Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта»

Автор:
Серова Ольга Александровна

Аннотация:

 «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта».

 

Учитель-дефектолог Серова Ольга Александровна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 86 «Ладушки»

г. Вологда

 

Проблеме безопасности детей в последнее время уделяется серьёзное значение. Это прописано практически во всех программах воспитания и обучения, в Федеральных государственных стандартах.

Особую тревогу в плане безопасности  вызывают дети с нарушениями в интеллектуальном развитии, так как являются наиболее незащищённым звеном нашего общества. Основной акцент в работе с детьми с проблемами в развитии делается на их социальную адаптацию. Одной из составных частей социальной ориентации является обучение детей навыкам безопасного поведения.

Поэтому, чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие дошкольнику планомерно накапливать навыки безопасного поведения в быту.

Цель - формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта.

Задачи:

-сформулировать задачи по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта,

-разработать направления деятельности по формированию навыков безопасного поведения.

Практическое значение: показать педагогическому сообществу актуальность данной проблемы и пути реализации задач по формированию навыков безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 86 «Ладушки»

 г. Вологда

 

Из опыта работы учителя – дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта

Серовой Ольги Александровны.

по теме:

«Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью»

 

   В г.Вологда функционирует МДОУ Детский сад комбинированного вида № 86 «Ладушки». В саду 9 групп, из них 5-массовые и 4 группы - специализированные (компенсирующие группы для детей с нарушением интеллекта).

Основной акцент в работе с детьми с проблемами в развитии делается на их социальную адаптацию. Одной из составных частей социальной ориентации является обучение детей навыкам безопасного поведения.

  Знакомство с окружающим миром ребенок начинает с ограниченного пространства, где каждый его шаг контролирует мама. Но чем дальше, тем этот мир становится шире, и не всегда находится рядом оберегающий взрослый. Ребенок - существо ищущее, он познает мир через собственное восприятие, чувственный опыт, который не всегда бывает положительным в плане безопасности. А как известно, незнание и неумение вести себя в различных непредвиденных ситуациях, игры с опасными предметами зачастую приводят к негативным последствиям.  Детей необходимо учить навыкам безопасного по­ведения и наиболее благоприятный в этом плане - дошкольный возраст.

   Особую тревогу в плане безопасности  вызывают дети с нарушениями в интеллектуальном развитии. Для этих детей характерно позднее развитие, нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. А так же  в силу своей наивности и доверчивости они  являются наиболее уязвимым и незащищенным  звеном нашего общества.

Поэтому, чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие дошкольнику планомерно накапливать навыки безопасного поведения в быту.

 

Перспективное планирование

         1 направление «Я и мое здоровье»

Цель: формировать представление о принадлежности к человеческому роду. Учить заботиться о своем организме, соблюдать правила личной гигиены.

Месяц

Неделя

Методы и приемы работы с детьми

Работа с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

1. Беседа «Я - человек».

2. Д/и «Куда села бабочка», «Одень куклу», «Узнай по описанию», «Собери человечка».

3. Лепка «Человечек».

4. Рисование «Ручки, ножки, огуречик - получился человечек».

5. Рассматривание себя и друг друга в зеркало.

6. Рассматривание фотографий.

7. Разучивание песни «Человечек».

1. Анкетиро­вание родителей.

2. Консуль­тация врача – педиатра:

«Будем здоровы!»

3.Совместный праздник с сотрудниками ДПС

2.

1. Беседа «Здоровье - главное».

2. Чтение Чуковский К. «Айболит», Ивенин В. «Слово врача».

3. Экскурсия в медицинский кабинет.

4. С/р. игры «Кукла Катя заболела», «На приеме у врача».

3. Стенд «Гигиена ребенка».

4. Индивидуальные консультации по теме «Гигиена

ребенка»

3.

1. Беседы: «Где живут микробы», «Про мыло и полотенце».

2. Чтение: Чуковский К. «Мойдодыр», «Федорино горе»; «Ах ты, девочка чумазая» Барто А.

3. Рисование «Я микробов нарисую».

4. Д/и «Мое - чужое».

5. Пускание мыльных пузырей.

6. Разучивание «Песенки микробов»

5. Схема мытья рук.

 

4.

Обобщение пройденного материала.

 

 

2 направление «Наши помощники»

Цель: дать детям основные представления о строении человеческого тела, функциях некоторых органов. Формировать привычку заботиться о своем организме.

Месяц

Неделя

Методы и приемы работы с детьми

Работа с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1.

1 .Беседа «Я учусь себя беречь».

2. Чтение «5 помощников» Голебоме М.

3. Рассматривание иллюстраций с изображением человека.

Рекомендации:

1. «Гимнастика

для глаз».

2.

1. Беседа «Глаз - алмаз».

2. Чтение Орлова Н. «Береги свои глаза».

3. Д/и «Опасные для глаз предметы», «Что изменилось».

4. П/и «Жмурки».

5. Рассматривание предметов через цветные стеклышки, увеличительное стекло.

6. Рассматривание глаз друг друга, у кукол.

7. Разучивание «Гимнастика для глаз».

2.«Как сохранить зрение».

3.

1.Беседа «Носики - курносики сопят».

2. Чтение «Зачем носик малышам?» Прокопович Ю., «Мой замечательный нос» Мошковская Э.

3. Д/и «Узнай по запаху», «Опасные предметы».

4. Рисование «Я всегда беру с собой свой платочек носовой».

5. Упражнение «Учимся правильно пользоваться носовым платком».

6. Разучивание дыхательной гимнастики.

3.«Дыхательная

гимнастика».

 

 

Выступление врача – педиатра на родительском собрании «Вакцинопрофилакти-ка».

 

4.

Обобщение пройденного материала.

 

 

2 направление «Наши помощники»

(продолжение).

Месяц

Неделя

Методы и формы работы с детьми

Работа с родителями

 

 

 

 

 

 

 

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1.

1. Беседа «Ушки на макушке».

2. Д/и «Кто позвал?», «Что услышал?», «Тихо - громко», «Узнай по звуку».

3. Гимнастика для ушей.

Рекомендации:

1.«Гимнастика

для ушей».

2.

1. Беседа «Чтоб смеялся роток и кусался зубок».

2. Чтение «Робин - Бобин» Чуковский К. «Как у крокодила зубы заболели».

3. Д/и «Вредная - полезная для зубов еда».

4. Упражнение «Чистим зубы».

2.«Схема чистки зубов».

3.

1. Беседа «Наша кожа, наши косточки».

2. Д/и «Определи на ощупь», «Опасности для костей и кожи».

3. Инсценировка В. Лунин

 «Сучок на тропинке»

4. Рассматривание себя в зеркале при выполнении различных движений.

Консультация медсестры

«Профилактика сколиоза».

4.

Обобщение пройденного материала.

 

 

3 направление «Мир предметов».

Цель: познакомить детей с опасными предметами, которыми им категорически запрещено пользоваться, и предметами, с которыми нужно пользоваться осторожно; познакомить с источниками опасности дома и экстремальными ситуациями в быту, научить правильному поведению в них.

Месяц

Неделя

Методы и формы работы с детьми

Работа с

родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1.

1. Беседа «Опасные предметы дома».

2. Чтение «Разгром» Успенский Э. 3. Рассматривание иллюстраций в тетради «Твоя безопасность», в альбоме «Опасные предметы».

4. Совместное изготовление карточек для д/игры «Нельзя, можно, осторожно».

 Ширма «Это надо знать родителям».

 

2.

1. Беседа «Незнакомые предметы и вещи».

2. Моделирование проблемных ситуаций.

3. Чтение «Об электроприборах»

Бурлева З.В.

Памятка для родителей

«Зона

безопасности».

3.

1. Беседа «Добрый и злой огонь».

2. Мультфильмы «Путаница» К.Чуковский, «Кошкин дом» С. Маршак, чтение «Новый год» Бурлева З.В.

3. П/и «Огонь, нас не тронь», «Пожарные на учении».

4. Беседа «Как вести себя при пожаре».

5. Моделирование ситуаций.

Консультация «Шалость детей с огнем».

 

4.

Обобщение пройденного материала.

Консультация «Меры по

предупреждению пожаров».

 

3 направление «МИР ПРЕДМЕТОВ» (продолжение)

Месяц

Неделя

Методы и приемы работы с детьми

Работа с родителями

Я

Н

В

А

Р

Ь

 

 

2

1. Беседа «Острые, опасные

предметы».

