Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе проектного метода»

Автор:
Шмакова Валентина Алексеевна

Аннотация:

«Формирование  основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе проектного метода»

 

Шмакова Валентина Алексеевна, воспитатель МК ДОУ, г.Новокузнецк

 Работа  рассчитана  на детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Она позволяет формировать у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта основные представления, знания, умения  и навыки об основах безопасности жизнедеятельности, стимулировать развитие у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности, а также повышает уровень развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Обозначена проблема ознакомления с правилами безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности и их соблюдения у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Для реализации поставленных задач используется  «метод проектов», как метод развивающего обучения детей в качестве способа постановки проблемы и практического ее разрешения. Выявлены  условия  реализации проектного метода в деле приобщения дошкольников с нарушением интеллекта.

В результате нашей работы было осуществлено поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, воспитателей, детей), дети получили навыки безопасного поведения, материальная база группы пополнилась дидактическими играми, подвижными играми, иллюстрированными инструкциями по правилам безопасности.

Статья:

Формирование  основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе проектного метода.

Шмакова Валентина Алексеевна, воспитатель МК ДОУ, г.Новокузнецк

В российской педагогической практике, где обучение и воспитание традиционно имеет академическую, а не прикладную направленность, в последнее время очевидна необходимость переосмысления соотношения образовательных достижений ребенка и его подготовки к реальной жизни, адаптации к небезопасной среде проживания. Актуальным становится такое направление социокультурного развития детей как основы безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ).

Процесс приобщения детей, начиная уже с дошкольного возраста, к среде проживания, который предполагает не просто насыщение их знаниями по вопросам безопасности и выработку психологических установок на соблюдение правил безопасного взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, но умений действовать осторожно и предусмотрительно, воспитание навыков сознательного поведения и реагирования, достаточно сложный. Причем обобщенные научные данные и результаты собственного исследования выявили его недостаточную практико – ориентированность.

Особо остро проблема ознакомления с правилами безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности и их соблюдения встает по отношению к дошкольникам с нарушениями развития, в том числе интеллектуального, потому как знакомство с окружающим их социальным миром, с предметами и явлениями, находящимися вокруг, у детей достаточно поверхностно, фрагментарно, иногда полностью искажено. Присущая им интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание рискованных ситуаций, в которых они оказываются.

В начале нашей работы мы протестировали  родителей  на  предмет  взаимодействия ребенка с окружающей действительностью в разных  ситуациях,  потому  как  предположительно  наиболее  продуктивные  сведения  об информированности  ребенка  о  правилах безопасности  и сформированности  у  него первоначальных  навыков  безопасного  поведения можно получить именно от родителей.

Далее  приступили к  хронометражу навыков безопасного поведения, бесконфликтного  общения,  разбору  ситуаций  и  случаев, непосредственными  участниками  которых явились дети при выезде или выходе за пределы  образовательного  учреждения (на  экскурсии, прогулке, и других мест общественного назначения).

Обзор литературы и имеющегося опыта, посещения занятий, в которых участвовали наши  дети (дошкольники с диагнозом  F – 84.8 по МКБ – 10), а также наблюдения за коррекционно – развивающим процессом позволили сделать вывод о том, что одной из причин низкого уровня сформированности социальных представлений по ОБЖ у воспитанников являются не только особенности их сенсорно – перцептивной сферы, ограниченные познавательные и речевые возможности, но и то, как осуществляется коррекционно – педагогическая работа с данной категорией детей.

При проведении коррекционной работы по обучению ОБЖ, в основном, используется словесный приём речевого образца, беседа, речевые упражнения подражательно – исполнительского характера, метод моделирования (как правило, в репродуктивных заданиях, и только с использованием графических моделей).

Всё это становится причиной фрагментарного восприятия правил безопасности, не приводит к результативному пониманию их сущности, жизненной необходимости, не обеспечивает создания модели реальной ситуации взаимодействия в пределах, например, дорожно – транспортной сети, природного ландшафта, уличных лабиринтов и т.д., через целенаправленность и адекватность действий, применение способов координирования, замещения, перемещения и т.п.

В этой связи широкую значимость при обучении таких детей основам безопасности жизнедеятельности приобретает использование специфических форм, методов и приемов коррекционно – развивающей работы.

Мы остановили свой выбор на  «методе проектов», реализация которого вполне возможна при ознакомлении с ОБЖ в специализированных учреждениях дошкольного образования. Это обусловлено тем, что проектный метод, как метод развивающего обучения детей рассматривается в качестве способа постановки проблемы и практического ее разрешения.

