Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Формирование понятий и представлений о величине и форме у дошкольников с ЗПР

Автор:
Нещерет Татьяна Юрьевна

Аннотация:

Овладение ребенком представлениями о величине и форме является немаловажным фактором его социализации, развитием познавательных процессов и важным моментом в пропедевтическом периоде для формирования представлений о числе и счете.
Учитывая практическую важность восприятия форм и величины в обыденной жизни, а также для более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации, необходимо проводить коррекционно- развивающую работу с дошкольниками с ЗПР по этому направлению.

Статья:

 Необходимым компонентом готовности детей к школьному обучению является определенный запас знаний и представлений. Обучение математике опирается на те элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, общаясь со сверстниками и взрослыми. В процессе наблюдений и собственных практический действий они постепенно учатся различать и сравнивать предметы, приобретают представления о величине, форме предметов, навыки счета и измерения, постигают смысл сложения и вычитания.

Бедность запаса сведений об окружающем мире, недостаточность опыта действий с предметами, а также сниженная познавательная активность, характерные для детей с ЗПР, приводят к тому, что дошкольники пяти-шести лет не приобретают многих самых элементарных математических знаний и представлений, которыми владеют их успешно развивающиеся сверстники. А это в свою очередь вызывает повышенные затруднения при их дальнейшем обучении в школе математике. Проведенные исследования, а также опыт обучения этих детей показали, что они много не добирают в своем дошкольном математическом развитии.

Дошкольники с ЗПР в отличие от хорошо подготовленных детей хуже знают названия основных геометрических фигур. Как и все дошкольники, они при этом часто заменяют их названиями похожих по форме предметов: круг называют колесом, мячиком; квадрат - кубиком, окошком; треугольник – крышей, пирамидкой; овал – огурцом, яйцом и т.д.

Следует отметить, что большинство шестилетних и особенно пятилетних детей с ЗПР не знают названия цифр. Механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных до 10, не умея ориентироваться в числовом ряду. В этом они тоже уступают своим сверстникам.

Один из самых слабых разделов математической готовности дошкольников с ЗПР – вычислительные навыки. Большинство детей не умеют считать самостоятельно и не владеют способами предметно – практической деятельности. Считают с использованием наглядного материала (пальцы, палочки и т.п.) и то с помощью взрослого.

Чаще чем в норме у них встречается зеркальное написание цифр, смешение цифр и геометрических фигур.

На обучении математике не могут сказаться такие особенности этих детей, как сниженная познавательная активность, неравномерность деятельности, колебания внимания и работоспособности, а также недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования). Например, несовершенство зрительного восприятия приводит к тому, что дети не узнают знакомые предметы и геометрические фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, в перевернутом положении и др.

Недостатки всех видов памяти, особенно произвольной, выражаются в том, что дети в состоянии запоминать лишь небольшие порции информации; для них требуется чаще повторять материал, помогая им овладеть приемами запоминания. Склонны они и просто механически заучивать материал без его понимания и рационального применения на практике.

Таким образом, все эти особенности дошкольников, имеющих некоторое отставание в развитии, вместе с недостаточностью их первоначальных математических знаний и представлений создают повышенные трудности в овладении ими математикой.

Для этих детей необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности к усвоению данного учебного предмета.

Математическая подготовка детей имеет практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями. Формирование представлений и понятий о величине и форме является пропедевтическим периодом и формировании дочисловых количественных представлений и создание предпосылок для развития представлений о числе и счете. Поясним этот момент.

Проводимая работа по усвоению понятий о величине и форме помогает детям научиться уверенно выделять и называть свойства предметов. Например, понятия «длинный» , «короткий» и группировка их по признакам помогает детям понимать, что некоторые предметы могут быть более длинными или менее длинными, то существуют длинные и короткие пути, длинные и короткие промежутки времени и т.д. Сравнивая предметы друг с другом, дети учатся выстраивать их в упорядоченной последовательности. Такой ряд, построенный по какому – либо определенному признаку (например, длины, ширины, величины, толщины) и по определенному правилу (например, от длинного к короткому, от большому к маленькому), называют сериацией по признаку качества. Сериация является одной из предпосылок для формирования понятия о числе, а именно для образования понятия о порядковом числительном, о числе и счете. В дальнейшем на уровне чисел эти отношения выражаются так: 3 больше чем2; 2 больше чем 1, и наоборот.

