Автор:
Вирина Надежда Валентиновна
Аннотация
мероприятия «Клуб зимующих птиц»
тифлопедагог: Вирина Надежда Валентиновна
На данном мероприятии закрепляются представления детей по теме «Зимующие птицы». Материал закрепляется в рамках сюжетно-ролевой игры. Формирование целостного восприятия объектов, правильного восприятия пространства, развитие зрительно-двигательной координации, развитие любознательности и воображения происходит через развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
Мероприятие предназначено для детей подготовительной группы. При планировании учтены диагнозы, острота зрения, этапы лечения, уровень познавательного развития детей.
Статья:
МБОУ «СОШ№2 г.Вельска
структурное подразделение
«Детский сад №6 «Искорка»
учитель-дефектолог
(тифлопедагог)
Вирина Надежда Валентиновна
г.Вельск Архангельской области
конспект мероприятия
«Клуб зимующих птиц»
Цель: развитие зрительного восприятия через закрепление представлений о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно- развивающие:
1. Развивать свойства восприятия детальность и целостность.
2. Развивать слуховое восприятие.
3. Развивать зрительные функции: цветовосприятие, острота зрения,
прослеживающая функция.
4. Развивать зрительно-двигательную координацию.
5. Развивать воображение и любознательность.
Коррекционно- образовательные:
1. Закреплять, уточнять представления детей о зимующих птицах, обитающих около жилья человека и в лесу.
2. Упражнять в умении:
- употреблять в речи пространственные предлоги за, перед
- образовывать глаголы с приставками.
3. Закреплять умение определять пространственное положение объектов
с помощью схемы.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать чувство коллективизма.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
3. Воспитывать любовь к природе.
1.- Сегодня, дети, мы с вами превратимся в зимующих птиц.
-Каждый из вас превратится в птицу тогда, когда отгадает, оперению какой птицы подходят цвета, которые я покажу.
Показываю бейджик, который составлен из цветов оперения
воробья.
-Посмотрите, оперению какой птицы подходят эти цвета?
Дети узнают воробья, одеваю на 1 ребенка бейджик и шапочку с
изображением воробья.
-Эти цвета чьего оперения? (Синицы)
Одеваю также на ребенка бейджик и шапочку с изображением
синицы. (То же для остальных птиц).
-А эти цвета чьему оперению соответствуют? (Свиристеля).
-А чье может быть оперение вот таких цветов? (Снегиря).
-Про эти цвета что скажете? (Сороки)
Одеваю себе бейджик и шапочку.
- Молодцы, правильно отгадали всех птиц.
-Внимание! Сегодня возобновляет свою работу «Клуб зимующих птиц». Его ведущая я, сорока.
-К нам поступила заявка от наших друзей о принятии их в члены клуба. Кто это – узнаем, когда попадем в зал заседаний клуба.
2. –По традиции в зал заседаний мы должны «перелететь» в строгом порядке, определить который нам поможет схема. Посмотрите, вот она.
Показываю схему с изображением отличительных черт каждой птицы.
-Скажите, кто должен «лететь» первым? Почему? (Сорока, потому что длинный клюв)
-А это кто? (Свиристель.)
-Как догадались? (На схеме нарисован хохолок).
-Где его место по отношению к сороке? (За сорокой)
-Дальше кто? (Воробей.)
-Почему вы так решили? (Нарисованы коричневый и серый цвета.)
-Где место воробья? (Место воробья за свиристелем.)
-Кто же дальше? (Синица)
-Почему это синица? (У синицы тонкий клюв).
-Следующий кто? (Снегирь.)
-Докажите. ( Нарисован толстый клюв).
- Где «полетит» снегирь? (Снегирь полетит за синицей).
-Где ее место на схеме? ( Ее место за воробьем).
-Встаньте так, как показывает схема.
-«Синица», по отношению к снегирю ты где «полетишь»? (Перед снегирем).
- А ты, «воробей», по отношению к синице? (Перед синицей)
- А «свиристель»? (Перед воробьем)
-А где место «сороки»? (Перед свиристелем)
- Мы нашли место каждой птице. Готовы? «Полетели».
3. –Уважаемые «птицы», мы в зале заседаний. Перед вами изображения птиц, которые подали заявки. Чтобы принять этих птиц в члены клуба, мы должны с ними поближе познакомиться.
-Назовите, пожалуйста, этих птиц. (Сова, филин, тетерев, глухарь, клест, дятел)
-Где они обитают? (В лесу)
- Как их можно назвать? (Лесные зимующие птицы).
-В отличии от этих птиц , где мы с вами обитаем? (Около жилища человека).
