Авторы:
Зайцева Татьяна Сергеевна
Майорова Людмила Викторовна
Использование сказки в коррекции общего недоразвития речи дошкольников
Статья посвящена проблеме использования сказки в системе развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Авторы рассматривают положительное влияние сказок на всестороннее развитие ребенка и на формирование всех сторон его речи, дают рекомендации по использованию сказок в коррекционном процессе с детьми.
Статья:
Зайцева Татьяна Сергеевна код № SC-4220
Майорова Людмила Викторовна код № SC-4232
Использование сказки в коррекции общего недоразвития речи дошкольников
Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознание себя, развитие познавательных способностей. На этом этапе формируется личность ребенка. Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, формируется мышление. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии, т.к. своевременно проводимая коррекционно-педагогическая работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе и их дальнейшей успешной адаптации в социуме.
Дефекты речи очень часто сочетаются с нарушениями моторики, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. На начальном этапе обучения коррекционная работа направлена на развитие предпосылок к развитию речи: на формирование интереса к окружающему, развитию предметной деятельности, слухового внимания и восприятия, совершенствование фонематического слуха и активизации артикуляционного аппарата.
Развитие речи у детей происходит во всех видах деятельности: в повседневной жизни, в процессе общения с взрослыми, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий формируется мышление у детей, создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности, происходит усвоение слов, обозначающих свойство и качество предметов, усваиваются последовательность событий. Весь приобретенный социальный материал и эмоциональный опыт закрепляется в обобщающем слове, а сама речь получает адекватную содержательную основу.
В городе Чистополь Республике Татарстан в детском саду № 22 комбинированного вида работают группы для детей с органическим поражением ЦНС. Дети с отклонениями в развитии в нашем детском саду реализуют свои права на получение образования с учетом своих психофизиологических возможностей.
На специальных обучающих занятиях по развитию речи мы систематизируем и обобщаем речевой материал, освоенный детьми в процессе других видов деятельности, расширяем и уточняем словарь, активизируем связную речь.
Кроме того, решаются специфические коррекционные задачи, а именно формируем основные функции речи: фиксирующую, сопровождающую, познавательную, регулирующую и коммуникативную, а также осуществляем работу по коррекции звукопроизношения у детей.
В процессе развития речевой деятельности ребенка большое внимание уделяем индивидуальным занятиям, которые обычно направлены на формирование грамматически связной речи и коррекции звукопроизношения. Перед нами стоит задача помочь ребенку адаптироваться в социальной среде, т.е. научить его слышать, слушать, понимать, запоминать, воспроизводить, общаться, подготовиться к обучению в школе.
С этой целью, в своей педагогической практике мы широко используем сказки. Сказки формируют представление о прекрасном, учат чувствовать слово, наслаждаться им. Сказки занимают в жизни ребенка важное место. Приобщение к ним одна из основных задач эстетического воспитания дошкольников. Сказки совершенствуют мышление ребенка, помогают овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира вещей и человеческих отношений.
Используя сказки при формировании речи у детей с ОНР, мы поставили перед собой следующие задачи:
- вызвать у детей интерес к сказкам;
- привить навыки слушать, слышать, воспринимать художественные тексты;
- помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре;
- научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.
Эффективной формой работы в выполнение этих задач является:
1.Слушание сказки детьми в записи (магнитофон).
Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью языка. Малыши легче и быстрее запоминают такие образы, как петушок – золотой гребешок, мышка – норушка, лягушка – квакушка и т.д. Повторение песенок действующих лиц сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей и они начинают использовать их в играх.
2. Просмотр иллюстраций к сказке, мультфильма, диафильма.
Формирует у дошкольника способность словесно передавать содержание не только простых, но и более сложных композиций; научит детей более осмысленному восприятию изображений различных движений, чтобы сформировать у них способность замечать отличительные признаки различных животных.
3. Имитация детьми движений и звукоподражаний животным – героям сказки.
Игры с игрушками-животными; заучивание потешек, стихов о животных. У младших детей возникает интерес к игрушкам- животным, способность развертывать с ними, хотя и не сложные по содержанию, но эмоциональные игры с имитацией движений и звукоподражания.
4. Показ настольного театра педагогом.
Восприятие детьми развивающего сюжета, запоминание последовательности событий.
5. Показ настольного театра педагогом совместно с детьми (рисунок 1).
Возникновение у детей эмоционального и словесного общения в ходе совместной деятельности рука ребенка - рука педагога.
6. Показ настольного театра детьми (рисунок 2).
Ребенок должен видеть не только предмет, но и действовать с ним.
7. Пересказ сказки детьми по вопросам педагога с опорой на иллюстрации (рисунок 3).
Воспроизведение сюжета сказки детьми по вопросам после предварительного пересказа педагогом с показом иллюстраций. Формирует умение действовать по плану, удерживать в памяти сюжет сказки.
