Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Развитие творческого потенциала у детей с нарушением зрения

Авторы:
Максименко Ольга Леонидовна
Озимчук Светлана Николаевна

Аннотация:

Развитие творческого потенциала у детей с нарушением зрения

 

 

Озимчук С.Н. учитель-дефектолог

Максименко О.Л. учитель-логопед

МБДОУ детский сад № 25 компенсирующего вида г. Мончегорска, Мурманской области

 

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. На сегодняшний день – это поиск новых подходов, позволяющих выстраивать процесс формирования и развития творческой личности в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности. Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребёнком.

Развивая у ребёнка положительное, чувственное отношение, мы тем самым корректируем личностные нарушения и одновременно создаем оптимальный режим для развития других психических функций. Создание психологических условий помогает ребёнку быть раскованным и свободным за счёт поддержки взрослым его творческих начинаний.

2014-12-19

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление:Коррекционная педагогика , Модуль:Дошкольное воспитание и обучение детей с ОВЗ

Направление: Коррекционная педагогика, Модуль: Коррекционно-развивающие технологии и методические находки   

Статья:

Развитие творческого потенциала у детей с нарушением зрения

 

Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка с особыми возможностями здоровья в общество, является формирование установки на творческую деятельность.

Творческая деятельность – реализация способностей, создание чего-то нового, интересного, необычного. К условиям, способствующим успешному развитию творческих способностей и самореализации детей, относятся психические познавательные процессы, свойства личности каждого ребёнка. 

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. На сегодняшний день – это поиск новых подходов, позволяющих выстраивать процесс формирования и развития творческой личности в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности. Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребёнком.

Творческое воображение расширяет человеческое познание с самого раннего детства. Оно оказывает существенное влияние на развитие личностных качеств ребёнка. Воображение способствует развитию мышления, воли, эмоций и чувств, благодаря этому ребёнок может предвидеть результаты своей деятельности.

Нарушения зрения в определенной мере ограничивают возможности развития творческого воображения. Так как из-за недостаточности сенсорного опыта у детей с нарушением зрения наблюдается разрыв между предметным практическим действием и его словесным обозначением.

Однако благодаря компенсаторным механизмам и восстановлению сенсорного развития, логическому (понятийному) мышлению, а также активному функционированию других психических функций (представлений и памяти) слепые и слабовидящие дети могут достигать значительных результатов.

Творческие способности не даются от рождения и не возникают на пустом месте. Для их развития нужны условия. Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.

Поэтому одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Процесс эстетического развития мы осуществляем во всех сферах жизни ребёнка: в чтении художественной литературы, в  развитии познавательной деятельности, в активизации двигательной активности, в отношении к природе и рукотворному миру. В работе с детьми мы используем проблемные и творческие задания, создание поисковых ситуаций, эмоциональные разрядки, дидактические игры. 

Другое важнейшее условие для развития у детей творческих способностей - организация интересной содержательной жизни ребёнка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Ведь, прежде всего, творчество для ребёнка – это средство выражения себя и своего отношения к миру.  Лет до семи ребёнок погружен в свой внутренний мир, активно формируется его мировоззрение. То есть идет постоянный творческий процесс. Осмыслить и выразить результаты этого процесса помогает, как умение выразительно передавать свои мысли, так и умение к освоению традиционных и нетрадиционных техник рисования, а так же другие виды творческой деятельности. Важно - не мешать, предоставить детям свободу самовыражения.

Для развития изобразительных способностей необходима реализация комплексного и системного использования методов и приёмов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность (игровая мотивация усиливает творческое состояние детей). Важно и то обстоятельство, что ребёнок в творческой деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. <Рисунок 1>

 

Рисунок 1

Учёт индивидуальных особенностей ребёнка, пожалуй, одно из основных условий развития творческих способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер зрительных нарушений, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребёнка в этот день.

В процессе создания рисунка или поделки ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребёнок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными умениями и учится осознанно их использовать. Восприятие образов в рисунках органично сплетается с впечатлениями и наблюдениями в действительности, что улавливается детьми и передаются ими в высказываниях. Дети способны выразить в своих суждениях настроение, чувства, сравнить изображённое с виденным в жизни. <Рисунок 2>

 

Рисунок 2

Большую помощь детям оказывает  имеющаяся наглядность: художественные изображения, тактильные книги, красочные журналы, открытки и т.п. Созданная в группах развивающая пространственная среда, а также разнообразие, а главное - доступность пособий и материалов способствуют активизации различных творческих проявлений детей.

