Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Модель коррекционно - образовательной среды

Авторы:
Симонова Надежда Анатольевна
Колпакова Марина Андреевна

Аннотация:

Модель коррекционно - образовательной среды

Н.А. Симонова, учитель-логопед № SC-3228

М.А. Колпакова, учитель-дефектолог № SC-3229

Аннотация

В работе представлена модель коррекционно-образовательной среды в ДОУ комбинированного типа (для детей с тяжелыми нарушениями речи и глазной патологией).  Преемственность в работе всех педагогов детского сада и четкая организация пребывания детей в ДОУ, правильное распределение учебной нагрузки в течение дня, способствовала повышению эффективности коррекционной работы с детьми.  

 

Статья:

                            Модель коррекционно - образовательной среды

Н.А. Симонова, учитель-логопед № SC-3228

М.А. Колпакова, учитель-дефектолог № SC-3229

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                     «Детский сад комбинированного вида №303» г. Красноярска

 

Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе всех специалистов детского сада.

В МДОУ «Детский сад комбинированного вида №303»  «Теремок» управления образования администрации города Красноярска функционируют 12 групп, из них 6 логопедических, 5 офтальмологических и 1 общеобразовательная группа.

Детский сад осуществляет образовательную деятельность по следующим программам:

·       «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

·       «Программа воспитания и обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » под ред. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

·       «Программа воспитания и обучения детей с нарушением зрения» Л. И. Плаксиной.

Помимо воспитателей работают учителя-логопеды, учитель – дефектолог, педагог – психолог, тифлопедагог, музыкальный руководитель, тренер - преподаватель. Все эти категории педагогов проводят занятия с детьми. Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной и образовательной работы был более успешным, было решено скоординировать свои действия и объединить их, создать условия обучения и воспитания. С этой целью в детском саду создана система коррекционно-развивающего сопровождения ребенка:

-комплексная диагностика;

-психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК);

-индивидуальный маршрут сопровождения каждого ребенка;

-система специальных коррекционных занятий;

-создание дидактического материала обеспечивающего разные виды помощи;

-своевременная медицинская помощь.

Комплексная диагностика включает в себя обследование всеми специалистами: логопед, тифлопедагог, психолог, дефектолог проводят обследования детей связанные с нарушениями в развитии, определяют степень нарушения; воспитатели изучают отдельные стороны познавательной деятельности детей, наблюдают особенности их поведения, общения.

Комплектация детей речевых и офтальмологических групп осуществляется через районную и городскую медико-психолого-педагогическую комиссию, которая дает направление и заключение о степени нарушения.                                                        

Обследование речи детей проводится в два этапа. На первом этапе логопед определяет детей имеющих отклонения в речевом развитии. На втором уточняет степень нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, а также степень сформированности связной речи. Обследование логопед проводит в кабинете индивидуально с каждым ребенком. Результаты обследования отражаются в специальной речевой карте. В ней отмечается состояние всех основных речевых и неречевых функций, причины и этиология речевой патологии, а также логопед выявляет зону ближайшего развития каждого ребенка.

Эффективность коррекционной работы тифлопедагога с детьми обусловлена четкими представлениями об индивидуальных особенностях каждого ребенка, о готовности ребенка к познавательной и коммуникативной деятельности, о возможностях коррекции и компенсации зрительного дефекта, которыми ребенок обладает. Такие представления тифлопедагог получает в результате тифлопедагогического обследования каждого ребенка. Предварительно изучается вся медицинская документация, сопровождающая  ребенка со зрительной патологией, это позволяет получить необходимые сведения о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. При проведении обследования тифлопедагог пользуется тестами, диагностическими материалами, отвечающим требованиям, к пособиям, используемым в работе с детьми, имеющими нарушения зрения. Тифлопедагогическое обследование проводится индивидуально. Данные обследования фиксируются в индивидуальных тифлопедагогических картах.

Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе коррекционно-развивающего обучения строится на результатах диагностики. Для проведения диагностики учитель-дефектолог использует опробированные тесты и методики, соответствующие возрасту обследуемого ребенка. Результаты диагностики заносятся в индивидуальные карты, где отмечается: уровень умственного развития (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты, формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления); уровень сенсорно - и сенсомоторного развития; сформированность пространственно-временных отношений; сформированность разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Психологическая служба в МДОУ рассматривает диагностику, коррекцию, воспитание и развитие как единую систему психологической помощи детям с нарушениями в развитии. Психолог проводит полное диагностическое обследование:

 - определение уровня познавательной деятельности;

 - определение уровня эмоционально – волевой сферы;

 - адаптация и развитие детей раннего возраста;

           - готовность к школе.

По результатам диагностики психолог составляет программу коррекции выявленных трудностей и недостатков.

Успешность физического воспитания детей с отклонениями в развитии во многом зависит от создания необходимых условий, размещения физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов, тренажеров и комфорта для выполнения движений. Вместе с тем для правильной организации физического воспитания детей с отклонениями в развитии необходимо знать особенности их физического и функционального развития. В связи с этим инструктор физического воспитания проводит комплексную диагностику по выявлению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Физическое воспитание носит индивидуальный характер и строится дифференцированно, комплексно включает лечебные и педагогические задачи.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) проводится три раза в год при участии всех специалистов ДОУ. На заседании ПМПК обсуждаются результаты диагностики, определяется характер, продолжительность и эффективность специальной помощи; подготовка и ведение документации, отражающей актуальность развития ребенка, динамику его состояния, уровень успешности в освоении образовательного цикла; определяются пути интеграции специалистов ДОУ; вырабатываются рекомендации родителям; отслеживание динамики развития и оценка эффективности коррекционной работы. В коллегиальном обсуждении проблем ребенка каждый специалист, ориентируясь на решение вопросов коррекции в сфере своей компетентности, выстраивает систему работы с воспитанником, на основе рекомендаций других специалистов.  Тем самым создаются индивидуальные маршруты сопровождения каждого ребенка.