8. Драматизация детьми сказки (рисунок 4).
Игра-драматизация помогает дошкольнику глубже понять идею сказки, почувствовать героев сказки, способствует выразительности речи и движений.
9. Показ кукольного театра педагогами. Помогает по-новому увидеть героев, эмоционально общаться с ними, соотносить полученные знания и эмоциональный опыт. Педагог дает образец связной речи: диалога и монолога.
10. Комментированное рисование по сказке.
Ребенок отражает собственный и изобразительный опыт в слове, то есть рассказывает, что нарисовал.
11. Изготовление детьми пальчикового театра (на занятиях по конструированию).
О значении использования пальчиковых игр написано много статей и работ. Мы изготавливаем театр из футляров от «киндер-сюрприза», приклеиваем элементы, отличающие персонажи: глаза, ушки, нос.
12. Показ детьми пальчикового театра (рисунок 5).
Использование предметов, в изготовлении которых дети сами принимают участие. Литературный материал воспринимается активнее, если персонаж «сидит» на пальчике. Дополнительно это зарядка для пальчиков, способствующая активизации речевого центра коры головного мозга.
13. Изготовление детьми с помощью педагогов головок персонажей сказки из папье-маше.
На занятиях по ИЗО - деятельности, раскрашивание их.
14. Пошив костюмов для персонажей сказки детьми совместно с педагогом на занятиях по ручному труду.
Воспитывается интерес к планированию предстоящей работы, правильный подбор нужного материала и инструментов, заинтересованность в завершении начатого дела и его дальнейшего использования.
15. Индивидуальные занятия по сказке на решение логических задач и развитие мышления.
Детям задаются вопросы, требующие неформального ответа на вопрос, а работы мысли. Например, «Кто пришел к теремку раньше, зайка или лягушка?», «Почему медведь не смог залезть в теремок?», «Какие похожие сказки ты знаешь?» («Рукавичка») и т.д.
Кроме того, используются игры-лабиринты: «Помоги мышке пройти к теремку», разрезные предметные и сюжетные картинки.
16. На индивидуальных занятиях заучивание текста сказки с одновременным движением руки.
17.Самостоятельная театрализованная деятельность детей с музыкальным сопровождением. (рисунок 3)
Воспитывается умение детей выдерживать последовательность изложения сказки, соблюдая очередность выхода персонажей, согласовывать свои действия с действием других детей, умение подсказать и помочь друг другу. Дети также играют не для себя, а для зрителей, стараясь передать мимику, жесты, выразительность персонажей - словом.
В своей практике мы строим занятия по сказкам на основе инсценировки и драматизации. Вот, например, игра-драматизация «Колобок». Сначала рассказываем сказку, рассматриваем иллюстрации, затем смотрим диафильм, разыгрываем сказку с помощью предметов-заместителей, затем выкладываем сюжетные картинки в определенной последовательности. Потом проводим занятие «Испеку я колобок» (с использованием теста), обыгрываем эту же ситуацию на прогулке, лепим колобок из песка. Проводим игры на имитацию движений животных - лисы, зайца, волка, медведя. Все это развивает и обогащает ребенка, помогает получать новую информацию, новые знания.
Также для развития речи мы советуем чаще прибегать к испытанному методу – придумыванию новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Например, сказку «Рукавичка» дети могут назвать так: «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Как дед потерял рукавичку» и т.д.
Формированию чуткости к слову будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и в тоже самое время смешное слово (к примеру, о лисе – длиннохвостая, пушистая).
- определить лишнее слово. (например, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух – дошкольник определяет лишнее слово «избушка»).
Логопедам, работающим с дошкольниками с ОНР, мы можем предложить следующие рекомендации:
- научить ребенка осмысленно отвечать на поставленный вопрос, не торопиться называть любое слово из предложенных;
- подбирать вопросы по принципу: «от простого к сложному»;
- ставить перед детьми не только традиционные вопросы типа: «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем?»
Итак, подводя итоги, следует отметить, что при такой целенаправленной работе дети лучше понимают смысл текста, различают особенности персонажей, происходит обогащение и активизация словарного запаса, формируются навыки связной речи. Наряду с этим развиваются фантазия, воображение, память, внимание, простое логическое мышление.
Такая работа способствует также формированию у детей интереса к художественным произведениям и использованию их содержания в самостоятельной игре.
При этом следует подчеркнуть, что речь педагога при общении с детьми должна быть образцом для подражания, эмоционально насыщена, нетороплива и грамматически правильна. Только тогда такая работа поможет всесторонне развить ребенка, совершенствовать его речь, развить умение ориентироваться в окружающем мире, понять смысл предлагаемых заданий, преодолевать трудности и творчески проявить себя.