Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Создание условий для социализации дошкольников с патологией зрения на занятиях по ориентировке в пространстве в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида

Автор:
Шатрова Инесса Владимировна

Аннотация:

Одной из главных задач МДОУ компенсирующего вида является формирование у детей социально-адаптивного поведения. Социально-адаптивное поведение позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных жизненных ситуациях. Социализация включает познание ребёнком социальной действительности, овладения навыками практической, индивидуальной и групповой работы. По словам Е.Н. Подколзиной, социализация дошкольников с нарушением зрения должна быть направлена на формирование знаний, умений и навыков, являющихся прочной основой для дальнейшей успешности в школе.

Статья:

Одной  из  главных  задач  МДОУ  «Детский  сад  №144»  компенсирующего  вида  является  формирование  у  детей  социально-адаптивного  поведения. Социально-адаптивное  поведение  позволяет  дошкольнику  со  зрительной  патологией  быть  адекватным  и  самостоятельным  в  различных  жизненных  ситуациях.  Социализация  включает  познание  ребёнком  социальной  действительности,  овладения  навыками  практической,  индивидуальной  и  групповой  работы.  По словам Е.Н. Подколзиной, социализация  дошкольников  с  нарушением  зрения  должна  быть  направлена  на  формирование  знаний,  умений  и  навыков,  являющихся  прочной  основой  для  дальнейшей  успешности  в  школе.  

Как  известно,  социальное  благополучие  человека  во  многом  зависит  от  того,  как  человек  приспособлен,  адаптирован  к  окружающей  действительности,  каковы  его  самоощущения  в  ней. 

На момент поступления в дошкольное учреждение у детей с патологией зрения отмечаются трудности в пространственной ориентировке. Дети скованы, боятся большого пространства, с  трудом идут на контакт.

Недостатки  в  развитии  пространственной  ориентировки,  имеющейся  у  детей  с  нарушением  зрения,  ограничивают  их  самостоятельность  и  активность  во  всех  сферах  деятельности  и  в  социальном  окружении.

Неумение ориентироваться в пространстве является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с различными нарушениями зрения, и ограничения его мобильности и контакта с окружающим миром.

Только лишь специально организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа  (в теснейшей взаимосвязи с лечебно-восстановительной) помогает детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех видах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой).

В этой связи, цель коррекционной работы по развитию ориентировки в пространстве – это формирование у детей целенаправленного восприятия пространства, а также пространственных признаков и расположения наполняющих его предметов.

С самого начала обучения следует обращать внимание на воспитание у малышей с патологией зрения желания вступать в тесный контакт с ближайшим окружением, интереса к происходящему вокруг.

Кроме этого необходимо учитывать то, что ребенок, как правило, переоценивает свои зрительные возможности и опирается при ориентировке на неточное зрительное восприятие. В результате у него возникают искаженные представления о пространстве.

Понимание  детьми  отношений  предметов  и  объектов  в  пространстве  проходит  через несколько  последовательных  этапов,  характеризующихся  различной  степенью  осознанности  пространственных  признаков,  свойств  и  отношений.  Этапами  формирования  у  детей  целенаправленного  зрительного  восприятия  являются:

·        Создание  представлений  о  собственном  теле  (практическая ориентировка  «на  себе»).

·        Формирование представлений о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве (ориентировка  «от  себя»).

·        Обучение детей моделированию  предметно-пространственных  построений .

·         Обучение детей ориентировке в пространстве с помощью схем.

На первом  этапе создаются четкие представления ребенка о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей. Обучение детей со зрительной депривацией ориентировке на собственном теле начинается с самого раннего возраста, младшей группы. Направления этого этапа работы таковы:

·        Зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела

·        Рассмотрение ребенком себя в зеркале, называние частей своего тела

·        Соотнесение частей своего тела с телом другого ребенка

·        Зрительно-осязательное обследование  ребенком куклы,  выделение и называние частей ее тела. 

Цель второго этапа - дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя». На данном этапе происходит: усвоение пространственных предлогов и наречий; понятий путей, протяженностей,  направлений; накопление словаря, определяющего пространственные представления  и т.д.

Для успешности в ориентировке в пространстве и закрепления пространственных представлений важно учить детей ориентировке в  микроплоскости (на листе бумаги, на поверхности стола, фланелеграфа, магнитной доски). Учить располагать и называть предметы в заданных направлениях микропространства.

На этапе обучения  детей моделированию предметно-пространственных построений ребенок учится создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями. Занятия на этом этапе проводятся в форме дидактических игр: «Кукла купила себе мебель», «Кукла переехала в новый дом» и т.д. Сначала ребенок рассматривает и обследует осязательно макет кукольной комнаты и предметы кукольной мебели. Позже опираясь на сформированные у детей навыки, можно перейти к обучению моделированию пространственных отношений с использованием предметов-заместителей. Тогда  кукольная  мебель заменяется строительным  материалом.

Овладев навыками моделирования микропространства, дети используют их при моделировании макропространства.

Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем является более сложным и завершающем этапом работы. Дети учатся размещать игрушки в реальном пространстве по картинке-плану. Затем тифлопедагог знакомит детей с более сложными схемами, например кабинета  тифлопедагога. Приобретенные детьми навыки работы со схемами способствуют развитию их пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно-пространственную ориентировку. Представления об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками свободного самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях  (спальне, групповой комнате), но и за пределами группы.

Современные данные нейропсихологической науки говорят о пространственных представлениях как о базисе, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов у ребенка, является важной частью умственного развития дошкольника. Поэтому,  достаточно высокий уровень развития ориентировки в пространстве –  это прочная основа дальнейшей успешности в школе.

            Это дает возможность ребенку со зрительной патологией  свободно и самостоятельно осваивать новые и незнакомые пространства школьных помещений;

            Успешно овладевать знаниями при изучении математики, природоведения, географии, рисовании, черчения и др. предметов;

            Развитие зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги  является профилактикой оптической дисграфии  и  дислексии.

    Таким образом,  развитие  ориентировки  в  пространстве  у  детей  с  нарушением  зрения  является  важным  звеном  в  социализации  дошкольников  в  условиях  коррекционного  воспитания  ДОУ  и  может  осуществляться  с  первых  дней  пребывания  ребёнка  в  детском  саду.

Литература:

Е.Н. Подколзина  Как учить ребенка с нарушением зрения ориентироваться в пространстве.// Ж-л «Дефектология»,№4,6 2008г.

Л.И. Солнцева  Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Полиграф-сервис,1997г.

Л.И. Плаксина  Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. - М.: Город.1998г.

Т.А Павлова  Развитие пространственной ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М.: Школьная пресса, 2004г.

Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах./ под редакцией Л.И.Плаксиной,1998г.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010