Автор:
Шатрова Инесса Владимировна
Одной из главных задач МДОУ компенсирующего вида является формирование у детей социально-адаптивного поведения. Социально-адаптивное поведение позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных жизненных ситуациях. Социализация включает познание ребёнком социальной действительности, овладения навыками практической, индивидуальной и групповой работы. По словам Е.Н. Подколзиной, социализация дошкольников с нарушением зрения должна быть направлена на формирование знаний, умений и навыков, являющихся прочной основой для дальнейшей успешности в школе.
Статья:Одной из главных задач МДОУ «Детский сад №144» компенсирующего вида является формирование у детей социально-адаптивного поведения. Социально-адаптивное поведение позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных жизненных ситуациях. Социализация включает познание ребёнком социальной действительности, овладения навыками практической, индивидуальной и групповой работы. По словам Е.Н. Подколзиной, социализация дошкольников с нарушением зрения должна быть направлена на формирование знаний, умений и навыков, являющихся прочной основой для дальнейшей успешности в школе.
Как известно, социальное благополучие человека во многом зависит от того, как человек приспособлен, адаптирован к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней.
На момент поступления в дошкольное учреждение у детей с патологией зрения отмечаются трудности в пространственной ориентировке. Дети скованы, боятся большого пространства, с трудом идут на контакт.
Недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющейся у детей с нарушением зрения, ограничивают их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности и в социальном окружении.
Неумение ориентироваться в пространстве является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с различными нарушениями зрения, и ограничения его мобильности и контакта с окружающим миром.
Только лишь специально организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа (в теснейшей взаимосвязи с лечебно-восстановительной) помогает детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех видах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой).
В этой связи, цель коррекционной работы по развитию ориентировки в пространстве – это формирование у детей целенаправленного восприятия пространства, а также пространственных признаков и расположения наполняющих его предметов.
С самого начала обучения следует обращать внимание на воспитание у малышей с патологией зрения желания вступать в тесный контакт с ближайшим окружением, интереса к происходящему вокруг.
Кроме этого необходимо учитывать то, что ребенок, как правило, переоценивает свои зрительные возможности и опирается при ориентировке на неточное зрительное восприятие. В результате у него возникают искаженные представления о пространстве.
Понимание детьми отношений предметов и объектов в пространстве проходит через несколько последовательных этапов, характеризующихся различной степенью осознанности пространственных признаков, свойств и отношений. Этапами формирования у детей целенаправленного зрительного восприятия являются:
· Создание представлений о собственном теле (практическая ориентировка «на себе»).
· Формирование представлений о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве (ориентировка «от себя»).
· Обучение детей моделированию предметно-пространственных построений .
· Обучение детей ориентировке в пространстве с помощью схем.
На первом этапе создаются четкие представления ребенка о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей. Обучение детей со зрительной депривацией ориентировке на собственном теле начинается с самого раннего возраста, младшей группы. Направления этого этапа работы таковы:
· Зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела
· Рассмотрение ребенком себя в зеркале, называние частей своего тела
· Соотнесение частей своего тела с телом другого ребенка
· Зрительно-осязательное обследование ребенком куклы, выделение и называние частей ее тела.
Цель второго этапа - дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя». На данном этапе происходит: усвоение пространственных предлогов и наречий; понятий путей, протяженностей, направлений; накопление словаря, определяющего пространственные представления и т.д.
Для успешности в ориентировке в пространстве и закрепления пространственных представлений важно учить детей ориентировке в микроплоскости (на листе бумаги, на поверхности стола, фланелеграфа, магнитной доски). Учить располагать и называть предметы в заданных направлениях микропространства.
На этапе обучения детей моделированию предметно-пространственных построений ребенок учится создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями. Занятия на этом этапе проводятся в форме дидактических игр: «Кукла купила себе мебель», «Кукла переехала в новый дом» и т.д. Сначала ребенок рассматривает и обследует осязательно макет кукольной комнаты и предметы кукольной мебели. Позже опираясь на сформированные у детей навыки, можно перейти к обучению моделированию пространственных отношений с использованием предметов-заместителей. Тогда кукольная мебель заменяется строительным материалом.
Овладев навыками моделирования микропространства, дети используют их при моделировании макропространства.
Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем является более сложным и завершающем этапом работы. Дети учатся размещать игрушки в реальном пространстве по картинке-плану. Затем тифлопедагог знакомит детей с более сложными схемами, например кабинета тифлопедагога. Приобретенные детьми навыки работы со схемами способствуют развитию их пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно-пространственную ориентировку. Представления об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками свободного самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (спальне, групповой комнате), но и за пределами группы.
Современные данные нейропсихологической науки говорят о пространственных представлениях как о базисе, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов у ребенка, является важной частью умственного развития дошкольника. Поэтому, достаточно высокий уровень развития ориентировки в пространстве – это прочная основа дальнейшей успешности в школе.
• Это дает возможность ребенку со зрительной патологией свободно и самостоятельно осваивать новые и незнакомые пространства школьных помещений;
• Успешно овладевать знаниями при изучении математики, природоведения, географии, рисовании, черчения и др. предметов;
• Развитие зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги является профилактикой оптической дисграфии и дислексии.
Таким образом, развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения является важным звеном в социализации дошкольников в условиях коррекционного воспитания ДОУ и может осуществляться с первых дней пребывания ребёнка в детском саду.
Литература:
Е.Н. Подколзина Как учить ребенка с нарушением зрения ориентироваться в пространстве.// Ж-л «Дефектология»,№4,6 2008г.
Л.И. Солнцева Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Полиграф-сервис,1997г.
Л.И. Плаксина Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. - М.: Город.1998г.
Т.А Павлова Развитие пространственной ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М.: Школьная пресса, 2004г.
Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах./ под редакцией Л.И.Плаксиной,1998г.