Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Информационно-компьютерные технологии как повышение производительности и эффективности обучения детей с нарушениями слуха.

Автор:
Тыщенко Наталья Юнызовна

Аннотация:

АННОТАЦИЯ

Автор: Тыщенко Наталья Юнызовна,

сурдопедагог, учитель русского языка и литературы.

Код: SC-5971

Информационно-компьютерные технологии как повышение производительности

и эффективности обучения детей с нарушениями слуха.

Использование информационно-компьютерных технологий – одно из направлений   активных поисков новых педагогических решений, способствующих  развитию творческого потенциала  детей с нарушением слуха. Применение компьютерных технологий в изучении русского языка и литературы весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий очень широки. Уроки с компьютерной  и мультимедийной поддержкой не могут заменить полностью традиционные формы обучения, однако помогают разнообразить формы работы, экономить время и использовать в большом объёме информационный материал.  Компьютерные технологии позволяют получать информацию многоканально, а, следовательно, значительно возрастает не только объём полученной информации, но и качество её усвоения.  

Статья:

Автор: Тыщенко Наталья Юнызовна,

сурдопедагог, учитель русского языка и литературы.

Код: SC-5971

Информационно-компьютерные технологии как повышение производительности

и эффективности обучения детей с нарушениями слуха.

     В последние годы происходит обновление системы образования, изменяется отношение общества к детям с нарушениями слуха, и закономерно встают вопросы условий организации их обучения и воспитания на перспективу. У детей с ограниченными возможностями возникают проблемы в личностном развитии, трудности общения и поведения, они остаются в стороне от полноценной жизни в обществе людей, находятся практически в социальной изоляции. Преодолеть физический недуг – глухоту и её следствие – немоту возможно лишь при специальном обучении сурдопедагогом-дефектологом, создавая при этом соответствующие природе глухого человека условия. Это самая трудная задача, решаемая лишь в условиях специального обучения глухих детей.

     Применение компьютерных технологий особенно важно в работе с детьми в коррекционной школе, так как уровень развития  учащихся характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребёнка. Вызвать такую активность непросто. Для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Главная задача - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением компьютерных технологий, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения то, что применение компьютерных технологий делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным. Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение.

Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся в образовательном процессе является использование информационно-компьютерных технологий. Они позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизируют внимание, повышают творческий потенциал личности и темп урока, увеличивают долю самостоятельной работы учащихся, позволяют проверить усвоение теории у всех учащихся, углубляют степень отработки практических умений и навыков, позволяют вести дифференцированную работу с каждым учеником.

Информационно-компьютерные технологии целесообразно использовать при изложении и закреплении нового материал, в системе контроля и проверки, для самостоятельной работы учащихся, при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, для тренировки конкретных способностей учащихся (внимания, памяти, мышления).

Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы в школе для глухих детей, я применяю компьютерные технологии в обучении этих предметов по нескольким направлениям в урочной деятельности: как банк справочного материала, как динамическое средство условной наглядности, как инструмент организации проблемной ситуации, что способствует повышению мотивации к обучению.

Также на занятиях я активно использую мультимедиа. Применение мультимедийного проектора позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся,  позволяет разнообразить работу на уроке, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Один из классиков сказал: "Лучший отдых - это смена деятельности". Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют учащимся в форме игры легко усвоить учебный материал.

Компьютерная презентация позволяют наиболее полно и интересно проиллюстрировать содержание излагаемого материала, даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей своего  класса, темы, предмета. Это позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Она способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Проведение уроков в форме презентаций увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций — творческий, интересный, хотя и трудоёмкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату. Компьютер даёт прекрасную возможность для анимации, которая удерживает внимание. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. При закреплении ребята работают более активно, у них много впечатлений, так как все смогли не только прочитать материал урока, но и увидеть его. Презентация может идти на протяжении всего урока, а может занимать только его часть. На уроках с помощью слайдов, созданных в программе Microsoft Power Point, может осуществляться демонстрация правил, упражнений на доске, цепочек для устного ответа, могут быть организованы риторические разминки, самопроверка и т.д.

