Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Комплексные итоговые занятия

Автор:
Агалдинова Зульфия Ризвановна

Аннотация:

Не секрет, что многие дети с ОВЗ относятся к определённым видам занятий без энтузиазма. Причин много, но главная – отсутствие у них интереса к учебной деятельности, потому что она даётся им с трудом. Агалдинова Зульфия Ризвановна, учитель-дефектолог Тулунского коррекционного детского дома разработала конспекты комплексных занятий по годам обучения. И теперь на её занятиях «не до скуки», ведь путешествие куда-либо – это игра, во время которой дошкольники учатся решать примеры, считать, составлять рассказы по сюжетным картинкам, образовывать новые слова, называть признаки времён года и персонажей программных сказок и многому другому.

Статья:

Традиционно в нашем учреждении практикуется такая форма методической работы как открытый просмотр итоговых занятий.

Цель занятий – определить наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья соответствующих представлений, умений, навыков и на этой основе сделать выводы о выполнении требований программы Гаврилушкиной О.П., Соколовой Н.Д. «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста», о направлении и методах дальнейшей работы. Эти занятия проводятся учителем-дефектологом, работающим с детьми данной группы, а чаще он объединяет свои усилия с другими специалистами детского дома (воспитателями группы, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре). Такая организация педагогического процесса стимулирует детей применять имеющиеся у них знания, умения, навыки и обеспечивает атмосферу непринуждённого общения. Проведение интегрированных занятий всегда требует большой предварительной работы, в том числе по изготовлению красочного демонстрационного и раздаточного материала.

Особенности этих занятий:

·   Занятия проводятся со всей группой (8-10 детей).

·   Обычно практикуется такая форма проведения как путешествие куда-либо, что позволяет интегрировать различные виды занятий (формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим, развитие речи, конструирование, изобразительная деятельность), что даёт большой развивающий эффект.

·   Оборудование, наглядный материал удобно располагается по всему музыкальному залу, который используется в качестве обучающего пространства.

·   Часто применяется интригующее начало, эмоциональная завязка занятия, чтобы оно захватило детей своей необычностью, яркостью. Именно заинтересованность дошкольника занятием, его эмоциональный отклик формируют у него постепенно положительное отношение к учебной деятельности, к её содержанию и, следовательно, способствуют более интенсивному протеканию в его мозгу психических процессов.

·   Важно помнить, что занимательность необходима на занятии не для того, чтобы развлечь детей, а для активизации познавательной деятельности.

·   Наиболее эмоционально дети откликаются на появление взрослых в разных ролях и охотно выполняют задания по их просьбе.

·   В коррекционной работе с детьми следует опираться на многократность повторения учебного материала, предъявляя его каждый раз как можно более разнообразно и наглядно.

Комплексные занятия развивают у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

интерес к новому, коммуникативное поведение и помогают им в игровой форме усвоить учебные задачи в рамках образовательной программы.

Ниже предлагаются примерные конспекты занятий для детей 5-7 лет.

 

Конспект итогового занятия

«В гости к бабушке и дедушке»

Второй год обучения

Программное содержание.

1.      Закрепить умение пересчитывать предметы, соотносить их количество с количеством пальцев и сравнивать количества двух групп предметов путём приложения в пределах четырёх (поровну).

Упражнять детей в различении предметов по трём величинам (маленький, большой, самый большой), сопоставлении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), определении местоположения объектов по отношению к себе (впереди, рядом, за) и соединении частей в целое.

Уточнить  знание  детьми  элементарных  сведений  о  себе, назначении отдельных частей

лица и представления о признаках времён года, домашних животных, труде взрослых и цвете предметов.

2.      Активизировать употребление в речи обобщающих слов (игрушки, овощи, фрукты, домашние животные), слов, обозначающих части суток (утро, день, вечер, ночь) и названий детёнышей домашних животных (котёнок, щенок, телёнок, цыплёнок).

Закрепить знание детьми стихов и содержания программных сказок.

3.      Развивать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения.

Оборудование. Автобус, построенный из стульчиков, поставленных в два ряда, руль и кепка для шофёра, магнитофон, аудиокассета «Волшебство природы».

Демонстрационный материал. Конверт с письмом; опорные картинки про зиму; чудесный сундучок; пять картинок с изображением разных игрушек, овощей, фруктов, домашних животных; корзинка с клубками пряжи разного цвета и размера; набор игрушек двух видов (по четыре штуки); детские книжки «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Лиса и заяц», «Два жадных медвежонка», кринка с молоком.