Система специальных коррекционных занятий включает в себя:

- занятия логопеда по развитию речи;                                                          

- занятия тифлопедагога;                                                                                    

- занятия психолога;                                                                                                

- занятия дефектолога;                                                                                       

- занятия по эстетическому воспитанию;                                                                  

- занятия по лечебной физкультуре.

Логопед  осуществляет  коррекционную работу через занятия следующего вида:

1. индивидуальные занятия;

2. подгрупповые занятия;

3. фронтальные занятия.

После обследования детей логопед комплектует подгруппы из детей с однородными нарушениями речи не более 3-5 человек.

Индивидуальные занятия  проводятся ежедневно с каждым ребенком. На них разучивается артикуляционная гимнастика, упражнения для развития речевого дыхания, мимические упражнения; осуществляется постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

Подгрупповые и фронтальные занятия по развитию фонематического слуха, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, чтение, уточнение, обогащение и активизация словаря,  практического усвоения грамматических категорий и навыков связной речи проводятся логопедом 2 раза в неделю.

Работа логопеда с детьми с нарушением зрения специфична. Она требует знаний в области офтальмологии, применение специальных средств наглядности, владение особыми приемами и методами работы с детьми со зрительной патологией. Во время занятий логопед учитывает допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для детей с нарушением зрения и длительность активного внимания детей.

Тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:

1. развитие зрительного восприятия;

2. развитие осязания и мелкой моторики;

3. ориентировка в пространстве;

4. социально-бытовая ориентировка.

На основании полученных данных о детях в результате комплексного обследования тифлопедагог выбирает средства и методы обучения адекватные выявленным возможностям каждого ребенка, комплектует подгруппы с учетом состояния зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний и выявленных вторичных отклонений в развитии. Занятия проводятся с подгруппой и индивидуально по заявке врача-офтальмолога и с учетом познавательного развития каждого ребенка. Упражнения по развитию осязания и мелкой моторики включаются в занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве социально-бытовой ориентировки, как составляющая часть.

Вся коррекционная работа тифлопедагога проводится без отрыва от общеобразовательного и воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду.

Психолог проводит с детьми:

- подгрупповые занятия;

- индивидуальные занятия;

- психологические тренинги по развитию эмоционально-волевой сферы.

Большое место в работе психолога отводится психологической подготовке детей к аппаратному лечению. Эта работа требует тесного контакта с врачом – офтальмологом и сестрой – ортоптисткой.

Основной формой организации работы дефектолога являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой дефекта, с учетом уровня развития познавательной деятельности. Все занятия проводятся в режиме работы детского сад.

К средствам эстетического воспитания детей относятся: занятия рисованием, лепкой, аппликацией, музыкальные занятия, театрально-художественная деятельность, которая помогает воспитывать  у детей общечеловеческие ценности, социально – поведенческие навыки и умения, развивает все компоненты речи, зрительные функции и двигательную сферу.

Для этого в детском саду создана и работает театральная студия, где с детьми проводятся занятия по развитию актерских способностей, постановки сказок.

Тренер - преподаватель проводит специальные оздоровительные, коррекционно-развивающие мероприятия, такие как различные виды гимнастики, игры, развлечения, занятия по преодолению плоскостопия, сколиоза.

Дидактический материал помогает сделать процесс обучения проблемных детей эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Поэтому дидактическое пособие, прежде всего, преследует коррекционные цели и учитывает особенности развития детей.

Дидактические игры являются одним из эффективных средств коррекционно-обучающего обучения, целью которого является преодоление различных затруднений в умственной, трудовой, бытовой и учебной деятельности.

Основными элементами игры являются: содержание, обучающая задача, игровые действия и правила.

При изготовлении демонстрационной иллюстративной наглядности каждый педагог  учитывает:

 1. смысловое содержание и четкость изображения (четкое выделение контура изображения, уменьшение количества второстепенных деталей;

2. возраст детей, т.е. эта наглядность должна быть доступна пониманию детей и соответствовать их интересам;

3. точно передавать строение предмета;

4. правильно передать реальный цвет изображенного предмета;

5. в многоплановых сюжетных изображениях -выделение переднего, среднего и заднего планов.

При изготовлении раздаточного иллюстративного материала следует учитывать дифференцированные особенности нарушения каждого ребенка.

Все виды образовательной работы с детьми, имеющих зрительную патологию, пронизаны задачами лечебно-восстановительного процесса. Программа занятий составляется таким образом, чтобы педагогическое воздействие на детей было связано с проведением упражнений (лечебных занятий), направленных на улучшение остроты зрения и развитие бинокулярного зрения.

Залогом нашего успеха работы с дошкольниками, имеющих нарушения, является ее систематичность, планомерность, согласованность коррекционно-практической деятельности всех сотрудников МДОУ, воспитательное обучение сочетается с проведение лечебных мероприятий, а также учитываются индивидуальное возможности и способности каждого ребенка.   

                                                                     

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010