Верный помощник педагогу и детям в накоплении и конкретизации знаний - коврограф с набором разнообразных пособий. Используя коврограф, ребёнок самостоятельно осуществляет синтез и анализ.

Работа с этим пособием направлена на закрепление знаний детей о природе и характерных признаках времён года, о животном и растительном мире, пополнение и активизацию словарного запаса, совершенствование лексико-грамматических категорий языка, обучению умения составлять небольшие предложения и рассказы по картине, развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, формирование познавательных и творческих способностей.<Рисунок 3>

 

Рисунок 3

На занятиях дети знакомятся с новыми словами, учиться понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребёнок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому. Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребёнок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, усложняемых слов, уточняет их лексические, фонетические и грамматические оттенки. <Рисунок 4>

 

Рисунок 4

У ребёнка с нарушением зрения творческая деятельность находится в прямой зависимости от его опыта, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого рождаются фантазии. Обострённое внимания к явлениям мира и предполагает умение удержать в памяти впечатления и осмыслить их. Так и рождаются наши «Рукописные книги», где дети с помощью взрослых являются и художниками-оформителями, и авторами. <Рисунок 5>

 

Рисунок 5

Сохранить устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности у детей с нарушением зрения, помогают занятия с нетрадиционными материалами, а вернее, с использованием нестандартной техники. Так или иначе, но создание творческой атмосферы зависит от желания и умения взрослого создавать условия для развития детского творчества. 

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п. <Рисунок 6>

 

Рисунок 6

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности. А разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.

В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать способности детей в процессе изобразительной деятельности.

Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Уже 3-летний ребёнок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребёнка, а, показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Поролоновые рисунки. Из поролона делаются разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем они крепятся тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Когда шаблон готов, его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. Лишь затем можно предложить сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трёх.

Ниткография. Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берётся картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, её конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть её и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной деятельностью, будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Рисование свечой. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (ёлочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на всё изображение. Вследствие того, что краска не ложится на изображение, выполненное свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету.

Монотипия - это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуем краской с помощью кисточки,  ватной палочкой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачиваем целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокаем рисунок, а затем поднимаем целлофан. Получается два рисунка.

Тканевые изображенияВ данной технике используются кусочки ткани различной текстуры, качества и цвета. Их разнообразие может послужить для изготовлениядомика или туловища животного, красивого зонтика или шапочки для куклы, или сумочки. А можно вырезать уже готовые цветы для букета или клумбы. Здесь большое значение имеет тактильное ощущение – основной источник восприятия для детей с нарушением зрения.

Объемная аппликацияОчевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объёмную: объёмная лучше воспринимается слабовидящими дошкольниками  и более реалистично отражает окружающий мир.

Таким образом, использование нетрадиционных приёмов работы с бумагой положительно влияет на развитие творческих художественных и речевых способностей у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Творческая активность создаёт педагогические условия, побуждающие детей к использованию накопленного опыта, развитию потребности в творческой самореализации через расширение опыта восприятия, который интегрирует в различных сферах деятельности детей с нарушением зрения. Результатом совместной работы являются выставки, подготовка и оформление праздников, участие в конкурсах различного уровня, а главное – благодарность родителей наших воспитанников. Они с большим удовольствием участвуют во всех предложенных нами и другими организациями творческих конкурсах и других различных мероприятиях. <Рисунок 7>

 

Рисунок 7

Развивая у ребёнка положительное, чувственное отношение, мы тем самым корректируем личностные нарушения и одновременно создаем оптимальный режим для развития других психических функций. Важно помнить, что каждый ребёнок — это отдельный мир со своими особенностями, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Создание психологических условий помогает ребёнку быть раскованным и свободным за счёт поддержки взрослым его творческих начинаний. Мы не ограничиваем детей в выборе средств выражения себя в творчестве, так как творчество это спонтанный процесс, который нужно поддерживать. <Рисунок 8>

 

Рисунок 8

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010