Раздаточный материал. Карточки с геометрическими фигурами разного цвета (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); сборно-разборные игрушки (кукла, мишка); квадраты белой бумаги размером 16/16 см., готовые цветные квадратики и кружки, баночки с клеем, кисточки; игрушечные цыплята, пластилин, досточки для лепки, поднос с чашками.

Роли исполняют воспитатели группы «Мотылёк»: бабушка – Сёмина Т.М., дедушка – Стерехова Н.М., внучка – Захарова О.А.

 

Ход занятия

Организационный момент «Солнышко»

Дети передают друг другу мягкий жёлтый мячик и произносят строчки:

Ходит солнышко по кругу,

Дарит деточкам свой свет,

А со светом к нам приходит

Дружбы солнечный привет.

Поздороваемся с гостями и с хорошим настроением будем заниматься.

Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко, пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку на окошко заманил?

Ребята, от кого пришло письмо, вам хочется узнать? (Да.)

Тогда надо постараться и загадку отгадать:

·   Они живут в деревне.

Она стряпает колобок.

Он сажает репку в огороде.

Кто написал письмо?  (Бабушка и дедушка.)

Открываю конверт, достаю письмо. Дедушка и бабушка приглашают нас к себе в гости. Письмо отправили, а обратный адрес не написали. Наверное, забыли? Что же нам делать?

(Стук в дверь.)  Кто стучится в дверь?  Иди-ка, Анечка, проверь.

Аня. Кто там?  (Входит внучка.)

Внучка. Здравствуйте! Это группа «Мотылёк»? Вы получили письмо от дедушки и бабушки?

Учитель-дефектолог. Да, только мы дорогу не знаем.

Внучка. А они меня за вами отправили.

Учитель-дефектолог. В гости без подарков не ездят. Надо взять подарки для бабушки и дедушки. А что они любят, спросим у внучки.

Внучка. Бабушка любит вязать, а дедушка книжки читать.

Учитель-дефектолог. На чём ты приехала к нам?

Внучка. На автобусе.

Учитель-дефектолог. Тогда, ребята, на чём мы поедем в гости?   (На автобусе.)

Пассажиры занимают места в автобусе согласно купленным билетам.

Ребята,  на билетах геометрические фигуры, вы должны найти сиденье в автобусе с такой же фигурой. Это и будет ваше место. Как называется эта фигура?  А эта? (Дети отвечают: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.)

Чтобы получить билет на автобус, надо ответить на вопросы быстро и правильно.

1.      Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тётей или дядей?

2.      Сколько тебе лет?

3.      Сейчас утро или вечер?

4.      Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днём?

5.      Для чего тебе нужны глаза, уши?

6.      Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

7.      Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

8.      Что делает врач, продавец, шофёр?

9.      Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?

10.  У кого больше лап: у собаки или у петуха?

Дети занимают места в автобусе. Объясняют выбор своего места: Я сел на это место, потому что у меня на билете жёлтый  треугольник и на стульчике жёлтый треугольник.

  • Давид, кто сидит впереди тебя?
  • Коля, кто находится рядом с тобой?
  • Аня, назови детей, которые сидят за тобой.

Внучка. Ехать далеко. А чтобы не было скучно, расскажу вам, что я делала в разное время года. А какие времена года вы знаете?   (Дети называют.)

·   Была зима, кругом бело,

Много снега намело.

Взяла сачок, пошла гулять,

Чтобы бабочку поймать.

Дайте мне скорей ответ:

Это правда или нет?    (Нет, зимой холодно, бабочек  нет. Бабочки летают летом.)

Учитель-дефектолог. Без чего нет зимы? Расскажем, что дети делают зимой (по опорным картинкам).

Внучка.

·   Весной я вышла в сад гулять,

Чтобы яблок там набрать.

Давайте мне скорей ответ:

Это правда или нет?   (Нет, весной яблок не наберёшь, они созревают осенью.)    

Учитель-дефектолог. А сейчас какое время года? А почему вы так думаете? 

(Дети называют признаки весны: солнышко пригревает, снег растаял,  бегут ручейки, сменили одежду и обувь.)

Антон расскажет нам стихотворение И. Токмаковой «Весна».

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают 

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

Игра «Чудесный сундучок»

Учитель-дефектолог. Здесь стоит сундучок, он не открывается. Чтобы узнать, что в нём лежит надо нам вместе сказать такие слова:

-          Сундучок, сундучок

Приоткрой свой бочок.