Мне кажется, что список возможностей программы Microsoft Power Point для повышения эффективности уроков ещё далеко не полон, и хочется надеяться, что возможности данной программы помогут учителям повысить эффективность уроков по различным предметам.

Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для информационной поддержки, для иллюстрирования, для использования разнообразных упражнений, для экономии времени и материальных средств, а также для построения канвы урока.

Благодаря использованию презентаций у учащихся наблюдается:

а) концентрация внимания; б) включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; в) более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;

г) повышение интереса к изучению предмета; д) возрастание мотивации к учёбе.

Применение цвета, графики и анимации, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что хотя отношение учеников и учителей к мультимедийным презентациям неоднозначно, бесспорным является то, что данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Учащихся привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами». Они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. У ребят пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с литературой по предмету. У них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

     При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нём по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несёт познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций,  немыслима творческая деятельность ученика.

       Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.   Таким образом, мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока: а) образовательной: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;                   б) развивающей: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся;                                     в) воспитательной: воспитание научного мировоззрения, умения чётко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

         Формы и место использования мультимедийной презентации  на занятии зависят от содержания урока, целей, которые ставит преподаватель. Тем не менее, моя практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приёмы применения таких презентаций.

          Рассмотрим возможности использования мультимедийной презентации на различных этапах урока:

1. Для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса.

           Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

2. Для объяснения нового материала.

             В своей практике для конкретных уроков я создаю и использую мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, таблицы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Так, например, на уроках литературы я применяю мультимедийные презентации при знакомстве учащихся с биографией писателей, поэтов. Это способствует тому, что биографический «скучный» материал, показанный цепочкой слайдов, становится весьма интересным и увлекательным для ребят. Также использую мультимедийные презентации на уроках обобщения по изученной теме (см.Приложение 1, Приложение 2).

3.  Для контроля знаний.

     Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученики записывают в тетради. По желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определённый интервал времени.

4. Для знакомства со значениями новых слов (словарная работа).

           Большое затруднение глухие учащиеся испытывают при чтении художественного текста и его пересказе. И немногие из детей овладевают пересказом текста, некоторые из них ограничиваются ответами на вопросы по содержанию текста в форме диалога. При чтении художественного произведения учащиеся в текстах встречают множество незнакомых новых слов. С помощью мультимедийной презентации можно показать незнакомое слово, затем дать его объяснение, толкование, потом показать иллюстрацию и лишь в конце употребление данного слова в предложении.

5.Для снятия напряжения, релаксации.

        Для снятия напряжения, переключения внимания, особенно когда урок проходит в конце учебного дня, использую презентации, способные развлечь, снять напряжение. Например, физкультминутки.

6. Для сопровождения собственного доклада.

          Учащиеся могут самостоятельно готовить презентации.

7. Для подведения итогов урока.

           Выводы, ответы на поставленные вопросы, рефлексия.

     При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экранов компьютера или мультимедийных, интерактивных досок. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, так как при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоёмкой для человеческого зрения является работа с текстами.

    Использование компьютеров в учебной деятельности на современном этапе выглядит вполне естественным с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации к учению и развитию творческих способностей.

     Таким образом, использование компьютерных программ позволяет повысить эффективность контроля умений и навыков учащегося. Практика показывает, что разумное сочетание традиционных и компьютерных технологий в школьных условиях позволяет повысить производительность труда учителя и эффективность обучения.

   

                                                                    Литература.

1.Панюкова С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. – М.: Изд-во РАО, 1998.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида Москва «Просвещение» 2003.

3.Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании // Коррекционная педагогика. 2004. №2.

4.Пунчик В.Н. Мультимедийное сопровождение учебного процесса/авт.-сост. В.Н.Пунчик: Минск: Красико-Принт, 2009.(Педагогическая мастерская).

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Изображение

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010