Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Организация психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания

Автор:
Барышева Ольга Витальевна

Аннотация:

Цель разработки:  организация  психолого-медико-педагогического  сопровождения  детей с ограниченными возможностями здоровья  в  группе кратковременного пребывания.
   Автор разработки - заместитель заведующего по коррекционной работе МДОУ «Детский сад№35 «Лесная сказка» Барышева Ольга Витальевна.
    Материал может быть использован  воспитателями, учителями – логопедами, педагогами – психологами для работы с детьми с ОВЗ.

Статья:

Проблемы специального образования сегодня являются  актуальной в работе  Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов (требований), лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.   С этой целью в 2003 году в г. Междуреченске  был открыт детский сад компенсирующего вида.
  И таким образом, часть детей с отклонениями в развитии стали   воспитываться в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида.  Дети с более сложными отклонениями стали  посещать  детский сад компенсирующего вида. Остались неохваченными  дети  с более тяжёлыми формами нарушений опорно-двигательного аппарата (самостоятельно не передвигающиеся и не имеющие навыки самообслуживания), которым была  необходима психолого-медико-педагогическая помощь специалистов, а их родителям консультирование по вопросам воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье.
   Для работы с данной категорией детей  и оказания своевременной систематической  психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, консультативно-методической поддержки их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребёнка, в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным  осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников №35 «Лесная сказка»   была создана группа кратковременного пребывания.
      Свою работу мы организовали, учитывая требования имеющихся в МДОУ «Детский сад№35 «Лесная сказка» программ и индивидуальных, возрастных, психофизических возможностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Оставался вопрос, как организовать деятельность детей, которые не передвигаются и не имеют навыков самообслуживания.  Было принято решение самостоятельно разработать методику организации педагогического процесса с данной категорией детей.
   Цель данной разработки: организация психолого-медико-педагогического  сопровождения  детей с ограниченными возможностями здоровья  в  группе кратковременного пребывания.
   При поступлении ребёнка (по заключению ПМПК)  в группу кратковременного пребывания,  создаются условия для прохождения периода адаптации в более короткие сроки.  Специалисты проводят комплексную работу с родителями. Через беседы, наблюдения за детьми,  собирается  информация о ребёнке и его окружении. Все данные фиксируются в листах адаптации, специальных картах динамического наблюдения. Весь пакет диагностических документов разработан и адаптирован для детей с ограниченными двигательными навыками. Полученный материал выносится на обсуждение психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ (Схема №1)
 
Схема№1.
 По результатам проведения консилиума, специалистами и педагогами ПМПк разрабатываются:
•    индивидуальная  программа развития на каждого ребёнка,
•     расписание,
•    единый тематический план.
•    формируется соответствующая материально-техническая база.
   Группа кратковременного пребывания функционирует по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, в соответствии с индивидуальной программой развития ребёнка. Кратковременное пребывание предполагает проведение до 5 часов занятий в неделю, для каждого ребёнка, специалистами ДОУ. Основная организационная форма работы группы – индивидуальные занятия с воспитанниками и занятия небольшими подгруппами (по 2-3 ребёнка) в присутствии родителей (законных представителей).
    С детьми группы кратковременного пребывания работают  специалисты, имеющие высшее дефектологическое и медицинское образование:
•    педагог-психолог,
•    учителя-логопеды,
•    педагоги, работающие по методике М. Монтессори,
•    музыкальные руководители,
•    воспитатель,
•    инструктора ЛФК,
•    медсестра массажа,
•    медсестра физио.
   В результате, создаётся мощный лечебно-профилактический комплекс, оснащённый современным оборудованием,  укомплектованный  грамотным кадровым составом. Формируется система психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, посещающего группу кратковременного пребывания.
   Для более эффективной работы, с учётом возрастных и психофизических особенностей каждого ребёнка, используются современные педагогические    технологии, методики, техники (Схема№2).

Схема№2.
 Здоровьесберегающие технологии  (Схема№3), используются как на занятиях, так и в свободной деятельности. Для организации реализации  каждого блока схемы№3  разработан пакет документов: комплексы пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастик.
•    Массаж, самомассаж проводится с использованием шишек, массажера  Су-Джоки т.д.
•     Релаксационные упражнения, разработанные совместно с психологом – проводятся с использованием разнообразной музыки, звуков (шум моря, пение птиц, шум дождя и другое).  
•    С целью  расслабления глаз и снятия напряжения, используется гимнастика для глаз, упражнение «Пальминг», упражнения с применением тренажеров для глаз.
   При этом значительную роль выполняют сами родители, помогая своим детям. При таком тесном сотрудничестве создаётся зона психологического комфорта, где у ребёнка появляется уверенность в своих силах, положительные эмоции, радость, повышается двигательная активность.
 
