Автор:
Будникова Наталья Ивановна
Формирование связной речи и логического мышления с использованием моделированного обучения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Автор: Будникова Наталья Ивановна
Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей. Спонтанное речевое развитие не достигает того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе.
Использование символической и графической наглядности способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР способности логически запоминать текст через смысловое соотношение. Применение мною опорных сигналов, в которых в образно-символической форме отражен главный смысл того или иного факта или явления, простота рисунка помогают дошкольнику с ЗПР понять смысл, вспомнить и воспроизвести материал, удерживая последовательность действий и событий, сохраняя его основное содержание. Дети учатся быстро и без особых усилий запоминать текст и рассказывать его с опорой на картинки-схемы, что обеспечивает осмысленность рассказа и правильную тренировку памяти .
Существенную помощь при выполнении подобных заданий оказывает графическая программа смысловой структуры рассказа, в которой данные слова представлены стрелками. Опираясь на эту программу, ребенок вспоминает глагольные слова.
В процессе работы я уделяю особое внимание подбору слов-синонимов, стремясь накапливать их в речевой памяти детей с задержкой психического и речевого развития.
Такая деятельность создает широкие возможности для преодоления речевой замкнутости, побуждает ребят к высказыванию, способствует их речевой активности.
Предлагаю примерный конспект занятий по развитию связной речи с использованием моделированного обучения.
Учитель-логопед Будникова Н.И.
Статья: