Автор:
Образцова Елена Васильевна
Смотрим и видим. Система занятий по развитию зрительного восприятия и стимуляции познавательной активности у старших дошкольников с нарушением зрения
В статье представлена система коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия и стимуляции познавательной активности у старших дошкольников с нарушением зрения. Работа по развитию зрительного восприятия – основное направление коррекционно-развивающего процесса в группах для детей с нарушениями зрения, так как «Высокий уровень сформированности межфункциональных отношений зрительного восприятия…- важное условие, обеспечивающее учебную деятельность детей с нормальным и нарушенным зрением» (Л.П.Григорьева).
Представленная система занятий построена на основе коррекционно-развивающей программы для дошкольников с нарушением зрения «Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром» под редакцией В.А. Феоктистовой. Структурно каждое занятие состоит из 3 частей:
1.Формирование сенсорных эталонов.
2.Развитие предметности восприятия
3.Развитие анализирующих свойств зрительного восприятия.
Основной методический прием, используемый в данном практическом пособии – дидактическая игра и дидактическое упражнение, что позволяет реализовать важный принцип успешности в коррекционной работе – принцип деятельности. В пособии имеются ссылки на практические авторские разработки, которые можно использовать в качестве наглядного и игрового материала. Занятия представлены в тематической последовательности в соответствии с изучаемым материалом на других занятиях. Данный практический материал может быть интересен и педагогам, работающим с дошкольниками, имеющими задержку психического развития. Известна тесная связь восприятия с другими психическими функциями (внимание, память, мышление). Через развитие умения организовать свою перцептивную деятельность, обнаружить и различить информационные признаки, сформировать образ объекта, можно влиять и на развитие более сложных познавательных процессов.
Е.В. Образцова
Статья: