Автор:
Серова Ольга Александровна
«Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта».
Учитель-дефектолог Серова Ольга Александровна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 86 «Ладушки»
г. Вологда
Проблеме безопасности детей в последнее время уделяется серьёзное значение. Это прописано практически во всех программах воспитания и обучения, в Федеральных государственных стандартах.
Особую тревогу в плане безопасности вызывают дети с нарушениями в интеллектуальном развитии, так как являются наиболее незащищённым звеном нашего общества. Основной акцент в работе с детьми с проблемами в развитии делается на их социальную адаптацию. Одной из составных частей социальной ориентации является обучение детей навыкам безопасного поведения.
Поэтому, чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие дошкольнику планомерно накапливать навыки безопасного поведения в быту.
Цель - формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта.
Задачи:
-сформулировать задачи по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта,
-разработать направления деятельности по формированию навыков безопасного поведения.
Практическое значение: показать педагогическому сообществу актуальность данной проблемы и пути реализации задач по формированию навыков безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 86 «Ладушки»
г. Вологда
Из опыта работы учителя – дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта
Серовой Ольги Александровны.
по теме:
«Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью»
В г.Вологда функционирует МДОУ Детский сад комбинированного вида № 86 «Ладушки». В саду 9 групп, из них 5-массовые и 4 группы - специализированные (компенсирующие группы для детей с нарушением интеллекта).
Основной акцент в работе с детьми с проблемами в развитии делается на их социальную адаптацию. Одной из составных частей социальной ориентации является обучение детей навыкам безопасного поведения.
Знакомство с окружающим миром ребенок начинает с ограниченного пространства, где каждый его шаг контролирует мама. Но чем дальше, тем этот мир становится шире, и не всегда находится рядом оберегающий взрослый. Ребенок - существо ищущее, он познает мир через собственное восприятие, чувственный опыт, который не всегда бывает положительным в плане безопасности. А как известно, незнание и неумение вести себя в различных непредвиденных ситуациях, игры с опасными предметами зачастую приводят к негативным последствиям. Детей необходимо учить навыкам безопасного поведения и наиболее благоприятный в этом плане - дошкольный возраст.
Особую тревогу в плане безопасности вызывают дети с нарушениями в интеллектуальном развитии. Для этих детей характерно позднее развитие, нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. А так же в силу своей наивности и доверчивости они являются наиболее уязвимым и незащищенным звеном нашего общества.
Поэтому, чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие дошкольнику планомерно накапливать навыки безопасного поведения в быту.
Перспективное планирование
1 направление «Я и мое здоровье»
Цель: формировать представление о принадлежности к человеческому роду. Учить заботиться о своем организме, соблюдать правила личной гигиены.
Месяц |
Неделя |
Методы и приемы работы с детьми |
Работа с родителями |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
1 |
1. Беседа «Я - человек». 2. Д/и «Куда села бабочка», «Одень куклу», «Узнай по описанию», «Собери человечка». 3. Лепка «Человечек». 4. Рисование «Ручки, ножки, огуречик - получился человечек». 5. Рассматривание себя и друг друга в зеркало. 6. Рассматривание фотографий. 7. Разучивание песни «Человечек». |
1. Анкетирование родителей. 2. Консультация врача – педиатра: «Будем здоровы!» 3.Совместный праздник с сотрудниками ДПС |
2. |
1. Беседа «Здоровье - главное». 2. Чтение Чуковский К. «Айболит», Ивенин В. «Слово врача». 3. Экскурсия в медицинский кабинет. 4. С/р. игры «Кукла Катя заболела», «На приеме у врача». |
3. Стенд «Гигиена ребенка». 4. Индивидуальные консультации по теме «Гигиена ребенка» |
|
3. |
1. Беседы: «Где живут микробы», «Про мыло и полотенце». 2. Чтение: Чуковский К. «Мойдодыр», «Федорино горе»; «Ах ты, девочка чумазая» Барто А. 3. Рисование «Я микробов нарисую». 4. Д/и «Мое - чужое». 5. Пускание мыльных пузырей. 6. Разучивание «Песенки микробов» |
5. Схема мытья рук. |
|
|
4. |
Обобщение пройденного материала. |
|
2 направление «Наши помощники»
Цель: дать детям основные представления о строении человеческого тела, функциях некоторых органов. Формировать привычку заботиться о своем организме.