В качестве условий реализации проектного метода в деле приобщения дошкольников с нарушением интеллекта к ОБЖ выступают:

наличие у детей заинтересованности данной проблемой;

организация специальных «зон безопасности»;

образование контактных детских групп по направлениям ОБЖ;

использование заданий и игр, соответствующих возрасту детей, их психофизиологическому и интеллектуальному развитию, индивидуальным особенностям и потенциальным возможностям;

использование современного развивающего многофункционального игрового оборудования;

взаимодействие всех педагогов данного учреждения.

Данный метод позволил конструировать разнообразные ситуации социально – образовательной направленности и решать их в совместной деятельности всех участников (детей, педагогов, специалистов узкого профиля, родителей), имея целью – появление нового значимого для детей образовательного результата.

В соответствии с «методом проектов» наши воспитанники в праве самостоятельно выбирать те виды деятельности или направленность занятий, посредством которых хотят изучить вопросы безопасности. Овладение разными средствами построения собственной деятельности (игровой, театральной, изобразительной, конструктивной и др.) – один из важнейших моментов, обеспечивающих самостоятельность и свободу поведения, способность к предвидению последствий своих действий, тех или иных явлений и событий, выработку чувства меры и ощущения безопасности.

Однако, помня о малой потребности в новых знаниях, отсутствии интереса к познанию, о том, что внимание дошкольника с нарушением интеллекта, попавшего в ситуацию выбора, становится рассеянным и по собственному желанию ни в одной деятельности он участвовать не стремится, мы вносим свои предложения.

При подведении детей к осознанию важности проблемы безопасности в окружающем мире мы использовали яркий, запоминающийся, психологически действенный момент. Таким моментом стала инсценировка взрослыми (педагогами учреждения, специалистами, родителями) соответствующей направленности - театрализованное представление «Проделки Шапокляк» из сборника «Взрослые игры во имя детей».

Было очень важно вызвать интерес к данной тематике, потому что в понятной для него ситуации ребенок с нарушением интеллекта способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека. Мимикой, жестами и словесными реакциями он может выражать сочувствие слабым и добрым героям и отрицательное отношение к их обидчикам.

В процессе проведения подобного действа и после его окончания, с помощью специального алгоритма оценки, мы определили степень значимости и актуальности для каждого ребенка вопросов сохранения жизни и здоровья, информированности по данной тематике.

Стараясь  информировать  ребенка с нарушениями интеллекта определенной дозой  знаний,  нужно  помнить  о  характерном недоразвитии  у  него  всех  познавательных процессов, выражающемся в вялой потребности  в  новых  знаниях,  отсутствии  интереса  к познанию, поверхностном, искаженном наличии сведений о фактах и правилах поведения в социальной и природной действительности.

Поэтому при коррекционном воздействии мы используем   специальные  дидактические  формы  и  методы  подачи  материала: целевые  прогулки,  наблюдения  за  явлениями  социальной,  природной  и  общественной жизни, беседы о проведенных наблюдениях,  чтение  художественной  литературы, рассматривание тематических плакатов, работу с сериями сюжетных картин по разным направлениям  основ  безопасности  жизнедеятельности,  демонстрацию  кинофильмов  и диафильмов,  специально  организованные  тематические  инсценировки.

Данные  формы работы  не  просто  вызывают  интерес,  повышают  любознательность,  уточняют  и  расширяют  понятийный  аппарат  по  предлагаемой тематике,  но  и  параллельно  совершенствуют интеллектуальные  способности детей с нарушением интеллекта,  развивая  целенаправленную наблюдательность,  осмысленное  запоминание, произвольное  внимание, а  соответственно,  и  качество  представлений,  призванных перерасти в систему научных понятий. Содержательный элемент структуры призван воссоздать представления  о мотивах безопасного  поведения, умениях и  потребностях качественно  противостоять  опасностям, в желаниях установить смысловые взаимосвязи между причинами и следствиями чрезвычайных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности.

Организация работы с детьми в данном направлении должна быть нацелена на своевременное  формирование  привычки  безопасного  поведения,  желание  совершенствовать  свои  физические  и  психические  возможности,  чтобы  противостоять  опасностям.