Основная форма работы по формированию понятий и представлений о величине и форме - обучение детей на занятиях. Они должны строится с учетом как общедидактических, так и методических, коррекционных принципов: частая смена видов деятельности, большое количество повторений на разнообразном материале, перенос усвоенных знаний в новые условия, игровой характер обучения, организация предметно – практической деятельности каждого ребенка.

Поскольку дошкольники с ЗПР отстают от своих сверстников по уровню развития элементарных математических знаний и умений, необходим пропедевтический период. Его основная задача – восполнение пробелов в математическом развитии детей, накопление опыта действий с предметами. Действуя с разнообразными предметами, дети учатся выделять их свойства (форму, размер и т.п.), группируют их по определенным признакам. Выкладывая предметы, сначала по наглядному показу педагога, а затем по словесной инструкции, они выделяют существенные и несущественные признаки, сравнивают и уравнивают группы предметов, располагают их в определенной последовательности.

Перед педагогом в этот период стоит задача обогатить сенсорный опыт, развить мышление и речь дошкольников. Изучение нового математического понятия целесообразно проводить в следующей последовательности:

1. Наблюдение за действиями педагога, который демонстрирует изучаемый объект (фигуру, число), выявление его свойств, признаков (величина, форма).

2. Практические упражнения детей с раздаточным дидактическим материалом, сопровождающиеся словесным отчетом о своих действиях.

3. Нахождение в окружающей обстановке аналогичных предметов с изучаемыми свойствами.

4. Закрепление материала в графических работах: рисование, обводка по шаблону, штриховка, черчение.

5. закрепление материала во время прогулки, игры и т.д.

6. Работа с демонстрационными таблицами иди другими печатными пособиями (подготовка к работе с книгой, учебником).

Переключая детей с одного вида деятельности на другой, педагог помогает снять умственное переутомление, которое часто наступает у них во время занятий.

Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количества тренировочных упражнений, так как любой навык формируется у них очень медленно.

Поддерживать интерес к занятиям следует путем широкого использования дидактических игр, упражнений, в том числе связанных с активным движением детей: ходьбой, бегом, хлопкам и т.д. Игровая форма заданий привлекает маленьких детей, воспитывает положительное эмоциональное отношение к занятиям. Нужно стараться подбирать такие игры и занимательные упражнения, чтобы в них по возможности участвовали все дети, в том числе и слабые.

Повторение изученного материала происходит как в процессе данного занятия, так и на последующих занятиях. Главным условием является то, чтобы повторение заданий происходило в новых ситуациях при смене наглядного материала, варьировании приемов работы. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными.

Ввиду особенностей психического развития детей с ЗПР обучение носит наглядно – практический характер, т.е. ребенок усваивает, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами.

В процессе обучения важно активно подключать ребенка как важнейшее познавательное средство. Движения руки (ощупывание, обведение по контуру) способствует точности восприятия, рука учит глаз. При формировании представлений о величине и форме ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его. Тактильно – двигательное воспитание так же, как и зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием представлений.

Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения. Широко используются также практические приемы сравнения как наложения и приложения. При первоначальном выделении того или иного признака сопоставляются контрастные предметы, отличающиеся только данным признаком. Например, для того чтобы дать детям понятие «короткий -длинный» подбирают два предмета одинакового цвета, равные по толщине и ширине, отличающиеся только длинной.

Коррекционная направленность обучения обеспечивается максимальным использованием предметно – практических действий и игровых предметов. Занятия в пропедевтический период начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов. В занятия включаются дидактические игры и обыгрывание различных ситуаций.

Опыт практических действий ребенка четко должен фиксироваться в речи педагога, а затем и в собственных высказываниях ребенка. Развитию речи на занятиях по ФЭМП должно уделяться большое внимание, так как четкие представления формируются тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме.

При формировании понятий и представлений: большой – маленький; много – мало; короткий – длинный и т.д. –ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его.