- На какие две группы можно разделить зимующих птиц? (Птицы, обитающие около жилья
и лесные птицы)
-Какие птицы похожи между собой? (Сова и филин, тетерев и глухарь).
-Чем похожи сова и филин? (Дети называют схожие части тела).
-Чем отличаются? ( Называются различия в строении тела).
-Что общего у глухаря и тетерева?
-Чем они не похожи?
-Обведите у каждой птицы ту часть тела, которая отличает ее от других птиц.
Дети обводят через кальку отличающиеся
части тела птиц.
-Что обвел «свиристель» у тетерева? (Гребешок и хвост, который загибается вниз в разные стороны).
-«Воробей», что отличает от других птиц глухаря? (Бородка и хвост веером).
- А чем отличается от других птиц филин? ( У филина есть ушки).
-Что обвел «снегирь» у совы? (Круглую большую голову).
- «Синица», что особенного есть у клеста? (У клеста клюв крестиком).
-Чем интересен дятел? (Мощным длинным клювом).
-Благодарю вас, «птицы» за внимательное знакомство с нашими лесными
друзьями.
4. –Дорогие друзья, настало время сделать перерыв. Я предлагаю вам
понаблюдать за полетом сороки. Глаза внимательно должны следить за
птицей, а вы должны называть ее действия.
-Сорока вверх (Что сделала?)- взлетела
К вам (Что сделала?) – подлетела
От вас …отлетела –
К «дереву» (Что сделала?) – прилетела
От вас на цветы … перелетела
В домик (Что сделала?) – залетела
Из домика (Что сделала?) – вылетела
До своих друзей… долетела.
5. –Уважаемые птицы, мы с вами должны рассмотреть вопрос о питании наших лесных друзей. Посмотрите, на «ковроплане» (ковролин) «высветились» карточки с изображением пищи этих птиц. Что изображено на верхней карточке? (Шишки и семена)
-Как вы думаете, чья это пища? (Клеста).
-Проверим, пройдя глазами по отходящей от карточки дорожки, правильный ли у нас ответ. (Один ребенок ведет указкой по цветной ленте, соединяющей карточку и изображение птицы, остальные прослеживают глазами движение указки)
Так же дети работают с остальными 4 карточками,
соединенными разноцветными лентами с изображениями птиц.
6. –Уважаемые птицы! Произошла непредвиденная ситуация. Служащие
клуба заносили в картотеку клуба птиц, с которыми мы знакомимся.
Неожиданно произошел сбой в работе компьютера и в изображениях птиц
сместились клювы. Срочно нужна ваша помощь. Я прошу вас «перелететь» в
компьютерный зал.
-На «мониторах» ( наклонные подставки) находятся изображения птиц
(силуэты). Подберите соответствующие им клювы и совместите
изображения.
Дети находят прозрачные пленки с изображенными на них
силуэтами клювов и накладывают на силуэт птицы.
- Какой клюв подошел клесту? (Клесту подошел клюв крестом).
- На что похож клюв у филина? ( Клюв филина похож на крючок).
- Какой клюв у глухаря? (У глухаря короткий толстый клюв).
-А что вы скажете про клюв у совы? ( Он похож на клюв филина, но меньше).
- Про клюв дятла мы уже говорили, - он какой? (Длинный, мощный),
-Опишите клюв тетерева. (Он похож на клюв глухаря, но более вытянут и сильнее
загибается).
-Спасибо вам за помощь, вы все сделали правильно.
7. –Дорогие птицы! Я приглашаю вас послушать голоса наших знакомых птиц.
«Птицы» рассаживаются перед экраном телевизора, на нем
появляется изображение птицы, дети называют ее,
звучит голос этой птицы.
8. –Мы славно с вами потрудились, внимательно познакомились с птицами.
- Согласны ли вы принять наших лесных друзей в члены «Клуба зимующих птиц»?
(Конечно, согласны)
-Хорошо. Служащие клуба отправят им приглашение.
-Позвольте мне вручить вам эмблему нашего клуба. Что на ней изображено?
( На ней изображена птица на снежинке).
-По нашей традиции каждый член клуба доделывает эмблему сам. Ее
необходимо раскрасить так, чтобы птица была перед снежинкой. Где тогда
будет снежинка? (За птицей)
«Сорока» раздает эмблемы «птицам».
-Я буду рада видеть вас на следующем заседании клуба, которое состоится в
ближайший четверг. Жду вас с эмблемами. Заседание клуба закончено.
- Превращаемся в детей. Повернулись вокруг себя, вот вы и в детском саду.