У детей с нарушением интеллекта, даже   нет  понимания  последовательности  и логики  всех  действий,  входящих  в  навык. Движения детей неловки, плохо координированы,  чрезмерно замедленны или,  напротив, импульсивны.  Любой  вариант  поведения  не приемлет  признаков  безопасности.  Замедленная реактивность и  неспособность  реально  взвесить  ситуацию  в  силу  запоздалого, медленного анализа, равно как и стремление к эффектным и демонстративным действиям (беганию,  крику,  кривлянию,  троганию  и пробованию  на вкус  незнакомых предметов, постукивание этими  предметами  и  т. д.), являются  основой  рискованных  поступков.

Кроме того, у большинства наших  детей отмечается недостаточность мышечной силы, что может привести  к  выпадению  предметов из  рук, ушибам, порезам при  работе с колющими и  режущими предметами  и  т. д.  Поэтому  велика  важность  общеукрепляющих физкультурных занятий  и  спортивных  упражнений  для  таких детей.  Отмечается понижение  у  них  скорости  простой реакции при  наличии  отвлекающих  факторов (звука тормозов,  сигнала  сирены,  запаха  дыма, вспышки  взрывоопасного  вещества  и  т. п.).

Инертность нервных процессов способствует стереотипности  реакций,  которые  часто  не соответствуют создавшейся обстановке.  Коррекционное воспитание и обучение в данном случае мы начинаем с  наблюдения и исправления действий детей в искусственно созданной  развивающей среде,  конструируя  и  реконструируя  игровые  ситуации безопасного  поведения  в  различных  сферах деятельности и общения.

Для этих целей мы используем такие методы,  приемы  и  способы  работы,  как  прием  опосредованного общения  через  игрушку;  разъяснения  содержания  и  последовательности  действий;  упражнения  в  пространственной  ориентировке;  речевые  упражнения  в  совместных высказываниях  детей;  интервьюирование; вопросно-ответная форма подачи материала, требующая умозаключений; работа с графическими  моделями ( схемами,  рисунками); символико-моделирующая  деятельность;  элементы водных процедур (закаливание, обтирание и пр.) и т. д.

В «методе проектов» для нас было  важно появление нового значимого для детей образовательного результата (от самодельного стенда о правилах дорожного движения; альбома рисунков, с изображением детей, правильно одетых в разные времена года; постановки детского спектакля «Загорелся кошкин дом»; до навыков включения электрических приборов, ухаживания за растениями в уголке природы и т.д.).

Кроме того, обогащенная предметно-развивающая  среда  становится основой  для  организации  содержательной жизнедеятельности  детей  в  процессе  формирования у них социальных представлений в  сфере  безопасности. Этому сопутствовало использование современного развивающего полифункционального игрового оборудования, яркого, компактного и удобного в эксплуатации, безопасного при взаимодействии с ним детей, позволяющего им многократно воспроизводить в различных видах деятельности реальные ситуации поведения, двигательной активности, способствующего психическому, физическому, личностному, эмоциональному развитию, обладающего большими дидактическими возможностями.

Своеобразные дидактические модули, пособия, атрибуты игр, являющиеся основными составляющими предметно – развивающей среды, совершено свободно перемещаются и конструируются в пределах группы, дефектологического кабинета, спортивного либо музыкального залов, театральных и творческих мастерских, игровых площадок, беседок и т.п.

Подобного рода оборудование формирует не только представления ребенка о мире, но и учит способам ориентировки в окружающем пространстве, моделирования и проигрывания ситуаций социального поведения, овладения социальными ролями, активизируют двигательную и речевую активность, развивает уверенность в собственных силах.

Для достижения эффективных результатов реализации проектного метода при ознакомлении дошкольников с нарушением интеллекта с ОБЖ, мы включили такие обучающие игровые наборы: как «Азбука дорожной безопасности» (в напольном и настольном варианте), «Азбука пожарной безопасности»; а также игрового лабиринта, имитирующего подземный переход; комплекта «Движение», имитирующего уличную игровую площадку; мягких модулей, имитирующих элементы дороги и улицы: арка, кольцо, ворота, полукольцо, опора – П, опора – У, полукруглый брус; конструкторов «Горка», «Веселый паровозик», «Веселый зоопарк»; сенсорных и тактильных дорожек, имитирующих газоны, клумбы, обочины загородной дороги и т.п.

Учитывая тот факт, что все состояние окружающей среды потенциально опасно и не исключено причинение вреда существованию человека, в качестве «зон безопасности» мы использовали несколько направлений: дорожная безопасность, пожарная безопасность, безопасное поведение в природе, безопасное поведение в быту, безопасное общение, охрана и сбережение здоровья.