Месяц |
Неделя |
Методы и приемы работы с детьми |
Работа с родителями |
О К Т Я Б Р Ь |
1. |
1 .Беседа «Я учусь себя беречь». 2. Чтение «5 помощников» Голебоме М. 3. Рассматривание иллюстраций с изображением человека. |
Рекомендации: 1. «Гимнастика для глаз». |
2. |
1. Беседа «Глаз - алмаз». 2. Чтение Орлова Н. «Береги свои глаза». 3. Д/и «Опасные для глаз предметы», «Что изменилось». 4. П/и «Жмурки». 5. Рассматривание предметов через цветные стеклышки, увеличительное стекло. 6. Рассматривание глаз друг друга, у кукол. 7. Разучивание «Гимнастика для глаз». |
2.«Как сохранить зрение». |
|
3. |
1.Беседа «Носики - курносики сопят». 2. Чтение «Зачем носик малышам?» Прокопович Ю., «Мой замечательный нос» Мошковская Э. 3. Д/и «Узнай по запаху», «Опасные предметы». 4. Рисование «Я всегда беру с собой свой платочек носовой». 5. Упражнение «Учимся правильно пользоваться носовым платком». 6. Разучивание дыхательной гимнастики. |
3.«Дыхательная гимнастика».
Выступление врача – педиатра на родительском собрании «Вакцинопрофилакти-ка». |
|
|
4. |
Обобщение пройденного материала. |
|
2 направление «Наши помощники»
(продолжение).
Месяц |
Неделя |
Методы и формы работы с детьми |
Работа с родителями |
Н О Я Б Р Ь |
1. |
1. Беседа «Ушки на макушке». 2. Д/и «Кто позвал?», «Что услышал?», «Тихо - громко», «Узнай по звуку». 3. Гимнастика для ушей. |
Рекомендации: 1.«Гимнастика для ушей». |
2. |
1. Беседа «Чтоб смеялся роток и кусался зубок». 2. Чтение «Робин - Бобин» Чуковский К. «Как у крокодила зубы заболели». 3. Д/и «Вредная - полезная для зубов еда». 4. Упражнение «Чистим зубы». |
2.«Схема чистки зубов». |
|
3. |
1. Беседа «Наша кожа, наши косточки». 2. Д/и «Определи на ощупь», «Опасности для костей и кожи». 3. Инсценировка В. Лунин «Сучок на тропинке» 4. Рассматривание себя в зеркале при выполнении различных движений. |
Консультация медсестры «Профилактика сколиоза». |
|
4. |
Обобщение пройденного материала. |
|
3 направление «Мир предметов».
Цель: познакомить детей с опасными предметами, которыми им категорически запрещено пользоваться, и предметами, с которыми нужно пользоваться осторожно; познакомить с источниками опасности дома и экстремальными ситуациями в быту, научить правильному поведению в них.
Месяц |
Неделя |
Методы и формы работы с детьми |
Работа с родителями |
Д Е К А Б Р Ь |
1. |
1. Беседа «Опасные предметы дома». 2. Чтение «Разгром» Успенский Э. 3. Рассматривание иллюстраций в тетради «Твоя безопасность», в альбоме «Опасные предметы». 4. Совместное изготовление карточек для д/игры «Нельзя, можно, осторожно». |
Ширма «Это надо знать родителям».
|
2. |
1. Беседа «Незнакомые предметы и вещи». 2. Моделирование проблемных ситуаций. 3. Чтение «Об электроприборах» Бурлева З.В. |
Памятка для родителей «Зона безопасности». |
|
3. |
1. Беседа «Добрый и злой огонь». 2. Мультфильмы «Путаница» К.Чуковский, «Кошкин дом» С. Маршак, чтение «Новый год» Бурлева З.В. 3. П/и «Огонь, нас не тронь», «Пожарные на учении». 4. Беседа «Как вести себя при пожаре». 5. Моделирование ситуаций. |
Консультация «Шалость детей с огнем».