Задание будем выполнять по двое. Один берёт картинку и перечисляет все предметы, которые на ней изображены, а другой ребёнок называет эти предметы одним словом. (Ответы детей.)

Внучка  комментирует ответы детей.

У бабушки в огороде растут такие овощи.

У нас в саду созревают такие фрукты.

Я люблю играть с такими игрушками.

У дедушки живут такие животные.

Внучка.    Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята –

Их по счёту ровно пять.

Котята появились у кого?  (У кошки.) А щенки у кого?  (У собаки.) А телёнок у кого?

(У коровы.) Молодцы!

Вот так и незаметно мы приехали. Смотрите, а нас уже бабушка поджидает.

Бабушка. Здравствуйте, мои дорогие ребятки! Я вам очень рада. А дедушка Матвей на рыбалке. Скоро вернётся. Меня зовут бабушкой Матрёной. А как вас зовут?  (Дети называют свои имена.)

Учитель-дефектолог. Мы привезли вам в подарок клубки пряжи.

Бабушка. Спасибо. Я люблю вязать по вечерам.

Учитель-дефектолог. Мы знаем, нам внучка рассказала об этом.

Задание «Цветные клубки»

Вынимаю из корзинки по одному клубку и прошу назвать цвет. Какой формы клубки?

Затем двум детям предлагаю разложить клубки по величине от маленького к самому большому.

Бабушка. Свяжу-ка я из этих ниток дедушке носки, а из этих внучке – нарядные рукавицы. Порадовали бабушку. Внученька моя такая мастерица – сделает игрушку и играет с ней.

Дефектолог. Наши дети тоже умеют собирать игрушки. Хотите посмотреть?

Бабушка: Конечно, хочу.

Конструирование сборно-разборной игрушки

Учитель-дефектолог. Перед вами сборно-разборная игрушка. Будем её собирать. Нужно к туловищу правильно пристегнуть другие части: у куклы ноги и руки, у мишки лапы.

Оказываю индивидуальную помощь, в ходе которой читаю стихотворение А. Барто «Мишка».

Затем спрашиваю выборочно: Какую игрушку ты собрал? Какая игрушка у тебя получилась? Предлагаю детям рассказать бабушке знакомые стихи о мишке и кукле.

Бабушка. Вот молодцы! Вот умельцы!

Учитель-дефектолог. Давайте отдохнём.

Мы шагали топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик,

Раз-сюда, два-туда, повернись вокруг себя,

Сели-встали, сели-встали, руки кверху все подняли

Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!

Сравнение двух множеств и установление их равенства

Появляется дедушка. Здоровается. Посмотрите-ка, ребятки, каких рыбок я наловил для своих кошек (показывает ведёрко), зовёт кошек: кис-кис. (Расставляю кошек на ковёр.)

Дедушка. Считать умеете?

Учитель-дефектолог. Коля, покажи дедушке, как мы умеем считать.  (Ребёнок считает до четырёх.)

Дедушка. Хвалит ребёнка.

Учитель-дефектолог. Антон, посчитай кошек и назови, сколько их всего.  (1, 2, 3, 4. Всего 4 кошки.)  Покажи на пальчиках.

Валера, посчитай, сколько рыбок поймал дедушка. (1,2, 3, 4. Всего 4 рыбки.) Покажи на пальчиках. А сейчас проверим, хватит ли кошкам рыбок. Иди, Ваня, накорми кошек рыбками.

Сравни рыбок и кошек. Всем ли кошкам хватило рыбок? Их поровну?

Рыбок столько же, сколько кошек, их поровну, их по четыре.

Учитель-дефектолог. Дедушка, мы привезли книжки вам в подарок.

Дедушка. Спасибо, я люблю читать.

Учитель-дефектолог. Мы знаем, нам внучка рассказала об этом. Сейчас дети расскажут, какие персонажи живут в этих сказках. Дети по очереди берут со стола книжки и кратко рассказывают содержание.

  • В этой книжке поселилась сказка, в которой жили три медведя.
  • В этой книжке волк съел козлят, а коза их спасла.
  • В этой книжке маленькая девочка перехитрила медведя.
  • В этой книжке лиса выгнала зайчика из домика, а петушок помог ему вернуться.
  • В этой книжке медвежата не смогли поделить сыр и остались голодными.