Работа в данных «зонах безопасности» состоит из того, что ежедневно в течение учебного года в определенное время каждый ребенок в группе самостоятельно решает, чем он будет заниматься в ближайшие пол часа, изучая основы безопасности жизнедеятельности.

Например, в «зоне дорожной безопасности» дети мастерили и раскрашивали  светофор, разучивали  «Песенки красного, желтого и зеленого цветов светофора» (сл. Г. Георгиева, муз. Т. Чудовой); в «зоне пожарной безопасности»  отгадывали  загадки и учили рифмовки, стихи, пословицы про спички, огонь, дым, были пожарниками и учились тушить костер; в «зоне безопасного поведения в быту» определяли  «неправильные» ситуации по картинкам – нелепицам, изображающие рискованные действия людей при обращении с бытовыми предметами (утюгом, чайником, газовой плитой, микроволновой печью и т.д.), показывали и рассказывали про правила поведения за столом в специально смоделированном кухонном пространстве; в «зоне безопасного общения» стали участниками сюжетно – ролевых игр «Встреча с незнакомым взрослым», «Если бы я был…», «Расскажи о себе» и т.д.; в зоне «охраны и сбережения здоровья» принимали  витаминные чаи, кислородные коктейли, слушали о лекарственных свойствах трав, ягод, растений; а в «зоне безопасного поведения в природе» собирали разрезные картинки с изображением лекарственных растений или лепили диких и домашних животных. В каждой «зоне» мы представляем множество возможностей для ознакомления с правилами безопасного поведения, с целостной культурой безопасности через многообразие детских деятельностей.

Сделав выбор, ребенок сообщает о нем таким образом, что прикрепляет собственную фотографию к одной из страниц книги, названных одноименно «зонам безопасности». Больших размеров макет книги «Азбука безопасности жизнедеятельности» расположен в центре группы.

По мере заполнения «страниц» книги детскими фотографиями, определяются группы детей, желающих позаниматься с педагогами в музыкальном, физкультурном зале, кабинете дефектолога, творческих мастерских, на свежем воздухе на участке дошкольного учреждения и т.д.

 В нашей группе также используются различного  рода  игровой  материал ( настольный:  наборы  разрезных картинок,  домино,  кубики, паззлы  и  т. п.; настенный:  модули  на  сенсорное  восприятие,  тренажеры  для  развития  мелкой  моторики  и  т.п.;  напольный:  сенсорные  коврики,  дорожки,  атрибуты «Азбуки  дорожной  безопасности», «Азбуки  пожарной безопасности» и т. п.). 

Большое внимание мы уделяем индивидуальной работе с каждым ребенком по обогащению социальных представлений в плане личностной безопасности. Составили  схему  маршрута  пути  из  дома  в образовательное  учреждение ( детский  сад, ) с фиксацией встречающихся на пути опасных мест и предметов окружающей действительности.  Аналогичные  содержательные схемы отображают комнату ребенка,  подъезд,  транспортное  средство,  используемое им, и т. д.

Не забываем и о педагогическом  просвещении  родителей,  близкого окружения  детей  в  вопросах  безопасности жизнедеятельности,  формировании  примерного поведения. Воспитание  навыков  безопасного  поведения  у  нормально  развивающихся  детей требует  соблюдения  социально-детерминированных  правил  и  запретов (запрета  идти куда-то с незнакомым взрослым; соблюдения правил движения по улице и перехода дороги; использования предметов по назначению; понимания  непредсказуемости  поведения  животных; важности личной гигиены и т. п.), что призвано обеспечить свободу и гарантию безопасности.

Таким образом, «метод проектов», включающий мотивацию детской деятельности, постановку проблемной задачи, совместную разработку плана действий и освоение детьми новой деятельности с появлением последующего продукта этой деятельности активно реализуется в рамках коррекционно – развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта при обучении их ОБЖ.

Работа специалистов с детьми по данному методу не просто вызывает интерес воспитанников, повышает их любознательность, уточняет и расширяет кругозор по предлагаемой тематике, но и параллельно совершенствует интеллектуальные способности детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, развивая целенаправленную наблюдательность, осмысленное запоминание, произвольное внимание, а соответственно и качество социальных представлений по ОБЖ, призванных перерасти в систему научных понятий, способствующих безопасной жизнедеятельности в будущем.

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010