Занятия проводит учитель – дефектолог, на занятиях ведущая роль принадлежит взрослому. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории проблемных детей. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Дети с задержкой психического развития пассивны и не проявляют желания действовать активно с предметами. Взрослым необходимо постоянно создавать для детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служит коррекционно-развивающая работа, специально разработанная для детей нашей группы.


Специально организованная игра «Магазин».

Цель: учить соизмерять предметы (примеривать), понимать слова «высоко», «мало»; учить употреблять в речи слова «примерить», «померить». Показать необходимость измерения.

Материал: предметы одежды разных размеров: шапки, варежки, обувь.

Ход игры.

По желанию детей выбирают продавца, остальные дети-покупатели. Увлекшись сюжетом игры, дети могут забыть о том, что нужно примеривать свои покупки в магазине. (Педагог умышленно не напоминает).

Когда все вещи будут распроданы, педагог предлагает покупателям примерить покупки. Примеряя, многие увидят, что вещи не годятся. Педагог выясняет, велика или мала вещь, что надо было сделать в магазине, чтобы купить нужную вещь. Важно добиться ответа детей : «Прежде, чем покупать вещь, ее надо померить».


Упражнение для развития зрительного восприятия.

Задание. Ребенку показывают таблички с изображением предметов.

Инструкция: «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?»

Фигуры предоставлены по степени сложности.


Формирование понятий и представлений о круге.

Эксперименты показывают, что детям легче сначала усвоить понятие «круглый», а затем «прямоугольный» и «квадратный».


Игры на называние

Я вижу то, что ты не видишь.

Водящий ребенок выбирает предмет круглой формы, находящейся в групповой комнате, и говорит остальным детям, которым сидят по кругу: «Я вижу что-то, что вы не видите, и оно круглое». Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим. Игра проводится несколько раз.

Угадай форму предмета.

Под платком находятся предметы круглой, квадратной, прямоугольный и треугольный формы, две счетные палочки: короткая и длинная. Ребенок ощупывает предмет, называет его. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.


Подвижная игра.

Дети сидят по кругу на полу и катают друг другу маленький мяч. Затем педагог дает им кубик и предлагает его также покатать. Дети пытаются это сделать, но у них ничего не получается. Педагог обсуждает с ними причину неудачи, рассказывает о свойствах круглого предмета по сравнению с кубиком.


Игра на систематизацию

Построим поезд.

Из дидактического материала дети выбирают карточки круглой формы, а многоугольные пластины откладывают на другую сторону стола. Педагог предлагает им построить поезд, чередуя круги с многоугольниками. Каждый ребенок должен обязательно назвать, что он кладет: круг или многоугольник.


Закрепление материала в течение дня.

Во время игр на свежем воздухе, воспитатель чертит круг или кладет обруч, в который дети должны попасть круглым камешком или шариком.

Во время изучения правил дорожного движения воспитатель обращает внимание детей на различные формы дорожных знаков («Осторожно, дети!», «Проезд запрещен!» и т.д.).

Во время рисования на белом листе дети изображает предметы круглой формы: чашки, тарелки, раскрашивают их красками. Гуашью рисуют картину: солнце и дома.


Знакомство с признаками: короткий – длинный

Игра на классификацию

На столе лежат сделанные из пластилина длинная и короткая колбаски. Обе колбаски одинаковой толщины и одного цвета. Педагог раздает детям пластилин и просит сделать такие же колбаски: одну длинную и одну короткую.

В конце занятия дети рассматривают свою лепку, показывают. Какая колбаска длинная, а какая - короткая.

Можно предложить детям соединить все колбаски и сделать длинную связку колбасок.


Игра на называние

Мы шагаем.

Дети ходят по комнате. При слове «короткий» они делают короткие шаги, а при слове «длинный» - очень длинные шаги. В эту игру можно внести дополнение. Например: дети делают (короткие) шаги на носочках. Можно использовать танец, в котором чередуются длинные и короткие шаги.


Закрепление материала в течение дня.

Во время постройки дети отбирают из строительного материала длинные и короткие бруски и строят мост сначала только из коротких, а затем только из длинных брусков.

