Авторы:
Городинская Людмила Валерьевна
Чепурных Наталья Николаевна
Аннотация к конспекту итогового занятия с детьми старшей и подготовительной к школе группы « В гости к осени».
Авторы: учитель-дефектолог (тифлопедагог) высшей квалификационной категорииН.Н.Чепурных; учитель-дефектолог (тифлопедагог) первой квалификационной категорииЛ.В.Городинская.
Данное занятие составлено в соответствии с Федеральными государственными требованиями на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Содержание и материал занятия адаптированы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занятие позволяет обобщить и закрепить знания детей по изученным темам. Учит детей практически применять полученные знания в изменившейся ситуации.
Занятие носит комплексный интегрированный характер.
Занятие может быть полезно практическим педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений всех видов.
___________ Л.В.Городинская
__________ Н.Н.Чепурных
Статья:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад IV вида №5 «Хрусталик» города Кирова
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
«В ГОСТИ К ОСЕНИ»
Учитель-дефектолог (тифлопедагог)
высшей квалификационной категории
Н.Н.Чепурных
Учитель-дефектолог (тифлопедагог)
первой квалификационной категории
Л.В.Городинская
Киров
2013
Основная образовательная область: «Познание».
Интегрируемые образовательные области: «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация».
Цель: обобщить и систематизировать знания и представления детей с ОВЗ об осени.
Задачи:
- образовательные
- закреплять знания детей с ОВЗ об осени как времени года (признаках осени), последовательности времён года;
- развивать умение классифицировать и обобщать: овощи, фрукты, грибы, ягоды, деревья;
- уточнить представления детей о лиственных деревьях;
- совершенствовать умение детей воспринимать сюжетные изображения
- коррекционно-развивающие
- развивать психические процессы, активизировать речь детей с ОВЗ;
- развивать и корригировать зрительные функции (локализация, прослеживание, цветоразличение), зрительно-поисковую реакцию на окружающие предметы;
- активизировать познавательную деятельность детей с подключением сохранных анализаторов
- воспитательные
- воспитывать умение детей взаимодействовать друг с другом при решении познавательной задачи;
- воспитывать умение слушать и слышать педагога, при выполнении задания действовать по инструкции.
Оформление зала: «осенний лес», «тучки с дождиком», на полу лежат осенние листья, стоит ваза с ветками, корзинка с урожаем овощей; мультимедийная заставка осеннего пейзажа.
В заставке звучит музыка Вивальди «Осень». Дети входят в зал, садятся на стулья.
Музыка заканчивается.
Загадка.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я…(осень).
Тифлопедагог. Совсем скоро мы попрощаемся с осенью и будем встречать зиму. Сегодня мы предлагаем вам вспомнить, какие дары принесла нам осень, и чем она отличается от других времен года.
Тифлопедагог. Осень оставила нам свои приметы. Ваша задача: отгадать загадку и найти примету осени.
Загадка.
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет (времена года).
Тифлопедагог. Давайте найдем примету.
Находят примету: ветки в вазе (весенняя ветка с почками, ветка с листьями, ветка рябины).Выясняют, какой ветки не хватает(зимней), как она выглядит (голая, покрытая инеем).
Тифлопедагог. Молодцы, дети, нашли примету. А сейчас игра «Найди приметы осени».
- Найди приметы осени (для детей старшей группы).
(На столе на подставках картинки с изображением примет осени, зимы, весны, лета. По очереди приглашаются дети, которые берут нужную картинку, прикрепляют ее на мольберт, называют примету осени. Проверяется правильность выполнения задания).Материал: мольберт, стол, подставки, картинки с приметами осени, магниты.
- «Расставьте по порядку времена года» или «Живые картинки»
(для детей подготовительной группы). Рис.1.
(Детям подготовительной группы предлагается поиграть в «живые картинки», расставить по порядку времена года, начиная с осени (лета, зимы, весны). Тифлопедагог: «А сейчас мы выстроим времена года, начиная с весны»). Материал: иллюстрации с изображением времен года. Картинки перевернуты обратной стороной.
Тифлопедагог. Молодцы, вы хорошо знаете последовательность времен года и приметы осени.
А сейчас следующая загадка и примета.
Что весною мы сажали, потом летом поливали.
Все, что осенью на грядках поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай наш осенний (урожай)!
Тифлопедагог.Кто же нашел примету? (корзинку с овощами, фруктами – лимон, яблоко, апельсин, помидор, лук, чеснок, картофель, редька). Приглашаются по очереди дети из обеих групп. Ставится дерево (сад), на пол кладется ткань (огород).
Задание:
- Определить на вкус, что это? Овощ? Фрукт? Найти его на ощупь в корзинке и отнести соответственно в сад или огород. Материал: на блюдце морковь, помидор, яблоко на вилочках.
- Определить по запаху, что это? Овощ? Фрукт? Найти его на ощупь в корзинке и отнести соответственно в сад или огород. Материал: чеснок, апельсин, лимон.
ЭЛЕКТРОННАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА ТЕМУ «ОСЕНЬ»
Тифлопедагог. Следующая загадка и примета.
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Находят примету (листья на полу).
Задание:
1. Подбери лист к дереву (для детей старшей группы).Материал: картинки с изображением деревьев: дуба, березы, клена, рябины; предметные картинки с изображением листьев; мольберт, магниты.
2. Фишками одного цвета отметь одинаковые листья, т.е. листья с одного дерева (для детей подготовительной группы).
Дети старшего возраста на мольберте прикрепляют листья возле соответствующего дерева.
Дети подготовительной группы магнитными фишками одного цвета отмечают листья,
н-р: красными фишками – листья дуба, желтыми – листья березы и т.д.Материал:иллюстрации с силуэтным изображением листьев; фишки-магниты, мольберт.
Тифлопедагог. Фишками какого цвета ты отметил листья клена? Дуба?
Назовите листья по образцу:
Листья клена – кленовые
Листья дуба –
Листья березы –
Листья рябины –
Листья липы –
Во время выполнения заданий с остальными детьми проводится игра
«4 лишний»:
-баклажан, помидор, лимон, кабачок
-боровик, мухомор, рыжик, подберезовик
-клубника, арбуз, клюква, яблоко;
«Назови 1 словом»:
-голубика, брусника, черника, ежевика – лесные ягоды
-тыква, чеснок, лук, капуста - овощи
-банан, груша, лимон, яблоко – фрукты.
Тифлопедагог. Следующая загадка и примета осени.
Поглядите, поглядите –
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить?
Не ответишь - подождем,
Отгадаешь под…(дождем).
Задание:
- Подбери к каждому облачку капельки: на столе (для детей старшей группы). Материал: плоскостные изображения тучек и капелек в оттенках синего цвета.
Тифлопедагог. Назови, какого оттенка тучки и капельки (темно-синий, светлее, еще светлее, самый светлый).
- Подбери к каждому облачку капельки: на компьютере (для детей подготовительной группы). Материал: ноутбук. Рис.2.
Тифлопедагог. Молодцы! Вы нашли все приметы осени, и она дарит вам подарки (яблоки на подносах).
Чтение ребенком стихотворения об осени.
Рис. 1
Рис.2