кошка шла, за собой котят вела:

Белых два и черных два. Сосчитай их детвора?

 

Содержание

 

Цели и задачи проекта.

Этапы проведения проекта: 1 этап  подготовительный;

                                                2 этап  реализация проекта;

                                                3 этап результат проектной деятельности

                                                Занятие – беседа «Муркина родня».

Приложение:

- памятка «Права и обязанности человека и гражданина РФ»;

- читаем и размышляем басни и быль Л. Толстого;

- крылатые выражения;

- пословицы и поговорки с использованием образов животных;

- развитие речи: беседы «Забавные истории о добрых животных» и «Охрана

  природы», словарик на заметку, спорт;

- памятка для школьника о спорте;

- веселые стихи и загадки;

- раскрашиваем животных;

- по страницам Красной книги;

- литература.

 

Литература

 

 

1. Акимушкин И.И. Это всё кошки   Москва  Издательство «Малыш» 1974

2. Они должны жить. Млекопитающие: альбом / худ. В.А. Горбатов,

    автор текста М.В.Черкасова/ М.: Лесная Промышленность 1983

3. Степанов В.А. Стихи и сказки М. ООО «Издательство Оникс» 2008

4. Ушакова О.Д. Красная книга России: животные /словарик-справочник школьника/ СПб.: Издательский Дом «Литера» 2010

5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные /сост П.Р. Ляхов;

   Под общ. ред. О.Г. Хинн/ М.: ТКО «АСТ» 1996

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010