Во время изготовления поделок дети делают из соломки звезду, предварительно отсортировав длинные и короткие соломины.

Во время беседы воспитатель рассказывает о длинном и коротком пути в детский сад, о длинном и коротком отрезке времени (например, во время ожидания чего-то), просит детей рассказать о своих впечатлениях.

Во время физкультурных упражнений дети строятся, образуя длинные и короткие ряды. Можно построить длинный и короткий поезд.


Формирование понятий и представлений о треугольнике.

Игра на называние.

Под платком находятся следующие предметы: острый, тупой и прямоугольные треугольники из картона, пластины круглой, квадратной и прямоугольной формы. Ребенок ощупывает предметы, называет их и показывает. Остальные дети проверяют правильность выполнения.


Игра на систематизацию.

Из строительного набора дети выбирают пластины треугольной формы и строят гусеницу. Все треугольники кладут в одном направлении. Если ребенок кладет треугольники неправильно, то педагог исправляет ошибку и обращает на это внимание на всех детей.


Аппликация.

Из цветной бумаги дети вырезают дом с остроконечной крышей и елку.

Наклеивают на лист белой бумаги. Воспитатель вырезает дом с круглой крышей. Дети сравнивают дома и определяют различие между круглой и треугольной формой.


Закрепление материала в течение дня.

При изготовлении поделок из плотной бумаги дети делают кораблик с парусом (парус треугольной формы).

При изучении правил дорожного движения воспитатель вместе с детьми рассматривает и обсуждает дорожные знаки (например: «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд» и т.д.), подчеркивая значение знаков и их форму.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на дорожные знаки треугольной формы и на знаки, в изображении которых есть треугольники, объясняет их значение.

В свободных играх воспитатель предлагает детям использовать настольный дидактический материал: домино и лото, включающие треугольные формы.\


Упражнение для развития зрительного восприятия.

Что изменилось?

Задание. Ребенку показывают сюжетную картинку, после недолгого просмотра ребенка предлагают закрыть глаза. Когда ребенок открывает глаза, педагог показывает другую картинку.

Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что изменилось?» Предлагается несколько вариантов.


Формирование понятий и представлений о прямоугольнике и квадрате.

Игра на называние.

Какой фигуры не стало?

Педагог выбирает четыре плоскостные фигуры (круглую, треугольную, квадратную, прямоугольную) и кладет на стол. Водящий убирает одну фигуру, остальные дети должны отгадать, какой фигуры не стало. Игра может быть усложнена за счет того, что фигуры подбирают разного цвета, разной величины.


Игра на систематизацию.

На столе раскладывают блоки треугольной, круглой, прямоугольной и квадратной формы разной толщины. Дети, используя карточки с изображением треугольной и круглой формы, приготовленные ими раньше, выбирают круглые и треугольные блоки. Затем рассматривают и сравнивают друг с другом оставшиеся в наборе формы. Воспитатель обращает внимание детей на длину противоположных сторон квадратов и прямоугольников, маркируя их при помощи мела и сравнивает между собой. После чего дети ищут в групповой комнате заранее приготовленные предметы круглой, прямоугольной формы, например: книги, конверты, кубики и т.п.


Закрепление материала в течение дня.

При посещении магазина и при изготовлении поделок для игры в магазин воспитатель обращает внимание детей на различные формы и цвета товаров упаковок.

При изготовлении поделок дети делают из картона дом, вырезают окна, двери (прямоугольной и квадратной формы). Крыша оформляется треугольником.

При выпечке печенья из пластилина дети учитывают различную форму (печенье круглое, треугольное, прямоугольное, квадратное, в форме звезды и т.п.).

Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники составляют узор из мозаики различной формы и цвета.

При посещении почты дети рассматриваю конверты, открытки, марки и определяют их форму.


Консультация для родителей «Предметы, которые нас окружают».

За неделю до консультации мы поместили на групповом стенде подборку игра для развития интеллектуальных способностей детей, загадок о различных предметах. Например: «Найди различие», «Сравни предметы», «Кто наблюдательнее?» и т.д.

Цель консультации – показать значение зрительного восприятия для формирования представлений и понятий о величине и форме.

