Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Использование спортивных тренажеров в процессе формирования двигательных качеств детей с нарушением слуха в условиях специальных дошкольных учреждениях 1-2 вида.

Автор:
Кальметова Надежда Никифоровна

Аннотация:

В статье излагаются актуальные проблемы физического воспитания детей с нарушением слуха, так как в настоящее время значительно возросло количество детей с ухудшенным здоровьем, появилось больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки.
Автор Кальметова Надежда Никифоровна раскрывает в статье взаимосвязь двигательных умений и двигательных качеств, описывает характерные особенности развития у детей с нарушением слуха быстроты, ловкости, силы, выносливости. Излагает основные проблемы поражения функции слухового анализатора, которые приводят к це¬лому ряду вторичных отклонений, что сказыва¬ется на процессе овладения двигатель¬ными навыками у детей с нарушением слуха. Для физического развития таких детей характерны сниженные антропометрические показатели, нарушение осанки, уплощение стоп. Наблюдается также, низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей).
Анализируя результаты диагностики двигательных качеств детей, автор констатирует низкий уровень развития физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости). В частности, у детей понижена быстрота реакция на сигнал, нарушена координация движений, недостаточная сила рук и ног, дети не способны длительно выполнять физические упражнения. В статье рассматриваются эффективные пути формирования двигательных качеств воспитанников ДОУ, работа по созданию оптимальных условий для их развития.
Практический опыт работы с детьми с помощью детских спортивных тренажеров «Гребля», «Велосипед», «Бегущая по волнам», «Беговая дорожка», «Штанга» позволяет проводить работу на развитие детей выносливости и координационных способностей, укрепления мышц ног, рук, спины. Автор в статье раскрывает основные принципы работы: учет индивидуальных показателей физического развития детей, особенностей и уровня развития их двигательных качеств, рекомендации врачей.
Методические рекомендации, данные в статье, помогут правильно и эффективно организовать коррекционные занятия с детьми с помощью тренажеров, быстрее и лучше освоить детям разнообразные двигательные умения, комплексно развивать физические качества.

Статья:

Физическое воспитание детей с нарушением слуха, направлено на укрепление их здоровья, правильное физическое развитие, своевременное формирование двигательных навыков, основных двигательных качеств. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма (сердечно - сосудистой, дыхательной, мышечной и пр.) Кроме этого, правильно организованное физическое воспитание не только оказывает положительное влияние на физическое и моторное развитие, но и создает благоприятные условия для гармоничного развития личности детей[2].

 

      Двигательные умения тесно связаны с двигательными  качествами, основными из которых являются быстрота, ловкость, сила, выносливость. Связь это взаимообусловлена. По мнению М.А. Руновой чем шире, богаче арсенал движений, тем  легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности. Развитие умения действовать экономно, проявляя необходимый в конкретных условиях уровень быстроты, ловкости, силы, выносливости, повышают физическую работоспособность, адаптационные возможности детей. Таким образом, гармонично развитые двигательные качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности при меняющихся условиях среды, способствуют проявлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания[1].

 

      В настоящее время значительно возросло количество детей с ухудшенным здоровьем, появляется больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Этот перечень можно было продолжать еще очень долго. Причем сложившийся ситуации множество, но одна из основных - малоподвижный образ жизни. Двигательная активность относится к основным факторам, определяющим протекание обменных процессов, состояние костной, мышечной и сердечно- сосудистой систем. Она неразрывно связана с физическим, психическим и социальным здоровьем.