Дедушка комментирует каждый ответ, кого-то из персонажей жалеет, кого-то хвалит, кому-то сочувствует.

Дедушка. Сколько сказок вы знаете, молодцы! Что-то я устал, пора отдохнуть и почитать книжку про лису и зайчика.

 Продуктивная деятельность

Воспитатели  проводят  с  одной подгруппой аппликацию, с другой – лепку. По желанию дети

украшают салфетку для бабушки или лепят цыплят из пластилина.

В конце занятия бабушка угощает детей молоком, приговаривая:

Вкусное молочко всем нам нравится.

Из молока всё что хочешь делай:

Сливки, простоквашу,

Масло в нашу кашу.

Можно самим пить

И гостей угостить.

Дети.  Спасибо, бабушка.

Учитель-дефектолог. Быстро время пролетело. А теперь нам пора возвращаться домой.      До свидания! Звучит музыка. Дети садятся в автобус.

Итог.  К кому мы ездили в гости?  Как их зовут? Вам понравилось путешествовать?

 

Конспект итогового занятия

«В лес пойдём, солнышко найдём»

Третий год обучения

Программное содержание.

1.      Закрепить у детей навыки пересчёта предметов с называнием итогового числа, умение сравнивать группы предметов по их количеству в пределах семи, знание цифр до пяти.

Продолжать учить производить счётные операции объединения и разъединения отвлечённо в пределах трёх-четырёх и соотносить количество изображённых предметов на карточках с соответствующей цифрой в пределах пяти.

Упражнять детей в умении различать и правильно называть геометрические фигуры и дни недели.

Систематизировать знания о лесных зверях, животных тёплых стран, домашних животных и птицах, их детёнышах, частях тела, месте их обитания, корме, изменении окраса в разное время года и пользе для хозяина.

Формировать представления о весне.

Упражнять детей в умении складывать изображения животных и птиц из четырёх-пяти частей без образца и предварительного их называния.

2.      Активизировать в речи детей обобщающие слова, слова-антонимы, названия программных сказок и их персонажей.

Упражнять их в умении пересказывать знакомый текст, воспроизводя последовательность событий.

Корригировать восприятие, внимание, память в процессе выполнения заданий.

3.      Продолжать воспитывать у детей доброжелательность, готовность оказать помощь всем, кто в ней нуждается.

Оборудование. Занавес, ширма, плоскостные деревья, пенёк, магнитофон, аудиокассета «Голоса леса», мольберт, наборное полотно, указка, магнитики.

Демонстрационный материал. Бланк телеграммы, семь плоскостных зайцев, шесть плоскостных ёжиков, схематическое изображение зайца, плоскостное солнце на леске. 

Раздаточный материал. Атрибуты к сказке «Курочка Ряба»; на каждого ребёнка: карточка с изображением определённого количества разных предметов, карточки с цифрами от 1 до 5, конверт с разрезной картинкой, ксерокопии двух раскрасок с изображением времён года, фломастеры, бумажный кораблик.

Роли Лесовичка и Ёжика исполняют воспитатели группы «Мотылёк».

 

Ход занятия

1.      Организационный момент «Весне мы рады» - установка на положительное участие в занятии

Организую детей вокруг себя и читаю стихотворение:

Как приятно проснуться, встать,

Синее небо в окно увидать

И снова узнать, что повсюду весна,

Что солнце и утро прекраснее сна!

«Доброе утро!» - скажите гостям

И внимательно слушайте меня.

2.      Вводная часть – создание проблемной ситуации

Учитель-дефектолог. Сегодня утром почтальон доставил срочную телеграмму, а вот от кого она, я попрошу вас отгадать.

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там,

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети (хором). Это весна.

Правильно, это весна. А теперь давайте прочитаем телеграмму и узнаем, что же с весной случилось? 

«Помогите. Пропало солнышко! Лес весь спит. Весна».

Ребята, случилась беда, пропало солнышко. А может весна победить зиму без солнышка? (Ответы детей.) Что же нам делать?

Дети. Надо солнышко найти.

Учитель-дефектолог. Давайте сначала отправимся в лес, может там его найдём. Чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно взяться за руки, закрыть глаза и произнести заклинание «Сим-салабим» три раза. (Открывается занавес.)

Смотрите, вот волшебный лес,

Верхушки сосен до небес.

В этом лесу живёт Лесовик.

Вообще-то он добрый старик,

Но тех, кто его задания не выполняет,

Он в пеньки превращает!