Консультация проводилась с определенной группой родителей в форме беседы. Чтобы заинтересовать родителей темой, провели специальную подготовительную работу. Родителям предлагалось выполнить домашнее задание: во время прогулок с детьми, находясь дома обращать внимание детей на величину домов во дворе, ширину тротуаров и тропинок, на толщину деревьев; находить в окружающей обстановке предметы разной формы и т.д.

Консультацию начали с показа дидактических игр, игровых приемов, которые можно использовать вне детского сада. Педагоги спрашивали родителей о домашнем задании: в какой форме проходили наблюдения, что получилось, в чем были трудности. Затем педагоги отвечали на вопросы родителей, давали рекомендации.


Игровая ситуация: подготовка к ремонту кукольной комнаты.

Педагог вносит рулон обоев, соответствующей размерам кукольной комнаты, и говорит, что кукла Катя задумала сделать ремонт. Ей надо оклеить комнату, но она не может отмерить обои. «Давайте поможем Кате, - предлагает взрослый. – На комнату нужно восемь кусков вот такой длины (показывает полоску-мерку). Давайте посмотрим, хватит ли рулона на комнаты. Далее ребенок самостоятельно или с помощью взрослого начинает измерение: прикладывает полоску-мерку, ставит отметку и т.д. Чтобы ребенку не сбиться со счета, можно предложить откладывать каждый раз фишку, когда мерка кладется полностью.

Необходимо следить, чтобы ребенок соблюдал правила измерения: точно совмещал конец рулона и полоски-мерки вначале; далее аккуратно ставил мерку там, где находится второй конец мерки; продолжая измерение, совмещал конец мерки с меткой и ставил следующую отметку. Предположим, в рулоне мерка уложилась девять раз. «Хватит ли этих обоев для комнаты?»-спрашивает взрослый. Ребенку необходимо сопоставить два числа (получилось девять кусков, а надо для комнаты восемь: хватит, еще и останется).


Знакомство с признаками: толстый - тонкий.

Игра на классификацию.

Один ребенок изображает толстого медведя ( под одежду можно положить подушку), другой ребенок – тонкого ( или в данном случае тощего) волка (все вещи на нем велики).Каждый из них получает соответствующую карточку, где условно изображены толстое и тонкое живое существо.

Остальные дети отыскивают в групповой комнате заранее спрятанные тонкие и толстые вещи, приносят их наряженным детям, которые проверяют, правильно ли выполнено задание, радуются, что они получили соответствующие предметы, то есть, толстый медведь получил толстую книгу, толстый карандаш и т.п.


Игра на тактильные ощущения.

Определи на ощупь.

Под платком находятся вещи, различающиеся по толщине, длине и величине. Вызванный ребенок ощупывает предмет и называет его. Например: «Это толстая шерстяная нитка», «Это маленький кубик», «Это тонкий карандаш» и т.п. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.




Игра на систематизацию.

Из строительного материала дети выбирают все толстые и все тонкие бруски, строят из них паровозик, улицу, чередуя их по толщине.



Закрепление материала в течение дня.

Во время беседы воспитатель говорит с детьми о зимней и летней одежде, о мехе животных в зимнее время.

Во время рисования дети проводят линии тонкими и толстыми грифельными карандашами и кисточками.

Во время конструирования дети отбирают тонкие и толстые бруски и строят туннель или дом. Тонкие дощечки используются для постройки крыши.

Во время приготовления обеда дети с педагогом идут на экскурсию на кухню. Они наблюдают, как повар готовит кисель. Педагог обращает их внимание на разную консистенцию жидкости: при добавлении воды сироп становится жидким, при добавлении в него крахмала и постепенном нагревании кисель загустевает.


Упражнения для развития зрительного восприятия.

Лабиринт.

Задание. Ребенку предлагают картинку с изображением зайца и морковки.

Инструкция: «Помоги зайчику пройти к морковке по лабиринту».


Кто с кем говорит по телефону.

Задание. На картинке изображены герои сказок, которые разговаривают друг с другом по телефону, а провода запутались.

Инструкция: «Давайте узнаем, кто с кем говорит по телефону».

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010