 

      Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к це­лому ряду вторичных отклонений, что сказыва­ется на процессе овладения двигатель­ными навыками у детей с нарушением слуха. Недостатки моторики часто проявляются как в задержке сроков формирования основных движений, замедленности овладения двигательными навыками, так и в неловкости, неточности, напряжении и др., что обусловлено трудностями  выполнения отдель­ных движений, замедленной скорости сохранения статистического и дина­мического равновесия, относительно низким уровнем  развития ориентировки в пространстве, координации, патологическим нарушением тонуса мышц[3]. Для физического развития таких детей характерны сниженные антропометрические показатели, нарушение осанки, уплощение стоп. Наблюдается также, низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой  выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей);  

 

Диагностика  двигательных качеств детей ДОУ № 26 показала,  что наблюдается низкий уровень развития физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости).  У детей понижена  быстрота реакция на сигнал, нарушена координация движений, недостаточная сила рук и ног, дети не способны длительно выполнять физические упражнения. Отсюда, особую актуальность приобретает поиск эффективных путей формирования двигательных качеств воспитанников ДОУ, создание оптимальных условий для их развития.

 

Для реализации поставленных задач, нами были   приобретены  детские спортивные тренажеры: «Гребля», «Велосипед»,  «Бегущая по волнам»,  «Беговая дорожка», «Штанга» фирмы-изготовителя «Акконит». Работа на тренажерах была направлена на развитие выносливости и координационных способностей, укрепления мышц ног, рук, спины,  Современные тренажеры, имеют яркую и привлекательную окраску, статичны, удобны в использовании, отвечают гигиеническим требованиям. Они достаточно просты и удобны в обращении для детей. Все это явилось  мощным стимулом, побуждающим детей к двигательной активности. 

 

      Организуя  занятия с тренажерами, мы придерживались следующих принципов: учет индивидуальных показателей физического развития детей, особенностей и уровня развития их двигательных качеств, рекомендации врачей. Кроме этого, учитывался личный интерес и потребности  каждого ребенка. Большое внимание обращалось на создание условий, которые обеспечивали оздоровительную направленность занятий на тренажерах:

  1. Тренирующая нагрузка. Занятия на тренажерах с детьми  должны оказывать тренирующее воздействие на организм ребенка. Но использовать необходимо только физические нагрузки, адекватные возрастным возможностям.
  2. Аэробный эффект. Аэробные возможности являются физиологической основой общей выносливости и физической работоспособности.
  3. Восстанавливающие упражнения. После интенсивных движений были предусмотрены паузы для восстановления пульса до исходного уровня. Только после того, как пульс придет в норму, можно предложить детям другие виды упражнений.
  4. Упражнения на координацию движений. Они развивают координационные механизмы нервной системы, способствуют психическому развитию, поэтому являются обязательным компонентом .
  5. Эмоциональная разрядка. При работе на тренажерах дети испытывали  эмоциональное напряжение, поэтому создавались ситуации, способствующие эмоциональной разрядке.

 

Тренажеры активно использовались педагогами на физкультурных занятиях,  в утренней гимнастике и в свободное время. Занятия на тренажерах проводились индивидуально или в группе не более 5 человек. Это позволило  быстрее и лучше освоить разнообразные двигательные умения, комплексно развивать физические качества. Наблюдая за детьми, было выявлено, что занятия на  тренажерах оказывали  положительное эмоциональное  воздействие на организм ребенка,   укрепляли разные группы мышц и весь организм в целом. Кроме этого, значительно повышалась активность и самостоятельность в двигательной деятельности ребёнка, тем самым  создавался   стойкий интерес к физкультурной деятельности. Работая на тренажёрах дети  сами  научились контролировать свои действия и следить за своим самочувствием. Наряду с этим, в процессе тренировок развивались разнообразные  способы общения со сверстниками. 

    Таким образом, можно сделать вывод, что активное использование детских спортивных тренажеров способствует развитию  координационных и скоростно-силовых качеств детей с нарушением слуха.

 

  Литературы

  1. « Тренажер – мой друг» М.Рунова « Дошкольное воспитание -2008. № №7,8
  2. Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитания и обучения глухих детей» Л.П. Носковой, Л.А. Головчиц., Шматко Н.Д. -Москва,  Просвещение, 1991 
  3. Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитания и обучения слабослышащих  детей» Л.П. Носковой, Л.А. Головчиц., Шматко Н.Д. -Москва,   Просвещение, 1991 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010