У него-то и спросим про солнышко.

3.      Основная часть – выполнение детьми заданий

Возле дерева на пеньке сидит Лесовик.

Учитель-дефектолог. Здравствуйте, Лесовик!

Лесовик.  Здравствуйте! Куда путь держите?

Учитель-дефектолог. Идём с детьми солнышко из беды выручать.

Укажи нам правильную дорогу.

Лесовик. Где его искать не знаю я, а вот если вы выполните мои задания, то скажу, кто может вам помочь. Согласны?

Дети (хором). Да!

Задание «Сравни количество»

Лесовик. Тогда слушайте первое задание.

На верхней полоске наборного полотна расположено семь зайцев, на нижней – шесть ёжиков.

Кого больше в моём лесу: зайцев или ёжиков?

Учитель-дефектолог. Считаем вместе зайцев (ёжиков). Сколько зайцев? Сколько ёжиков? Кого больше зайцев или ёжиков? (Зайцев больше, чем ёжиков, потому что число семь больше шести.)

Задание «Узнай и назови фигуры»

Лесовик. Молодцы! Слушайте следующее задание.

На мольберте схематическое изображение зайца, составленное из геометрических фигур.

В лесу  живёт чудо-заяц.  Посмотрите и  скажите, из каких геометрических фигур он состоит.

 (Дети называют геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.) При затруднении задаю наводящие вопросы: Что это у зайца? Какой формы голова (туловище, лапки, хвост, уши)?

Лесовик. Молодцы, геометрические фигуры знаете. А теперь решите занимательные задачки:

·   Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл:

Три – под берёзой

Один – у осины.

Сколько грибов стало в плетёной корзине?

Как решили? (3+1=4.  Надо к трём прибавить один, получится четыре грибочка.) В случае затруднения предлагаю решить с опорой на пальцы. Больше или меньше станет грибов в корзине, если положить в неё ещё один гриб?

·   У домика утром

Три зайца сидели

И дружно весёлую песенку пели.

Один убежал.

Сколько у домика зайцев осталось?

Как решили? (3-1=2.  От трёх убрали один, получилось два зайчика.) Больше или меньше осталось у домика зайцев после того, как один заяц убежал?

Задание «Дни недели»

Лесовик. Молодцы, умеете задачки решать. Старенький я, стал забывать дни недели.

Учитель-дефектолог. А мы сейчас напомним. Сколько дней в неделе?  (Семь.)   

Вы, ребята, не зевайте,

Дни недели называйте!

(Дети называют последовательно дни недели, начиная с понедельника.)

Задание «Сосчитай и соотнеси с цифрой»

Предлагаю детям взять раздаточный материал и сесть на ковёр.

Слушайте внимательно задание: Нужно сосчитать предметы на своей карточке и положить соответствующую цифру в пустой квадрат. Примерные ответы:

- На моей карточке нарисовано пять деревьев, поэтому я положил цифру пять.

- Я выбрал цифру четыре, потому что на ветке сидят четыре птички.

Лесовик. Убедился я, что в математике разбираетесь, а сказки любите?

Дети. Да!

Задание «Любимые сказки»

Лесовик. Ну, тогда вы справитесь и с этим заданием!

·   Вспомните, какой гостинец несла Красная Шапочка бабушке? (Пирожок и горшочек масла.)

·   Как звали мышат в сказке «Колосок»? (Круть и Верть.)

·   Кто помогал зайчику выгнать лису из его избушки? (Сначала гнали собаки, затем медведь, а выгнал петушок.)

·   У Машеньки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

Как называется эта сказка? («Гуси-лебеди».)

·   Вспомните песенку, которую пела лиса в сказке «Кот, петух и лиса»?

(Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко –

Дам тебе горошку.)

Учитель-дефектолог. Ребята, давайте расскажем Лесовику сказку про курочку Рябу.

Лесовик. Хвалит детей за пересказ сказки.

И последняя игра

Вам понравится она!

Игра «Скажи наоборот»

Я буду говорить слова, а вы подбирайте к ним слова, противоположные по значению.

Скажу я слово высоко,

А вы ответьте - … (низко).

Скажу я слово далеко,

А вы ответьте - … (близко).

Скажу я слово рано

Дети (хором): Поздно.

Скажу я слово плохо

Дети: Хорошо.

Скажу я слово день

Вы отвечайте - … (ночь).