|
|
4. |
Обобщение пройденного материала. |
Консультация «Меры по предупреждению пожаров». |
3 направление «МИР ПРЕДМЕТОВ» (продолжение)
Месяц |
Неделя |
Методы и приемы работы с детьми |
Работа с родителями |
Я Н В А Р Ь
|
2 |
1. Беседа «Острые, опасные предметы». 2. Д/и «Опасен - безопасен» (по типу «Съедобное — несъедобное»). 3. Упражнения в пользовании острыми предметами. |
Беседа «Здоровый образ жизни» |
3 |
1. Беседа «Службы спасения». 2. Д/и «Исправь Незнайку», «Чей телефон». 3. С/р игра «Вызовем врача кукле Маше». 4. Чтение Л. Зильберг «01», «02», «03». 5. Моделирование ситуаций (вызов специальных служб). |
Консультация «Порядок вызова специальных служб». |
|
4
|
Обобщение пройденного материала
|
Консультация психолога «Психологическое здоровье ребёнка»
|
4 направление «За порогом дома»
Цель: познакомить детей с опасными предметами, явлениями, ситуациями, в которых они могут оказаться на улице. Научить адекватному поведению в этих ситуациях.
Месяц |
Неделя |
Методы и формы работы с детьми |
Работа с родителями |
Ф Е В Р А Л Ь |
1 |
1. Беседа «Игры во дворе». 2. Д/и «Опасен - безопасен». 3. Чтение «Азбука безопасности» Иванов. А. |
Выступление инспектора ДПС на родительском собрании. |
2. |
1.Чтение «Милиционер» Носов. Н 2. Беседа «Если я потерялся», «Мой адрес». |
Учить домашний адрес, рисование своего дома вместе с ребенком. |
|
3. |
1. Беседа «Правила дорожного движения». 2. Целевые прогулки: «Познакомьтесь, светофор», «Что такое проезжая часть». 3. Чтение «Бездельник светофор» Михалков. 4. Рассматривание иллюстраций с проблемными ситуациями. |
Информация для родителей: 1. Статистика ДТП. 2. «Научите детей». Экскурсия «Наш помощник светофор» |
|
4. |
Обобщение пройденного материала. |
|
4 направление «За порогом дома» (продолжение).
Месяц |
Неделя |
Методы и приемы работы с детьми |
Работа с родителями |
М А Р Т |
2 |
1. Беседа «Поведение в транспорте». 2. С/р игра «Поездка в троллейбусе». 3. Обсуждение проблемных ситуаций с использованием иллюстраций. |
Консультация «Безопасность в общественном транспорте». |
3. |
1. Беседа «Не дразните собак». 2. Чтение «Щенок» А.Барто, «Бобик в гостях у Барбоса» Н.Носов. |
Консультация «Безопасность при обращении с животными». |
|
4. |
Обобщение пройденного материала |
Рекомендации «Наш путь в детский сад». |
5 направление «Среди людей»
Цель: познакомить детей с опасностью контактов с незнакомыми людьми, с частым несовпадением приятной внешности и «добрых» намерений.
Месяц |
Неделя |
Методы и формы работы с детьми |
Работа с родителями |
А П Р Е Л Ь |
1. |
1. Беседа «Если ты гуляешь один». 2. Чтение С. Маршак «Котауси и Мауси», «Сказка о глупом мышонке». 3. Театр ложек «Красная Шапочка». |
Консультация «Личная безопасность на улице». |
2. |
1. Изготовление книжки по сказке «Колобок» 2. Беседа «Незнакомые люди». 3. Моделирование ситуаций с заданным сюжетом |
Совместный проект дети, педагоги, родители «Как избежать неприятностей» |
|
3. |
1. Рассматривание иллюстраций. 2. Чтение «Опасное угощение» Усачев. A.А. 3.Моделирование ситуаций с неоконченным сюжетом. |
Спортивный праздник «Спортивная семья» |
|
4. |
Обобщение пройденного материала. |
|
5 направление «Среди людей» (продолжение).
Месяц |
Неделя |
Методы и приемы работы с детьми |
Работа с родителями |
М А Й |
2. |
1. Беседа «Звонят - не открывайте». 2. Диафильм «Волк и семеро козлят». 3. Чтение «Звонят! Откроите дверь?» И.Усачев, «Не пускайте дядю в дом, если дядя незнаком» И.Усачев. 4. Моделирование ситуаций. |
|
3. |
1. Беседа «Ядовитые растения». 2. Д/и «Съедобное - несъедобное», «Собери картинку». 3. Танец Мухоморов. |
Оформить ширму «Ядовитые грибы». |
|
4. |
Обобщение пройденного материала. |
|