   Схема№3.
   Информационные технологии (Схема№4) играют большую роль при организации работы  в группе кратковременного пребывания.  В случае, когда ребёнок не может посещать занятия (находится на обследовании, по болезни и другие причины), воспитатель  отправляет на электронный адрес родителей рекомендации, консультации, упражнения по определённой теме. С этой целью в группе установлен компьютер. Таким образом, не нарушается образовательное пространство, не нарушается система работы и взаимодействия между семьёй и дошкольным учреждением.
   Используя информационные технологии,  педагоги разрабатывают и накапливают свои пособия, карточки, стимульный материал. Стараются сделать его качественным, красочным, разнообразным. Для этого приобретён ламинатор.
   Результаты обследования детей группы кратковременного пребывания  показывают, что специфика заболеваний детей ДЦП, как правило,   сочетаются с нарушениями речи.
 Для логопедической работы используются развивающие компьютерные методики:
•    «Игры для Тигры»,
•     игры на звукоподражание,
•    игры для развития фонематического слуха,
•    игры для развития голоса.
    С использованием информационных технологий, для родителей проводятся семинары, презентации, праздники.
 
Схема№4.
 Арт терапия (Схема№5) выполняет важную роль во всём образовательном процессе группы кратковременного пребывания. Дети очень любят занятия по изобразительному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования. Используются:
•    метод монотипии,
•    метод ниткографии;  
•    набрызг (зубная щётка и расчёска);
•     рисование парафиновой свечой;
•    рисование с использованием бусинок и многое другое.
    В процессе  манипуляции   с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на  ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка.   Формируется   общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому  приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом.
   Кроме творческого рисования,  проводятся занятия с использованием техники «Оригами». Работа с бумагой позволяет закрепить у детей с ограниченными возможностями здоровья, представления о цвете, форме, пространственных характеристиках. Дети учатся выделять целое и его части, детали, их пространственное расположение. А это важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как у них ограничены двигательные возможности.
  Для театральной деятельности создаются разные виды театров:
•     пальчиковый,
•    теневой,
•    настольный
•    перчаточный
•    кукольный и другие.
   При театральной деятельности, сказкотерапии используется  музыка. В группе кратковременного пребывания подобран каталог музыкальных произведений, по разным темам: для уменьшения чувства тревоги, для общего успокоения, для уменьшения раздражительности и другие. Музыка помогает регулировать психоэмоциональное состояние детей и  родителей.

Схема№5.
Игротерапия.
   На  занятиях игротерапии (Схема№6) используется  разный материал ( предметы, игрушки, пластилин, краски, мозаика и т.д.). Используются развивающие игры (игрушки) – вкладыши, доски Сегена, пальчиковые сухие бассейны, пазлы и другие.  Занятия проводятся интересно и непринужденно,  так как  игра- ведущий вид деятельности у дошкольников.
   Игры с песком и водой позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей. Для таких игр подбирается коллекция игрушек: фигурки людей, животные, машины, натуральные предметы (ракушки, шишки, веточки, камни), геометрические фигуры. Строя картины из песка, придумывая различные истории,  в органичной для ребенка форме,  передаются   знания и жизненный опыт.
   В куклотерапии,  в качестве основного приема коррекционного воздействия - используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Куклы используются разные: большие,  перчаточные, пальчиковые, куклы би-ба-бо и другие.
 
 Схема№6.

Анализируя результаты мониторинга, протоколы итоговых заседаний ПМПк, проводимого в конце  учебного года в группе кратковременного пребывания,  была  отмечена положительная динамика развития у детей данной категории. А именно: появились  коммуникативные качества, увеличился пассивный словарь, появились элементарные навыки самообслуживания, возросла двигательная активность. Дети пытаются общаться и между собой и со взрослыми.
   Повысилась компетенция родителей в вопросах организации жизнедеятельности детей с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжёлые формы ДЦП).
   Понимая востребованность такой формы работы, а именно использование современных педагогических технологий, методик в работе группы кратковременного пребывания,   учитывая возросший интерес и потребность родителей в получении образовательных услуг для не передвигающихся детей,  в настоящее время в МДОУ «Детский сад№35 «Лесная сказка» (г.Междуреченск) была открыта дополнительная  группа  для детей с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.
    В заключении следует отметить, что в современном, быстро меняющемся мире, необходимо совершенствование системы специального образования. Т.е. внедрение в практику работы воспитательно-образовательных учреждений комплекса мер, направленных на создание и обеспечение каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья необходимых условий для развития, воспитания, получения полноценного образования. Одним из таких условий может послужить использование современных педагогических технологий, методик в группах кратковременного пребывания. При их использовании необходимо  учитывать следующие принципы:
   - гуманистический характер (в основе взаимоотношений с детьми - уважение к мнению, взглядам и личности ребёнка в целом);
- учёт общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- целесообразность учебного плана и подбор программ с соблюдением дидактических требований, соответствие содержания обучения познавательным возможностям детей;
- дифференцированный подход к детям в зависимости от сложности нарушений развития и возможности двигательной активности;
- обеспечение оптимальных условий для медико-психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей с ограниченными возможностями здоровья.
 

Приложения

Статья

  1. Статья

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010