Лесовик. Молодцы, ребята, так и быть скажу, куда идти дальше: ступайте по этой тропинке к Ежу, он у нас в лесу самый рассудительный, поможет вам найти солнышко.

Учитель-дефектолог. Спасибо, Лесовик! А мы поспешим к Ёжику.

Физкультминутка

На носочках по тропинке

Друг за другом мы пойдём.

(Дети идут друг за другом на носочках, держа руки на поясе.)

В маленькие лужицы

Не наступим, обойдём.

(Идут, высоко поднимая колени, держа руки на поясе.)

Будем по лесу гулять.

(Шагают на месте.)

Свежим воздухом дышать.

(Останавливаются, поднимают руки вверх, разводят их в стороны;

делают вдох через нос, опускают руки, выдыхают воздух через рот.)

Вот сороки  пролетели,

Им, сорокам, не до сна!

Трещат сороки - белобоки:

Весна идёт! Идёт весна!

(Бегут по кругу на носочках, плавно взмахивая руками вверх-вниз.)

Ручеек по брёвнышку перешли

(Идут на носочках, держа руки на поясе.)

И полянку светлую, мы нашли.

(Останавливаются, разводят руки в стороны.)

В зале появляется Ёжик с конвертами в руках.

Учитель-дефектолог. Здравствуй, Ёжик! Подскажи нам, где солнышко найти.

Ёжик. Знаю, знаю. Скажу, скажу, но сперва мне помогите. Фотографировал я разных животных и птиц. Хотел сделать красочный альбом. Споткнулся о пенёк, упал, а фотографии все у меня рассыпались.

Учитель-дефектолог. Конечно, Ёжик, мы тебе поможем.

Задание «Составь целое из частей»

Раздаю конверты с разрезными картинками. Дети садятся на ковёр и самостоятельно их складывают.

По окончанию работы спрашиваю у каждого: Кто у тебя получился?

Дополнительные вопросы:

  • Медведь. Какое это животное: дикое или домашнее? Как называется жилище, в котором зимует медведь?
  • Заяц. Каким цветом заяц зимой? А летом? Каких звери ещё обитают в лесу?
  • Белка. Где живёт белка? Чем она питается?
  • Лиса. Как называются детёныши у лисы? В каких сказках встречается лиса? («Лиса и заяц», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Колобок», «Теремок».)
  • Корова. Какое  это животное:  домашнее  или  дикое?  Какую  пользу приносит корова

своему хозяину?    

  • Собака. Кем была собака в детстве? Назови детёнышей домашних животных.
  • Лев. Где живёт лев? Каких животных тёплых стран ты ещё знаешь? Где мы можем увидеть этих животных в неволе? (В зоопарке, в цирке.)
  • Синица. Назови зимующих птиц, которых ты знаешь. Чем вы подкармливали птиц зимой?
  • Дятел. Чем покрыто тело у дятла? Для чего нужны ему крылья?
  • Индюк. Какая это птица: домашняя или дикая? Каких домашних птиц ты ещё знаешь?
  • Курица. Как называются птенчики у курицы? Какую пользу приносит курица своему хозяину?

Ёжик благодарит детей за помощь и показывает на ширму.

Ёжик. Солнышко там живёт, только его тучки закрыли, спит оно.

Ёжик уходит.

Учитель-дефектолог. Как нам солнышко разбудить? Ребята, давайте споём весёлую весеннюю песенку.

Подведение к изобразительной деятельности, которую проводят воспитатели.

Солнышко медленно поднимается из-за ширмы. Звучат звуки леса. Ароматерапия.

Воспитатель. В лесу всё оживает с появлением солнышка. Запели птички. Зажурчали ручейки. Появляются подснежники.

Задание «Рисуем весну»

Найдите и раскрасьте картинку, на которой изображена весна.

4.      Заключительная часть – подведение итога занятия

Учитель- дефектолог. Чтобы попасть нам домой, нужно взяться за руки, закрыть глаза и произнести заклинание «Сим-салабим» три раза. (Занавес закрывается.)

Вот мы и в детском доме. Скажите, куда мы ходили? Кто помог нам найти солнышко? Ребята, сегодня вы были активными, правильно отвечали на вопросы, старались быстро выполнять задания Лесовика и Ёжика, нашли солнышко. Под его тёплыми лучами тает снег. На улице много ручейков, по которым вы будете пускать эти кораблики, и радоваться приходу весны. До свидания!

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010