2. Д/и «Опасен - безопасен» (по типу

«Съедобное — несъедобное»).

3. Упражнения в пользовании острыми

предметами.

Беседа «Здоровый образ жизни»

3

1. Беседа «Службы спасения».

2. Д/и «Исправь Незнайку», «Чей телефон».

3. С/р игра «Вызовем врача кукле Маше».

4. Чтение Л. Зильберг «01», «02», «03».

5. Моделирование ситуаций (вызов

специальных служб).

Консультация

«Порядок

вызова

специальных служб».

4

 

Обобщение пройденного материала

 

Консультация психолога «Психологическое здоровье ребёнка»

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 4 направление «За порогом дома»

Цель: познакомить детей с опасными предметами, явлениями, ситуациями, в которых они могут оказаться на улице. Научить адекватному поведению в этих ситуациях.

Месяц

Неделя

Методы и формы работы с детьми

Работа с родителями

 

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1

1. Беседа «Игры во дворе».

2. Д/и «Опасен - безопасен».

3. Чтение «Азбука безопасности» Иванов. А.

Выступление инспектора ДПС на родительском собрании.

2.

1.Чтение «Милиционер» Носов. Н

2. Беседа «Если я потерялся», «Мой адрес».

Учить домашний адрес, рисование своего дома вместе с ребенком.

3.

1. Беседа «Правила дорожного движения».

2. Целевые прогулки: «Познакомьтесь, светофор», «Что такое проезжая часть».

3. Чтение «Бездельник светофор» Михалков.

4. Рассматривание иллюстраций с проблемными ситуациями.

Информация для родителей:

1. Статистика ДТП.

2. «Научите детей».

Экскурсия «Наш помощник светофор»

4.

Обобщение пройденного материала.

 

4 направление «За порогом дома» (продолжение).

Месяц

Неделя

Методы и приемы работы с детьми

Работа с родителями

М

А

Р

Т

2

1. Беседа «Поведение в транспорте».

2. С/р игра «Поездка в троллейбусе».

3. Обсуждение проблемных ситуаций с использованием иллюстраций.

Консультация «Безопасность в общественном транспорте».

3.

1. Беседа «Не дразните собак».

2. Чтение «Щенок» А.Барто, «Бобик в гостях у Барбоса» Н.Носов.

Консультация «Безопасность при обращении с животными».

4.

Обобщение пройденного материала

Рекомендации «Наш путь в детский сад».

   

 

    5 направление «Среди людей»

Цель: познакомить детей с опасностью контактов с незнакомыми людьми, с частым несовпадением приятной внешности и «добрых» намерений.

Месяц

Неделя

Методы и формы работы с детьми

Работа с родителями

А

П

Р

Е

Л

Ь

1.

1. Беседа «Если ты гуляешь один».

2. Чтение  С. Маршак «Котауси и Мауси», «Сказка о глупом мышонке».

3. Театр ложек «Красная Шапочка».

Консультация «Личная

безопасность на улице».

2.

1. Изготовление книжки по сказке «Колобок»

2. Беседа «Незнакомые люди».

3. Моделирование ситуаций с заданным сюжетом

Совместный проект  дети, педагоги, родители «Как избежать неприятностей»

3.

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Чтение «Опасное угощение»

Усачев. A.А.

3.Моделирование ситуаций с неоконченным сюжетом.

Спортивный праздник

«Спортивная семья»

4.

Обобщение пройденного материала.

 

 

5 направление «Среди людей» (продолжение).

Месяц

Неделя

Методы и приемы работы с детьми

Работа с родителями

 

 

М

А

Й

2.

1. Беседа «Звонят - не открывайте».

2. Диафильм «Волк и семеро козлят».

3. Чтение «Звонят! Откроите дверь?» И.Усачев,  «Не пускайте дядю в дом, если дядя незнаком» И.Усачев.

4. Моделирование ситуаций.

 

3.

1. Беседа «Ядовитые растения».

2. Д/и «Съедобное - несъедобное», «Собери картинку».

3. Танец Мухоморов.

Оформить ширму «Ядовитые

грибы».

4.

Обобщение пройденного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010